Материалы ректорского совещания

№ 134
от 09.12.2013

Повестка совещания

    Взаимодействие вузов Ассоциации ведущих университетов России с НИЦ «Курчатовский институт»

    Проректор И. А. Дементьев напомнил о прошедшем 6–7 декабря мероприятии, о котором подробно сообщается на сайте СПбГУ. В субботу 7 декабря декан Физического факультета СПбГУ, директор Курчатовского центра М. В. Ковальчук и ректоры 16 вузов, входящих в Ассоциацию ведущих университетов России, подписали соглашение об организации совместной работы по обеспечению доступа российских ученых к работе на российских и международных установках мега-класса (MegaScience). Это значительно расширяет возможности исследователей и обучающихся всех вузов, подписавших соглашение. Например, любой студент такого вуза сможет (на конкурсной основе) поехать в другой научный центр, проводить там эксперименты и получать при этом приличную стипендию. Порядок доступа к оборудованию будет согласован.

    См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответы 1–5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 10); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 12 и 16); Он был первым (ответ 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 2 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); За Нобелем (ответ 3); Университету кризис не страшен (ответы 8–10).

    О представлении работников Университета к ведомственным и государственным наградам

    И. А. Дементьев сообщил, что в связи с подготовкой к празднованию университетского юбилея (а в 2014 году исполняется 290 лет со дня создания СПбГУ) есть возможность представить к награждению ведомственными и государственными наградами работников Университета. Для выдвижения необходимо решение Ученого совета СПбГУ. Пока ни от одного из деканов предложений такого рода не поступало. Поскольку до заседания Ученого совета осталось две недели, с подготовкой таких представлений нужно поторопиться. При этом в аналогичной ситуации (юбилей факультета) деканы факультетов также имеют возможность направлять представления. Так, например, было в прошлые годы.

    Декан Математико-механического факультета Г. А. Леонов спросил о том, будут ли установлены квоты для факультетов. И. А. Дементьев подчеркнул, что деканы должны сформировать мотивированные ходатайства по каждому из работников, которых они планируют представить к наградам. Эти ходатайства будут рассмотрены в установленном в Университете порядке. Никаких квот нет и быть не может.

    А вот в связи с приближающимися юбилеями наших международников и историков, о которых ректор уже несколько раз говорил на ректорских совещаниях, И. А. Дементьев порекомендовал деканам этих факультетов направить отдельные представления.

    СПбГУ в рейтинге BRICS & Emerging Economies Rankings 2014 — Times Higher Education

    5 декабря был опубликован очередной рейтинг, подготовленный агентством Times Higher Education. В этот рейтинг вошли только университеты из 18 стран (Бразилия, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Колумбия, Малайзия, Марокко, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Польша, Россия, Тайвань, Таиланд, Турция, Чехия, Чили, Южная Африка). В этом году он сформирован впервые. Только два вуза из России — МГУ и СПбГУ — попали в список лучших университетов.

    Рейтинг Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 2014 основан на тех же самых критериях оценки, что и мировой рейтинг университетов ТНЕ: присвоенные вузам «баллы» взяты из этого рейтинга автоматически. В соответствии с таким упрощенным подходом, рейтинг BRICS&EE сохраняет все несовершенства. При публикации результатов мирового рейтинга традиционно вызывают нарекания преференции вузам англоязычных стран и странам с американской функциональной моделью, ориентация на субъективные мнения искусственно отобранного круга респондентов (более половины веса в части научной репутации и половина — в части образовательной) и др. В такой ситуации в наименее выгодном положении оказываются именно университеты России, Китая, Бразилии, восточноазиатских и латиноамериканских стран.

