Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Первое заседание Экспертной комиссии СПбГУ
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил, что 6 апреля прошло первое заседание Экспертной комиссии СПбГУ. Еще несколько лет назад создание такой комиссии в Университете вообще не представлялось возможным в принципе, поскольку тогда среди универсантов преобладало мнение, что только мы сами можем оценивать свою работу. Преобладало мнение, что каждый ученый СПбГУ сам лучше кого-либо знает, в каком направлении ему развивать Университет. И ни в каком совете, даже дружеском, он не нуждается.
Для того чтобы изменить ситуацию, Университету необходим профессиональный взгляд, голос авторитетных ученых, к чьей позиции не прислушаться невозможно. Поэтому создание Экспертной комиссии — это естественный и архиважный шаг на пути развития Университета.
Новый состав Экспертной комиссии СПбГУ сформирован по новым принципам, схожим с принципами РГНФ и РФФИ (Материалы ректорского совещания от 05.03.2012, п. 1):
- десять членов комиссии — ученые, имеющие наиболее высокий статус в тех областях науки, которые определены государственными научными фондами (РФФИ и РГНФ)
- четыре члена комиссии — ученые, выигравшие конкурс мега-грантов Министерства образования и науки РФ на создание научных лабораторий в СПбГУ
- три члена комиссии — ученые, советники ректора Университета
- председатель совета молодых ученых Университета
- два сопредседателя, которые призваны координировать и обеспечивать деятельность комиссии
Основные направления работы Экспертной комиссии СПбГУ следующие:
- ежегодная оценка хода реализации Программы развития и формирование предложений по ее изменению с учетом необходимости продвижения Университета в международных рейтингах
- предложения по приоритетам развития международных контактов Университета, участия в международных проектах, вплоть до определения конкретных персон или вузов-партнеров
- ежегодное определение направлений приоритетных научных исследований, в том числе, для конкурсного финансирования из университетского бюджета и экспертиза проектов заявок (на основе заключений экспертов)
- предложения по приоритетам развития сотрудничества Университета с российскими организациями, участия Университета в российских консорциумах, вплоть до определения состава наших российских партнеров
- анализ портфеля образовательных программ Университета и предложения по его изменению через практическое осмысление перечней компетенций, заложенных в университетских образовательных стандартах
Первое заседание Экспертной комиссии длилось больше двух часов, выступили почти все участники. Основной настрой — искренняя заинтересованность тех ученых, кто согласился войти в состав совета, в работе, в сотрудничестве с Университетом. Стоит отметить и то, что в состав комиссии вошел декан Факультета психологии МГУ Ю. П. Зинченко — уровень сотрудничества психологов СПбГУ и МГУ, пожалуй, самый высокий по сравнению с другими нашими специалистами. Многие из членов Экспертной комиссии СПбГУ являются не только профессорами нашего Университета (например, М. В. Ковальчук, М. Б. Пиотровский, В. Г. Пешехонов и др.), но и возглавляют большие коллективы, что позволит развивать контакты с этими организациями. Ректор попросил деканов направлять ему предложения по работе Экспертной комиссии (Материалы ректорского совещания от 09.12.2013, п. 7; «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответы 2,4, Сделать из хорошего – отличный, ответ 7-8, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 8).
Крупные ремонтные работы в 2012 году
Ректор сообщил о крупных ремонтных работах, которые запланированы на 2012 год:
- разработка проектной документации для капитального ремонта зданий, ранее принадлежавших Военной академии тыла и транспорта
- ремонт отдельных помещений (большой актовый зал, бальный зал и прилегающие помещения) в бывших зданиях ВАТТ, которые не требуют проектной документации
- ремонт общежития № 8 (440 мест) и общежития на пр. Солидарности (320 мест)
- разработка проектной документации для реконструкции здания бывшего НИФИ для размещения наших биологов
- ремонт помещений для размещения ресурсных центров
- устранение предписаний контролирующих организаций (установка пожарной сигнализации в 38 зданиях и другие работы)
Таковы приоритеты этого года.
