Студентка СПбГУ: «Искусственный интеллект — это наш друг и наше будущее, изучать его безумно интересно»

Рада Герман, студентка СПбГУ, обучающаяся по программе «Искусственный интеллект в моделировании речевой деятельности», рассказала о том, как гуманитарий с интересом может начать изучать математику и как будущим студентам этой программы лучше готовиться к поступлению.
При поступлении в магистратуру СПбГУ вы выбрали образовательную программу «Искусственный интеллект в моделировании речевой деятельности». Почему именно эта программа?
Путин поручил подготовить проект указа о внедрении ИИ в экономике, соцсфере, госуправлении
Я окончила бакалавриат по программе «Общая и прикладная фонетика». Мне кажется, это стало решающим фактором, потому что за четыре года обучения я поняла, что сфера речевых технологий как нельзя лучше подходит для меня, и решила продолжать обучение. Когда я узнала, что открывается новая магистратура «Искусственный интеллект в моделировании речевой деятельности», можно сказать, что все звезды сошлись.
Данная программа объединяет как новейший математический аппарат, применяемый для разработки систем искусственного интеллекта, так и знания в области лингвистики, психологии и физиологии. Расскажите про самую интересную лекцию, любимые учебные курсы.
В России начнут внедрять ИИ как обязательную опцию при сопровождении пациента в 2023 году
Несомненное преимущество данного направления в том, что студенты могут попробовать себя в разных областях. Из-за этого достаточно сложно выделить какой-либо один предмет — все интересные. Меня особенно привлекают предметы, связанные с математикой. Один из наших преподавателей, Наталия Борисовна Шепелявая, адаптировала курс так, чтобы это было легко и понятно для гуманитариев.
Проходили ли вы стажировки и практику? Поделитесь своими впечатлениями и расскажите о новых приобретенных профессиональных навыках.
Стажировку я проходила в Центре речевых технологий, где мне удалось попробовать себя в роли специалиста многоуровневой сегментации. Позднее я применила навыки, полученные в Университете, на реальных задачах, с которыми сталкивается ЦРТ. Всегда приятно понимать, что то, что ты делаешь, носит прикладной характер. Проходить практику в магистратуре мне предстоит и в следующем учебном году.
У вас есть реализованный или планируемый проект или научное исследование в изучаемой области?
С третьего курса бакалавриата и сейчас я участвую в проекте при грантовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В процессе обучения у меня появилась возможность реализовать себя в изучении акустических характеристик иронии, я готовила статьи на данную тему. Выпускную квалификационную работу я планирую готовить, также опираясь на полученные результаты исследований, но уже с применением нейросетевых технологий.
Когда вы впервые узнали об искусственном интеллекте? Изменилось ли ваше представление во время обучения?
Трудно сказать, когда я впервые узнала об искусственном интеллекте, так как сейчас везде так или иначе о нем говорят. Раньше смысл этой технологии был мне непонятен и далек от меня. Но сейчас я могу точно сказать, что искусственный интеллект — это наш друг и наше будущее, изучать его безумно интересно.
По вашему мнению, какие важные социальные проблемы можно решить с помощью искусственного интеллекта? В частности, в той области, которую вы изучаете.
Искусственный интеллект применим практически во всех областях, можно сказать, что список проблем, которые он решает или сможет решить в будущем, бесконечный. Начиная с контроля качества и заканчивая сохранением вымирающих видов животных — все, как мне кажется, ограничивается лишь запросами общества и ученых. В области речевых технологий искусственный интеллект все больше и больше набирает обороты. Каждый из нас хоть раз обращался к персональным помощникам: Siri, Алисе, Марусе. Искусственный интеллект сохраняет главный человеческий ресурс — время!
На ваш взгляд, что важно учитывать при подготовке будущих специалистов этой области? Какими навыками они должны обладать?
Считаю, что главные навыки — это хорошая база фундаментальных знаний, умение мыслить нестандартно, усидчивость и интерес к изучаемой сфере.
Что бы вы порекомендовали будущим студентам программы «Искусственный интеллект в моделировании речевой деятельности»?
Я бы посоветовала заранее позаботиться о составлении портфолио, так как конкурс на поступление серьезный. Чем больше качественных достижений у вас наберется, тем увереннее вы будете себя чувствовать в момент поступления. Готовьте научные статьи и участвуйте в олимпиадах!
Представьте, что перед вами стоит глобальная задача по улучшению качества жизни человечества, вам доступны все ресурсы мира. Что бы вы воплотили в реальность с применением технологии искусственного интеллекта?
Довольно перспективная тема — распознавание эмоций. Если пофантазировать, я бы хотела реализовать проект по системе распознавания речи, которая могла бы детектировать эмоции человека и распознавать, в каком состоянии он находится. Это помогло бы оказывать людям, находящимся в тяжелых ситуациях, большую поддержку и направлять им помощь.