    В связи с этим публикация отдельного списка университетов, ориентированного именно на вузы стран BRICS&EE, открывает новые возможности для анализа ситуации — ведь результаты подобных рейтингов важны прежде всего с точки зрения совершенствования нашей собственной работы по развитию Университета. Ведь оценки могут быть и несправедливы, но объективны. Но важно понимать, кто и почему сегодня оказался впереди СПбГУ. Хотя эти университеты очень разные — по численности обучающихся, по возрасту и традициям, по финансированию и кадровому наполнению — есть одна общая черта, характерная для стран, где они расположены. В соответствии с научной политикой эти страны либо переносят научные исследования из сохранившихся от прошлой жизни академий наук в университеты (Китай, Чехия, Венгрия, Польша), либо строят систему молодой национальной науки с опорой именно на университеты (Турция, Тайланд, латиноамериканские страны). И именно концентрация всех исследований в образовательных учреждениях, то есть в максимальной близости от обучающихся, дает университетам возможность лидировать в рейтингах, а государствам — конкурировать в мировом научном и образовательном пространстве.

    Отдельно стоит упомянуть, что на фоне растущих в рейтингах показателей СПбГУ по всем направлениям деятельности, отмечена и негативная тенденция: снижение показателей

    • Research — volume, income and reputation
    • Teaching the learning environment

    В основном это связано с репутационной составляющей, а также с количеством средств, привлекаемых в университет за счет грантов на научные исследования, отметил И. А. Дементьев. Конечно, после детального анализа результатов этого рейтинга можно будет сделать и другие выводы.

    См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 2 и 4); Лучший — докажи (ответ 1); Честность и открытость (ответы 1–5); Из России с дипломом (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 1); Университету кризис не страшен (ответы 1 и 6).

    СПбГУ — лучший вуз в области адаптивной физической культуры за 2013 год

    Проректор М. Ю. Лаврикова сообщила, что президиум Специального олимпийского комитета Санкт-Петербурга принял решение о награждении СПбГУ в номинации «Лучший вуз в области адаптивной физической культуры за 2013 год». Награждение произойдет на традиционном Специальном олимпийском балу, где подводятся итоги года по развитию адаптивной физической культуры в Петербурге. Этот бал организован Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга при поддержке Министерства спорта РФ, комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга.

    М. Ю. Лаврикова сообщила, что эта награду Университет получает благодаря студентам образовательных программ, реализуемых в колледже физической культуры, спорта, экономики и технологии СПбГУ. Они активно работают с параолимпийцами в качестве волонтеров. В волонтерское движение вовлечены также студенты других образовательных программ СПбГУ. Отметим, что Университет не первый раз награждают за помощь параолимпийцам.

    О создании Института химии СПбГУ

    И. А. Дементьев ознакомил деканов с приказами, регламентирующими основные вопросы по созданию в СПбГУ учебно-научного подразделения — Института химии СПбГУ. В приказ № 4486/1 от 06.12.2013 «О должностных обязанностях и правах директора Института химии СПбГУ» дополнительно включен ряд прав и обязанностей. Например, полномочия по формированию графика отпусков сотрудников института, полномочия по направлению работников института в командировки. В приказе № 4484/1 от 06.12.2013 «О создании Института химии СПбГУ» указано, что он создается на базе Химического факультета СПбГУ (с перечислением всех кафедр). На должность директора Института химии с 1 января 2014 года назначается профессор И. А. Балова. Сформированы временные составы ученого совета института, учебно-методической и научной комиссий — из лиц, являющихся на дату создания института членами ученого совета, учебно-методической и научной комиссий Химического факультета (председателями комиссий остались те же: И. В. Приходько и С. С. Ермаков). В связи с создание Института химии в течение декабря будут внесены необходимые изменения в локальные акты Университета.

    Ректор отметил, что по результатам первых месяцев работы директора Института химии станут понятны ее реальная нагрузка, режим ее работы и оплаты труда.

    О встречах с преподавателями

    В связи с тем, что многие из научно-педагогических работников не читают материалы приема граждан, публикуемые на сайте Университета, а вопросы, поднимаемые там, зачастую, имеют важное значение для каждого, ректор подробно рассказал о своей встрече с преподавателями-филологами 3 декабря (см. Материалы приема граждан от 03.12.2013, п. 1). Ректор подчеркнул, что в ходе встречи он убедился: проректор и его подчиненные неверно информируют о значении важных положений договора с НПР. При этом формулировки соответствующих пунктов трудового договора полностью соответствуют действующему законодательству, аналогичные нормы применяются и в других российских вузах.