О заключении договоров найма служебного жилья
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что заселение в служебные квартиры отремонтированного общежития № 7 (Старый Петергоф, ул. Халтурина, д. 15, к. 3) скоро начнется (материалы ректорского совещания от 20.02.2012, п. 1 и от 02.04.2012, п. 1). Он сообщил, что определены основные принципы распределения служебного жилья в Университете. После обсуждения с профкомом сотрудников СПбГУ ректор принял следующие решения.
Служебное жилье в этом общежитии администрацией Университета предоставляется:
- научно-педагогическим работникам, не имеющим неснятых взысканий и имеющих поощрения за успешный труд (производственный принцип распределения). С этими научно-педагогическими работниками будет заключаться договор найма специализированного жилого помещения на период трудовых отношений. Размер платы за найм будет в точности равен установленным в Санкт-Петербурге государственным расценкам для договоров социального найма
- а также работникам СПбГУ, которым в 1990-е и начале 2000-х годов были выданы ордера. С такими работниками будет заключаться новый договор найма при условии освобождения занимаемых ими помещений в общежитиях для студентов и аспирантов
И. А. Горлинский особо отметил вопрос о возможном переезде в отремонтированное общежитие № 7 сотрудников, проживающих в студенческих общежитиях и имеющих ордера. Их в СПбГУ — 39. В случае их переезда в это здание не исключена возможность приватизации жилья, поскольку здание со временем может быть переведено в жилой фонд. И. А. Горлинский попросил деканов присылать предложения по кандидатурам научно-педагогических работников коллектива факультета, расположенных в соответствии с их рейтингом, а также CV с описанием производственных заслуг каждого претендента на получение служебного жилья.
Ректор объяснил: квартир в «семерке» — 113, из них 39 будут предложены сотрудникам Университета, имеющим ордера (с ними будут заключаться новые договоры найма). Четыре квартиры в общежитии № 7 уже распределены, решение о выделении квартир этим преподавателям и научным сотрудникам принято первым проректором ранее (материалы ректорских совещаний от 20.02.2012, п. 1, от 02.04.2012, п. 1). В итоге остается около 70 квартир. Каждый декан может представить свои предложения, и этот ранжированный список будет доведен до сведения коллектива Университета. Предложение может быть только совместное: декана и соответствующего проректора по направлению. Далее информация предлагается для обсуждения деканам всех факультетов и проректорам по направлениям.
В связи с этим ректор напомнил ситуацию вокруг служебного жилья в Менделеевском центре (общая площадь, исключенная из учебного и научного процесса, — 500 кв.метров). Там на основании ордеров проживает несколько семей. Когда несколько лет тому назад руководство Университета отказалось от здания на Мытнинской наб. (подробнее см. Справку о состоянии дел в общежитиях — ответ Г. С. Васильева в «Виртуальной приемной» от 25.03.2012 и Материалы ректорского совещания от 02.04.2012, п. 1), инвестор предоставил в распоряжение руководство Университета квартиры, которые могли использоваться и для расселения квартир в Менделеевском центре. К сожалению, этого сделано не было, квартиры даже не предлагались тем, кто проживает в квартирах в Менделеевском центре. Информация о том, кому же были предоставлены выделенные инвестором квартиры, была под грифом «секретно».
Между тем, наличие в Менделеевском центре квартир не позволяет произвести капитальный ремонт данного здания, оснастить его по современным стандартам, кроме того долго не позволяло надлежащим образом оформить права Университета на указанное здание. Ректор неоднократно отказывал проживающим в попытках приватизации этих квартир, все судебные споры в судах Университет регулярно выигрывал. В случае если бы хотя бы одна из квартир Менделеевского центра была бы приватизирована, Университет лишился бы возможности самостоятельно определять судьбу данного здания — ведь любые (!) действия пришлось бы согласовывать с собственниками квартир. Проректору М. Н. Кудилинскому удалось договориться с проживающими в этих квартирах о переселении в университетские квартиры в городе. И ректор дал слово, что после переезда он даст согласие на приватизацию этих квартир.
