Времена меняются: бизнес нуждается в «хорошем человеке»
С чего следует начинать студенту, который планирует построить успешную карьеру в международной компании, и какими компетенциями необходимо для этого обладать?
HR-бизнес-партнер Unilever Наталья Кравченко рассказала, какие тренды присутствуют во всех профессиональных сферах и почему качества «человека с высокими этическими принципами» так важны в бизнесе.
Расскажите, пожалуйста, какие навыки нужны кандидату, чтобы попасть на работу в вашу фирму?
В последнее время многие компании при подборе сотрудников все чаще ставят во главу угла человеческие качества. Технические навыки, как ни было бы обидно, уходят на второй план, на первый выходят soft skills. Я бы назвала их навыками «человека с высокими этическими принципами». Их очень легко считать и трудно недооценить. Они формируются в процессе воспитания, проявляются в отношении к себе и другим людям, поэтому научиться быть «человеком с высокими этическими принципами» крайне трудно. В то время как hard skills нарабатываются, их легко наложить.
Можно привести примеры качеств «человека с высокими этическими принципами»?
Это, например, честность. Если меня спрашивают, я говорю честно: сделал или не сделал, опоздал, справился или не смог, то есть честная оценка себя и своих действий. Второе качество — желание помочь другим. Помощь должна быть открытой и не зависеть от ожидания вознаграждения в виде дополнительных привилегий. Третий навык — такая значимая вещь, как баланс между «я» и «другие». Важно сохранять свою самость, осознавать свои задачи и идеи, но в то же время замечать и уважать других людей, уметь строить с ними диалог. Ценится позиция равенства: «Я не лучше других, я — часть большого коллектива».
На что еще нужно обратить внимание в процессе обучения студенту, нацеленному на международную карьеру?
Как для российских, так и для зарубежных компаний сейчас очень важно умение принимать решения, основываясь на больших данных. Речь даже не о простой математике или корпоративных финансах, имеется ввиду навык выделить главное из моря цифр и рассказать историю с их помощью. Подобные истории, представленные вдохновляющим спикером, лучше всего помогают убедить людей поверить в твою идею. Второе, на что бы я обратила внимание, — это широкий кругозор (diversity and inclusion). Когда знания человека не ограничиваются одной областью, он многим интересуется, то может быстро переключаться и одинаково хорошо справляться с разноплановыми заданиями. Третий значимый навык, и это мне кажется трендом последних пяти лет, — это ресурсность. Это означает четкое понимание своего состояния в каждый момент времени: сколько у меня осталось энергии, какие источники потери энергии, как я буду ее восполнять. Ребята, которые находятся в балансе, сами являются очень ценным ресурсом для компании.
С чего стоит начинать карьеру в такой крупной международной организации, как Unilever?
У нас существует огромное количество точек входа, «зайти» в компанию студент может хоть на первом курсе. В Unilever есть различные форматы стажировок, например Agile Internship, во время которой можно позволить себе совмещать работу с учебой, или трехмесячная программа ULIP, которая предполагает уже более плотный график включенности в работу. Самая насыщенная программа для выпускников — UFLP (Unilever Future Leaders Programme).
Расскажите подробнее, в чем суть стажировки UFLP?
Программа представляет собой достаточно полное погружение в выбранную специализацию, будь то HR, маркетинг, логистика, финансы, IT и т. д. В течение двух с половиной лет компания готовит стажера к менеджерской роли в одном из направлений. Участник должен выполнить ряд назначений (assignments), которые предлагаются ему в рамках ротаций между различными департаментами и вносят вклад в его профессиональное становление. Например, стажер отправляется из московского офиса на петербургскую фабрику, дальше идет в логистику, затем переходит на позицию в Research&Design, а потом может поехать по обмену за границу. После финального этапа, который длится от трех до шести месяцев, участник UFLP получает роль управленческого типа, предполагающую широкий спектр ответственности и высокие ожидания от компании. Выпускники такого рода программ являются для Unilever стратегическими, поэтому мы стараемся подобрать для них позиции с вызовом (challenge) и большим уровнем влияния.
Работают ли в Unilever выпускники СПбГУ? Можно ли дать им какую-то общую характеристику?
Да, знаю многих ребят из СПбГУ, которые работают у нас. Кроме того, уже давно сотрудничаю с Высшей школой менеджмента, выступаю как гостевой лектор, общаюсь со студентами — это позволило составить себе определенный профиль. Ни разу не было такого, чтобы я вышла из аудитории с ощущением, что мое время было потрачено зря. На мой взгляд, эти ребята очень настоящие, они умеют оперировать простыми понятиями, такими как «доброта», «ценность», «сложность», «деньги». При этом самое интересное, что «техническая начинка» у них отличная: они много знают, на многое готовы пойти с вызовом, много спорят, корректируют, естественно, умнее нас, потому что любое новое поколение умнее нас.
Я бываю в разных вузах России, не только в Санкт-Петербурге, поэтому могу сравнивать. Хочу сказать, что в СПбГУ моя любимая студенческая аудитория. Это ребята, которые всегда готовы учиться.
Есть ли в вашей компании возможности для международных студентов?
Тот же UFLP, мы не ограничиваем географию. Если позволяет язык и студент будет выполнять активности на английском и родном языке, то ему открыты все программы. Так же и выпускник из России получает шанс через какое-то время перейти на рынок зарубежной страны, которая его интересует.
Есть ли у вас какой-либо совет студентам?
Я бы порекомендовала учиться работать в команде. Часто я слышу ответы: «Я был самый классный, но команда была слабо замотивирована, поэтому ничего не получилось». Нужно искать баланс, видеть одновременно свою роль и командную ответственность. На мой взгляд, команда — это чуть больше и шире, чем формальные вещи, к которым привыкли студенты: разделение задач и постановка дедлайнов. Если ребята это для себя поймут, они выиграют.