    Во-первых, неверно трактуется пункт договора «Без поручения работодателя не выступать публично от имени СПбГУ и в качестве работника СПбГУ, в том числе, не давать комментариев, оценок, интервью, не предоставлять экспертных заключений». Каждый работник во всех случаях имеет право представляться, называя свою должность и организацию. Каждый во всех случаях имеет право на высказывание своей личной точки зрения. Более того, каждый обязан называть свою должность и организацию при выполнении служебного задания (то есть в том cлучае, когда он выступает в качестве работника). При этом выступать от имени Университета сотрудник может только при выполнении служебного задания (поручения уполномоченного должностного лица).

    Во-вторых, сотрудник Университета, безусловно, может без какого-либо разрешения подготовить отзыв на диссертацию и заверить свою подпись в отделе кадров Университета. Разъяснения, которые давались преподавателям руководством факультета (о том, что теперь для подготовки отзыва на диссертацию или автореферат надо сначала получить согласие ректора!), находятся за гранью понимания. Действительно, для направления отзыва адресатам необходима подпись работника отдела кадров, которая всего лишь удостоверяет должность и личность подписавшего, что необходимо не нашему Университету, а тому, кто получит этот отзыв.

    Далее ректор воспроизвел ответы и на другие вопросы участников встречи с филологами. Они касались отдельных положений, включаемых в договоры, и процедур согласования договоров между работником и представителем работодателя. Ректор подчеркнул, что декан и проректор по направлениям не вправе уклоняться от переговорного процесса по обсуждению и заключению с работником трудового договора, они обязаны принимать личное участие в этих встречах и делать все, чтобы договор с конкретным научно-педагогическим работником учитывал индивидуальные особенности этого работника. Это их обязанность, закрепленная в их трудовых договорах. Между тем, анализ трудовых договоров, заключенных за последнее время, показал, что у нас еще мало индивидуальных по содержанию, а не по названию контрактов, причем заключены они главным образом с преподавателями, избранными по конкурсу впервые, а также с преподавателями, основной работой которых является проведение научных исследований.

    На ректорском совещании ректор особо подчеркнул необходимость индивидуализации контрактов. Именно в этом, а не в чем-то другом и заключается залог их эффективности. Индивидуальными должны быть и содержание, и срок контракта. Эти задачи должны решаться посредством:

    • четкого формулирования деканами факультетов условий конкурса на должности научно-педагогических работников
    • содержательного обсуждения предложений и мотивированной рекомендации срока заключения контракта ученым советом факультета / института
    • подробного обсуждения деканом и проректором (со стороны администрации СПбГУ) с преподавателем, победившим в конкурсе, содержания и срока трудового контракта

    См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 2); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 10); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 12 и 16).

    О содержании и сроках трудовых контрактов с научно-педагогическими работниками

    В 2012–2013 годах проректоры по направлениям и деканы уже провели значительную работу, когда в соответствии с требованиями нового законодательства при заключении контрактов с научно-педагогическими работниками они устанавливали различные сроки трудового договора (от одного года до пяти лет). Во время приема ректором граждан в мае-октябре 2013 года; встреч с научно-педагогическими работниками, которые проводил ректор и проректоры, научно-педагогические работники и заведующие кафедрами не раз высказывали претензии к проректорам по направлениям и деканам на качество их работы по заключению индивидуальных контрактов.

    Это привело к необходимости проанализировать практику заключения контрактов с научно-педагогическими работниками проректорами по направлению и деканами факультетов. По поручению ректора в конце ноября аппарат ректора проанализировал трудовые договоры с НПР, заключенные в таком режиме. Анализ договоров показал, что около

    • 20 % договоров заключено на срок один год
    • 10 % договоров заключено на срок два года
    • 10 % договоров заключено на срок три года
    • 10 % договоров заключено на срок четыре года
    • 50 % договоров заключено на срок пять лет

    При этом, к сожалению, диверсификация сроков заключения контрактов не всегда сопровождается четкими формулировками при определении трудовых функций работников. Ректор напомнил, что продолжительность контракта один год была установлена только для сотрудников коллектива кафедры физической культуры и спорта в связи с переходом на собственный образовательный стандарт СПбГУ. Но, похоже, что некоторые коллеги — проректоры по направлениям и деканы — искренне считают, что индивидуальность контракта зависит, главным образом, от его продолжительности. И чем чаще будет проводиться конкурсный отбор на должность, тем более эффективным будет контракт. Вряд ли это разумный подход.

