Педагогика текста. Проблема авторства
В СПбГУ состоится XIV международная научно-практическая конференция «Педагогика текста. Проблема авторства».
Цель конференции — обсуждение культуры авторства как педагогической проблемы. В связи с этим на конференции будут рассмотрены следующие аспекты: природа и культура авторства; ученик как автор; фигура автора в контексте содержания образования; учитель как автор.
Проблематика
- Природа и культура авторства в практике современного социума
- Есть ли границы дозволенного?
- В чем проявляется авторская самостоятельность ученика и учителя? И каковы условия ее развития?
- Что представляет собой фигура автора в контексте содержания образования?
Оргкомитет
- Елена Ивановна Казакова (СПбГУ) — председатель
- Виктория Викторовна Копылова (ГК «Просвещение») — заместитель председателя
- Антон Игоревич Алексеев (АНПО «Школьная лига»)
- Татьяна Гелиевна Галактионова (СПбГУ)
- Екатерина Сергеевна Исаева (ОЦ «Сириус»)
- Вадим Евгеньевич Пугач (СПбГУ)
- Римма Вадимовна Раппопорт (Санкт-Петербург)
- Мария Александровна Черняк (РГПУ имени А. И. Герцена)
Программа
- 13:30–14:00 Подключение участников, знакомство со стендовыми докладами
- 14:00–15:10 Открытие конференции. Пленарное заседание
- Елена Казакова (СПбГУ) «Проблема авторства в контексте современных задач образования и воспитания»
- Виктория Копылова (ГК «Просвещение») «Современный ученик как автор своей жизни»
- Римма Раппопорт (Санкт-Петербург) «Пути формирования культуры авторства у литературно одаренных подростков»
- Мария Черняк (РГПУ имени А. И. Герцена) «Свет мой, зеркальце, скажи, или Загадки авторства в жанровой литературе»
- 15:10–15:15 Перерыв
- 15.15–15:50 «Диалог без масок»: интервью Марии Черняк с авторами, работающими под псевдонимами (Татьяной Гармаш-Роффе, Еленой Колиной, Антоном Чижом)
- 15:50–16:00 Перерыв
- 16:00–17:00 Секционные заседания
Секция 1. Природа и культура авторства. Ведущие: Татьяна Галактионова, Ирина Писаренко (СПбГУ)
- Леонид Московкин (СПбГУ) «Лингвистический детектив: в поисках автора анонимного учебника XVIII века»
- Янина Буткевич (АНПО «Школьная лига») «Юмор как элемент самоидентификации автора»
- Светлана Щелокова (СПбГУ) «Профессиональные ориентиры студентов первого курса Высшей школы журналистики как зеркало формирования культуры авторства в школе»
- Марина Соломонова (Центральная городская детская библиотека имени А. С. Пушкина) «Пародия, плагиат, фанфик, формула. Как появляется новая литература»
- Татьяна Галактионова (СПбГУ) «Опыт семиотической рефлексии на текст Р. Барта "Смерть автора"»
Секция 2. Ученик как автор. Ведущий: Вадим Пугач (СПбГУ)
- Анна Новикова (НИУ ВШЭ, Москва) «Развитие авторской самостоятельности в процессе работы над трансмедийным учебным проектом: плюсы и минусы просьюмеризма»
- Галина Лола (СПбГУ) «Мастерская автора: создание времени и пространства для творчеств»
- Вера Лисович (информационно-образовательный портал АППО) «Факторы формирования "авторского слова" учащихся (на примере дореволюционных петербургских ученических журналов)»
- Елена Галицких (Вятский государственный университет) «Условия развития авторской самостоятельности школьников»
- Вадим Пугач (СПбГУ) «Анализ авторских текстов»
Секция 3. Фигура автора в контексте содержания образования. Ведущая: Елена Казакова (СПбГУ)
- Елена Романичева (Московский педагогический государственный университет) «От автора-школьника к автору-писателю»
- Валерий Ефремов (РГПУ имени А. И. Герцена) «Автор(ка) женской прозы: кто он(а)?»
