Светлана Берсенева: «Инклюзия — это возможность осуществлять свои планы вне зависимости от проблем со здоровьем»
Руководитель Центра инклюзивного образования Санкт-Петербургского университета Светлана Берсенева рассказала о работе нового подразделения, созданного в марте 2023 года.
Сегодня в центре ведется активная работа, координирующая деятельность всех подразделений СПбГУ по созданию условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Университет имеет большой опыт организации учебного процесса с учетом индивидуального подхода к студентам и создания специальных условий, полученный в том числе в сложные ковидный и постковидный периоды.
Светлана Анатольевна, что лежит в основе идеи инклюзивного образования, что в себя включает это понятие?
C 2013 года в нашем обиходе все чаще стало появляться слово инклюзия (в переводе — включаю), настоящее понимание этого процесса пришло намного позже, когда к образовательным организациям, в том числе и в высшей школе, активно стали применять законодательную норму ст. 79 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации». Инклюзия — это процесс включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии, с инвалидностью или ментальными особенностями.
Очень простой пример: вы захотели пойти в кино, для этого выбираете фильм, кинотеатр, покупаете билет, продумываете маршрут. Поход в кинотеатр для вас очень прост, если все условия отвечают вашему запросу. А спланировать и осуществить такой же поход в кинотеатр человеку с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья — проблема. Проблема выйти из квартиры, передвигаться в транспорте, зайти в здание кинотеатра...
Инклюзия — это возможность осуществлять свои планы вне зависимости от проблем со здоровьем. А простыми словами: «мир один на всех» или «мы разные, мы равные».
В образовательном процессе инклюзия близка к пониманию «учимся вместе». Именно эти слоганы лежат в основе работы Центра инклюзивного образования Санкт-Петербургского государственного университета.
В феврале 2023 года в Санкт-Петербургском государственном университете был создан Центр инклюзивного образования. Расскажите о его работе, какие задачи сегодня стоят перед центром?
С 1 марта 2023 года начал свою работу Центр инклюзивного образования СПбГУ. И это не просто выполнение требований законодательства, это необходимость. С каждым годом растет число абитуриентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (лица с ОВЗ) и инвалидностью. Соответственно, необходимо создать условия для всех ребят из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, независимо от степени тяжести их заболевания и нозологии.
Администрация Университета предпринимает все усилия и использует возможности, чтобы ребятам создать особые условия не только в формате методической помощи, но и в безбарьерной архитектурной среде (возможность использовать средства передвижения), социализировать в общественном пространстве.
Не стоит забывать и о решении вопроса трудоустройства выпускников с инвалидностью и из числа лиц с ОВЗ. Это достаточно непростая задача, которая требует взаимодействия с работодателями. Совместно с руководителем Центра карьеры СПбГУ Марией Вадимовной Дорохиной и сотрудниками мы ее решаем. Так, сейчас несколько наших студентов с ограниченными возможностями здоровья уже работают в ООО «Газпромнефть НТЦ» в рамках инклюзии и квоты работодателя. Это первый небольшой опыт взаимодействия научно-производственной сферы с Университетом в вопросе трудоустройства ребят из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Шесть студентов 3 и 4 курсов с июля 2023 года осуществляют свою деятельность на территории предприятия во внеурочное время, повышая свои профессиональные качества и формируя профессиональные компетенции.
Инклюзивный подход — это не только про то, как сделать удобным въезд в здание для ребят-колясочников, осуществить перемещение в здании для слабовидящих ребят, это целый комплекс мероприятий, позволяющих учиться на равных с сокурсниками.
Со стороны работодателей сегодня есть запрос на специалистов с инвалидностью, выделяются специализированные квоты, но в компаниях не всегда есть понимание, как качественно отстроить интеграцию такой группы людей в рабочую среду.
В 2023 году Университет показал наиболее высокие результаты НОКО среди вузов Северо‑Западного федерального округа. Подготовка была проведена при координирующей функции Центра инклюзивного образования СПбГУ. Расскажите подробнее о подготовке к участию в процедурах НОКО.
НОКО — независимая оценка качества образования. Это процедура, которая затрагивает различные аспекты деятельности образовательных организаций, условия предоставления образования, в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Необходимо сделать акцент на то, что эксперты в первую очередь осуществляют визуальную проверку условий (наличие зон для отдыха обучающихся, питьевой режим, информационную открытость организации и достоверность предоставляемых сведений). Дополнительным инструментом этой работы является анкетирование обучающихся, которое проходит на специализированной платформе организации-оператора. Оператором процедуры не первый год выступает ООО «Верконт Сервис». При наличии в вузе лиц с ограниченными возможностями и различными нозологиями проходит процедура проверки архитектурной безбарьерной среды (наличие специализированного оборудования для перемещения, размещение автостоянок или мест для автотранспорта лиц с ОВЗ, формирование входных зон и специализированных санитарно-гигиенических помещений, в том числе место для собаки-поводыря). Перечень требований закреплен законодательными нормами и нормами СанПиНов. И, как пример, в образовательных организациях часто дискутируют о такой норме, как организация места для собаки-поводыря. Для нас этот формат был не актуален до 1 сентября 2023 года, но сейчас мы эту норму выполняем: в зданиях по адресам 22-я линия В. О., д. 7 и Большой проспект В. О., д. 71 по расписанию студента юридического факультета располагается собака-поводырь породы лабрадор.