    Индивидуальность контракта зависит от его конкретности, от того, насколько он отражает особенности конкретного работника, от возможностей работника и Университета. Безусловно, и срок контракта не может быть во всех контрактах одинаковый. Хотя бы потому, что теперь Университет вынужден ежегодно участвовать в конкурсах Минобрнауки РФ на получение контрольных цифр приема в вузы для обучения за счет средств федерального бюджета. Например, по результатам конкурса прошлого года Университет не получил права принимать на бюджетные места по направлениям «Прикладная этика», «Актерское мастерство» другим в связи с тем, что ни в Санкт-Петербурге, ни на федеральном уровне на конкурс не было выставлено ни одного бюджетного места. Нельзя забывать и то, что Правительство РФ ежегодно корректирует госзадание Университета, включая в него новые задачи. Так, например, в этом году в госзадание войдут требования о проведении научных работ и экспертиз по заданиям Минюста, Минэкономразвития, Минобрнауки и Правительства Санкт-Петербурга. В следующем году ситуация снова изменится — появятся новые научные задания для ученых СПбГУ.

    Кроме того, есть и другие объективные факторы, которые не позволяют устанавливать сроки контракта больше чем, на год — сроки грантов. В тоже время есть другие объективные факторы, которые не позволяют устанавливать сроки контракта меньше, чем на два или три года — например, крупные гранты СПбГУ и мега-гранты Правительства РФ. Среди универсантов немало и таких ученых, работа которых в СПбГУ безусловно поднимает престиж всего вуза. Для таких универсантов должны быть установлены бессрочные трудовые контракты.

    Анализ трудовых договоров, предложения, высказанные на ежегодной профсоюзной конференции Университета 27 ноября 2013 года, показали настоятельную необходимость установления примерных ориентиров для деканов факультетов, директоров институтов и проректоров по направлениям в вопросе определения продолжительности трудового контракта.

    В связи с этим 6 декабря и. о. ректора И. А. Дементьев издал приказ «Об определении условий трудовых договоров с научно-педагогическими работниками СПбГУ» (см. Приказ 4487/1 от 06.12.2013). Приказом, помимо особенностей трудовой функции, деловых качеств конкретного работника, предложений работника, деканов факультетов и заведующих кафедрами, устанавливается открытый перечень имеющих значение объективных обстоятельств которые должны учитываться при определении срока, на который заключаются срочные трудовые договоры с научно-педагогическими работниками.

    1. Опыт преподавательской работы по образовательным программам, реализуемым на основе образовательных стандартов, разрабатываемых и утверждаемых СПбГУ самостоятельно.
    2. Опыт научно-исследовательской работы на уникальном научном оборудовании, используемом в СПбГУ.
    3. Включение в трудовой договор обязательства СПбГУ о предоставлении научно-педагогическому работнику жилого помещения (служебного жилья) на период работы в СПбГУ.
    4. Условия (в том числе срок) заключенных СПбГУ договоров на предоставление грантов либо иных договоров на выполнение научно-исследовательских работ, для обеспечения реализации которых заключается трудовой договор с соответствующим научно-педагогическим работником.
    5. Срок действия штатного расписания, в структуру которого входит соответствующая должность научно-педагогического работника, в том числе обстоятельства, по которым соответствующее штатное расписание носит временный характер (если оно не утверждено без срока действия).
    6. Добросовестное выполнение научно-педагогическим работником, ранее работавшим в СПбГУ на должностях научно-педагогических работников, условий трудового договора, предшествующего заключаемому, наличие или отсутствие случаев ненадлежащего исполнения условий договора.
    7. Наличие статуса действительного члена или члена-корреспондента Российской академии наук.

