К. В. Чистяков: Институт наук о Земле сегодня представляется уникальным университетским подразделением
В июне 2016 года директором Института наук о Земле СПбГУ был выбран Кирилл Валентинович Чистяков — вице-президент Русского географического общества, выпускник и профессор Санкт-Петербургского университета. Кирилл Валентинович рассказал о том, какие задачи сегодня являются наиболее важными для специалистов, занимающихся науками о Земле, в чем преимущества междисциплинарных исследований в этой области и какие шаги он планирует предпринять для налаживания взаимодействия между коллективами кафедр Университета.
Какие ключевые задачи, на ваш взгляд, сегодня стоят перед специалистами, занимающимися науками о Земле? И каким образом Институт наук о Земле, как подразделение одного из ведущих вузов нашей страны, может участвовать в решении этих задач?
Науки о Земле — это науки о «доме» человечества. Они должны отвечать на широкий круг вопросов. В настоящее время перед нами наиболее остро стоят два круга задач. Первый связан с глобальными изменениями климата и результатами этих изменений для ландшафтов, экосистем, хозяйства, населения, этносов. Второй касается ресурсов для обеспечения жизнедеятельности человечества: энергетических, биологических, рекреационных, ресурсов пространства и т. д.
Институт наук о Земле сегодня представляется уникальным университетским подразделением: впервые в нашей стране удалось собрать вместе в рамках решения междисциплинарных задач представителей самых разных наук — геологов, географов, гидрометеорологов, экологов, биологов, почвоведов, картографов и геоинформатиков... Теперь мы можем решать задачи изучения вещественного состава Земли и ее внутреннего и поверхностного строения вместе с исследованиями процессов перемещения масс в атмосфере и океане, переноса веществ между океаном и материками.
Не менее значимы наши возможности комплексных проектов исследования живого вещества на Земле, его распределения на земной поверхности, биологической продуктивности, формирования трофических сетей, влияния функционирования живого вещества на газовый состав и термический режим атмосферы. Решение этих задач сейчас непосредственно влияет на геополитику и экономику, на разработку стратегий сбалансированного развития стран и регионов. В свою очередь общественно-географические науки дают возможность более точно оценить и прогнозировать изменения антропогенных воздействий на природу Земли.
Следует особо отметить, что возможности, которые мы получаем, будучи подразделением Университета, огромны. У нас есть доступ к современному Научному парку СПбГУ, мы можем проводить междисциплинарные исследования совместно со специалистами разных направлений — биологами, политологами, социологами, экономистами, международниками, химиками, физиками, математиками. Это взаимодействие может быть организовано не только на уровне мегапроектов, требующих привлечения значительных ресурсов, но и в рамках совместных исследований по подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ в бакалавриате и магистратуре. Так, навыки геоинформатиков могут помочь политологам и социологам в представлении их территориальных исследований; изучение наноструктур кор выветривания интересно для решения задач палеогеографии и экологии и т. д.
Процесс выстраивания таких комплексных программ начался уже давно. Наша задача — обеспечить благоприятные условия для рождения и развития научных инициатив.
Какие первоочередные задачи вы ставите перед собой, будучи директором института?
Первоочередная задача — это поддержка и развитие уже существующих перспективных проектов. Это касается, например, научных и образовательных программ с международным участием, посвященных изменениям земной поверхности (CETA), опасным гидрометеорологическим процессам; российско-китайских образовательных проектов в области туризма. Нужно разрабатывать аналогичные программы и проекты в ранее не охваченных областях наук о Земле — в экологии, почвоведении, общественной географии, политической географии и геополитике, управлении землепользованием и земельных кадастрах. Все создаваемые новые программы должны быть готовы для продвижения на международном рынке образовательных услуг.
Необходимым условием успешного развития таких программ является привлечение внешнего финансирования научных исследований путем участия в конкурсах грантов и научно-производственных проектов. Важна активизация прямых связей с работодателями не только для трудоустройства наших выпускников, но и для совершенствования наших образовательных программ, внедрения в них современных профессиональных стандартов.
Я убежден, что нельзя полноценно заниматься преподавательской деятельностью в Университете, не занимаясь научной работой. В связи с этим в числе моих первоочередных задач — добиться стопроцентной вовлеченности профессоров и доцентов нашего института в различные исследовательские проекты. Это, несомненно, будет способствовать улучшению показателей нашей деятельности в области публикационной активности, академической мобильности сотрудников и студентов.
Особое значение имеют полевые практики и экспедиции. Считаю важным поддерживать исследования в самых разных регионах мира. Конечно, для северо-запада европейской территории России, особенно для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, мы можем и должны делать очень многое в целях решения задач изучения и сбалансированного развития родного региона. Тем не менее как структурное подразделение Университета — известного в мире научного и образовательного центра — мы должны сохранить и развить глобальный масштаб наших научных интересов, проводить исследования по всему миру и, соответственно, презентовать их результаты.
В академической среде сейчас многое говорится о необходимости применения междисциплинарного подхода для решения актуальных задач. В чем преимущество этого подхода, на ваш взгляд?
Преимущество междисциплинарного подхода заключается в возможности уйти от набора допущений и ограничений, которые неизбежно существуют в рамках отдельно взятых научных дисциплин. Любая наука — это своего рода частная модель некоторого объекта природы, общества, мироздания. Модели не бывают абсолютно универсальны и могут претендовать на полноту только во всей своей совокупности.