И. о. декана Факультета свободных искусств и наук В. М. Монахов попросил охарактеризовать квартиры в общежитии № 7. И. А. Горлинский ответил, что квартиры там пяти типов: однокомнатные квартиры-студии, однокомнатные с отдельной кухней, двухкомнатные квартиры-студии, двухкомнатные с отдельной кухней, и трехкомнатные с отдельной кухней. При распределении квартир будут ориентироваться на санитарные нормы жилья. В приложении к приказу о принципах предоставления служебного жилья в общежитии № 7 и порядке обсуждения кандидатур, претендующих на получение служебного жилья, будет содержаться план квартир.
Декан Химического факультета И. А. Балова спросила, будет ли оставлен резерв служебных квартир для приглашения новых специалистов, которые сейчас не работают в СПбГУ. Н. М. Кропачев ответил, что примерно через год Университет должен получить еще 38 квартир в жилом доме на Гостилицком шоссе. С теми, кто будет жить в этих квартирах, будет заключаться договор коммерческого найма, но качество квартир там выше. В общежитии № 7 нельзя оставлять какие-то квартиры незаселенными — для каких-то особых людей. Никто не знает, будут ли они лучше тех, кому требуется служебное жилье уже сейчас.
И. А. Балова сообщила о том, что 30 марта она получила письмо председателя жилищно-бытовой комиссии профкома сотрудников СПбГУ — о том, что профком по своим критериям отобрал наиболее подходящих кандидатов для получения служебного жилья. Она спросила, кто же принимает решение, и как профком будет участвовать в этом процессе. Декан Физического факультета С. Ф. Бурейко сказал, что он тоже получил такое письмо. И. А. Горлинский объяснил, что принципы распределения служебного жилья обсуждались с профкомом сотрудников. Решение о том, кому будет предоставлено служебное жилье, принимает администрация Университета.
Н. М. Кропачев добавил, что при обсуждении принципов распределения служебного жилья высказывались разные мнения (предлагали учитывать, например, стаж работы и т.п.). Многие из этих мнений учтены при подготовке приказа, который будет издан на днях. И там будут прописаны все правила. Но деканы должны понимать, что ранжированные списки претендентов будут широко обсуждаться всеми, в том числе и профкомом. Эти списки должны быть обоснованы.
Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва, спросила, до какого срока подавать списки претендентов. И. А. Горлинский предложил такой вариант: месяц после выхода приказа. Декан Математико-механического факультета Г. А. Леонов спросил, будет ли в приказе пункт о закреплении молодежи. Н. М. Кропачев ответил, что каждый декан будет выстраивать свой рейтинг претендентов согласно тому, как он видит задачи развития коллектива. В коллективе ВШМ, например, средний возраст сотрудников 45 лет, в коллективе Факультета международных отношений — еще меньше. У каждого свои задачи (Материалы приема граждан от 25.06.2013, п. 1.2 и от 27.04.2012, п. 3; Он был первым, ответ 16, «Нас жду первые строчки мировых рейтингов», ответ 5).
О результатах работы в области обеспечения пожарной безопасности
Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев сообщил, что в 2007 году в Университете прошла первая за 15 лет проверка органов государственного пожарного надзора (более ранние проверки, безусловно, были, но материалы о них уничтожены). Были проверены 122 здания СПбГУ, выявлено 1520 нарушений. Только десятая часть, порядка 150 нарушений, требовали крупных финансовых вложений для устранения (монтаж пожарной сигнализации почти во всех зданиях). Остальные либо не требовали финансирования (были следствием организационных недоработок), либо их можно было устранить путем небольших затрат (складирование мебели на путях эвакуации, хранение горючих материалов в подвалах и на чердаках, проверка изоляции, пожарные трубопроводы и пр.).
Две трети замечаний были устранены за последние два года, к концу 2011 года осталось 400 нарушений. И размеры финансовых затрат — от одного до трех млн. рублей в год максимум. Основные решения были организационные: например, был создан склад техники и мебели, требующей утилизации, — туда вывезли имущество, чтобы оно не копилось на путях эвакуации. Освободили подвалы и чердаки от горючих материалов. Начали срезать глухие решетки с окон (1900 штук), в свое время на их монтаж было бессмысленно потрачено неизвестное, но довольно большое количество средств (примерно 18 млн руб.). И на демонтаж глухих и монтаж раздвижных решеток компания «РСП Балвик» потратила 18 млн. рублей, и эта сумма пошла в счет погашения ущерба, причиненного Университету преступными действиями руководства фирмы при ремонте здания бывшего НИФИ (Материалы ректорского совещания от 19.03.2012, п. 1). Еще около 50 нарушений за год в ходе юридических баталий удалось признать незаконно выписанными: например, использование горючих материалов на полах, отсутствие заграждений на крышах зданий и пр. Еще пара сотен предписаний будут устранены в этом году — например, в результате установки в зданиях пожарной сигнализации. Как сегодня сообщил ректор, это один из наших приоритетов в 2012 году.
