Выпускник СПбГУ Александр Шибаловский — о карьерной траектории и принципах работы в IT
Университет имеет давние партнерские отношения с крупными компаниями, такими как «Газпромнефть», Biocad, «Сбербанк», «Росатом» и другими, в области подготовки будущих сотрудников. Одна из форм сотрудничества СПбГУ с компаниями-работодателями — совместное проведение менторских программ. В конце 2022 года завершилась совместная программа наставничества Университета и IT-компании Nexign, направленная на создание индивидуального карьерного плана и совершенствование собственных навыков начинающих разработчиков.
Александр Шибаловский, директор по внедрению и консалтингу Nexign и выпускник Санкт-Петербургского университета по специальности «информатика» 2002 года, рассказал о том, чему он научился в Университете, почему любознательность необходима как техническому, так и административному работнику и какие качества помогут в продвижении по карьерной лестнице.
Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями об учебе в Университете.
Я пришел в СПбГУ из физико-математического лицея № 239, и поступление стало для меня, по сути, продолжением учебы.
Студентом я был достаточно давно, но я помню, мне тогда нравилось, что Университет расположен в двух локациях: часть лекций у нас проходила в ПУНКе, а часть — в здании Двенадцати коллегий, и в поездках на поезде была своя романтика. У нас была активная социальная жизнь, нашей музыкальной группой мы участвовали в «ЛитМузе» — литературно-музыкальных вечерах.
Как правильный сплав между наукой и производством мне запомнилась компания профессора СПбГУ Андрея Терехова «Ланит-Терком», где студенты могли учиться интересным и перспективным вещам и сразу же применять их на практике. Там начинали работать многие из моих сотрудников, но я, правда, туда так и не пошел, поскольку на тот момент у меня была другая работа.
Основное, что дал мне Университет, ― способность быстро учиться. Это очень важное качество, поскольку если ты не планируешь заниматься фундаментальной наукой, то большая часть математической и физической теории особо не потребуется. А вот умение находить данные, осваивать их и применять пригодится.
Кроме того, обучение — это отличная тренировка для развития мозга. К примеру, в один из семестров у нас было 120 вопросов по алгебре и к экзамену нужно было выучить две тетради по 96 листов, для чего потребовалось также структурировать информацию, изложить материал в удобном для запоминания виде.
Впоследствии из того, что нам непосредственно рассказывали на лекциях, мне пригодились практика по базам данных, численные методы, а также теория вероятностей. Но поскольку я не пошел в фундаментальную науку, то использовал их только частично: ту же экстраполяцию Excel делает быстрее человека, а вот курс по БД оказался очень полезен.
На мой взгляд, в обучении следует делать акцент не только на технические предметы, но и психологические, организационные: даже если ты не станешь руководителем, полезно знать психологию производства и работы в коллективе, подходы к организации труда команды. Еще один важный момент — профориентация. Во время учебы, не только в школе, но и в вузе, не всегда понятен спектр дальнейших направлений развития и работы, особенно с учетом личных качеств. Тут речь не только об уровне осознанности, но банально о базовом списке возможных специальностей.
А как определились с выбором профессии вы?
Еще в школе я начал писать для себя небольшие программы, а с первого курса пошел работать в компанию — интернет-провайдер, где познакомился с будущим коллегой — компаньоном. Мы создали веб-студию и за четыре года выполнили совместно порядка 25 проектов. Я был основным разработчиком, отчасти занимался продажами и переговорами, а ближе к окончанию Университета разослал резюме в несколько рекрутинговых агентств. Меня пригласили на собеседование в Nexign (тогда еще «Петер-Сервис»), и я прошел его без особого труда. На тот момент у меня был большой опыт в SQL (так я считал), а также С/С++, PHP, HTML и JavaScript с разными библиотеками.
Что было самым сложным в первые несколько лет работы?
