Материалы ректорского совещания

№ 228
от 16.11.2015

Повестка совещания

    О заседании попечительского совета ВШМ СПбГУ

    11 ноября в Москве состоялось заседание попечительского совета института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. Мероприятие прошло под председательством руководителя администрации Президента РФ, главы попечительского совета ВШМ СПбГУ С. Б. Иванова. В нем приняли участие президент-председатель правления банка «ВТБ», директор ВШМ СПбГУ А. Л. Костин, помощник Президента Российской Федерации А. А. Фурсенко, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, председатель Центрального банка РФ Э. С. Набиуллина, министр образования и науки Д. В. Ливанов и другие члены совета.

    Первый проректор И. А. Дементьев сообщил, что двум ключевым вопросам было уделено особое внимание в ходе обсуждения: важности международного признания Университета (см. Материалы ректорского совещания от 14.09.2015, п. 1) и увеличению фонда целевого капитала Университета для развития программ в области менеджмента. В настоящий момент в эндаумент-фонде около 100 млн рублей, и члены попечительского совета признали, что этого недостаточно для развития Университета в этой области. И. А. Дементьев отметил, что у каждого из директоров и деканов задачи те же: пополнять эндаумент-фонд Университета.

    О встрече с председателем совета директоров компании Elsevier

    В ходе встречи первого проректора СПбГУ И. А. Дементьева с YoungSuk Chi, председателем совета директоров компании Elsevier, были достигнуты договоренности о развитии сотрудничества между Университетом и Elsevier с учетом появления новых возможностей в линейке услуг компании. И. А. Дементьев отметил, что нам надо увеличивать число журналов, имеющих англоязычную версию.

    Об основных характеристиках приема в СПбГУ на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры

    На портале СПбГУ в разделе «Приемная комиссия» 16 ноября была опубликована основная информация о приеме 2016 года. Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк проинформировала об основных характеристиках приема в СПбГУ на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры. В связи с тем, что контрольные цифры приема в СПбГУ на программы бакалавриата и специалитета в 2016 году снижены, был составлен рейтинг образовательных программ по среднему баллу ЕГЭ зачисленных абитуриентов. И сокращали количество бюджетных мест там, где баллы ЕГЭ низкие. Объявлены 75 конкурсов для приема на 79 образовательных программ бакалавриата и специалитета. Прием документов и заявлений начнется 20 июня. Зачисление будет происходить 29 июля (тех, кто идет без вступительных испытаний), 3 августа (первая «волна», 80% мест), 8 августа (вторая «волна», 20% мест), 15 августа (для обучения на платной основе).

    А в связи с тем, что контрольные цифры приема в СПбГУ на программы магистратуры в 2016 году повышены, на программы, пользующиеся популярностью у абитуриентов, были добавлены бюджетные места. Объявлены 82 конкурса для приема на 157 образовательных программ магистратуры, в том числе на 20 новых программ. Рассмотрев заявки на открытие новых магистерских программ, приемная комиссия СПбГУ приняла решение открывать прием на них только на платную основу. Прием документов и заявлений о приеме в магистратуре будет происходить до 10 августа, в дистанционной форме — с 1 марта, очный прием документов — с 11 июля. Зачисление в магистратуру — 22 августа (по очной форме обучения) и 22 сентября (по очно-заочной форме).

    См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 1); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 1); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 9-11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 11–14).

    Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» на портале СПбГУ опубликована информация о государственной итоговой аттестации 2016 года.

    О нарушении при приеме экзамена

    Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев напомнил, что комиссия по этике Ученого совета СПбГУ 21 сентября рассмотрела обращение ответственного секретаря приемной комиссии СПбГУ А. В. Бабича о предоставлении рекомендации по действиям работников в ситуации конфликта интересов. Комиссия по этике рассмотрела вопрос о действиях научно-педагогических работников, включенных в состав экзаменационных / апелляционных комиссий при условии необходимости принимать экзамен у своего родственника, а также о действиях председателей указанных комиссий, если им становится известно о такой ситуации (см. Решение Комиссии по этике от 21.09.2015). Поводом для рассмотрения этого вопроса послужила ситуация, возникшая при проведении вступительного испытания на основную образовательную программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: среди экзаменаторов находился родственник одной из поступающих (см. Материалы приема граждан 11.08.2015; Материалы ректорского совещания от 07.09.2015, п. 4).

