К юбилею почетного профессора СПбГУ Вадима Фадеевича Агекяна
23 сентября свой 85-летний юбилей отмечает почетный профессор СПбГУ Вадим Фадеевич Агекян — почетный работник высшего профессионального образования РФ, один из основоположников научного направления по влиянию внешних воздействий на экситоны в полупроводниках и полупроводниковых наноструктурах, заведующий кафедрой физики твердого тела (2011–2015).
Более 65 лет связывают Вадима Фадеевича с Санкт-Петербургским университетом. О том, почему он решил поступать именно в ЛГУ, как определилась его научная судьба и что следует помнить каждому исследователю и студенту, рассказывает сам известный ученый и педагог.
Вадим Фадеевич, скажите, почему вы решили связать судьбу с физикой и Ленинградским университетом?
Я планировал поступать в Университет уже года за два до окончания школы. Мой отец был астрономом-теоретиком. Он окончил математико-механический факультет и после демобилизации в 1946 году поступил на кафедру небесной механики, где проработал 60 лет. Моя мать окончила физический факультет, где впоследствии учились моя жена и моя дочь, сестра и племянник учились на математико-механическом факультете. Отец моей матери окончил филологический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета перед Первой мировой войной, он был учеником известного филолога А. А. Шахматова. Так что учиться в Университете — наша семейная традиция.
Вадим Фадеевич Агекян — выпускник физического факультета Ленинградского государственного университета, с 1972 года работает в ЛГУ (СПбГУ), в 1982 году защитил докторскую диссертацию, с 2011 года по 2015 год являлся заведующим кафедрой физики твердого тела СПбГУ. Он стоит у истоков исследований, открывших область оптики полупроводников и наноструктур, среди его учеников девять кандидатов и один доктор наук. Он успешно развивал и развивает российские и международные научные проекты в коллаборации с учеными университетов Японии, Англии, Германии, Швеции, Италии, Испании, Франции, Финляндии, США.
Научные и педагогические достижения почетного профессора отмечены многочисленными наградами, в их числе звание «Почетный работник высшего профессионального образования», почетная грамота Министерства образования и науки РФ, медаль Е. Ф. Гросса, присуждаемая Оптическим обществом имени Д. С. Рождественского российским и иностранным ученым за пионерские работы в области спектроскопии твердого тела, благодарность ректора СПбГУ, медаль «Санкт-Петербургский государственный университет» и другие.
Особого события, которое подтолкнуло к выбору физики, не припомню. Надо сказать, что физикам в пятидесятые-шестидесятые годы уделялось много внимания со стороны средств массовой информации, была даже присказка: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне». Причину склонности человека к той или иной области науки объяснить непросто, это от природы. Влияние среды, конечно, также имеет значение. У нас в школе были прекрасные преподаватели физики и математики.
Что более всего запомнилось из периода учебы в ЛГУ?
Запомнились высочайший уровень лекций по математике и общей физике на младших курсах и научные студенческие семинары на кафедре. У нас была сильная по составу группа. Руководил семинаром заведующий кафедрой член-корреспондент АН СССР Евгений Федорович Гросс, который к тому времени уже сделал открытие мирового уровня, определившее развитие оптики полупроводниковых кристаллов, а потом и наноструктур. Он экспериментально установил, что при низких температурах в кристалле образуется квазичастица экситон — электрон и дырка, связанные кулоновскими силами. Эта квазичастица формирует спектры поглощения и излучения полупроводниковых кристаллов и наноструктур.
Расскажите, как вы определились с научной темой? Чем вас заинтересовала область физики твердого тела?
Мы выбирали специальность после окончания второго курса, вначале я собирался продолжать обучение на кафедре оптики, но, узнав, что на кафедре молекулярной физики (так называлась тогда кафедра физики твердого тела) ведутся оптические исследования полупроводниковых кристаллов, остановил свой выбор на этой кафедре. Я знал, что кристаллы обладают удивительными свойствами, и понимал, что многие из них еще не изучены.