Ректор добавил, что в 2007–2008 годах Университет был не просто завален предписаниями — не один десяток зданий могли быть закрыты на основании предписаний пожарных. В предыдущие годы десятки миллионов рублей тратились впустую (например, проводились ремонтные работы с использованием пожароопасных материалов, были перепланировки, когда закрывали пожарные выходы, и т. д.). В этом году Университет получил дополнительные финансовые средства на устранение предписаний, поскольку мы честно сообщили руководству страны об имеющихся проблемах (Материалы ректорского совещания от 01.07.2013, п. 1 и от 27.04.2012, п. 7).
О выплате компенсаций работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными
Ректор сообщил, что по инициативе председателя профбюро Химического факультета три года назад по решению ректора началась аттестация рабочих мест. Эта работа частично завершена. Аттестация может проводиться только лицензированными организациями. Стоимость проведенных работ по аттестации около 4000 рабочих мест — 9,5 млн рублей (по годам: в 2009 году — 0,5 млн, в 2010 году — 4 млн, в 2011 году — 4 млн, в том числе 7,5 млн — деньги Университета, 2 млн — из фонда социального страхования). В 2012 году планируют истратить еще 2,5 млн рублей для аттестации офисных рабочих мест.
Анализ условий труда работников дал следующие результаты: больше 450 человек имеют право на доплаты за вредные условия труда. В зависимости от условий: 4 %, 12 % или 24 % от должностного оклада (они имели такое право и ранее, но никогда им за это не платили). В основном, это учебно-вспомогательный персонал, но есть и преподаватели. И 4 апреля ректор принял решение начать выплачивать этим работникам соответствующие компенсации.
Заключение соглашения между СПбГУ и компанией AVA Peter
Проректор И. А. Дементьев рассказал, что, как сообщалось ранее (Материалы ректорского совещания 05.12.2011, п. 1), с компанией AVA Peter, которая владеет сетью клиник «Скандинавия», были проведены переговоры. После согласования порядка работ 2 апреля подписано соглашение между СПбГУ и компанией AVA Peter о начале работ по созданию медицинской клиники СПбГУ. Подготовлена и утверждена проектная документация, для строительства выделен участок земли в Санкт-Петербурге (в Приморском районе на улице Ильюшина).
Строительство уже началось. В течение полутора-двух лет здание будет построено и начнется оформление лицензий на медицинскую деятельность. На базе университетской медицинской клиники будут развиваться и научные исследования (не только медицина, но и физика, химия, биология, психология, менеджмент и пр.), и образовательный процесс. Для этого проект будет скорректирован, чтобы учесть интересы Университета (Открыт всему миру, ответы 5 и 12, Н.Кропачев, СПбГУ: Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета, ответы 2-3, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 9).
О сайте СПбГУ как источнике новостей
И. А. Дементьев напомнил, что один из проектов Программы развития СПбГУ — «Открытый университет», который направлен на расширение доступности университетских ресурсов для универсантов, для наших партнеров и для общества в целом. На прошлой неделе был достигнут очередной результат: на сайт СПбГУ начали ссылаться СМИ (например в статье На территории учебно-научного комплекса СПбГУ в Петергофе ночью тушили пожар). Ключевые слова: «об этом сообщается на официальном сайте вуза». Де-факто сайт СПбГУ стал электронным СМИ. Это значит, что он стал интересен пользователям.
Но в результате повышается и уровень нашей ответственности за достоверность, качество и объем информации. И. А. Дементьев напомнил деканам, что они тоже обязаны формировать определенные информационные блоки. Надо стремиться, чтобы те разделы сайта, за формирование которых отвечают деканы, могли быть источником актуальной и полезной информации.