    В. В. Еремеев сообщил об итогах проверки по факту нарушения в ходе приема экзамена в аспирантуру. Проверка показала, что доцент В. Ю. Пашкус входил в состав экзаменационной комиссии по проведению вступительного испытания на основную образовательную программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В числе поступающих по направлению «Экономика» была его дочь. Установлено также, что в соответствии с трудовым договором, заключенным с В. Ю. Пашкусом, работник обязан «в целях предупреждения случаев, когда личная заинтересованность Работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им своих обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью Работника и законными интересами СПбГУ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам или деловой репутации СПбГУ, информировать Работодателя в письменной форме о наличии таких обстоятельств в течение трех рабочих дней с момента возникновения…». Вместе с тем, в нарушение трудового договора В. Ю. Пашкус не уведомил должностных лиц о возникшем конфликте интересов. За совершение дисциплинарного проступка, выразившегоя в неисполнении или ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, доценту В. Ю. Пашкусу объявлено дисциплинарное взыскание.

    В. В. Еремеев подчеркнул, что все сотрудники Университета должны избегать подобных ситуаций возникновения конфликта интересов, строго выполнять требования трудового договора и следовать рекомендациям комиссии по этике, заключение которой было озвучено на заседании Ученого совета СПбГУ 28 сентября 2015 года (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 28.09.2015).

    О порядке предоставления работникам СПбГУ права участия в работе ГЭК других вузов

    На предыдущем ректорском совещании 9 ноября обсуждался вопрос о порядке направления научно-педагогических работников СПбГУ на работу председателями ГЭК других вузов (см. Материалы ректорского совещания от 09.11.2015, п. 6). В связи с вопросами, поступившими от директоров и деканов, первый проректор И. А. Дементьев более подробно проинформировал о порядке предоставления работникам СПбГУ права участия в работе ГЭК СПбГУ и ГЭК иных организаций. Он отметил, что перед каждым из них Университет будет ставить конкретные задачи на период выполнения обязанностей председателя ГЭК.

    О публикации информации на портале СПбГУ

    В рамках IV Международного культурного форума в СПбГУ пройдет круглый стол «Открытое образование». На этом заседании будут обсуждаться вопросы открытости информации о деятельности учреждений культуры, образования и науки. Будет представлен и опыт нашего Университета по реализации одного из принципиальных проектов Программы развития СПбГУ, который называется «Открытый университет».

    Напомним, что еще в 2006 году группа деканов факультетов (И. П. Бойко, И. А. Горлинский, Н. М. Кропачев, С. В. Петров, Н. Г. Скворцов, Л. А. Цветкова, М. А. Шишкина) обратились к ректору Университета Л. А. Вербицкой c вопросом о необходимости кардинального изменения информационной политики руководства Университета. Деканы требовали сделать жизнь Университета гласной и понятной для универсантов и общества в целом: открыть информацию о принципах и правилах выделения финансирования на приобретение оборудования, расходных материалов, выделения средств на проведение научных исследований, конференций, стажировок, распределения помещений для учебных и научных целей, распределения мест в общежитиях. По мнению деканов, должна была быть срочно открыта информация о принципах распределения средств фонда оплаты труда, о порядке распределения ставок научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, о ходе проведения ремонтных работ, об объемах и направлениях финансирования Университета из бюджета РФ. Это нужно было для того, чтобы сделать жизнь Университета открытой, понятной как для универсантов, так и для всего общества и, как следствие, обеспечить эффективность принимаемых решений.