Во время учебы в вузе периодически необходимо проходить промежуточные зачеты, но их всегда можно пересдать. А на работе ты имеешь дело с огромным оператором связи с мультимиллионной абонентской базой, и, конечно, цена ошибки очень высока. Так что трудности были в основном из-за огромного объема информации, которую требовалось запомнить и учесть, а также уровня ответственности.
Когда я пришел, компании было всего пять лет, но кода и продуктов с компонентами было уже очень много, некоторые из них базировались на технологиях, со спецификой которых я не был знаком. Сегодня, спустя 20 лет, сложность наших продуктов выросла многократно, вслед за этим увеличилось и количество узких продуктовых специализаций: один человек уже не может удерживать в голове весь объем знаний в предметной области. Для сравнения: если раньше проект внедряли 5–7 человек — универсальных солдат, то сейчас над ним в той или иной мере могут работать до 100–150 специалистов, и это абсолютно оправданно, так как растут не только потребности клиентов, объемов и трудоемкость работ, но и объемы знаний, которыми нужно обладать, чтобы заниматься настройками.
Что касается ответственности и возможных ошибок, то я считаю, что переживать о них нормально и даже полезно. Основной вопрос заключается в том, как обратить возникшую ситуацию себе на пользу: нужно не бояться оступиться, а делать все для того, чтобы это не повторилось в будущем.
Как выстраивалась ваша карьерная траектория?
В любой карьере есть элементы как напряженной работы над собой, так и случайности, везения. Кажется, у меня все эти аспекты гармонично переплелись.
Изначально я не планировал свою карьеру и не задумывался о том, хочу ли работать директором. Благодаря любознательности и широкому кругозору все шло эволюционным путем.
Например, если мой продукт взаимодействовал с каким-либо смежным, я интересовался, какова общая архитектура взаимодействия, какие принципы работы и интерфейсы используются, на базе каких технологий создан, какие есть нюансы. Общий взгляд позволял достаточно быстро локализовать проблемы и понять, в чем они заключаются. Дальше можно либо самому копать вглубь, либо привлечь специалистов — и я понимал, кто конкретно для этого потребуется.
Аналогично и в плане управления: работая ведущим инженером, помимо технической информации я изучал, каким образом работает команда, как организовано ее внутреннее и внешнее взаимодействие.
Таким образом я проходил как минимум половину пути до более высокой должности. И когда в компании возникал вопрос о замещении руководящей позиции, готовый кандидат уже был.
Мне кажется, это хороший и результативный подход, но в первую очередь надо для себя решить, в каком направлении хочется развиваться ― техническом или управленческом, и оттачивать соответствующий блок навыков.
Но как все же определиться, в каком направлении идти?
На самом деле направления так или иначе пересекаются. И лучше отдавать предпочтение одному, но набираться знаний в каждом.
К примеру, в IT-компании даже топ-менеджеру нужно разбираться в технологиях, однако высочайшего уровня знаний от него не требуется. Когда ты полностью уходишь в управление, то редко касаешься деталей проекта, структуры и данных просто из-за титанического объема информации и отсутствия времени.
Технический стрим, на мой взгляд, не менее привлекателен, чем управленческий: здесь также найдется масса предметов для изучения: архитектура и внутреннее устройство продуктов, языки программирования, библиотеки и поддерживающий разработку инструментарий. Но все же не обойдется без психологии рабочего процесса, потому что технологическая часть в обязательном порядке должна быть дополнена управленческой.
Важно осознавать свои потребности и помимо выбора собственного трека понимать, на каком уровне вам хотелось бы остаться, чтобы не потерять интерес к работе. Я неоднократно встречал людей, которые были способны вовремя остановиться в своем управленческом или техническом росте по карьерной лестнице, и уважаю их за это. Они понимали, что достигнутого уровня для них достаточно и дальнейшее повышение скорее отобьет у них желание работать, ведь, что бы ни говорили, более масштабные проекты и более высокая должность — это и больший уровень стресса, и более высокая ответственность.
Вы работаете в Nexign уже более 20 лет, как бы вы определили ключевые преимущества работы в компании?
