«Близкие взрослые» для детей, лишившихся родных
35 омбудсменов из разных регионов страны собрались в Санкт-Петербургском университете, чтобы обсудить перспективы развития института уполномоченного по правам ребенка в России и подвести итоги реализованных проектов.
Одна из основных тем обсуждения — «Десятилетие детства». Это масштабная программа, утвержденная указом президента в 2017 году. Она включает в себя работу в сфере защиты детей — разработку мер улучшения условий в части демографии, здравоохранения, образования, в том числе инклюзивного, жилья, отдыха и оздоровления. Реализация указа «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» рассчитана на 2018–2027 годы.
Первый проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова, открывая конференцию, напомнила, что совместная работа ученых Санкт-Петербургского университета с институтом уполномоченного ведется не первый год.
Все, что связано с проблемами детства, — тема, которой мы все должны придавать особое значение. В СПбГУ эксперты-ученые самых разных областей благодаря университетскому междисциплинарному подходу видят полный спектр проблем детей, семей и социальной сферы в целом.
Первый проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова
Так, Санкт-Петербургский университет принимал участие в работе над городской программой «Десятилетия детства» по заказу правительства Санкт-Петербурга. «По ходу подготовки стало понятно, какова глубина и серьезность проблем в этой области. Например, обнаружилась проблема межведомственного управления. Сегодня существует распределенная модель решения проблем на разных уровнях — исполнительной власти, муниципальных органов, правоохранительных органов. В этом разнообразии у уполномоченных особая роль», — заметила Марина Лаврикова.
Участники согласились, что эта роль — связующая. Институт уполномоченного зачастую решает те проблемы, которые оказываются на стыке зон ответственности разных ведомств, а решение их либо затягивается, либо не находится вовсе. Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова рассказала об итогах работы петербургского института за десять лет — с момента создания.
>1300
детей на сегодняшний день находятся в региональном банке данных сирот.
Все они нуждаются в комфортной жизни вне семьи. Чтобы улучшить ситуацию, институт уполномоченного совместно с экспертами СПбГУ разработал концепцию «Близкий взрослый». По результатам проведенного учеными исследования стало понятно, что дети, живущие без родителей, нуждаются в иной форме проживания в детских домах, и в процессе работы эксперты нашли совершенно новый для нашей страны формат — формат «семейных групп». В результате проведенной работы в 2015 году появилось постановление Правительства РФ «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Эксперты называют его революционным, а работа, начавшаяся в Петербурге, дала старт всероссийской реформе сиротских учреждений.
Отправной точкой такого «семейного формата» стало желание не разделять детей-сирот из одной семьи, братьев и сестер, даже если они разного возраста, потому что это очень травматичный опыт, сильно влияющий на общее развитие ребенка. Теперь члены одной семьи остаются вместе. И в целом численность групп уменьшена до восьми человек. Дети живут в блоках, напоминающих квартиры. Но самое главное — у них есть постоянные воспитатели, те самые «близкие взрослые». Психологи говорят: детям не нужен формализм, им нужны люди, к которым можно испытывать привязанность. Конвейер — частая смена наставника — подавляет в ребенке эмоциональную сферу и не позволяет сформироваться правильным социальным связям, а значит, вполовину снижает показатели психического и физического развития. Чтобы реформа приобрела конкретные очертания не только на бумаге, но и в реальной работе, персонал сиротских учреждений два года повышал квалификацию, обменивался опытом и работал под наблюдением супервизоров.
Участники подчеркнули: именно с таких законодательных инициатив часто рождаются большие изменения всей системы. Доцент СПбГУ Марина Филиппова, сомодератор конференции, подчеркнула, что кроме этого важного примера можно привести и другие. Так, например, законодательно закреплено право уполномоченного по правам ребенка на обращение в государственные органы с мотивированными предложениями об отмене правовых актов, которые нарушают права и законные интересы детей, и уполномоченные в субъектах Российской Федерации активно этим правом пользуются. Кроме того, если на имя уполномоченного поступает обращение о нарушении прав или законных интересов ребенка, уполномоченный самостоятельно или совместно с соответствующими государственными органами вправе проводить проверку этой информации и может обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными таких действий. Значительная часть таких обращений касается нарушения жилищных прав детей, их прав в сфере образования, оказания им медицинской помощи, а также права на получение социальной помощи. Уполномоченный в своих выступлениях приводили множество примеров того, как их обращения и проверки помогли решить проблемы конкретных детей и их семей.
Работа уполномоченных доказывает: между словами право и справедливость иногда стоит знак равенства.
Доцент СПбГУ Марина Филиппова
Поговорили участники также и о значимости правильного позиционирования в средствах массовой информации. Андрей Константинов, генеральный директор «Ажур-медиа», преподаватель СПбГУ, рассказал, что до сих пор самые резонансные истории, интересные широкой публике, даже когда дело касается детей, — это «желтые» новости о конфликтах и трагических происшествиях.
Он призвал сотрудников института уполномоченного не закрываться от СМИ, только тогда, возможно, ситуацию удастся переломить. Качественный комментарий человека, который действительно разбирается в теме, — это ценность, поскольку в сфере детства журналистам приходится нелегко. Причиной этого сегодня стал неуклонный запретительный тренд в законодательстве. Закон о СМИ запрещает журналистам общаться с детьми, называть их имена, показывать лица, использовать в качестве источника. Чтобы поговорить со школьником, например, необходимо разрешение законного представителя, но получить быстро его не всегда получается. «Мы работаем по принципу здесь и сейчас, позавчерашняя новость никому не интересна», — заметил Андрей Константинов.
В ходе работы конференции также возник вопрос, знают ли об институте уполномоченного и о возможностях получить помощь люди. И если да — как оценить эту работу, есть ли какие-то качественные показатели. Социологи заметили, что на сегодняшний день таких исследований не проводилось, но это могло бы стать отличным подспорьем в будущей работе омбудсменов. Светлана Агапитова предложила Университету подумать о проведении совместных исследований, тем более что в СПбГУ есть для этого готовая площадка — ресурсный центр «Центр социологических и интернет-исследований».