    Действительно, на тот момент (2006 год) универсантам и обществу была недоступна практически вся информация: и о количестве сотрудников Университета и каждого из его подразделений, и о количестве кафедр Университета, и о зарплате сотрудников, и о числе студентов, и о количестве зданий, земельных участков, оборудования, книг, и об объеме бюджетного финансирования, и о занятости мест в общежитиях, и о распределении учебных помещений, и о направлениях расходования средств на приобретение оборудования, проведение конференций, стажировок, издание книг (см. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 6Ректор СПбГУ открыто рассказал о доходах). Зато Университет был всегда полон слухов о том, кому (и главное почему!) дали деньги на ремонт, на приобретение оборудования, на конференцию, кому дали новое здание, а у кого отобрали отремонтированное здание, кому из деканов дали дополнительные ставки и места в общежитиях, а кому не дали, почему дали или не дали, на каких условиях давали / отбирали! Университет жил слухами! В 2008 году эта часть жизни Университета резко изменилась. Не только в том, что уровень открытости, гласности стал выше. Открытость стала главным инструментом сначала оздоровления, а теперь и развития Университета. В последние годы наш Университет по праву считается самым открытым университетом России. Даже трудно сказать, какой вид информации о жизни Университета, его сотрудников и студентов сейчас закрыт. А когда кто-то вдруг и находит такую информацию, тут же администрацией Университета принимается решение об открытии и этой информации. Политика гласности и открытости будет продолжаться. Начальник управления по связям с общественностью О. Л. Тульсанова в очередной раз подтвердила, что ждет от универсантов конкретных предложений о том, какую информацию о жизни Университета необходимо сделать еще более открытой для общества.

    Нельзя сказать, что политика открытости сразу же нашла поддержку во всем коллективе Университета. Некоторые из тех деканов, которые хотели открытости и гласности в работе ректора, категорически не хотели открывать ни ректору, ни универсантам и тем более всему обществу информацию о своих зарплатах, о том, как и куда они расходуют заработанные коллективами факультетов внебюджетные средства, учредителями / собственниками каких коммерческих компаний (ресторанов, медицинских клиник, издательств, ...) они являются и как пересекается их работа в Университете с их же коммерческой деятельностью в аффилированных коммерческих компаниях. За последние семь лет примеров противодействия политике открытости и гласности было много. Но гласность, открытость всегда побеждали.

    О. Л. Тульсанова отметила новый интересный факт противодействия политике открытости, гласности. В последнее время в адрес СПбГУ поступило несколько обращений от бывших студентов, которые были отчислены из Университета за нарушения Устава СПбГУ. Это обращения с требованием убрать информацию о причинах отчисления этих студентов (за академическую неуспеваемость или за то, что студент устроил бассейн в одной из комнат общежития) — по причине того, что это якобы разглашение персональных данных… К слову, некоторые из этих жалобщиков еще не так давно в интернете и через СМИ высказывали претензии к уровню гласности и открытости в Университете!

    О. Л. Тульсанова подчеркнула, что уровень гласности в работе СПбГУ несравнимо выше, чем в любом другом вузе России. Например, помимо сухих цифр бюджета, на портале Университета в дополнение к информации о финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ уже много лет публикуется информация о зарплатах в разрезе должностей научно-педагогических работников или об уровне зарплат в коллективах (см. Материалы ректорского совещания от 13.01.2014, п. 2; от 05.05.2014, п. 6; от 26.05.2014, п. 9). Именно в нашем Университете была открыта первая в России вузовская Виртуальная приемная (в день до 5 000 посещений!). В Виртуальной приемной публикуются ответы на любые вопросы о жизни Университета, в том числе и такие, которые показывают недостатки в организации работы отдельных руководителей СПбГУ (см. Нам удалось остановить беспредел). Публикуются ответы на самые острые вопросы.

    Конечно, жизнь Университета — в первую очередь жизнь универсантов. Поэтому в продолжение политики гласности и открытости на портале СПбГУ был открыт раздел о достижениях и «антидостижениях» универсантов. Так поступают и органы власти, публикуя в СМИ, например, списки должников по уплате налогов. Но именно этот раздел вызвал неприятие «борцов за гласность и открытость». Оказалось, что именно они зачастую являются героями и этого раздела, причем не в части достижений, а в части нарушений!

    См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 12); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 6).

    О. Л. Тульсанова подчеркнула: отказываться от этой практики Университет не планирует. Еще в 2010 году в Программе развития Университета появился специальный раздел «Открытый университет», и все эти годы новое руководство последовательно открывает всю информацию о жизни Университета. Теперь же «герои» непублично (не через СМИ) направляют письма в правоохранительные и контрольные органы, где «шепотом» информируют о разглашении их персональных данных. Странная позиция: обнародование информации о других — необходимое требование к открытости, а о них самих — нарушение закона о персональных данных. А гласность не может быть избирательной.

