Материалы ректорского совещания

№ 242
от 09.03.2016

Повестка совещания

    О требованиях к научно-педагогическим работникам

    В ходе встречи с ректором (см. Встречи ректора с молодыми учеными — международниками и психологами) молодые ученые-международники высказали предложения о повышении требований к претендентам на должности научно-педагогических работников СПбГУ.

    • Обязательное владение одним иностранным языком (а иногда двумя и более) на высоком уровне. Уже сейчас в конкурсах на должности научно-педагогических работников по специальностям в сфере международных отношений указываются требования владения английским языком на уровне, необходимом для чтения литературы по специальности. Молодые ученые-международники предложили способы проверки уровня владения иностранным языком. Например, это могут быть статьи в международных журналах, индексируемых в WoS и Scopus, доклады на международных научных конференциях, дипломы иностранных вузов, а также документы о прохождении тестирования по иностранному языку (TOEFL, IELTS, KDS, DALF и др.), в том числе проводимого центром лингводидактического тестирования СПбГУ.
    • Владение навыками работы в информационной системе Blackboard. Декан Факультета международных отношений И. Н. Новикова поддержала предложение молодых ученых и подтвердила: коллектив ведет работу в системе Blackboard не первый год. В Университете — для тех, кто не имеет навыков и опыта работы в Blackboard, — недавно разработан и запущен онлайн-курс.
    • Реализация минимальных требований к научно-педагогическим работникам СПбГУ в трудовых договорах.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 28.03.2016, п. 4; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9).

    Требования к научно-педагогическим работникам СПбГУ должны учитывать специфику областей знания, их должны помогать формулировать директора и деканы. Им и было поручено в двухнедельный срок представить предложения о том, какие дополнительные требования к кандидатам (и какого уровня) необходимо устанавливать при проведении конкурсных процедур в различных областях знаний.

    Об ответе на обращение к губернатору Санкт-Петербурга

    Родители гимназистов, обучающихся в СПбГУ по программам среднего общего образования, не раз обращались к руководству Университета с вопросами о компенсации платы, вносимой ими за оказание Университетом услуг по организации питания и содержания школьников. На запросы, направленные руководством Университета в Минобрнауки РФ, в комитеты администрации Санкт-Петербурга, были получены ответы, которые не приводили к решению проблемы. В результате анализа законодательной базы Санкт-Петербурга и федеральных нормативных актов была найдена прямая связь между поручениями Президента РФ и решаемым вопросом. Губернатору Санкт-Петербурга было направлено обращение руководства СПбГУ с дополнительными аргументами об установлении правил компенсации расходов на питание гимназистов СПбГУ, относящихся к льготным категориям (см. Материалы ректорского совещания от 18.01.2016, п. 7).

    Получен положительный ответ на это обращение. Начата работа по внесению изменений в Социальный кодекс Санкт-Петербурга для того, чтобы решить вопрос равной социальной поддержки (из средств городского бюджета) как родителей тех детей, которые обучаются в районных школах Петербурга, так и родителей, чьи дети осваивают программы среднего общего образования в Университете.

    Об открытости Университета

    На примере обращения к ректору по вопросу об организации работы по удостоверению личных подписей научно-педагогических работников (приказ В. В. Еремеева «О порядке удостоверения личных подписей работников СПбГУ» — см. Материалы ректорского совещания от 15.02.2016, п. 4) обсуждались инструменты, которые имеются у научно-педагогических работников для решения возникающих проблем и вопросов жизни Университета. Поводом для обращения к ректору доцента-филолога стало то, что на отзыве на автореферат диссертации не поставили круглую печать при заверении его подписи. Вместо того чтобы обратиться к руководителю кадровой службы для устранения просчета его подчиненных, этот доцент потратил целый день на анализ Устава СПбГУ и других локальных документов.

    См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 6); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 2, 8–10); Правила жизни университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 10, 11, 13); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–13).

