Выступление ректора СПбГУ Н. М. Кропачева на Международном форуме труда

Глубокоуважаемые Валентина Ивановна, Ольга Юрьевна, Георгий Сергеевич! Дорогие коллеги!

Санкт-Петербургский университет вместе с администрацией нашего города стал одним из инициаторов и соорганизаторов Санкт-Петербургского форума труда не случайно и отнюдь не только по той очевидной причине, что Университет — кузница кадров.

Действительно, как уже говорили мои коллеги, образование сегодня является определяющим в судьбе каждого из нас. Другое дело, что значение образования с каждым годом меняется. Если полвека назад мы ценили университетское образование и подчеркивали, что полученные в вузе знания нужны нам и сейчас, то сегодня задача в другом — не только давать конкретные знания, но и учить постоянно учиться. Замечу — и сами вузы должны учиться.

Сегодня технологии в наукоемких отраслях промышленности меняются в среднем за пять-семь лет. При этом обучение по программам бакалавриата и магистратуры длится шесть лет. Таким образом, скорость подготовки студента и скорость изменения климата, в котором ему предстоит работать, сейчас примерно одна и та же, а пройдет год-другой, и мы просто не будем успевать готовить студентов, если будем ориентироваться на программы четырех-шестилетней подготовки и не на индивидуальный подход.

В таких условиях становится критически важным умение непрерывно и точно прогнозировать, какие компетенции выпускника будут востребованы на рынке труда через два, три, четыре или шесть лет.

В этой ситуации, как мне кажется, вузам очень важно осознать, что их монополия на подготовку, на решение вопроса о том, кого принимать и какие компетенции давать, кому учить, должна быть разрушена. Такая монополия, которая традиционно существовала несколько веков, постепенно меняется, и вузы, которые осознают необходимость изменений, совершают в этом направлении серьезные шаги.

Я хотел бы назвать те шаги, которые совершаются в СПбГУ, и призвать руководителей других вузов и ученые советы, и в какой-то мере Министерство образования и науки, использовать наработанный опыт.

В СПбГУ для более тесного контакта с работодателями по всем образовательным программам созданы советы образовательных программ. Они наделены реальными правами — правом определять требования к поступающим и преподавателям, определять темы выпускных квалификационных работ и даже принимать выпускные экзамены. Я хотел бы подчеркнуть, что в этих советах на сегодняшний день работают от 60 до 100 % представителей работодателей. Тех, кто потом принимает на работу наших выпускников.

В экзаменационных комиссиях, например, в позапрошлом году работали 100 % не преподавателей, а работодателей, которые принимали экзамены у наших выпускников.

Такое отношение к взаимодействию с работодателями дает возможность рассчитывать на то, что и те, кто готовит студентов, и те, кто поступает в Университет, и, главное, вы — работодатели, которые потом принимают на работу молодых специалистов, будут уверены в высоком качестве подготовки наших студентов. Безусловно, это не всегда вызывает радость у самих преподавателей, потому что им нужно ориентироваться на реалии сегодняшнего дня. Но хорошая подготовка в нашем университете и в других вузах России дает им возможность ориентироваться, повышать свой уровень квалификации и двигаться вперед.

Сегодня очень часто говорится об оттоке лучших выпускников и преподавателей в зарубежные вузы. К слову, за последние годы в СПбГУ приехали работать ученые из 35 стран мира — более 400 ученых. Они успешно передают свои знания и занимаются наукой в СПбГУ. Они входят в Топ-10 коллектива СПбГУ (т. е. 400 человек из 6000 научно-педагогических работников). Значительное число из них, примерно половина, — это иностранные специалисты, остальные — наши соотечественники, лучшие ученые, которые когда-то уехали из России работать в Германию, Англию, Францию, Испанию и другие страны мира. Уверен, их привлекает не только Санкт-Петербургский университет, но и сам город. Полностью согласен с нашим губернатором: конкурентное преимущество любого предприятия, вуза или музея, расположенного здесь, — это сам Петербург, который создает особые условия и особый климат для работы.