    Студенческий омбудсмен Артем Хромов рекомендует распространять прогрессивный опыт СПбГУ во всех российских вузах

    В ходе встречи министра образования и науки РФ Д. В. Ливанова и уполномоченного по правам студентов в РФ Артема Хромова было принято решение рекомендовать методику начисления повышенной стипендии студентам, применяемую в СПбГУ, для использования во всех российских вузах. Данная методика предусматривает рейтинговую таблицу результатов студентов, отображающую итоговые баллы, которые начисляются за активную общественную жизнь или научные достижения. «Она является наиболее эффективной и проработанной и не вызывает никаких вопросов у самих студентов, а также позволяет всем понимать, кому и за что выплачена повышенная стипендия», — пояснил омбудсмен. «Мы можем такую методику рекомендовать. Не можем навязывать, но рекомендовать это и объяснить, почему мы считаем, что эта схема справедлива и прозрачна, мы можем», — сказал Д. В. Ливанов. О. Л. Тульсанова предложила познакомиться с интервью А.Хромова на портале СПбГУ.

    О предложениях профессора А. В. Майорова по повышению эффективности НИР в Университете

    Профессор А. В. Майоров, заведующий кафедрой музеологии, в своем обращении к ректору СПбГУ сформулировал предложения, которые касаются мер повышения эффективности научно-исследовательской работы и продвижения СПбГУ в международных рейтингах. И. А. Дементьев сообщил, что профессор А. В. Майоров сформулировал четыре блока предложений.

    • «Обеспечить более эффективное расходование средств, передаваемых ректором в распоряжение деканов / директоров факультетов / институтов для выплат стимулирующего характера». По мнению профессора, «в настоящее время основная часть этих выплат не связана с достижением работниками реальных показателей научной эффективности...» Поэтому А. В. Майоров предлагает «повысить выплаты за публикации статей на английском языке в изданиях, выходящих за пределами РФ и имеющих сравнительно высокий импакт-фактор».
    • «Повысить уровень квалификационных требований при назначении на должности профессоров и особенно заведующих кафедрами в виду исключительно важной роли последних в организации эффективной научно-исследовательской работы коллективов». А. В. Майоров предлагает «ограничить и поэтапно исключить участие в конкурсных процедурах претендентов, имеющих нулевые показатели в международных рейтингах научной деятельности». А также «включать в трудовой договор с профессором пункт о обязательной публикации не менее 1 статьи в изданиях, индексируемых в WoS и Scopus за период избрания».
    • «Установить квалификационные требования к председателю и членам комиссий по научной работе, заключающиеся в наличии публикаций и цитирований в WoS и Scopus, а также опыта руководства / участия в крупных научно-исследовательских проектах, финансируемых за счет привлеченных в СПбГУ средств». А. В. Майоров считает: «Члены и особенно председатели научных комиссий факультетов / институтов обязательно должны иметь реальный личный опыт эффективной научно-исследовательской деятельности для успешной организации работы коллективов».
    • «Обратиться в ВАК РФ с предложением установить для диссертационных советов, работающих в СПбГУ... следующую норму: принимать к защите диссертационные исследования, имеющие апробацию в виде публикаций в изданиях, индексируемых в WoS и Scopus (особенно для докторских диссертаций)».

    И. А. Дементьев напомнил, что меры повышения эффективности научно-исследовательской работы, предложенные профессором А. В. Майоровым два года назад, широко обсуждались в Университете, в результате, например, было выработано решение о формировании кадровых комиссий.

    См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1 и 2, 10 и 11); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 1–4); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 4); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 7 и 11); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 7 и 8); Материалы ректорского совещания от 30.11.2015, п. 4 и от 18.01.2016, п. 4.