14 августа 2023 года в Университете была проведена процедура НОКО, которой предшествовал период активной подготовки не только в методическом, информационном плане, но и в техническом дооснащении элементами безбарьерной среды в зданиях и на территории СПбГУ. А так же, вводом в действие дополнительного технического оборудования, которое было приобретено дополнительно в рамках плановых мероприятий по инклюзии.
Пользуясь случаем, хочу выразить свою признательность администрации Университета за оказанное доверие в подготовке и проведении процедуры НОКО, а также всем руководителям и сотрудникам служб и управлений, которые осуществляли качественно и оперативно реализацию всех поставленных задач.
Основная сложность в реализации требований НОКО — это создание безбарьерной среды на территории Университета, так как из 87 зданий, осуществляющих образовательный процесс, практически 70 % являются памятниками архитектуры и объектами культурного наследия. Техническое оснащение современным оборудованием (электроподъемники, лифты), перепланировка (расширение дверных проемов, лестничных маршей, санитарно-гигиенических помещений) невозможны.
На сегодняшний день еще не получены результаты проверки, но, согласно информации, прозвучавшей на заседании координационного совета, которое проходило в виде выездного совещания в Санкт-Петербурге на базе «Интерфакс», Санкт-Петербургский государственный университет показал достойный результат, отмечена динамика основных показателей НОКО, а это еще раз подтверждает, что совместная работа всех служб и качество выполненных мероприятий — залог положительного результата.
Какие образовательные направления чаще всего выбирают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья? Они могут свободно поступить в СПбГУ на любую специальность?
Согласно законодательству в области образования любой человек, независимо от нозологии, степени тяжести заболевания (инвалид 1 группы), лица с ОВЗ имеют право на обучение на разных ступенях, в том числе получать высшее образование. Статистика показывает, что в Университет поступают абитуриенты на образовательные программы различных направлений подготовки, среди них лидируют: «Юриспруденция», «Международные отношения», «Психология», «История», «Журналистика», «Филология».
Сегодня среди первокурсников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью есть ребята, которые решили посвятить свою жизнь лингвистике, прикладной математике, международным отношениям, вокальному искусству, юриспруденции со знанием китайского языка и другим направлениям подготовки. Весь спектр образовательных программ, которые выбрали ребята, требует сегодня подготовки преподавательского состава к их реализации и адаптации, правильного методического подхода в обучении, современного технического оснащения, социального сопровождения и формирования условий безбарьерной среды.
Проводятся ли в СПбГУ мероприятия по содействию социализации и вовлечению в социально-культурную жизнь Университета студентов с ограниченными возможностями здоровья?
Инклюзия подразумевает включение, вовлечение студентов из группы лиц с ОВЗ и инвалидностью в социально-культурную жизнь наравне со своими сокурсниками. Социализация ребят должна проходить под чутким руководством не только кураторов студенческих групп, но и окружения на различных этапах обучения: сотрудников научной библиотеки (в помещениях и структурных подразделениях сконцентрированы технические средства обучения), общепита, административных управлений. На мой взгляд, не малую роль в этом направлении должны играть социальная клиника Университета, волонтерское студенческое движение и, конечно же, взаимодействие Университета с профильными организациями, такими как Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих», общественные организации и общества инвалидов.
С 2019 года СПбГУ регулярно направляет запросы в Минобрнауки России и в Минтруд России на предоставление дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по обеспечению доступности объектов инфраструктуры и образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В запросы включаются расходы на оборудование входных групп пандусами, оснащение адаптированных лифтов, установку поручней, расширенных дверных проемов и организацию специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений. В списки необходимого входит и переоснащение комнатных блоков для размещения граждан, относящихся к маломобильным группам населения, приобретение сменных кресел-колясок, дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, и т. д.
Общий размер потребности, заявленной Университетом на 2024–2026 годы, составил 370,2 млн руб. Однако, несмотря на прямое соответствие планируемых СПбГУ мероприятий целям государственной программы «Доступная среда» и концептуальную поддержку упомянутых министерств, дополнительных бюджетных ассигнований Университету вновь не было предоставлено ввиду сложного макроэкономического положения и наличия опережающих государственных приоритетов. Тем не менее СПбГУ продолжит изыскивать внутренние ресурсы на проведение наиболее значимых и срочных работ по организации доступной среды для обучающихся и сотрудников.
Каким вы видите инклюзивное образование в СПбГУ в перспективе?
В перспективе это коллектив единомышленников не только из числа лиц административно-управленческого аппарата, но и студенческой и родительской среды. Только вместе можно обеспечить продуктивную работу в этом направлении.