Цифровое обучение открывает безграничный доступ к знаниям
Санкт-Петербургский университет поделился опытом в области онлайн-образования с ведущими образовательными организациями страны на Московском международном салоне образования — 2018.
Стенд СПбГУ стал центральным на выставочной сессии салона в зоне высшего образования. Здесь посетители могли получить информацию об основных образовательных программах Университета всех уровней, дополнительных образовательных программах, онлайн-курсах СПбГУ, профориентационных мероприятиях и взаимодействии с работодателями. Консультацию для поступающих из других стран проводили сотрудники Комиссии по приему документов у иностранных граждан.
В этом году в программе, представленной СПбГУ на образовательном салоне, акцент был сделан на профориентации молодежи и помощи в самоопределении. Два раза в день на протяжении всей выставки психологи Университета проводили небольшие мастер-классы для старшеклассников, их родителей и специалистов по профориентации. На сенсорных экранах любой желающий мог пройти тест, по итогам которого выдавались рекомендации по выбору будущей профессии, а также направлений подготовки, на которых абитуриент может обучаться в дальнейшем согласно сферам его интересов. Помимо этого психологи проводили индивидуальное профессионально-личностное консультирование всех желающих. Всего консультацию получили примерно 390 старшеклассников, и 230 человек прошли профориентационный тест в интерактивном формате.
>100
гостей выставки стали участниками мастер-классов.
Общее количество посетителей стенда СПбГУ составило свыше полутора тысяч человек. Площадку Университета также посетила Ольга Юрьевна Голодец, заместитель председателя Правительства РФ. Она ознакомилась с тестами психологов СПбГУ и поинтересовалась методиками их проведения.
Темой одного из круглых столов салона стали проблемы внедрения массовых онлайн-курсов в образовательный процесс российских вузов. Более 50 высших учебных заведений со всей страны приняли участие в опросе Рособрнадзора, в котором рассказали о сложностях, с которыми они столкнулись в ходе создания и запуска курсов. На основе этих данных специально созданная рабочая группа разработает нормативные документы, обеспечивающие использование онлайн-курсов в качестве дополнения к дисциплинам или для полного их замещения.
Директор Центра развития электронных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко выступил с докладом, в котором рассказал о наработках СПбГУ в области создания открытых онлайн-курсов. Он пояснил, что обучение длиною в жизнь становится нормой для современного человека, а диплом о получении образования в престижном вузе уже не гарантирует обязательное трудоустройство. Для успешного продвижения по карьерной лестнице современному специалисту необходимо постоянно повышать квалификацию, причем нередко в самых разных областях. Представители поколения Z, выросшего в цифровой среде и привыкшего к доступу к информации в один клик, видят будущее в доступности знаний, их гибкости и фокусировке на прикладных навыках.
Отвечая на эти запросы, СПбГУ постоянно развивается: так, в Университете было создано профильное подразделение, обеспечивающее полный цикл производства массовых онлайн-курсов, и запущено около 70 курсов различных направлений подготовки. В настоящее время по ним обучается более 300 тысяч слушателей, свыше половины которых активно «посещают» виртуальные лекции и решают проверочные работы, и их количество уже в пять раз превысило число очных обучающихся СПбГУ.
Директор Центра развития электронных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко
Создавая массовые онлайн-курсы, Университет стремится охватить все направления подготовки, и их разнообразие позволяет абитуриентам, пока не определившимся с будущей специальностью, решить задачу профориентационного выбора. Поэтому поступающие могут не только познакомиться с разными научными областями, но и найти преподавателя, у которого они хотели бы в дальнейшем обучаться. Кстати, помимо базовых курсов СПбГУ планирует уделить внимание сфере soft skills: уже в этом году слушатели смогут записаться на курсы по основам предпринимательства, ведению бизнеса, а также по управлению людьми и командами. Студентам СПбГУ онлайн-курсы дают возможность построить индивидуальную траекторию обучения и развить необходимые профессиональные навыки, а научно-педагогическим работникам — повысить квалификацию, поскольку создание лекций в новом формате требует пересмотра и реструктуризации учебных материалов. Также, продолжая сотрудничество с работодателями, Университет предлагает использовать цифровой формат обучения в качестве дополнительного инструмента, позволяющего заложить компетенции, которые представители бизнеса хотели бы видеть у выпускников.
Значительным преимуществом массовых онлайн-курсов является их открытость. В этом их можно сравнить с некогда распространенной в Университете практикой вольнослушательства, однако круг людей, которые могут посещать лекции физически, ограничен по меньшей мере размерами учебных аудиторий. «В онлайн-образовании, когда у нас нет границ, на лекциях в СПбГУ по ту сторону экрана присутствуют тысячи человек. Каждый из наиболее популярных курсов, как, например, по изучению латыни, китайского и арабского языков, осваивают не менее десятка тысяч слушателей в семестр, — объяснил Владимир Старостенко. — Цифровое обучение обладает уникальными возможностями по экспорту знаний и предоставлению доступа к ним. Сочетая академические приемы с реализацией уставных целей по просвещению населения и предоставления широкого доступа к знаниям, Университет верит в то, что это направление перспективно, и успешно развивает его».