Материалы ректорского совещания

№ 238
от 08.02.2016

Повестка совещания

    О рейтинге Webometrics

    По результатам международного рейтинга Webometrics Ranking of World Universities СПбГУ улучшил свои позиции, поднявшись по сравнению с прошлым годом сразу на 92 пункта. Санкт-Петербургский университет вошел в топ-500 рейтинга, заняв 452 строчку (см. СПбГУ значительно улучшил позиции в рейтинге Webometrics). По одному из ключевых и весомых критериев рейтинга (он дает до 50 % вклада в общий результат) — количеству обратных ссылок на домен вуза в сети Интернет и качеству источников (Impact) — результаты Университета улучшились за год почти в два раза: в результате значительного повышения цитируемости материалов портала Университета, СПбГУ удалось подняться с 650 на 290 позицию по данному показателю. Улучшил СПбГУ и позиции по критерию открытости (Openness), в соответствии с которым оценивается уровень доступности архива научных публикаций в формате pdf. За год СПбГУ по этому индикатору поднялся на 42 строчки и занял 279 место. Этому способствовала информация, размещаемая в репозитории СПбГУ, а также создание персональных страниц научно-педагогических работников в домене spbu.ru.

    См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 12); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 1 и 6).

    О новых предложениях профессора А. В. Майорова

    В развитие дискуссии на портале СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 18.01.2016, п. 4), профессор А. В. Майоров, заведующий кафедрой музеологии, предложил еще ряд мер, направленных на повышение эффективности научно-исследовательской работы и продвижение СПбГУ в международных рейтингах. Из материалов ректорского совещания от 30.11.2015 (см. Материалы ректорского совещания от 30.11.2015, п. 4) профессор узнал, что, по мнению руководителей некоторых структурных подразделений СПбГУ, «существующие наукометрические критерии оценки рейтингов в области общественных наук (в юриспруденции, в частности) не позволяют верно оценить успехи в этой области». На его взгляд, проблема применения наукометрического анализа с учетом отраслевой специфики давно решена в мировой практике оценки эффективности научной работы. Например, при определении ежегодного мирового рейтинга университетов британской компанией QS учитываются показатели по отдельным отраслям науки.

    По мнению профессора А. В. Майорова, существует только два универсальных способа объективной оценки эффективности научной работы: наукометрический анализ и экспертное мнение. При этом первый из них имеет решающее значение, так как наличие публикаций и цитирований в высокорейтинговых научных изданиях учитывается в первую очередь и при вынесении экспертного решения, например, о поддержке финансирования проекта российскими или зарубежными научными фондами. Поэтому, считает профессор, не существует реальной альтернативы наукометрическому методу оценки эффективности научной работы, в том числе и при оценке достижений в области социально-гуманитарных наук.

    • В СПбГУ, по мнению А. В. Майорова, не уделяется достаточного внимания развитию научных исследований в области социально-гуманитарных наук. Нужно ставить конкретные задачи перед руководителями соответствующих подразделений. Эффективность их деятельности следует оценивать по достижению конкретных целевых показателей работниками соответствующих подразделений.
    • Для продвижения СПбГУ в мировых научных рейтингах и вхождения в сотню ведущих университетов мира к 2020 году уже сегодня необходимо наметить конкретные показатели, которые должны быть достигнуты по итогам 2016 и каждого последующего года. В качестве результирующих показателей эффективности, на взгляд А. В. Майорова, следует принимать значения, достигнутые Университетом, в соответствующем отраслевом рейтинге университетов мира компании QS.
    • Для повышения эффективности научно-исследовательской работы следует сконцентрировать усилия на публикации результатов научных исследований, прежде всего в изданиях, имеющих наиболее высокий импакт-фактор и отнесенных к изданиям первого квартиля по соответствующим отраслям науки. Публикация в изданиях с наивысшим рейтингом, как правило, обеспечивает наибольшее число цитирований и высокие оценки экспертов при формировании репутационного рейтинга Университета.
    • Профессор А. В. Майоров считает, что в задачи руководителей структурных подразделений СПбГУ и председателей отраслевых научных комиссий должно входить выявление наиболее актуальной научной тематики, по которой работники СПбГУ должны проводить свои исследования в соответствии с актуальными задачами и главными трендами мировой науки.
    • Необходимо наладить эффективную систему планирования научной работы коллективов факультетов / институтов СПбГУ, предусматривающую достижение конкретных результатов в виде научных публикаций в высокорейтинговых изданиях, и расходовать бюджетные средства в соответствии с достижением этих результатов. Задачей руководителей соответствующих коллективов структурных подразделений и Университета в целом, по мнению А. В. Майорова, должно стать создание эффективной системы стимулирования труда ученых, достигших высоких показателей, включающей меры материального и морального поощрения.

