Обучение финансовой грамотности становится все более актуальным и востребованным

В Санкт-Петербургском университете работает Центр финансовой грамотности, где студенты направления «Экономика» получают хорошую профессиональную подготовку и в соответствии с приобретенными компетенциями способны не только самостоятельно разобраться в проблемах, связанных с функционированием различных экономических субъектов, но и доходчиво растолковать их особенности непрофессиональной аудитории.

Сергей Анатольевич, вы являетесь руководителем Финансовой клиники СПбГУ. Расскажите, как был создан Центр финансовой грамотности.

В 2015 году в СПбГУ по инициативе руководства в рамках расширения деятельности университетских клиник, предназначенных для организации практик обучающихся, был создан Центр финансовой грамотности (Финансовая клиника) СПбГУ (ЦФГ СПбГУ). Решением к созданию ЦФГ послужили, во-первых, успешная деятельность Юридической клиники СПбГУ как формы учебно-исследовательской практики студентов, во-вторых, необходимость повышения уровня финансовой грамотности граждан Российской Федерации. Гражданам необходимы базовые знания о традиционных и новых финансовых продуктах и услугах, способах их предоставления, о перспективах эволюции финансового рынка. Особое значение при этом приобретают прикладные аспекты, связанные с необходимостью ознакомления с современными технологиями на финансовом рынке, а также получения навыков самостоятельного сравнительного анализа современных финансовых продуктов.

В каком формате проходит практика в ЦФГ, что она дает студентам?

Практика — важный этап подготовки квалифицированных экономистов, владеющих основами своей профессиональной деятельности и навыками их практического применения. Во время практики студенты учатся работать с актуальной и интересной проблематикой реального бизнеса, находить подходы к решению поставленных задач, осуществлять поиск необходимой информации и демонстрировать свою компетентность в профессиональной деятельности. В процессе обучения на практике применяются деловые и ролевые игры. С помощью имитационной, а также игровой модели задается целостный контекст профессиональной деятельности специалиста, социальное и психологическое содержание финансового консультирования.

С организационной точки зрения ЦФГ функционирует как одна из форм учебно-исследовательской, производственной, научно-исследовательской, педагогической практики, предусмотренных соответствующими компетентностно-ориентированными учебными планами и рабочими программами практик.

Практическая работа приносит новые навыки студентам. Проводя практические мероприятия, студенты делают презентации на актуальные темы, связанные с повышением уровня финансовой грамотности российских граждан: в рамках уроков финансовой грамотности дают рекомендации по формированию бюджета домашнего хозяйства, участвуют в научных дискуссиях — например, на IV Форуме труда, где прошел круглый стол «Финансовая грамотность на рабочем месте».

Кто и как может обратиться за консультацией в центр и какие вопросы чаще всего интересуют граждан?

В период прохождения учебно-исследовательской практики в ЦФГ за консультациями обращаются и универсанты, и жители Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской Федерации. Консультации в Финансовой клинике бесплатны и доступны для всех желающих: за практическим советом может обратиться и школьник, и пенсионер. Ни одно обращение, благодаря выстроенной работе ЦФГ, не остается без ответа. К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией личные консультации пока невозможны. Поэтому направить вопрос можно по контактам, указанным на сайте.

Круг вопросов, по которым можно получить консультацию, достаточно широк. Наиболее часто поступают вопросы о банковских вкладах и их особенностях, о видах и способах потребительского кредитования, особенностях ипотечного кредитования, страховых продуктах и услугах, пенсионном обеспечении, особенностях планирования и оптимального формирования индивидуального бюджета, способах сбережения части получаемого дохода, оптимизации налогообложения, способах противодействия финансовому (страховому) мошенничеству.

Приведу два примера из последних обращений. По электронной почте в ЦФГ поступили вопросы от жительницы Ленинградской области: «Можно ли предварительно рассчитать транспортный налог на машину? И можно ли в 2020 году воспользоваться льготами по этому налогу?» Подробные ответы были отправлены на электронную почту.

От обучающихся второго курса бакалавриата по направлению «Экономика» СПбГУ поступил вопрос о методе Монте-Карло. В процессе подготовки курсовой работы ребята столкнулись со сложностями, анализируя данные с помощью этого метода. Ответ, подготовленный студентом, проходящим практику в ЦФГ, был представлен в форме онлайн-консультации на платформе ZOOM.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы мы размещаем на странице ЦФГ.

Хочу добавить, что в летний период 2020 года в условиях пандемии и дистанционного обучения Центр финансовой грамотности СПбГУ продолжал активно работать. Студенты бакалавриата и магистратуры под руководством преподавателей проводили онлайн-консультации, презентации и уроки финансовой грамотности в рамках программы «Мой вуз — мой работодатель». Было проведено более 45 мероприятий с общим охватом аудитории около 400 человек.

Как проходят выездные уроки по финансовой грамотности? Расскажите о наиболее интересных

Выездные уроки по финансовой грамотности пользуются большой популярностью как у практикантов, так и у слушателей. Коллектив ЦФГ давно сотрудничает с ГБНОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных» (Аничков лицей), СПб ГБПОУ «Петровский колледж», СПб ГБПОУ «Высшая банковская школа». Налажены связи и с другими вузами, и с партнерскими организациями.