    Работа проректора и деканов должна строиться на анализе достижений и возможностей конкретных работников, а также на выполнении коллективами факультетов показателей Программы развития. Так, например, если «кадровые показатели» Программы развития по количеству молодых кандидатов и докторов наук не выполняются, то задача и проректора, и декана, и всего коллектива — создать условия для их выполнения. Каждый при этом должен пользоваться всеми доступными ему инструментами управления. Проректор — регулированием сроков контракта и размером оплаты труда, декан и заведующий кафедрой — формированием соответствующих содержательных пунктов трудового договора.

    Конечно же, ежегодные конкурсы на получение КЦП, которые теперь проводятся Минобрнауки РФ, потребовали от всех постепенно корректировать традиционную для всех вузов продолжительность трудовых контрактов. Поэтому в некоторых вузах уже появились индивидуальные контракты. В целом же по стране Министерство образования и науки РФ планирует перевод на новую форму оплаты для сотрудников научной и образовательной сферы с 2014 года. Реформа будет проведена в два этапа и завершится в 2018 году. Как можно заметить, работа, проводимая в Университете, позволяет нам отработать все эти подходы заранее, чтобы осуществить переход безболезненно.

    С другой стороны, в отличие от многих вузов, в нашем Университете за последний год изменилась конкурсная ситуация при выборах на должности НПР. Сейчас в Университете проведены десятки конкурсов на замещение должностей на реально альтернативной основе, и в них участвуют 2–4 претендента на должность. Такая динамика есть не во многих вузах России. Этого мы с вами добились в первую очередь за счет открытости всех конкурсных процедур: трансляции заседаний ученых советов; развернутой информации в интернете обо всех претендентах на должности НПР; открытия собственного электронного СМИ для публикации информации о конкурсах в СПбГУ. Теперь можно с уверенностью говорить о том, что число альтернативных конкурсов и дальше будет расти.

    С учетом всех этих обстоятельств деканы, директора институтов, проректоры по направлениям должны определять индивидуальные условия и сроки контракта, ориентируясь на вышеупомянутый приказ. Для того, чтобы добиться большей индивидуальности контракта, в переговорах с преподавателем об условиях контракта обязательно должны принимать участие декан факультета и проректор по направлениям (в институтах — директор института), а также сотрудник отдела кадров. К участию в разговоре может быть также приглашен и заведующий кафедрой.

    Кроме того, ректор сообщил, что в связи с поручением Председателя Правительства (см. Материал ректорского совещания от 02.12.2013, п. 1) в Университете началась разработка Положения о замещении собственных должностей профессоров и доцентов СПбГУ, срок замещения которых может быть и бессрочным (ректор подчеркнул, что для этого он и обратился к Председателю Правительства с предложением о возможности введении в СПбГУ, параллельно с имеющимися должностями НПР, должности доцентов и профессоров СПбГУ). Ректор уверен, что еще до конца учебного года вопрос будет решен, и мечта многих универсантов о введении в СПбГУ бессрочного контракта осуществится. Ректор попросил деканов до 20 января 2014 года представить предложения о круге лиц (НПР), с которыми должен будет заключаться бессрочный контракт.

    Ректор вновь вернулся к тексту приказа «Об определении условий трудовых договоров с научно-педагогическими работниками СПбГУ» (см. Приказ № 4487/1 от 06.12.2013). Встречи с научно-педагогическими работниками показали, что многие из них плохо разбираются в своих правах, закрепленных в отдельных локальных актах СПбГУ. Усвоению этих прав мешают и порой нечеткие консультации со стороны деканов, заместителей деканов факультетов и заведующих кафедрами. Во время приемов граждан ректором и проректорами очень часто в качестве объяснения какого-то нелепого утверждение звучат слова: «Нам так объяснил декан факультета (или заместитель декана факультета, заведующий кафедрой)...». В результате сотрудники хорошо помнят о том, что им рассказывали их старшие коллеги о правах и обязанностях в советские времена, зато не знают о тех своих правах, которые появились в последние годы.

