Материалы ректорского совещания

№ 166
от 28.07.2014

Повестка совещания

    Стипендии Президента РФ и Правительства РФ

    Состоялся конкурс на стипендии Президента РФ и Правительства РФ для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковасообщила, что шесть аспирантов СПбГУ получили стипендии Президента РФ и девять аспирантов — стипендии Правительства РФ. Заметен прогресс по сравнению с предыдущим периодом (в 2013 году стипендий Президента РФ было три, стипендий Правительства РФ не было). Но в сопоставлении с другими вузами РФ результат СПбГУ относительно невысокий. Во многом это обусловлено тем, что в Университете осуществляется реализация образовательных программ только по четырем направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, определенным распоряжением Правительства РФ, в рамках которых назначались стипендии: инженерия, математическое программное обеспечение вычислительных сетей, теоретические основы информатики и математическое моделирование вычислительных комплексов и программ.

    М. Ю. Лаврикова напомнила, что на ректорском совещании еще два года назад обсуждалось участие универсантов в регулярных конкурсах (см. Материалы ректорского совещания от 09.04.2012, п. 11; от 20.08.2012, п. 3). Тогда говорилось о том, что деканам факультетов надо вести работу по подготовке к участию в таких конкурсах планомерно, а не в условиях форс-мажора. К настоящему моменту потенциал СПбГУ в этом вопросе еще не исчерпан.

    Прием иностранных граждан 

    Завершены процедуры отбора иностранных граждан на 440 бюджетных мест, выделенных СПбГУ в 2014 году Министерством образования и науки РФ для приема иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В этом году отбор происходил двумя путями: силами Университета (на 300 бюджетных мест) и по линии Россотрудничества (еще на 140 бюджетных мест).

    По итогам конкурсного отбора в 2014 году на программы аспирантуры отобрано 69 человек, на программы магистратуры — 227, бакалавриата и специалитета — 134. Кроме того, по условиям соглашения СПбГУ и Свободного университета Берлина десять мест займут иностранные граждане, прошедшие по конкурсу для обучения по новой совместной программе магистратуры «Глобальная коммуникация и международная журналистика». По сравнению с 2013 годом существенно увеличилось число иностранных граждан, отобранных на обучение по программам магистратуры и аспирантуры.

    Для иностранных граждан, которые участвуют в конкурсе на места с оплатой стоимости обучения, прием продлится до конца августа. Последняя дата приема документов для участия в конкурсе на места с оплатой стоимости обучения (для иностранных граждан, которым не требуется визовая поддержка) — 10 августа 2014 года.

    Участие НПР в конкурсах на внешнее финансирование научных исследований

    Подведены итоги открытого публичного конкурса на получение грантов Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований коллективами существующих научных лабораторий (кафедр)». От Университета было подано 39 заявок, и только три научные лаборатории СПбГУ получили гранты РНФ: под руководством Г. А. Леонова (в области информационных технологий), С. К. Смирнова (в области математики) и Р. Р. Гайнетдинова (в области медицины). Процент успеха (6,9 %) крайне низок, отметил проректор по научной работе С. П. Туник, даже по сравнению с первым конкурсом грантов РНФ (см. Материалы ректорского совещания от 02.06.2014, п. 1). Он предложил авторам заявок запросить отзывы рецензентов на заявки, поданные учеными СПбГУ, чтобы получить возможность проанализировать причины их отклонения.

    В связи с результатами конкурса грантов РНФ С. П. Туник сделал предварительный анализ участия научно-педагогических работников СПбГУ в конкурсах на внешнее финансирование научных исследований:

    • можно отметить неактуальность тематики исследований ученых СПбГУ. Например, в области биомедицины было подано только 14 % наших заявок (причем ни в одной из представленных от СПбГУ заявок медики не были авторами). А среди проектов, поддержанных РНФ, их гораздо больше (30 %), это одно из приоритетных направлений и в России, и в мире
    • уровень руководителей научных лабораторий (кафедр), подававших заявки от СПбГУ, недостаточно высок. Если взять такой показатель, как индекс Хирша, то лишь в области математики наши ученые не уступают конкурентам

