Ольга Медяник: «Участие в премии BRICS Solutions Awards 2024 стало логичным и важным шагом вперед»
Доцент СПбГУ Ольга Медяник вошла в лонг‑лист премии BRICS Solutions Awards 2024 в номинации «Платформы и комплексные решения для государственного управления и общественного сектора» с проектом по кибербезопасности «Когнитивный щит». Его авторы — руководитель проекта, доцент СПбГУ Ольга Медяник (кафедра управления рисками и страхования), председатель правления Ассоциации российских банков Олег Скворцов и руководитель отделения «Рязань» Центрального банка РФ Сергей Кузнецов. Всего на конкурс было подано рекордное количество заявок — 1300 участников из всех стран‑участниц БРИКС.
Ольга Викторовна, расскажите о теме Вашей работы, почему она актуальна и востребована именно сейчас?
В последние годы мы наблюдаем значительные изменения в сфере кибербезопасности, особенно в контексте банковских услуг, что требует новых подходов и решений. Социальная инженерия становится все более изощренной, и атаки на человеческий фактор представляют серьезную угрозу для финансовых учреждений по всему миру. Мошенники постоянно совершенствуют свои методы, применяя новейшие технологии и психологические манипуляции. Именно поэтому нами был разработан проект «Когнитивный щит: практика противодействия социально‑криминальной инженерии в банковском секторе». Сегодня вопрос обеспечения безопасности как никогда актуален. Для успешной борьбы с криминальными манипуляциями банкам требуются инновационные решения, которые учитывают не только технические, но и поведенческие аспекты. Вот почему практика «Когнитивного щита» вызывает такой интерес в банковском секторе.
Когнитивный щит представляет собой интегрированный подход, объединяющий инновационные технологии машинного обучения, поведенческий анализ и психологические модели для обнаружения и предотвращения финансового мошенничества. Этот метод позволяет финансовым учреждениям успешно противостоять возрастающим рискам и одновременно поддерживать высокий уровень удовлетворенности клиентов.
Внедрение «Когнитивного щита» способствует достижению баланса между безопасностью и комфортом для клиентов банков. Анализируя поведенческие факторы и применяя техники речевого воздействия, специалисты отделов по борьбе с мошенничеством могут продуктивно общаться с клиентами, снижая уровень негатива и повышая удовлетворенность пользователей.
Одним из ключевых преимуществ этого подхода является его умение приспосабливаться к изменяющимся методам и обстоятельствам мошенничества. Система анализирует большие объемы информации, обнаруживает новые закономерности и корректирует механизмы определения рисков. В то же время интеграция психологических моделей способствует лучшему пониманию мотивации как клиентов, так и потенциальных преступников.
Что стало для Вас решающим фактором для участия в проекте?
Проект «Когнитивный щит: практика противодействия социально‑криминальной инженерии в банковском секторе» размещен на витрине технологической платформы BRICS.
BRICS Solutions Awards 2024 предоставил уникальную возможность представить инновационные идеи и разработки на международной арене. Участие в премии стало для нашей команды закономерным и значимым этапом развития. Мы увидели в этом мероприятии не только возможность привлечь внимание к актуальным глобальным вызовам, но и шанс найти единомышленников и потенциальных партнеров для дальнейшего продвижения и расширения наших инициатив.
Важно отметить, что участие в данной премии открывает возможности для обмена передовыми решениями и опытом между странами БРИКС, что имеет особое значение для успешного развития научных проектов с участием СПбГУ. Сегодня на сайте конкурса размещена библиотека лучших практик, где каждый может изучить описание любого метода, познакомиться с его авторами и при желании внедрить этот опыт у себя в стране. Со временем этот ресурс превратится в технологическую платформу БРИКС.
Какие основные цели Вы ставите в своем исследовании?
Амбициозный проект «Когнитивный щит» нацелен на создание передовой системы защиты от финансового мошенничества, которая при этом обеспечит высокий уровень клиентского сервиса и оптимизирует внутренние процессы кредитных организаций. Это новый подход, способный вывести банковскую безопасность на качественно новый уровень.
Наша цель — создание по‑настоящему интеллектуальной защиты, которая не только успешно противостоит мошенникам, но и гарантирует комфорт для добропорядочных клиентов. Представьте, что вы — клиент банка, столкнувшийся с подозрительной операцией. Вместо стресса и раздражения от долгих проверок и бюрократии вы испытываете спокойствие и уверенность в действиях банка. Система «Когнитивный щит» применяет передовые инструменты поведенческого анализа для мгновенного распознавания признаков мошенничества, не создавая проблем для законопослушных клиентов.
Не менее амбициозная задача — повышение качества обслуживания клиентов. Мы прекрасно понимаем, что эффективная защита от мошенничества должна гармонично сочетаться с высоким уровнем клиентского сервиса. Поэтому в фокусе исследования находятся психологические аспекты взаимодействия с клиентами, позволяющие сглаживать негативные эмоции и обеспечивать позитивный опыт даже в стрессовых ситуациях.
И наконец, мы стремимся к комплексной оптимизации процессов мониторинга мошенничества в кредитных организациях. Это включает не только совершенствование антифрод‑технологий, но и повышение эффективности работы сотрудников, их психологической устойчивости и адаптивности.
Таким образом, эти цели позволят нам не только усилить безопасность банковской сферы, но и внести значительный вклад в развитие информационной безопасности финансовой культуры в обществе в целом. Главная задача заключается в разработке передовых методов обнаружения и предупреждения финансового мошенничества с использованием инновационных технологий определения фрода на основе когнитивных методик. Мы создали технологию, основанную на психологических и поведенческих факторах, способную молниеносно анализировать огромные массивы подозрительных платежных операций и выявлять даже самые изощренные схемы обмана.
В каких сферах планируется практическая реализация «Когнитивного щита»?
Практика «Когнитивный щит» уже вызвала значительный интерес в банковском сообществе. Ведущие кредитные организации России уже проводят пилотное внедрение этой технологии. Каждый банк настраивает работу «Когнитивного щита» под свою уникальную структуру и потребности клиентов. Результаты уже сегодня впечатляют: практика уже помогла обучить сотрудников банков, которым удалось вывести многих жертв финансового мошенничества из‑под воздействия злоумышленников и сохранить деньги.
В контексте постоянно усиливающихся нормативных требований и увеличивающихся угроз финансового мошенничества использование «Когнитивного щита» становится решающим фактором успеха для современных банков. Объединение передовых технологий и глубокого знания психологии клиентов способствует созданию устойчивых и адаптирующихся защитных систем, способных противостоять вызовам цифровой эпохи.
Эксперты прогнозируют, что широкое внедрение «Когнитивного щита» может стать ключевым фактором трансформации индустрии финансовых услуг в ближайшие годы. С выходом этой практики на технологическую площадку BRICS появляется возможность и в других странах использовать интеллектуальные системы, которые не только защищают клиентов, но и делают взаимодействие с финансовыми сервисами максимально удобным и безопасным. Это станет шагом на пути к построению по‑настоящему надежной и клиентоориентированной банковской экосистемы в нашей стране и странах BRICS.