О реакции Минобрнауки на экспертные заключения СПбГУ
И. А. Дементьев напомнил еще об одном проекте Программы развития СПбГУ — Экспертном центре СПбГУ. В декабре министерство образования и науки РФ разработало проект Порядка определения нормативных затрат на обучение при расчете финансирования по госзаказу для вузов. Эксперты СПбГУ обнаружили в документе ряд недостатков: деятельность, ведущаяся сейчас в вузах России, не учитывалась в их расчете (содержание общежитий, музеев, финансирование работы диссертационных советов и пр.). Получен ответ из минобрнауки на это экспертное заключение, в котором замминистра соглашается с выводами наших экспертов.
Н. М. Кропачев добавил: в ответе министерства есть слова о том, что обсуждение проекта закончилось еще зимой. Фактически содержится справедливый упрек, что надо было писать и раньше, а не ждать, когда министерство утвердит Порядок. Это и наша внутренняя проблема: проекты приказов выставляются на сайте для обсуждения, но только после их подписания от сотрудников начинают поступать первые конкретные предложения.
Об увеличении надбавок за заведование кафедрой
И.А. Дементьев сообщил, что по заявлению декана Философского факультета С. И. Дудника (оно прозвучало на прошлом ректорском совещании 2 апреля) была проведена проверка начисления надбавок заведующим кафедрами. Она показала, что часть коллег потеряла в заработной плате (примерно по 1200 рублей) при переходе с должности заведующего кафедрой на выполнение дополнительной трудовой функции заведующего. Будет издан приказ первого проректора по экономике, в котором надбавка будет теперь одинаковой для всех, независимо от того, доцент он или профессор. И в ближайшее время будет найдена возможность компенсировать им потери в зарплате.
Ректор добавил, что теперь ставки будут одинаковые, но кафедры разные и активность заведующих разная. Поэтому деканы факультетов и проректоры по направлениям должны учитывать это обстоятельство при подготовке приказов о выплате премий за счет стимулирующих фондов (15, ответы 4-5, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 5).
Договор СПбГУ о сотрудничестве с ЦЕРНом
Проректор И. А. Горлинский сообщил, что 6 апреля он подписал Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургским государственным университетом, Европейским центром ядерных исследований (ЦЕРН, или CERN — от фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire) и международной научной коллаборацией NA61 (SHINE) на пять лет. В прошлые годы в этой области подписывалось много документов, но никак не были оговорены вопросы, связанные с обеспечением со стороны Университета участия наших ученых в проведении экспериментов на Большом адронном коллайдере. Отдельные ученые, обращаясь к руководству Университета, выбивали «под себя» какие-то суммы. Теперь же подписан официальный договор, который определяет порядок нашего взаимодействия и оплаты расходов: 10 тыс. швейцарских франков в год.
СПбГУ является единственным российским университетом, официально участвующем в международной коллаборации эксперимента NA61 (SHINE). В физических экспериментах в ЦЕРНе постоянно участвуют преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты старших курсов кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц и кафедры ядерной физики СПбГУ. По результатам выполненных исследований за последние четыре года защищены одна докторская, четыре кандидатских и 12 магистерских диссертаций, организуется ежегодная практика для студентов в ЦЕРНе, аспиранты и лучшие студенты регулярно выступают на международных конференциях и семинарах, организуемых в рамках коллаборации. Подписанное соглашение открывает возможность широкому кругу ученых, аспирантов и студентов СПбГУ гарантировано участвовать в этих исследованиях.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов напомнил, что физики больше десять лет работают в ЦЕРНе. Но теперь ситуация меняется: видимо, будут работать не только те, кто работал раньше, и не так, как раньше? И. А. Горлинский подтвердил это. Никто не сомневается, что наши физики хорошо работают там — об этом говорят и защищенные диссертации, и статьи в ведущих журналах. Но теперь обеспечена возможность участия в работе любому исследователю СПбГУ.
