1. Кадровые решения
  2. О конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников
  3. О возможностях ученых, не являющихся сотрудниками СПбГУ, подавать заявки на научные гранты с целью их выполнения в Университете
  4. Обсуждение предложений профессора А. В. Майорова о мерах повышения эффективности НИР и международных рейтингов
  5. О планировании контрольных цифр приема на 2017/18 учебный год
  6. Об олимпиадах СПбГУ
  7. Об обращении к губернатору Санкт-Петербурга
  8. О системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
  9. О некоторых результатах проверки Счетной палатой финансирования вузов, участвующих в программе 5-100

  1. Кадровые решения

  • заместителем ректора по безопасности назначен А. И. Вершицкий;
  • исполняющим обязанности декана биологического факультета (на период до проведения выборов декана в установленном порядке) назначен академик РАН, директор Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии, профессор кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ И. А. Тихонович;
  • директором исследовательского центра энергетического права назначена доктор юридических наук В. В. Романова.

  1. О конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников

На 10 заседаниях ученых советов институтов и факультетов за месяц прошли 25 конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников (на 18 должностей доцента, 4 — ассистента, 2 — старшего преподавателя и 1 — старшего научного сотрудника), и только 1 конкурс был на альтернативной основе. Все рекомендации кадровых квалификационных комиссий поддержаны решениями ученых советов. Первый проректор И. А. Дементьев поручил директорам и деканам обсуждать на заседаниях ученых советов институтов и факультетов кандидатуры претендентов на должности научно-педагогических работников так же подробно, как это происходило на заседании Ученого совета СПбГУ 21 декабря (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ 21 декабря 2015 года, раздел «Выборы»).

См. также:

 

  1. О возможностях ученых, не являющихся сотрудниками СПбГУ, подавать заявки на научные гранты с целью их выполнения в Университете

В Виртуальную приемную поступают вопросы о том, может ли ученый, не являясь сотрудником Университета, подавать заявки в научные фонды на гранты, которые будут реализованы в СПбГУ. Обратившийся с вопросом в Виртуальную приемную сообщил, что он готов обеспечить поступление в Университет благотворительного взноса, средства которого можно будет использовать для формирования должности научного сотрудника, позволяющей подавать заявки на гранты научных фондов в качестве представителя СПбГУ. Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев объяснил, что подать заявку на грант через Университет может любое лицо, для этого не обязательно состоять в трудовых отношениях с СПбГУ. При формировании таких заявок следует учитывать, что в СПбГУ проводится предварительная оценка их соответствия приоритетным направлениям развития Университета и наличия в СПбГУ ресурсов (оборудования, помещений, вспомогательного персонала), необходимых для выполнения этой работы. В случае если такая заявка будет поддержана грантодателем, с научно-педагогическим работником в Университете заключается договор на выполнение работ в рамках гранта.

См. также:

  1. Обсуждение предложений профессора А. В. Майорова о мерах повышения эффективности НИР и международных рейтингов

В ноябре 2015 года на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» были опубликованы предложения профессора А. В. Майорова о мерах по повышению эффективности научно-исследовательской работы и продвижению СПбГУ в международных рейтингах (см. Материалы ректорского совещания от 16.11.2015, п. 8; Материалы ректорского совещания от 30.11.2015, п. 4; Обсуждение предложений по повышению эффективности НИР и международных рейтингов). Участниками дискуссии высказан ряд предложений. Была подтверждена необходимость повышения квалификационных требований при выборах на должности профессоров и заведующих кафедрами. Предложено исключить из практики назначение стимулирующих выплат за достижения, не относящиеся к выполнению показателей Программы развития СПбГУ. Высказана идея включать в трудовые договоры с деканами и директорами требования исполнения показателей Программы развития СПбГУ.

Подводя итоги обсуждения, первый проректор И. А. Дементьев поручил директорам и деканам представить конкретные предложения по изменению действующих критериев распределения стимулирующих выплат, осуществляемых за счет средств, передаваемых в распоряжение директоров и деканов, ориентированные на выполнение научно-педагогическими работниками показателей Программы развития СПбГУ. А также предложения по повышению квалификационных требований при назначении на должности профессоров, заведующих кафедрами и деканов факультетов.

 

См. также:

 

  1. О планировании контрольных цифр приема на 2017/18 учебный год

23 декабря 2015 г. состоялось заседание коллегии Министерства образования и науки РФ, посвященное утверждению значений контрольных цифр приема (КЦП) на 2017/18 учебный год. Общее количество мест для приема на программы бакалавриата и специалитета планируется сократить в 2017 г. на 7,7 % (31 тыс. мест); на программы магистратуры — на 20,6 % (53,5 тыс. мест, в основном очно-заочной формы обучения); на программы аспирантуры — на 16,3 % (6,7 тыс. мест).