    Видимо, некоторые универсанты не видят других способов привлечь внимание к возникшей у них проблеме. Вероятно, информации на портале СПбГУ и информации, распространяемой в коллективах (в том числе на заседаниях ученых советов институтов и факультетов, на совещаниях с заведующими кафедрами), недостаточно для понимания правил жизни Университета и путей решения вопросов. А инструмент простой: следует обратиться (напрямую или через Виртуальную приемную) к должностному лицу, которое уполномочено решать соответствующие вопросы.

    О работе в системе Blackboard

    С 2016 года все выпускные квалификационные работы студенты будут предоставлять через информационную систему Blackboard — для подготовки отзыва научного руководителя, рецензии и размещения в репозитории Университета (см. Материалы ректорского совещания от 14.09.2015, п. 3), а по ряду направлений подготовки (география, геология, почвоведение, юриспруденция) с 11 февраля все письменные работы также должны загружаться в эту систему. В системе Blackboard обязаны работать порядка 2,5 тысяч научно-педагогических работников СПбГУ, логины и пароли выданы всем. Для них разработан онлайн-курс по обучению работе в системе Blackboard, в феврале были проведены установочные занятия. Курс облегченный, ориентирован именно на пользователей: с его помощью можно обучиться, как войти в систему, найти нужные материалы (например, письменные работы студентов) и их отрецензировать, оставить замечания и вопросы. В итоге в саму систему Blackboard вошли около 700 человек. А активных пользователей — всего 250!

    В ближайший месяц выпускные квалификационные работы студентов будут загружаться в систему Blackboard и преподаватели смогут прочитать их только там. Студент не обязан приносить «бумажный» вариант своей работы научному руководителю. В настоящее время очень незначительное число преподавателей проходит онлайн-обучение в системе Blackboard, что может привести к сложностям в работе. Но могут помочь коллеги. Во многих коллективах (например, у геологов, менеджеров, международников, юристов) преподаватели успешно обучают друг друга навыкам работы в системе Blackboard.

    О перечне проектов научно-технологического развития России

    Научно-координационный совет при Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО) утвердил список из 23 проектов актуальных направлений научно-технологического развития России. В список вошли проекты, представленные пятью секциями Научно-координационного совета: «Математические, физические, информационные, технические науки», «Химические науки», «Общественно-гуманитарные науки», «Науки об окружающей среде», «Междисциплинарные исследования и проекты». В число приоритетных направлений вошли ядерно-физические технологии, разработка препаратов для лечения социально значимых заболеваний, русский язык, историко-культурное наследие России, магнитные явления в химии, биологии и медицине и др.

    Внимание директоров и деканов было привлечено к этим актуальным направлениям научно-технологического развития страны. Они будут направлены на согласование в РАН, Минобрнауки РФ и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, после чего эти приоритеты станут государственными, и финансирование прикладных исследований будет идти через федеральные целевые программы (ФЦП) по этим направлениям. Следует уже сейчас целенаправленно готовиться к участию ученых СПбГУ в конкурсах по включению в новые ФЦП. В прошлом году в УНИ создан отдел сопровождения внешнего финансирования. Требуется встречная инициатива директоров и деканов по организации работы в этих направлениях научных исследований.

    Предложения об объектах нового кампуса Университета

    Проанализированы поступившие предложения по инфраструктуре и объектам нового кампуса Университета (см. Материалы ректорского совещания от 24.02.2016, п. 6). С учетом потребностей в создании современной инфраструктуры, медицинских объектов, научно-исследовательских лабораторий, объектов для проведения массовых мероприятий, помещений культурного и спортивного профиля общая площадь участка для размещения нового кампуса оценивается в 150–200 га.

    См. также: Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответы 1-2); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 15);  Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 11); Материалы ректорского совещания от 14.03.2016, п. 4; от 11.04.2016, п. 11; от 25.07.2016, п. 5.

    Такие возможности отсутствуют на ранее предлагавшихся губернатором Санкт-Петербурга земельных участках на намывных территориях. По поручению заместителя председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец администрациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматриваются иные варианты размещения кампуса (в частности, в Курортном районе Санкт-Петербурга и около Гатчины).