Н. М. Кропачев добавил, что заключение договора с ЦЕРНом стало возможным благодаря четко заявленной позиции декана Физического факультета С. Ф. Бурейко. Если желающих работать в ЦЕРНе станет больше, то Университет будет больше выделять на это денег. Но Курчатовский центр в Гатчине будет сооружать синхротрон, и наши контакты позволят бесплатно работать там. Договор с ЦЕРНом будет опубликован — каждый может посмотреть его и решить, подавать ли заявку на участие. Не только физики, но и биологи, химики, геологи, например.
О внесении изменений в план работы Ученого совета СПбГУ
Ректор напомнил о регулярных опозданиях с принятием решений, требуемых от Ученого совета Университета, о рекомендации наших студентов и ученых для участия в конкурсах на премии, стипендии и т. п. (Материалы приема граждан от 03.04.2012, п. 1). Между тем, большая часть этих конкурсов являются регулярными, они проводятся ежегодно. Не надо ждать, когда они будут объявлены в очередной раз. Нет никакой проблемы в том, чтобы заранее спланировать эти вопросы в повестке дня ученых советов факультетов и Ученого совета СПбГУ. И таким образом во много раз увеличить финансирование наших ученых и студентов.
Ректор поручил проректору по научной работе Н. Г. Скворцову и проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк представить предложения (перечень таких конкурсов и примерные даты представления документов на конкурсы), а ученому секретарю Университета Л. П. Громовой — включить такие вопросы в основную повестку дня заседаний Ученого совета Университета и в планы работы ученых советов факультетов на год вперед (Материалы ректорского совещания от 28.07.2014, п. 1).
О Всероссийской конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Менделеев — 2012»
Декан Химического факультета И. А. Балова сообщила о том, что 3–6 апреля в СПбГУ состоялась шестая Всероссийская конференция молодых ученых, аспирантов и студентов с международным участием «Менделеев — 2012». Приехали 412 представителей российских и зарубежных вузов из 70 городов России и 17 стран. А заявок было больше тысячи, пришлось отбирать лучшие, так как не могли найти площадку для того, чтобы принять всех желающих. В рамках конференции прошла выставка инновационных проектов.
И. А. Балова поблагодарила ректора за то, что он выкроил время для участия в работе конференции, и проректора И. А. Горлинского за то, что теперь и в зданиях, где размещается Химический факультет, есть зона Wi-Fi. Декан считает, что эта конференция поможет увеличить конкурс при приеме в аспирантуру и магистратуру Химического факультета. То, что в этом году традиционная конференция стала «именной», — удачная находка. По ее мнению, и коллективы других факультетов могут использовать такую форму привлечения молодых исследователей.
Н. М. Кропачев подтвердил: молодых ученых действительно, был целый Актовый зал. Опыт проведения таких масштабных конференций есть в Университете не только у химиков, но и у юристов (они будут в третий раз проводить Молодежный форум юристов России), и у менеджеров. И количество желающих поступать в аспирантуру и магистратуру благодаря таким конференциям увеличивается. Но есть и другие пути: например, олимпиада по астрономии, победы наших математиков на международных конкурсах.
А помещения для больших конференций скоро будут. Сегодня уже шла речь о ремонте отдельных помещений в бывших зданиях ВАТТ (большом актовом зале минимум на 750 мест, бальном зале и прилегающих помещениях). Это может быть целый комплекс для конференций, где можно будет проводить и большие пленарные, и секционные заседания для 5–6 секций по 30–60 человек каждая. И все это рядом, в одном здании (Сделать из хорошего – отличный, ответ 1, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4-6, 8).
Об образовательной выставке в Саудовской Аравии
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов сообщил, что в Эр-Рияд, столицу Саудовской Аравии, на следующей неделе отправится делегация СПбГУ. Там пройдет образовательная выставка, где будут участвовать 420 крупных вузов мира. На этой неделе делегация Университета будет планировать расписание встреч. Если у деканов есть предложения в рамках уже заключенных соглашений с другими вузами, то делегация сможет обсудить их на месте, во время выставки. С. В. Аплонов как глава делегации СПбГУ попросил присылать свои предложения ему или Л. Б. Юшковой, помощнику ректора по вопросам международного сотрудничества, до 12 апреля.