    Это уже не первая ситуация, когда в Университете руководители факультетов неправильно и недостаточно информируют сотрудников, студентов, абитуриентов (см. Материалы ректорского совещания от 14.11.2011, п. 6). За последний год в ходе общения с преподавателями и заведующими кафедрами порою складывается впечатление, что отдельные преподаватели искренне считали, что они обладают только теми правами, которые указаны в трудовом договоре. В связи с этим ректор счел необходимым напомнить деканам основные права НПР СПбГУ, прямо не перечисленные в трудовых договорах с НПР, но предусмотренные в локальных актах СПбГУ. Ректор подчеркнул, что значительное число этих прав вовсе отсутствует у НПР в других вузах страны.

    Ректор напомнил положения лишь некоторых локальных актов СПбГУ, предусматривающих конкретные права сотрудников. Учитывая сложившуюся ситуацию, ректор дал указание о том, чтобы все эти права были в полной мере отражены в трудовых договорах с НПР:

    При проведении конкурса на должность научно-педагогический работник вправе:

    • потребовать организовать видеозапись обсуждения кандидатур на заседании кафедры (см. Материалы ректорского совещания от 28.01.2013, п. 2)
    • ознакомиться с видеозаписью заседания ученого совета факультета; видеозапись заседаний ученых советов по конкурсным делам ведется по распоряжению ректора с февраля 2013 года (см. Материалы ректорского совещания от 11.02.2013, п. 3.1)
    • принимать участие в заседании Ученого совета СПбГУ, выступить на заседании
    • при наличии обстоятельств, которые, по мнению участвующего в конкурсе лица, ставят под сомнение объективность рассмотрения вопроса в конкретном ученом совете факультета, обратиться к ректору с мотивированным предложением провести выборы на заседании Ученого совета Университета
    • предложить проведение пробной лекции / семинара всеми участниками, претендующими на одну должность НПР

    Любой научно-педагогический работник имеет право:

    • претендовать на получение частичной или полной оплаты полиса ДМС за счет средств СПбГУ
    • претендовать на установление стипендии для обучения детей в СПбГУ на договорной основе (любой образовательной программы) — введено в августе 2011 года, а в форме стипендии — в сентябре 2012 года (см. Материалы ректорского совещания от 29.08.2011, п. 5, от 10.09.2012, п. 1)
    • в случае несогласия с решением учебно-методической и научной комиссии каждый НПР вправе предложить начальнику учебно-методического управления, проректору по научной работе провести внешнюю экспертизу учебно-методических материалов или научной работы (см. Материалы ректорского совещания от 08.07.2013, п. 1.1)
    • на получение информации о заседаниях ученых советов факультетов — в форме публикации материалов советов (это обязанность деканов факультетов  — см. Материалы ректорского совещания от 19.03.2012, п. 4)
    • на получение информации о повестке заседания Ученого совета Университета и материалах заседания (в том числе подробной информации об участниках конкурса на должности НПР: о количестве и перечне их публикаций, индексируемых в Web of Science; количестве выигранных за последние годы грантов и размере этих грантов и т. д. (см. Материалы ректорского совещания от 14.01.2013, с дополнениями в п. 5 от 26.01.2013, п. 4, от 03.06.2013, п. 7), принятых решениях — в форме публикации всей этой информации на сайте СПбГУ (см. Ученый совет)
    • на получение информации о повестке дня заседаний факультетских методической и научной комиссий, решениях этих комиссий — в форме публикации этой информации на странице факультета сайта СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 19.03.2012, п. 4)
    • на участие в заседаниях ученых советов и факультетских учебно-методической и научной комиссии (см. Материалы ректорского совещания от 19.03.2012, п. 4)
    • на получение информации о вопросах, рассматриваемых
    • самовыдвижения в состав ученого совета факультета, Университета (см. Материалы ректорского совещания от 12.11.2012, п. 5)
    • баллотироваться в состав Ученого совета Университета на конференции СПбГУ в том случае, если претендент набрал при голосовании на предварительном этапе (например, на конференции НПР факультета) более 50 % голосов
    • самовыдвижения в состав учебно-методической и научной комиссий любого (!) факультета (см. Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 5)
    • на получение дополнительного финансирования для оплаты публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science (см. Материалы ректорского совещания от 15.07.2013, п. 8)
    • на свободный выбор тем научных исследований и использование научного оборудования СПбГУ в этих целях — при условии регистрации в системе ИАС НИД темы научного исследования (см. приказ № 2473/1 от 05.07.2013, а также Материалы ректорского совещания от 15.07.2013, п. 7)
    • участвовать в университетских конкурсах (в случае соответствия требованиям, предъявляемым к участникам конкурса):
      • на проведение научных и учебно-методических конференций за счет СПбГУ (см. Мероприятие 8: Объявление о проведении конкурсного отбора заявок на организационное и материально-техническое обеспечение выполнения НИР на 2013 год)
      • на получение тревел-грантов (см. Мероприятие 6: Объявление о проведении конкурсного отбора заявок на организационное и материально-техническое обеспечение выполнения НИР на 2013 год)
      • на приглашение постдоков
      • на получение доплат за публикационную активность (см. Материалы ректорского совещания от 15.07.2013, п. 8)
      • на получение внутренних научных грантов СПбГУ
      • на получение дополнительного финансирования для обеспечения проведения научных конференций, проводимых за счет сторонних организаций (см. Мероприятие 5: Объявление о проведении конкурсного отбора заявок на организационное и материально-техническое обеспечение выполнения НИР на 2013 год)

