Утром учебники, вечером отдых

Учеба или спорт? Бытует убеждение, что в определенный момент человек должен сделать между ними выбор. Однако психологи СПбГУ в ходе эксперимента доказали, что спорт и учебу можно успешно совмещать, если правильно распределить образовательную и тренировочную нагрузки.

Изучая трудности совмещения студентами спортивной и учебной деятельности, психологи СПбГУ пришли к выводу, что чаще всего они связаны с нехваткой времени. Его, по словам самих студентов-спортсменов, не хватает на учебу, отдых, решение различных бытовых задач. «На самом деле время есть. Просто спортсменов не учат тайм-менеджменту, не учат грамотно планировать свой день, чтобы успевать сделать все необходимое», — уверена Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, кандидат в мастера спорта, доцент СПбГУ (кафедра общей психологии).

Материал из Журнала СПбГУ

Это и продемонстрировали психологи СПбГУ в ходе эксперимента, целью которого стала проверка эффективности переноса учебной нагрузки до начала основной тренировки. «Исследования свидетельствуют о том, что интенсивная физическая нагрузка оказывает негативный срочный эффект на протекание психических познавательных процессов. В течение часа после тренировки ухудшаются процессы памяти, а в течение трех часов — внимание. Причем непосредственно после тренировки внимание, наоборот, повышенное, но потом, когда организм начинает отдыхать, расслабляться, оно рассеивается. Мы учли эти особенности», — рассказывает Наталья Ильина.

Вместо зарядки

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

В исследовании приняли участие 12 спортсменов-гребцов (академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ) высокой спортивной квалификации — кандидаты в мастера спорта и мастера спорта. Все они на момент проведения эксперимента обучались в вузах Санкт-Петербурга и имели академические задолженности. Психологи разделили их на две равные группы по шесть человек. «При формировании групп мы учли также год обучения, средний балл успеваемости, количество академических задолженностей», — добавила психолог.

Эксперимент ученые провели во время трехнедельных сборов, когда для всех спортсменов устанавливается единый распорядок дня. В него-то и решили «вмешаться» ученые. А именно — по договоренности с тренером одной из двух групп гребцов вместо утренней зарядки психологи предложили заниматься учебной деятельностью и готовиться к сдаче сессии. «Такое время мы выбрали специально, поскольку учли данные, что интенсивная физическая нагрузка влияет на качество когнитивных процессов. Поэтому ребята занимались учебой час-полтора каждый день, пока голова, как говорится, еще была светлая, когда ни физически, ни психологически они еще не были утомлены», — поясняет Наталья Ильина. Расписание дня контрольной группы — второй шестерки — никак не изменилось. Они отправлялись на зарядку, а свою учебную деятельность организовывали самостоятельно в так называемое свободное время. «Обычно на сборах распорядок дня спортсмена выглядит следующим образом: зарядка, завтрак, тренировки, обед, отдых, затем вечерняя тренировка и снова отдых.

Предполагается, что ребята должны учиться в течение тех отрезков времени, которые отведены на отдых. Однако, как показал наш опрос, чаще всего спортсмены тратят это время на общение, на гаджеты, просмотр фильмов и просто сон.

Сначала учебу с послеобеденного времени откладывают на вечер. А вечером ребята уже так устают, что не могут заставить себя взяться за учебники. В итоге учеба переносится на следующий день, а назавтра все повторяется», — рассказывает психолог. В своем пилотном эксперименте психологи хотели проверить, можно ли разбить этот замкнутый круг, изменив распределение умственной и физической активности во время сборов, и повлиять на академические успехи спортсменов?

Обобщенные данные режима дня спортсмена на тренировочных сборах (±0,5 часа).
  • 7:00 Подъем
  • 7:00–7:15 Утренний моцион
  • 7:15–8:30 Зарядка
  • 8:30–9:00 Гигиенические процедуры
  • 9:00–10:00 Завтрак
  • 10:00–12:00 Свободное время, отдых, сон, обучение
  • 12:00–14:00 Первая тренировка
  • 14:00–15:00 Обед
  • 15:00–17:00 Свободное время, отдых, сон, обучение
  • 17:00–19:00 Вторая тренировка
  • 19:00–20:00 Ужин
  • 20:00–22:30 Свободное время, отдых, сон, обучение
  • 22:30–7:00 Сон

Оказалось, что можно. Во всяком случае, результаты эксперимента выглядят достаточно убедительно. Как рассказала Наталья Ильина, группа гребцов, которые вместо зарядки занимались учебой, закрыли все имеющиеся академические задолженности и успешно сдали летнюю сессию. Ребята из контрольной группы не смогли окончить учебный год без задолженностей. «Это говорит о том, что спортсменам можно и нужно оказывать помощь в планировании времени и распределении учебной и спортивной нагрузки в течение дня. А если при планировании еще учитывать имеющиеся научные данные о влиянии физических нагрузок на познавательные процессы, можно существенно повлиять и на повышение академической успеваемости», — уверена психолог.

Преимущества спортсменов

Полученные учеными результаты вовсе не говорят о том, что спортсмены будут обязательно проигрывать на академическом поле своим сверстникам, которые спортом не занимаются. Наоборот, Наталья Ильина уверена, что преимуществ больше у спортсменов: «У ребят, которые занимаются игровыми видами спорта, больше объем внимания. Они быстрее анализируют поступающую информацию, принимают решения, лучше ориентируются в различных ситуациях, хорошо видят взаимосвязь различных компонентов и вычленяют главное».

В целом, по словам психолога, спортсмены лучше оперируют информацией и точнее ее воспроизводят.

К тому же, и это никого не удивит, спортсмены более мотивированы на результат, этого требует специфика деятельности. Совершенно точно они опережают своих сверстников по выраженности волевых качеств: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости и выдержке.

К сожалению, при этом управлять своим временем ребят никто не учит. Спортсмен с детства помещен в условия режима и контроля. Тренировки, как правило, четко регламентированы самим тренером: он говорит, как и что делать, в какой последовательности, объясняет причины ошибок, как их можно избежать. Спортсмены привыкают к этому и неосознанно ожидают подобного руководства в других сферах. А в других сферах от них как раз ждут самостоятельности, и они теряются. «Если научить таких ребят правильно управлять собой и своим временем за пределами тренировочных залов, они могут достичь хороших результатов не только в спортивной карьере», — уверена Наталья Ильина.