Исследователи СПбГУ зафиксировали рекордный рост предпринимательских намерений среди россиян
Ко Дню предпринимателя, который в России отмечается ежегодно 26 мая, эксперты Высшей школы менеджмента СПбГУ представили данные мониторинга предпринимательской активности — 2022/2023. Результат масштабного опроса россиян показал, что 29,9 % респондентов хотят открыть свое дело, — это рекордный показатель за все время наблюдения (с 2006 года).
В анкетировании приняли участие более 2000 респондентов — трудоспособные жители России в возрасте от 18 до 64 лет.
Мишустин поручил сформировать единый реестр мер поддержки МСП
Как отмечают исследователи, наибольший уровень предпринимательских намерений в предыдущие годы был в 2019 году, но тогда этот показатель составил 14 %. В 2021 году всего 12,4 % россиян интересовались бизнесом, однако за год предпринимательский интерес вырос более чем в два раза — до 29,9 %.
Предпринимательские намерения — это готовность людей создать новую компанию, открыть свое ИП или стать самозанятым в ближайшие три года. Конечно, далеко не все реализуют планы, но понимание того, что лежит в их основе, — важнейшая ступень в прогнозировании бизнес-активности в стране.
Ольга Верховская, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ, руководитель проекта «Мониторинг предпринимательской активности. Россия 2022/2023»
Еще одно важное изменение, которое зафиксировали исследователи ВШМ СПбГУ, — рост предпринимательских намерений среди тех, кто не вовлечен в предпринимательство. Так, если раньше именно бизнесмены чаще всего заявляли о планах открыть еще один бизнес, то с 2019 года рост уровня предпринимательских намерений стал обеспечиваться в первую очередь за счет тех, у кого своего бизнеса нет.
По мнению экспертов СПбГУ, рост мотивации к созданию собственного бизнеса может быть связан с повышением привлекательности карьеры и статуса предпринимателя, а также активным развитием программ поддержки начинающих предпринимателей. Помимо наличия бизнес-возможностей на рынке, на предпринимательскую активность существенное влияние оказывает то, как индивид оценивает сложность начала собственного бизнеса. В 2022 году в России 51 % респондентов заявили, что сделать это легко.
Как показал мониторинг, многие люди, желающие организовать свой бизнес, считают свои знания и навыки достаточными для предпринимательского старта — такого мнения придерживаются 44,7 % респондентов.
«Мониторинг предпринимательской активности. Россия 2022/2023» выполнен на основании методологии проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). Его главное отличие от других количественных исследований предпринимательства — фокус на людях, оценке их восприятия и вовлеченности в предпринимательство, а не на общедоступных данных о количестве и размере компаний. Отчет будет опубликован на сайте ВШМ СПбГУ.
«Люди, имеющие предпринимательские намерения, почти в два раза чаще оценивают свои знания и навыки как достаточные для старта, они демонстрируют больший оптимизм в оценке условий в регионе их проживания для создания своего дела. 46 % респондентов, имеющих предпринимательские намерения, считают условия благоприятными, среди тех, кто не задумывался о карьере бизнесмена, таких всего 28,4 %. В кругу их знакомых чаще можно встретить людей, создавших бизнес за последние два года: 78 % респондентов знают хотя бы одного человека, ставшего предпринимателем, в то время как среди тех, у кого намерений нет, таких 55,1 %», — рассказала Ольга Верховская.
Санкт-Петербургский государственный университет — первый университет России — был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. Сегодня СПбГУ — научный, образовательный и культурный центр мирового уровня. В 2024 году Санкт-Петербургский университет отметит свой 300-летний юбилей.
План мероприятий в рамках празднования юбилея Университета был утвержден на заседании оргкомитета по празднованию 300-летия СПбГУ, который провел заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Среди таких мероприятий — присвоение малой планете имени в честь СПбГУ, выпуск банковских карт со специальным дизайном, создание почтовых марок, посвященных истории первого университета России, брендирование самолета авиакомпании «Россия» и многое другое. Кроме того, Университет запустил сайт, посвященный предстоящему празднику, с информацией о выдающихся универсантах, научных достижениях и подробностях подготовки к юбилею.
Наиболее высокий уровень предпринимательских намерений отмечается у граждан, совмещающих работу и учебу, более половины респондентов в этой группе планируют создание бизнеса в ближайшие три года, на втором месте студенты, на третьем — люди, находящиеся в активном поиске работы.
Уровень предпринимательских намерений выше у мужчин — 37,5 % против 25,1 % у женщин. Кроме того, эксперты СПбГУ отметили, что желание организовать бизнес снижается с возрастом. О планах открыть свое дело в ближайшие три года заявили 44 % респондентов в возрасте от 18 до 34 лет, 30 % — от 35 до 54 и 8 % в группе 55–64 года.