В процессе распределения КЦП должна серьезно усилиться конкуренция между вузами. С 2013 года проводится ежегодный конкурс, по итогам которого осуществляется распределение мест для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Распределение мест происходит в зависимости от значений 14 показателей потенциала образовательных организаций по соответствующей специальности или направлению подготовки (или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки), рассчитываемых в соответствии с методикой проведения конкурсного отбора и критериями принятия решения о распределении КЦП:

  • средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета;
  • доля контингента обучающихся из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в общей численности обучающихся;
  • структура контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по областям образования;
  • трудоустройство выпускников образовательной организации за календарный год, следующий за годом выпуска и предшествующий году, в котором проводится конкурс;
  • объем доходов образовательной организации от использования результатов интеллектуальной деятельности в расчете на 100 научно-педагогических работников;
  • количество публикаций в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 научно-педагогических работников;
  • количество цитирований статей по соответствующей области науки, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых РИНЦ, в расчете на 100 научно-педагогических работников;
  • среднее количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к численности выпускников аспирантуры за два года, предшествующих году, в котором проводится конкурс;
  • доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника;
  • доходы образовательной организации от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного научно-педагогического работника;
  • внутренние затраты образовательной организации на научные исследования и разработки по соответствующим областям наук, в том числе фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, экспериментальные разработки, в расчете на одного научно-педагогического работника;
  • отношение средней заработной платы научно-педагогических работников в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта РФ;
  • возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям и направлениям подготовки;
  • наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема.

Показатели деятельности вузов (за исключением указанных особо случаев) берутся за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс. Распределение КЦП в ходе конкурса на 2017/18 учебный год будет происходить в зависимости от значений показателей вузов по итогам 2015 года.

При приеме 2017 года на очную форму обучения планируются следующие изменения КЦП по Российской Федерации в целом.

  1. Программы бакалавриата и специалитета:
  • По укрупненной группе «Математические и естественные науки» количество мест для обучения в бакалавриате незначительно возрастет (на 1,5 % или 441 место), как ожидается, за счет группы направлений «Математика и механика», что связано с реализацией Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В то же время количество мест на программы специалитета уменьшится на 4,9 % (93 места).
  • В укрупненной группе «Инженерное дело, технологии и технические науки» (к ней относятся реализуемые в СПбГУ образовательные программы по группам направлений «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия») произойдет сокращение КЦП на 3 %.
  • Количество мест на специальностях, связанных с медициной, а также с гуманитарными науками, практически не изменится.
  • Радикально будет сокращен прием на группу общественных наук (по всем уровням образования). В бакалавриате количество мест уменьшится на 30,4 % (10815 мест), в специалитете на 20,8 % (560 мест). Главным образом, сокращение будет происходить за счет укрупненных групп «Экономика и управление» и «Юриспруденция».
  • По направлениям, связанным с искусством и культурой, КЦП также будут сокращены, но не столь существенно — на 10,9 % (756 мест) в бакалавриате и на 6 % (181 место) в специалитете.
  • По двум укрупненным группам произойдёт увеличение КЦП («Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» и «Образование и педагогические науки»), но они не представлены в портфеле образовательных программ бакалавриата и специалитета СПбГУ.
  1. Программы магистратуры:
  • Количество мест по математическим, естественным и гуманитарным наукам не изменится. Незначительно увеличится прием по укрупненной группе «Инженерное дело, технологии и технические науки» (0,5 % или 488 мест).
  • Основные сокращения произойдут в укрупненной группе «Науки об обществе», где КЦП будут уменьшены на 23,8 % (6537 мест). Это означает, во-первых, что количество бюджетных мест для приема в магистратуру СПбГУ в 2017 г. будет, скорее всего, сокращено, а во-вторых, что эти места будут распределены между наиболее востребованными при приеме 2015 и 2016 гг. программами магистратуры.
  • Произойдет сокращение мест в укрупненной группе «Искусство и культура» — на 8,6 % (231 место).
  1. Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:
  • Сокращение коснется всех укрупненных групп. В наименьшей степени будут сокращены места по укрупненной группе «Математические и естественные науки» — на 0,8 % (34 места).
  • По трем укрупненным группам сокращение составит 9–11 %. Это «Инженерное дело, технологии и технические науки» (10,1 % или 569 мест), «Здравоохранение и медицинские науки» (9,1 % или 140 мест), «Искусство и культура» (10,6 % или 24 места).
  • Существенно сокращены будут места по укрупненным группам «Гуманитарные науки» (22,9 % или 344 места) и «Образование и педагогические науки» (33,1 % или 194 места).
  • Прием в аспирантуру по общественным наукам уменьшится почти вдвое — на 1340 мест (46,4 %).
  1. Программы ординатуры:
  • Количество мест в ординатуре будет существенно увеличено — на 24 % (1952 места).