- Игорь Улезько (Ровеньская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов, Белгородская область) «Герой художественного произведения и личность автора»
- Анастасия Криволапова (СПбГУ; АНПО «Школьная лига») «Фигура автора в контексте содержания цифровых образовательных мини-курсов»
Секция 4. Учитель как автор. Ведущие: Виктор Чертов (Московский педагогический государственный университет), Галина Данилова (СПбГУ)
- Виктор Чертов (Московский педагогический государственный университет) «Учитель как рассказчик и интерпретатор»
- Юрий Лазарев (Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина) «Научная деятельность российского учителя словесности»
- Галина Данилова (СПбГУ) «Роль авторской позиции учителя в повышении мотивации учеников к чтению»
- София Лебедева (Информационно-методический центр Центрального района Санкт-Петербурга) «Рабочие листы и тетради к уроку как авторские материалы учителя: источники, принципы создания, педагогические и методические задачи»
- Галина Крюкова (ГК «Просвещение») «Рукописи не горят? Судьба авторских работ учителя»
Секция 5. Авторство как вопрос нравственной позиции. Ведущие: Анастасия Азбель, Леонид Илюшин (СПбГУ)
- Леонид Илюшин, Анастасия Азбель (СПбГУ) «Чем академическая честность отличается от академической нечестности?»
- Константин Кокарев (Тюменский государственный университет) «Развитие авторской позиции студента в контексте проблемы академической честности»
- Татьяна Модестова (Информационно-методический центр Петроградского района Санкт-Петербурга) «Учитель как автор творческих инновационных проектов (по материалам контент-анализа конкурсных заявок)»
- Ирина Ерофеева (СОШ № 2, Суздаль) «Авторская позиция учителя как условие реализации личностно значимого образования»
- Гызханым Гусейнова (СПбГУ) «Искусственный интеллект и проблема авторства: этические аспекты интернет-дискурса»
- 17:00–17:10 Перерыв
- 17:10–17:55 Мастер-классы
- Кристина Прошкина (СПбГУ) «Интеллект-карта: от текста к мысли»
- Ирина Иванова (Центральная библиотека Петродворцового района имени С. С. Гейченко) «Стиховидение — объемный текст»
- Константин Вылегжанин (Лицей № 179) «Учимся вести канал в Telegram: пишем пост»
- Полина Морозова (ОЦ «Сириус») «Кто это сделал?»
- Надежда Папудогло (портал «Мел») «Как искать истории и превращать их в текст, который будут читать»
- Анастасия Серазетдинова (телеграм-канал «На стороне детства») «Практики в формате А4: придумываем задания для урока»
- Римма Храмцова (Школа № 1514, Москва), Елизавета Матросова (Президентский физико-математический лицей № 239) «Оригинальный диктант как прием на уроках русского языка»
- 17:55–18:00 Перерыв
- 18:00–18:30 Подведение итогов. Поэтическая точка: выступление молодых поэтов: Анатолия Арефьева, Александры Ханукаевой, Алексея Дежина, Дарьи Пановой. Закрытие конференции
Стендовая сессия
Стендовая сессии пройдет в формате виртуальной встречи, организованной на онлайн-платформе Padlet. Своими материалами, посвященными авторству и его осмыслению в контексте образования, поделились исследователи и педагоги-практики. Гости стендовой сессии смогут познакомиться с текстами и презентациями, оставить свой отклик или вопрос в комментариях.
Секция 1. Природа и культура авторства
- Айин Гу (СПбГУ) «Классификация языковых средств выражения авторской позиции в научном тексте на основе треугольника позиции Джона дю Буа»
- Наталия Маслова (СПбГУ) «Как авторство и авторский текст связаны с мышлением роста?»
Секция 2. Ученик как автор
- Елена Гингель (Многопрофильная академия непрерывного образования, Омск) «Проявление авторской самостоятельности в выпускных письменных работах школьников»
- Вероника Павлова (СОШ № 232) «Ученик как автор эссе (из опыта работы в ОЦ "Интеллект")»
- Мария Ольховская (Schola) «Гибридный формат индивидуального обучения. Ученик как соавтор»
- Ольга Казакова (СПбГУ) «Ученик как автор текста новой природы»
Секция 3. Фигура автора в контексте содержания образования
- Влада Старкова (СПбГУ) «Автор рабочей тетради как посредник между темой и учеником»
Секция 4. Учитель как автор
- Наталья Инкина (СОШ № 471) «Учитель как автор модуля для школьного курса географии 7-го класса»
- Чушу Фань (СПбГУ) «Авторство ценностных текстов в пространстве школы»