Цель таких уроков не столько научить правильно высчитывать возможные риски и прибыли, сколько заинтересовать, привить интерес к самостоятельному поиску нужной информации.

На первый взгляд может показаться, что экономические знания содержат только специальные справочники и книги по экономике. Но это не так. Экономическую информацию (пусть даже в малых дозах) можно найти почти в каждом художественном произведении, если внимательно читать. Принимая во внимание этот факт, мы провели с учащимися Петровского колледжа и Высшей банковской школы выездной урок на тему: «Финансовый брейн-ринг, или Учимся финансовой грамоте на ошибках литературных героев». Например, задачей ребят было сравнить ростовщическую деятельность в прошлом и подумать, продолжает ли она существовать в настоящем, оценить и обозначить финансовые риски четырех путешествий Синдбада-морехода, посчитать время, за которое Акакий Акакиевич сумел бы накопить себе на новую шинель. Закончился урок конкурсом рэпа «Зачитаем про финансы».

Так, в прошлом учебном году по просьбе руководства ООО «Байкал-Мет» (Башкирия) был проведен выездной урок финансовой грамотности для сотрудников этой организации. Темой урока стали риски заемщика, связанные с привлечением банковского ипотечного кредита, а также способы защиты от финансового мошенничества. Руководство ООО «Байкал-Мет» выразило лектору благодарность.

Некоторые уроки проводятся в формате стендапа — своего рода шоу, где ученые доносят до неподготовленной публики идеи своих исследований. В роли «ученых» выступают студенты-практиканты, рассказывающие о личном финансовом опыте, например, открытия счета на бирже, а также о сложностях закрытия таких счетов и получения своих денег, об ICO и IPO, главным отличием которых является порог входа (при ICO он более низкий) и большом количестве существующих сегодня криптовалют.

Все отчеты о наших мероприятиях есть на сайте и в группе «ВКонтакте».

Как вы считаете, кому в большей степени необходима финансовая грамотность?

Сегодня, в эпоху цифровизации и глобализации, все процессы обмена информацией существенно упростились и ускорились. И чтобы оставаться в тренде, необходимо постоянно совершенствоваться, учиться, развиваться. Цифровая грамотность не значит финансовая. Парадоксально, но факт: взрослое население — самая уязвимая категория пользователей финансовых услуг. У них зачастую нет желания или времени просвещаться самим. А ведь эта группа самая большая на рынке финансовых услуг в качестве заемщиков, сберегателей, страхователей. Какие существуют риски финансовой неграмотности для взрослого населения? Прежде всего это нехватка знаний о новых продуктах и технологиях, подверженность влиянию финансовых институтов, избыточное доверие, мисселинг финансовых услуг (покупка не того, что нужно, под влиянием заблуждений) и, конечно, уязвимость к высокотехнологическим мошенничествам.

В 2019 году разработан онлайн-курс «Финансовая грамотность», который не имеет аналогов в России. Онлайн-курс «Финансовая грамотность» размещен на платформе «Открытое образование» и вошел в топ-5 по результатам 2019 года. С 2021 года курс также размещен на международной платформе Coursera.

В будущем разрыв между передовыми технологиями и уровнем знаний массового потребителя будет только увеличиваться. Поэтому форма онлайн-образования и онлайн-консультаций представляется мне оптимальной для решения вопросов финансовой грамотности взрослого населения, занятого на работе большую часть времени.

Сколько студентов прошло практику в Финансовой клинике за весь срок ее существования? Как практиканты сами оценивали свои результаты?

С начала работы ЦФГ учебную практику в нем прошли около 75 студентов. В прошлом году практику в Центре финансовой грамотности СПбГУ прошли 24 студента. В этом учебном году практику в ЦФГ проходит 15 студентов. Студенты, прошедшие клиническую практику в ЦФГ, сдавшие отчет о прохождении практики, считают, что навыки, полученные в ЦФГ, помогут им не только в процессе управления индивидуальными финансами, но и в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, это поможет развитию новой профессии для России — независимых финансовых советников.

Расскажите о планах. Будут ли какие-либо изменения в формате прохождения практики, какие-то новые проекты, интересные мероприятия? Не только для обучающихся, но и для преподавателей.

К сожалению, в этом году эпидемиологическая ситуация не позволяет организовать работу ЦФГ в формате офлайн. Поэтому практика и защита отчета будут проходить с использованием информационно-коммуникативных технологий. Уверен, что в будущем нам удастся определить оптимальное сочетание офлайн- и онлайн-форматов, чтобы более рационально организовать работу ЦФГ.

Каждый год ЦФГ, наряду с традиционными, реализует какие-то новые формы повышения уровня финансовой грамотности граждан. Часто их предлагают студенты, проходящие практику. В этом году в рамках V Форума труда ЦФГ представил свою деятельность в рамках одного из треков, этот формат стал новым не только для обучающихся, но и для научно-педагогических работников. Считаю, что практика, пройденная в ЦФГ, поможет студентам в дальнейшей профессиональной деятельности и в организации индивидуальных финансов, способствуя достижению их благополучия.