    Ректор в очередной раз особо подчеркнул: для участия во всех этих конкурсах НПР вовсе не требуется получение согласия от заведующего кафедрой, декана, ректора или проректоров. Конкурсы в СПбГУ проводит Экспертная комиссия СПбГУ, состоящая из ученых, значительная часть которых не является сотрудниками СПбГУ (подробнее см. Материалы ректорского совещания от 05.03.2012, п. 6; от 09.04.2012, п. 1), которая привлекает к своей работе внешних экспертов. Участник конкурса имеет право ознакомиться с отзывами на свою заявку.

    Обеспечение многих этих полномочий зависит от эффективности выполнения своих обязанностей не только проректорами, сотрудниками ректората, но и деканами факультетов. Например, в ходе встречи ректора с сотрудником одного из коллективов факультетов выяснилось, что декан факультета не рассказывал ни на заседании ученого совета факультета, ни на совещаниях с заведующими кафедрами о новых правах научно-педагогических работников и очень редко принимал участие в переговорах с претендентом на должность об условиях заключаемого трудового договора.

    Поэтому в вышеупомянутом приказе «Об определении условий трудовых договоров с научно-педагогическими работниками СПбГУ» (см. приказ № 4487/1 от 06.12.2013) закреплена не только обязанность декана принимать участие в переговорах с НПР, но и предусмотрено требование к деканам, проректорам по направлениям, директорам институтов включать в содержание трудового контракта все основные права НПР, предусмотренные в различных локальных нормативных актах. Кроме того, по просьбе преподавателей, обращенной к ректору, в приказе дано поручение проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой в срок до 13 января 2014 года организовать разработку дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации в области прав и обязанностей НПР для всех желающих, в рамках которой можно будет узнать более подробно о правах и обязанностях НПР и конкретных формах защиты этих прав. Занятия будут проходить после 16:00 и начнутся по мере формирования групп.

    См.также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (ответ 2); Честность и открытость (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 6); Университету кризис не страшен (ответы 8–9); Материалы ректорского совещания от 09.02.2015, п. 3; от 21.04.2014, п. 4; от 09.11.2015, п. 2; от 30.12.2013, п. 4; от 23.12.2013, п. 1; Материалы приема граждан от 24.12.2013, п. 1.

    В ответ на вопрос заместителя декана Восточного факультета П. Л. Гроховского о продолжительности таких курсов ректор ответил, что содержание и продолжительность курсов будут определены с учетом пожеланий обучающихся. Кроме того, ответ на наиболее общие вопросы будут обязательно опубликованы.