Несколько слов об обучении в течение всей жизни, о котором уже сегодня говорили. Безусловно, разработка дополнительных образовательных программ (ДОП), ориентированных на разные слои рабочих, должна вестись каждым вузом. В СПбГУ создано более тысячи ДОП, только в сфере медицины их более 100. Такой подход, когда количество ДОП значительно превышает число основных образовательных программ, позволяет и студентам, и выпускникам, и другим людям активно использовать потенциал нашего вуза. Одно из направлений движения, которое есть теперь уже у многих вузов, — это онлайн-курсы.

Только за последний год наши ученые создали 70 онлайн-курсов, которые выставлены и на российских, и на международных, например на китайской, образовательных платформах.

Открытие для студентов и не только студентов возможности прикоснуться к лучшим практикам всего мира — это очень важное направление.

К сожалению, далеко не каждый вуз готов засчитывать студенту получение образования в другом месте. Мы соответствующее решение оформили еще год назад, и наш студент, если он прошел онлайн-обучение в лучших вузах мира, может получить зачет по соответствующему предмету. Думаю, что и ректорскому корпусу, и Минобру это могло бы придать стимул двигаться в данном направлении, для того чтобы любой студент мог воспользоваться лучшим курсами всего мира.

Практические навыки, которые студенты должны получать в вузе. Работодатели, входящие в советы образовательных программ, об этом говорят постоянно и совершенствуют нашу работу со студентами. В результате происходит не только создание базовых кафедр и прохождение практики на производстве, но и открытие клинического образования. Для нас это уже не ново — еще 20 лет назад в СПбГУ была создана первая юридическая клиника в стране. Сейчас такие клиники есть во всех вузах, и решением Министерства образования и науки клиническое юридическое обучение стало частью образовательного стандарта.

За последние несколько лет мы открыли целый ряд клиник — в области лингвистики (это бесплатные услуги перевода социально незащищенным категориям граждан), экономическую, социальную, психологическую и т. д. Здесь студент получает конкретные навыки под руководством преподавателей и практиков. Безусловно, такие практические навыки повышают качество образования, а участие в работе этих клиник практикующих психологов, юристов, социологов, экономистов обеспечивает качественную подготовку специалистов. Убежден, что это решение могло бы быть внедрено во всех вузах России, безусловно, с учетом специфики образования в них, а Министерство образования и науки могло бы принять соответствующие нормативные решения, которые обязывали бы заниматься внедрением практического обучения по тем специальностям, где традиционно практического обучения не было — экономика, психология, социальная работа. Так, открытая совместно с правительством Санкт-Петербурга Социальная клиника СПбГУ служит в том числе для решения проблем города.

Мне кажется очень важным обеспечить открытость работы вуза для работодателей.

Открытость информации о том, какие успехи у студентов, чем занимается вуз. Мы делаем очень многое в этом направлении. Приведу лишь один пример — каждый диплом Санкт-Петербургского университета, причем не только выпускника бакалавриата или магистратуры, но и кандидата, и доктора наук, снабжен QR-кодом. Он позволяет работодателю войти на сайт СПбГУ в личный кабинет выпускника и узнать все необходимые сведения о нем. Кому он сдавал экзамены, где проходил практику, кто определял тему дипломной работы (у нас есть база тем, предложенных работодателями, и тем в ней сейчас больше, чем выпускников). Там же можно увидеть научные, академические достижения выпускника, особенности его жизни в Университете, работы в научных кружках, социальную активность, исполнительскую дисциплину (например, есть ли у него задолженности перед библиотекой и т. д.).

Открытость со стороны вузов работодателям и обществу — залог взаимного успешного сотрудничества. Это возможность сделать предложение, от которого активный умный университет никогда не откажется. Поэтому у нас любой приказ по Университету заканчивается фразой — ваши предложения по изменению этого приказа направляйте по такому-то адресу. Мы открыты для того, чтобы услышать ваши предложения, ваши критические замечания, и с удовольствием их учтем в нашей жизни.

В завершение я хотел бы вновь порадоваться тому, что Форум труда уже становится регулярным и СПбГУ активно участвует в каждой второй секции форума, а общее число докладчиков — представителей СПбГУ приближается к сотне.

Уверен, что у нас все получится и через какое-то время форум станет не просто международным, но и признанным во всем мире.

Спасибо за внимание!