Например, задачи, которые решаются при анализе современных изменений поверхности материков ландшафтоведами, не могут претендовать на полноту без дополнения исследований работами гидрометеорологов, геохимиков, геологов-четвертичников или экологов. Для осознания последствий изменений климата требуется участие в одних и тех же исследовательских группах и биологов, и почвоведов, потому что мы пытаемся анализировать сложные цепочки взаимодействий с большим количеством обратных связей, реализуемых в разных масштабах времени — от геологических до сопоставимых с человеческой жизнью. Если мы будем пытаться делать оценки современных изменений природы Земли в рамках только одной научной дисциплины, то будем получать моносценарные решения, уязвимые к вариациям внешних условий развития объектов исследований.
Что вы как директор Института наук о Земле планируете предпринимать для создания условий для развития взаимодействия между коллективами кафедр и реализации успешных междисциплинарных проектов?
Прежде всего я обязан создавать комфортную для ученых среду для подачи междисциплинарных заявок на гранты и на участие в конкурсах по государственным заказам. Администрация должна подсказать возможные формы кооперации коллективов кафедр и лабораторий, помочь ученым выбрать наиболее перспективные конкурсы, обеспечить необходимой информацией по подготовке документов, избавить от лишних формальностей.
При выборе интегрирующих проектов стоит учитывать наш исторический опыт, например, в области комплексного атласного картографирования. Эта школа зародилась в Ленинградском университете еще в период до Великой Отечественной войны, однако и после войны дала нашей стране множество региональных атласов, которые до сих пор остаются образцовыми. Потребность в такого рода продукции существует и поныне. Например, для Ленинградской области такой атлас был издан еще в конце 1960-х, а с тех пор многое изменилось.
Поскольку во всех науках о Земле задачи картографирования стоят, как правило, как одни из первых кадастровых, описательных задач, естественно, что здесь можно легко представить совместные действия и географов, и геологов разного профиля, и почвоведов, и экологов, и представителей социальных и экономических наук. При этом сами по себе атласы, карты — это лишь статическая картинка того, что мы наблюдаем вокруг. Между тем нас интересуют перспективы, оценить которые можно только на основе моделирования и прогнозирования. Так, изменение климата сейчас изучается методами не только эволюционной географии, палеогеографии, но и методами моделирования циркуляции океана и атмосферы, методами моделирования циклов, круговоротов различных химических элементов, способами построения балансов этих элементов в разных частях оболочки Земли. Для решения таких задач уже существуют университетские ресурсные центры, однако потенциал их использования нами раскрыт не в полной мере. Зачастую требуется простое разъяснение вновь появляющихся научных возможностей, адресная дополнительная подготовка наших исследователей.
Мы должны научиться создавать ранее непривычные связи между исследовательскими группами. Например, результаты моделирования изменений климата важны не только для гидрометеорологов, обеспечивая исходные данные для оценки изменений урожайности сельскохозяйственных культур, рисков опасных природных явлений, распространения заболеваний животных и человека, рентабельности добычи полезных ископаемых в Арктике, сохранения биоразнообразия, консервации объектов культурного наследия. В свою очередь, геологические исследования осадочных горных пород дают бесценный материал для верификации компьютерных моделей взаимодействия биосферы, океана и атмосферы.
Каковы, на ваш взгляд, сильные стороны института как структурного подразделения Университета? На что вы, как новый директор, будете опираться в своей каждодневной работе?
Прежде всего это исторически сложившиеся классические научные школы. Они задают высокие эталоны в научных исследованиях, позволяют опираться на ранее сформированные базы данных и накопленные, в том числе трудноформализуемые, знания. Эти школы должны быть живыми, обновляться и трансформироваться в новые устойчивые научно-педагогические коллективы в соответствии с появлением новых методов исследований и открытием новых фактов.
Сильным подспорьем для реализации междисциплинарных проектов будет имеющаяся в Университете возможность информационного сопровождения и медийного представления результатов исследований. В конце концов, при всей важности научной публицистики отношение к прогрессу наук формируется не столько за счет наукометрических показателей, сколько за счет неформального понимания обывателями — в хорошем смысле этого слова — важности и полезности отдельных научных дисциплин.
Люди должны понимать, что науки о Земле решают конкретные вопросы, влияющие на все наши повседневные нужды, а не только удовлетворяют абстрактное любопытство ученых. Мы все привыкли говорить об актуальности наших исследований, о важности науки, о значении географии для решения проблем территориальной организации природы и общества, о том, что геология обеспечивает бОльшую приходную часть бюджета нашей страны. Для большинства наших сограждан это достаточно абстрактные заявления, которые нужно чем-то подкреплять. И здесь, конечно, в Университете возможности самые широкие.
В дальнейшей своей деятельности на посту директора я хотел бы опираться на здоровую конкуренцию в рамках нашего коллектива и в то же время товарищескую взаимопомощь. Я считаю, что мы должны дать возможность нашим заслуженным ученым в полном объеме передать накопленный опыт молодежи. При этом молодежь в стенах нашего Института наук о Земле должна чувствовать себя уверенно и иметь все возможности для воплощения в жизнь самых фантастических идей. Это безусловное требование для научного прорыва. Никакое научное открытие за всю историю науки не было сделано путем голосования какого-либо совета или комиссии. Открытия всегда рождаются вопреки мнению большинства. Хотелось бы видеть опорой для самого себя молодежь, от которой уже очень скоро будет зависеть новое видение всех наук о Земле.
Хочу подчеркнуть, что для успешной работы крайне важен профессионализм в выборе целей и постановке конкретных исследовательских и образовательных задач. Необходимы открытость и обоснованность в принятии управленческих решений, объективность оценки результатов и достижений всех наших подразделений и отдельных сотрудников.