    См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 15); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 1–4); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 4); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 7–8).

    Текст обращения размещен в разделе «Общественное обсуждение», и все желающие могут присоединиться к дискуссии.

    День открытых дверей

    6 февраля в кампусе СПбГУ «Михайловская дача» прошел День открытых дверей образовательных программ бакалавриата, специалитета и среднего профессионального образования. Гости мероприятия (в числе которых было более 800 будущих абитуриентов) смогли узнать о многочисленных образовательных программах, которые предлагает Санкт-Петербургский университет, задать вопросы и получить ответы из первых уст. Первокурсники рассказали желающим обучаться в Университете и их родителям об особенностях и преимуществах учебы в СПбГУ. Школьникам, которые еще не определились с выбором образовательной программы, была предоставлена уникальная возможность получить профессионально-личностную консультацию специалистов СПбГУ: психологи провели профориентационное тестирование будущих абитуриентов. Студенты-волонтеры провели экскурсию по новому кампусу СПбГУ «Михайловская дача» для всех желающих (см. Найти себя: в СПбГУ прошел день открытых дверей).

    Следующим крупным мероприятием, направленным на работу с абитуриентами, будет выездной День открытых дверей. Впервые в межвузовском студенческом городке в Санкт-Петербурге пройдет День открытых дверей программ магистратуры СПбГУ. Это даст возможность привлечь к участию студентов многих вузов Петербурга.

    Об отборочном этапе Олимпиады школьников СПбГУ

    Завершился отборочный этап Олимпиады школьников СПбГУ, в нем приняли участие более 69 тыс. школьников из всех регионов России и 11 иностранных государств. Отборочный этап олимпиады в очной форме проводился на базе организаций — партнеров СПбГУ более чем в 50 городах России и девяти городах иностранных государств. Самой западной точкой этапа в этом году был Таллин, а самой восточной — Хабаровск. Новые площадки для проведения олимпиады появились в Оренбурге, Новоуральске, Отрадном, Зеленогорске (Красноярский край), Бендерах (Молдавия) и Хабаровске (см. 69 тысяч человек приняли участие в отборочном этапе Олимпиады школьников СПбГУ).

    В 2015/16 учебном году Олимпиада школьников СПбГУ проводится по 17 предметам (комплексам предметов): биология, география, «Инженерные системы», иностранные языки, информатика, история, математика, медицина, обществознание, право, «Проба пера», «Современный менеджер», социология, физика, филология, химия, экономика. В этом году введена новая олимпиада «Инженерные системы» по комплексу предметов: математике, информатике, физике и химии. Отборочный этап олимпиады в дистанционной форме прошли около 50 тысяч школьников. Это стало возможным благодаря университетской информационной системе Blackboard, работающей на базе современных образовательных технологий. Использование системы позволило проявить свои способности всем желающим, в том числе ребятам из отдаленных регионов России и с ограниченными возможностями здоровья, превратив олимпиаду в интеллектуальное соревнование общероссийского масштаба.

    Олимпиада школьников СПбГУ становится показателем информированности школьников из регионов об Университете, в этом году участников олимпиады стало больше почти на 10 000 по сравнению с прошлым годом. Наиболее массовые олимпиады: математика, обществознание (больше 9 000 участников в каждой), биология, история, медицина (больше 5 000 участников в каждой), право, химия (приближается к 5 000). К заключительному этапу допущено 12 000 участников.