    А вот примеры из других областей естественных наук:

    • физика: у наших физиков — от 4 до 26 (средний уровень индекса Хирша у победителей этого конкурса — 20)
    • материаловедение и химия: у наших химиков — 5 и 8 (средний — 14)
    • биология: у наших биологов — от 5 до 12 (средний — 16)
    • науки о Земле: у наших специалистов — от 4 до 29 (средний — 12); тут необходим более подробный анализ рецензий, потому что уровень профессора С. В. Кривовичева достаточно высок, но гранта он не получил
    • в социогуманитарной сфере наблюдается явная тенденция поддержки междисциплинарных проектов с опорой на исследования в естественнонаучных областях знания, что пока в Университете встречается достаточно редко. За этим очевидно стоит проблема преодоления разобщенности исследователей внутри Университета

    И. о. ректора И. А. Дементьев напомнил, что коллеги не раз объясняли недостаточное количество внешнего финансирования, полученного по инициативе НПР, тем, что гранты РФФИ и РГНФ небольшие по размерам. А теперь, когда распределяются крупные гранты РНФ, выясняется, что наша конкурентоспособность невелика. Он подчеркнул, что заявки ученых Университета должны быть выше среднего уровня, до которого пока мы не дотягиваем. И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов при разработке системы стимулирования отдельных работников и коллективов обратить особое внимание на формулирование критериев, предъявляемых к кандидатам при замещении должностей профессоров, главных научных сотрудников, заведующих кафедрами — то есть руководителей научных коллективов.

    И. А. Дементьев напомнил также, что есть и другие внешние конкурсы (федеральных органов власти, администрации Президента РФ, министерств и ведомств), и оценки показывают, что суммарный рынок этих конкурсов никак не меньше конкурсов РНФ. Например, конкурсы на модели внутреннего Интернета, конкурс по программам развития русского языка (в целом на 1 млрд руб. в год!), в которых наши ученые не участвуют. Анализ объявлений о таких конкурсах относится к компетенции директоров институтов и деканов факультетов, именно они, каждый в своей области науки, могут выбрать правильный вектор развития соответствующего коллектива.

    С. П. Туник добавил, что в конкурсе, объявленном Администрацией Президента РФ, среди пяти лотов, посвященных исследованиям в сфере Интернета, есть возможности и для ученых социогуманитарного блока (например, изучение правовой деятельности — для наших юристов, изучение влияния Интернета — для социологов и психологов и т. п.). А если социологи объединятся со специалистами в сфере информационных технологий, то заявка от такого коллектива на проведение междисциплинарных исследований имеет шансы победить.

    Некоторые «итоги» летней промежуточной аттестации

    И.о. проректора по учебной работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что по результатам летней промежуточной аттестации выявлен, в том числе по итогам рассмотрения обращений студентов, ряд нарушений процедуры приема зачетов и экзаменов. Например:

    • пересдача зачета по дисциплине «Латинский автор» для обучающихся 5 курса по основной образовательной программе специалитета по специальности «История» дважды проводилась аттестационной комиссией в ненадлежащем составе в сроки, не соответствующие утвержденному расписанию. В состав комиссии входили преподаватели Г. Е. Лебедева, А. Ю. Прокопьев, А. В. Банников
    • пересдача экзамена по дисциплине «Общая тактика» для обучающихся по программе военной подготовки офицеров запаса была проведена преподавателем В. А. Фурсовым в даты, не совпадающие со сроками, утвержденными расписанием
    • в рамках проведения пересдачи по дисциплине «Социальная антропология Африки» обучающимся 3 курса по основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 032100 «Востоковедение и африканистика» членами аттестационной комиссии преподавателями В. В. Бочаровым, А. Ю. Желтовым, Е. С. Власенковой в нарушение Правил обучения не была предоставлена возможность самостоятельно выбрать билет для подготовки ответа
    • пересдача зачета по дисциплине «Операционные системы и оболочки» для обучающихся 2 курса по основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» проведена аттестационной комиссией в составе преподавателей И. О. Одинцова, В. А. Костина, Ю. Н. Ловягина в отсутствие председателя Н. К. Косовского
    • преподавателем Д. Н. Алексеенко студентка 2 курса, обучающаяся по основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки «Международные отношения», была допущена на учебные занятия по испанскому языку, несмотря на то что, в соответствии с распоряжением заместителя начальника учебного управления, она была распределена в группу по изучению французского языка, а преподавателями А. А. Гуляковой и Е. Е. Марковой в нарушение требований локальных актов был согласован перевод обучающейся 2 курса по основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки «Международные отношения» из группы по изучению шведского языка в группу по изучению немецкого языка