Доля количества обучающихся, принятых на обучение по программам подготовки разных уровней (бакалавриат и специалитет, магистратура, аспирантура), в общей численности обучающихся, принятых по программам высшего образования, является одним из существенных показателей Программы развития СПбГУ до 2020 года. В сложившихся условиях соотношение КЦП по отдельным направлениям подготовки и специальностям в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, а также между укрупненными группами может быть скорректировано в процессе подготовки заявки СПбГУ для участия в конкурсе по распределению контрольных цифр приема на основании анализа данных о приеме 2013–15 гг.

См. также:

 

  1. Об олимпиадах СПбГУ

В средствах массовой информации появляются статьи, в которых описаны случаи недобросовестного проведения олимпиад школьников отдельными вузами-организаторами. В Университет обращаются участники Олимпиады школьников СПбГУ с вопросами о качестве заданий, предлагаемых лицам, участвующим в олимпиаде. Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк отметила, что не во всех случаях коллективы научно-педагогических работников ответственно относятся к подготовке олимпиадных заданий, что в конечном счете приводит к понижению уровня Олимпиады школьников СПбГУ по соответствующему предмету (комплексу предметов) по результатам оценки методических материалов экспертами Российского совета олимпиад школьников.

Вместе с тем оргкомитет Олимпиады школьников СПбГУ принимает меры для повышения объективности в проверке заданий, повышения качества методического обеспечения Олимпиады школьников СПбГУ:

  • При проведении Олимпиады школьников СПбГУ все задания проверяются только в обезличенном виде, что обеспечивается за счет шифрования работ, выполненных участниками олимпиады (члены жюри не знают, работу какого участника они проверяют).
  • В случае установления низкого качества методического обеспечения Олимпиады школьников СПбГУ по конкретному предмету (комплексу предметов) оргкомитет принимает решение о смене всего состава методической комиссии по данному предмету (комплексу предметов). Например, в прошлом году оргкомитет принял решение о смене состава методической комиссии по комплексу предметов «Социология», и в итоге уровень этой олимпиады по результатам экспертизы РСОШ повысился с III до II.
  • Оргкомитет принимает решения о проведении Олимпиады школьников СПбГУ по новым предметам (комплексам предметов). В 2015/2016 учебном году впервые началось проведение Олимпиады школьников СПбГУ по комплексу предметов «Инженерные системы».
  • Оргкомитет всё в большей степени ориентирует олимпиадные задания на привлечение учащихся младших классов (начиная с пятого).
  • Оргкомитет устанавливает весьма высокие требования при определении победителей и призеров Олимпиады школьников СПбГУ. Поэтому количество победителей и призеров Олимпиады школьников СПбГУ (в процентах от числа участников) значительно ниже, чем в других вузах.

Следует также обратить внимание на взаимодействие с юридическими лицами, которые выступают в качестве партнеров Университета по профориентационной работе (организации олимпиад и конкурсов, учебных семинаров для старшеклассников и учителей, лагерей для школьников и т. п.), в особенности когда такие организации учреждены действующими сотрудниками Университета. Отсутствие закрепленного распределения обязанностей и ответственности между СПбГУ и таким партнером чаще всего приводит к расходованию средств и ресурсов Университета, использованию имени СПбГУ и его товарного знака, тогда как для СПбГУ результаты выгодны далеко не всегда.

В частности, анализ совместной деятельности СПбГУ и Международного благотворительного фонда поддержки математики им. Леонарда Эйлера (Фонда Эйлера) выявил, что фондом (!) в СПбГУ и под эгидой СПбГУ проводились летние полевые лагеря для школьников, конкурсы для школьников, учебные семинары для учителей и старшеклассников и ряд иных мероприятий. В ряде случаев фонд расходовал на мероприятия меньше средств, чем СПбГУ, а анализ результативности проведенных «совместных» мероприятий показал, что их участники не стремятся поступить в СПбГУ на образовательные программы в области математики. Выяснилось, что отношения между СПбГУ и Фондом Эйлера никак не оформлены — единственный договор об организации учебно-научного семинара для учителей математики Ленинградской области и старшеклассников был подписан в 2013 году со стороны Фонда Эйлера (президентом Фонда Эйлера профессором СПбГУ С. В. Востоковым) и со стороны СПбГУ (проректором В. В. Еремеевым), а вот третья сторона договора — правительство Ленинградской области — так договор и не подписала, что сейчас является основанием для выхода из договора и Университета (соответствующее уведомление уже направлено руководству Фонда Эйлера). Дальнейшее взаимодействие с Фондом Эйлера возможно, но при условии заключения конкретных соглашений и договоров по каждой инициативе, причем задача фонда должна состоять в привлечении финансирования для мероприятий Университета, а не в использовании ресурса Университета для проведения собственных мероприятий.