После многих лет изучения кристаллов какое их свойство, на ваш взгляд, самое волшебное?
В некоторых кристаллах при низких температурах полностью исчезает сопротивление электрическому току, возникает сверхпроводимость. Думаю, что это самое удивительное явление.
Как вы выбирали тему кандидатской? Как готовили эту работу?
Кандидатская диссертация была развитием дипломной работы, которую я выполнял в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе Академии наук СССР в группе будущего академика Александра Александровича Каплянского, дружеские и научные связи с которым продолжались до конца его долгой жизни. Темой диссертации было исследование оптических свойств кристалла закиси меди. Результаты этих исследований были опубликованы в ряде работ в соавторстве с Александром Александровичем и заведующим нашей кафедрой Евгением Федоровичем Гроссом, который одновременно руководил лабораторией в ФТИ имени А. Ф. Иоффе АН СССР.
Вы принимали участие в исследованиях по изучению влияния внешних воздействий на экситоны в полупроводниках, открывших новую область физики полупроводников и наноструктур. Как родилась идея этого исследования? Как вы включились в научный коллектив?
Все началось даже не с дипломной работы, а с курсовой работы. Выполнение эксперимента и осмысление его результатов влечет за собой постановку новых экспериментов и привлечение новых технических средств, например внешний полей. Переход от исследования объемных кристаллов к исследованию наноструктур произошел естественным образом — появились новые объекты, необычайно интересные для академических исследований и сверхважные в практическом плане.
Заведующий кафедрой направил меня выполнять дипломную работу в Физико-технический институт. Александр Александрович Каплянский непосредственно руководил моей экспериментальной работой. Запомнилось то, что он переживал временные неудачи в моей работе (без этого не бывает) как свои собственные.
А дальше — тема работы оказалась продуктивной, она послужила основой не только для кандидатской, но и для докторской диссертации.
Что в науке для вас остается самым увлекательным?
Участвовать в новых экспериментах и стараться объяснить их результаты.
Что вы считаете своим главным научным достижением?
Я бы выделил работы с моим участием по влиянию сильных магнитных полей на оптические свойства кристаллов и наноструктур, содержащих магнитные атомы. Такие системы очень чувствительны к внешним воздействиям.
Какой сюжет или какое явление вы считаете самым загадочным?
Думаю, что самым загадочным является происхождение Вселенной. Что касается жизни на планете Земля, меня поражает разнообразие видов животных и растений.
По примеру своих учителей вы сами стали замечательным педагогом, продолжателем научной школы Евгения Гросса. Как вам удается совмещать научную и преподавательскую деятельность? Что из этого вам больше по душе?
Я начал читать лекции и вести практикумы в молодые годы, когда был научным сотрудником. В настоящее время веду специальные курсы лекций в небольших группах сильных студентов — это и удовольствие, и понимание пользы этих лекций. Научной работе это не мешает, занятия со студентами помогают поддерживать хорошую форму.
Могли бы вы поделиться каким-либо советом, который давали вам учителя?
Евгений Федорович Гросс как-то сказал: все мы увлечены наукой, но надо понимать, что жизнь шире, чем наука, а молодому преподавателю важно найти баланс между неформальным общением со студентами и соблюдением определенной дистанции.
На что студенты должны обращать особое внимание?
Для студента, аспиранта, молодого ученого важно попасть в сильную научную группу, это даст возможность реализовать свои способности и получить необходимую материальную поддержку, поскольку сильный коллектив выигрывает гранты. Многие наши выпускники успешно работали и сейчас работают за границей, но не менее успешны и те, кто работает у нас, например в лаборатории оптики спина нашего университета.
Сейчас поток новой научной информации в области физики огромен, надо научиться выбирать для себя из этого потока главное и полезное и, конечно, в полной мере использовать то, что тебе могут дать старшие товарищи по работе.