    По обозначенным фактам после проведения проверок результаты промежуточной аттестации были аннулированы, назначены новые сроки проведения экзаменов и зачетов, приказы об отчислении отменены. Преподаватели, допустившие эти нарушения, не могут быть представлены ни к премированию по итогам учебного года, ни к премированию по итогам календарного года. Ведь премия по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год) выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда за установленный период. При этом прежде всего учитывается успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в этот период (отсутствие замечаний со стороны руководителей) и соблюдение всех нормативных, в том числе, локальных актов работодателя, непосредственно связанных с трудовой деятельностью работника.

    Проректор перечислила типичные нарушения и указала те правила, которые давно хорошо известны всем преподавателям Университета и которые давно пора научиться соблюдать (аттестационная комиссия назначается приказом проректора, все члены комиссии должны присутствовать при проведении аттестации, сроки проведения аттестации должны соблюдаться и др).

    Начальник Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев отметил, что в Университете долгое время подобные нарушения правил проведения текущих занятий, экзаменов, зачетов почти никак не влияли на зарплату наших преподавателей. Это, безусловно, неправильно. В. В. Еремеев сообщил, что сотрудники Главного управления по организации работы с персоналом вместе с коллегами из Управления-службы информационных технологий нашли способ расширить возможности программы SAP. В течение недели работа будет завершена и появится возможность оперативно отмечать достижения универсантов, как положительные, так и отрицательные. Учет этих «плюсов» и «минусов» будет влиять на размер премии работника, на назначение ректорской стипендии детям НПР, на выделение полиса ДМС и другие социальные поощрения. В. В. Еремеев поручил директорам институтов и деканам факультетов в недельный срок прислать предложения о том, какую именно информацию о достижениях и недостатках в работе универсантов следует фиксировать в программе SAP (см. также: Материалы ректорского совещания от 01.09.2014, п. 3; от 18.08.2014, п. 4).

    Об участии в IV Всероссийской летней универсиаде в Санкт-Петербурге

    И. о. ректора И. А. Дементьев сообщил об итогах участия студентов-спортсменов Университета в IV Всероссийской летней универсиаде в Санкт-Петербурге. Лучшими мы были только в шахматном турнире, а в остальных видах соревнований не поднялись выше пятого места.

    Подготовка к конгрессу Университета Арктики

    С. П. Туник проинформировал о подготовке ежегодного конгресса международной ассоциации «Университет Арктики (University of the Arctic)», который состоится на площадке СПбГУ в 2016 году. Предложения директоров институтов и деканов факультетов о тематике обсуждаемых на конгрессе вопросов будут переданы в программный комитет конгресса.

    О присвоении почетных званий СПбГУ

    И. А. Дементьев напомнил, что в коллективах институтов и факультетов существует традиция присвоения почетных званий СПбГУ (почетный доктор наук, почетный профессор факультета и др.) в знак признания заслуг перед Университетом коллег из других вузов и научных центров. Начата работа по обобщению и анализу процедуры выдвижения и присвоения почетных званий СПбГУ. И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов направлять В. В. Еремееву предложения: какие заслуги и достижения коллег учитывать, какие привилегии предоставлять лицам, удостоенным почетных званий СПбГУ.