  1. Об обращении к губернатору Санкт-Петербурга

Летом и осенью родители гимназистов, обучающихся в СПбГУ по программам среднего общего образования, не раз обращались к руководству Университета с вопросами о компенсации платы, вносимой ими за оказание Университетом услуг по организации питания и содержания школьников (см. Материалы с приема граждан 04.08.2015; Встреча проректора по учебной работе, проректора по экономике и директора Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ с родителями школьников 30.08.2015; Что делает Университет, чтобы разрешить ситуацию в Академической гимназии СПбГУ?). Такую компенсацию получают родители детей, обучающихся в школах Петербурга, подведомственных комитету по образованию администрации Санкт-Петербурга (а СПбГУ — вуз федерального подчинения). На запросы, направленные руководством Университета в Минобрнауки РФ, в комитет по образованию и в комитет по социальной политике администрации Санкт-Петербурга, были получены ответы, которые не привели к решению проблемы.

23 декабря 2015 года состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования. По итогам заседания Президентом РФ были даны поручения в адрес министра образования и науки, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (см. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года). В том числе было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России «обеспечить предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации единых социальных гарантий учащимся образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, вне зависимости от формы собственности таких организаций» (п. 3в). Губернатору Санкт-Петербурга направлено обращение с дополнительными аргументами о необходимости поддержки (из средств городского бюджета) родителей лиц, обучающихся в СПбГУ по программам среднего общего образования.

См. также:

 

  1. О системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Издан приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2015 № 1536 «Об определении ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» оператором единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения». Теперь единая государственная информационная система учета (ЕГИСУ) будет источником информации по всем научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам (НИР и НИОКР) в вузах РФ, а Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС) будет единственным оператором этой системы. В рамках выполнения этого приказа в Университете разрабатываются соответствующие локальные акты, которые отрегулируют отношения грантодержателей с ЦИТиС, в них будут определены сроки и порядок регистрации и учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов.

  1. О некоторых результатах проверки Счетной палатой финансирования вузов, участвующих в программе 5-100

Опубликованы результаты проверки Счетной палатой финансирования деятельности вузов, участвующих в программе 5-100. Эффективность расходования государственных средств оценивалась через достижение поставленных задач. Несмотря на существенную поддержку, ни один из вузов, получивших субсидию в 2013–2015 годах, не занял места в первой сотне ведущих мировых университетов (см. Вузы из программы "5-100" не вошли в первую сотню мировых рейтингов, Сетевое издание «РИА Новости», 13.01.2016; Счетная палата не оценила рейтинги вузов, «Коммерсантъ», 14.01.2016; «Единая Россия» проконтролирует ситуацию с реализацией проекта «5-100», Партия «Единая Россия», 05.12.2014; Счётная палата раскритиковала реализацию программы «5 — 100», портал «Русский мир», 13.01.2016). По аналогии с анализом Счетной палаты (с учетом того, что СПбГУ не участвует в этой программе) проведена внутренняя проверка и оценка хода реализации Программы развития СПбГУ по аналогичным критериям. Одна из задач, поставленных в Программе развития СПбГУ, — занять конкретные позиции по некоторым областям знаний в конкретных мировых рейтингах. В связи с этим показатели Программы развития будут пересматриваться, будет повышаться требовательность к расходованию государственных средств, изучаться структура расходов СПбГУ. Основная статья расходования предоставляемых субсидий вузами, участвующими в программе 5-100, — заработная плата, на которую вузы потратили почти 60% полученных средств (СПбГУ расходует средства на закупку оборудования, ремонт, повышение квалификации научно-педагогических работников, поддержку программы постдоков). Счетная палата настаивает на включении в критерии программы 5-100 новых показателей, отражающих эффективность вложенных средств: количества отечественных научных исследований и разработок, результатов интеллектуальной деятельности, патентов. Эти показатели есть и в нашей Программе развития, и требуется их выполнение. Эффективность использования финансовых ресурсов, предоставляемых Университету, будет оцениваться так же строго, как и у других вузов. Руководством Университета проводится анализ ситуации в СПбГУ в конкретных областях науки (в том числе рассматриваются кадровые вопросы, расходование стимулирующих фондов, использование средств Программы развития).

См. также:

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.