Я бы обозначил в качестве основных преимуществ гибкость компании и атмосферу в коллективе. Если у сотрудника желание что-то улучшить, то это достаточно легко сделать, будь то внедрение новых технологий, изменение процессов, появление новых подразделений, ролей или направлений деятельности. Насколько мне известно, в компаниях схожего размера и направленности обычно процессы идут более медленно и сложно. А потрясающая атмосфера в коллективе дает большую прибавку к рабочему настрою и удовольствию от работы. Из-за нее многие возвращаются к нам даже спустя годы. Мне кажется, что ее ценят и чувствуют в том числе и молодые ребята, которые присоединились к нам недавно.
Понятно, что иногда задачи могут быть не самыми интересными, но, как мне кажется, важно видеть общий объем и конечную цель. На своей позиции сотрудник так или иначе вносит вклад в работу огромного и полезного для человечества механизма: мы управляем большими объемами информации и каждую секунду осуществляем десятки тысяч транзакций, чтобы миллионы абонентов оставались на связи. Это интересное, очень живое дело!
Есть ли у вас любимые принципы организации жизни и работы?
На мой взгляд, в основе всего — любознательность, неравнодушие и работа на результат. Многие проекты затухают из-за отсутствия этих трех принципов.
В нашем динамичном мире нужно быть постоянно открытым к новым веяниям, но одновременно относиться к ним со здоровым скепсисом. Кроме того, люди пропускают очевидные ошибки, а их нужно не только замечать, но и немедленно исправлять. А если говорить о работе на результат, то уверен, что многие знакомы с примерами работы ради работы («Солдат спит — служба идет»), — не надо так!
Еще мне нравится общаться с экспертами в самых разных областях, узнавать, какие книги они читали, брать ссылки на полезные материалы. У меня есть несколько списков: художественной и технической литературы, фильмов, музыкальных треков, которые я регулярно пополняю. Также очень полезно читать интервью, в них иногда встречаются интересные отсылки.
Кстати, я бы еще порекомендовал начинающим специалистам всегда узнавать значение незнакомых терминов, даже если они кажутся интуитивно понятными. Когда вы только начинаете карьеру и входите в новую специальность, не стоит полагаться на объяснения, которые дают друзья, поскольку они могут ошибаться или выдавать желаемое за действительное. В любом случае изучить вопрос будет не лишним.
В 2022 году вы стали наставником проекта Mentors SPbU x Nexign. Поделитесь впечатлениями о проекте.
Менторская программа для карьерного старта в IT
Мы постоянно практикуем менторство внутри компании, но студентов набирали в таком формате впервые. Было интересно вспомнить, как я сам начинал карьеру, и посмотреть, как ребята воспринимают будущую работу, какие у них цели и задачи. Мне всегда нравилось общаться с новыми людьми и делиться опытом, но особенно ценно, что студенты специально за этим приходят. Все трое моих менти оказались совершенно разными и по уровню знаний, и по мотивации, чего я совершенно не ожидал. С каждым мы обсудили карьерный трек, основываясь отчасти на результатах профориентации, определили интересные направления развития ― управленческое, техническое, а также персональную предпринимательскую деятельность.
На что молодые специалисты должны обращать внимание, если хотят построить успешную карьеру в IT?
На мой взгляд, важны любознательность и умение выходить за рамки своей зоны ответственности (и технической, и организационной), особенно на первых порах, когда знаний не хватает. Именно по этим качествам руководство и коллеги поначалу будут оценивать вас как сотрудника.
Если вы замкнетесь только на своих должностных обязанностях, то лишите себя массы интересных задач и, возможно, части карьерных перспектив. Посмотрев на смежные области, вы сможете понять, хотите ли вы двигаться в каком-либо из этих направлений.
Зачастую практическая работа отличается от того, что рассказывают о ней на курсах, к тому же в любой профессии есть масса как технологических, так и психологических нюансов. Узнать все это можно только на своем собственном опыте.