    Директор института истории А. Х. Даудов сообщил, что профессор А. В. Майоров — один из лидеров коллектива историков. Он принимает активное участие в работе коллегиальных органов института. Например, при обсуждении минимальных требований к участникам конкурсов на должности научно педагогических работников он всегда предлагает более высокие требования. Советник ректора профессор Р. А. Эварестов заметил, что на портале СПбГУ было объявлено о конкурсе на заведование кафедрой истории Древней Греции и Рима, и требования к претендентам были «очень высокие»: публикаций — 0, индекс Хирша — 0… А. Х. Даудов объяснил эти требования тем, что нет других кандидатов. На что ректор заметил, что в конкурсе могут участвовать и научно-педагогические сотрудники, не работающие в СПбГУ. Определять условия конкурса, ориентируясь только на «своих» преподавателей, категорически неправильно!

    Об объемах премий работникам СПбГУ, получившим внешнее финансирование на проведение научных исследований

    Объем средств из внешних источников — один из важных показателей вуза в международных рейтингах. И при определении объемов премий научно-педагогическим работникам в 2015 году обязательно будет учитываться их деятельность по привлечению средств на научные исследования, поскольку, как ранее было установлено, только часть средств будет передана в распоряжение директоров и деканов, а другая часть будет использоваться для премирования в централизованном порядке за достижение показателей Программы развития СПбГУ. И. А. Дементьев проанализировал динамику изменения внешних средств на НИР, привлеченных в Университет в последние годы, — по видам грантов, по направлениям исследований, по должностям работников. Выяснилось, например, что руководителями грантов являются: среди главных научных сотрудников — 19 %, среди профессоров 18 %, среди ведущих научных сотрудников 17 %, среди доцентов только 6 %... При этом общие объемы привлеченного финансирования на проведение научных исследований в СПбГУ составляют около 230 тыс. рублей в год в расчете на одного научно-педагогического работника, в то время как в других российских вузах этот показатель достигает значений в 2,5 млн рублей в год в расчете на одного научно-педагогического работника. И. А. Дементьев проинформировал о критериях расчета и средних объемах годовых премий научно-педагогическим работникам Университета за успешную работу по привлечению грантов на научные исследования. Эти успехи работников будут учитываться при проведении университетских конкурсов и при выделении финансирования на исследования.

    См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 3); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 2, 3, 6); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 13); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 4–5).

    Председатель совета молодых ученых СПбГУ А. В. Красикова попросила опубликовать рейтинговый список работников, получивших средства на научные исследования в этом году. Ректор заметил, что директора и деканы должны анализировать подобные приказы в других вузах, анализировать итоги конкурсов на премии Президента РФ, Правительства РФ, результаты региональных конкурсов и приглашать победителей этих конкурсов на работу в СПбГУ!

    О конкурсах РНФ

    Проректор по научной работе С. П. Туник проинформировал об условиях проведения четырех конкурсов на получение грантов по приоритетным направлениям деятельности РНФ:

    • «Проведение исследований международными научными коллективами» (совместно с Департаментом науки и технологий Министерства науки и технологий Республики Индия — DST)
    • «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Министерством науки и технологий Тайваня — MOST)
    • «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»
    • «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по поручениям (указаниям) Президента Российской Федерации» (тематическое направление «Научные исследования в области русского языка и других языков народов Российской Федерации»)

    С. П. Туник отметил особенности конкурсов. Заявки подаются на двух языках (русском и английском). Указаны пороговые значения для руководителей (за пять лет руководитель коллектива должен иметь не менее десяти (пять, три или две для разных конкурсов и разных отраслей знания) публикаций в журналах, индексируемых в WoS или Scopus. Установлены обязательства: за время реализации проекта опубликовать по тематике этих исследований не менее десяти (восемь или четыре для разных конкурсов и разных отраслей знания) публикаций в журналах, индексируемых в WoS или Scopus. Не меньше 50 % участников научного коллектива должны быть в возрасте до 39 лет (на момент окончания действия гранта), размер ежегодного вознаграждения им должен быть не меньше 35 % от общей суммы ежегодного вознаграждения. Руководитель получаемого гранта не может быть руководителем другого, незавершенного гранта РНФ, а члены коллектива не могут быть участниками двух или более грантов. Организация может подать несколько заявок, но нужно указать их приоритеты. Определены правила продления проектов (до пяти лет): выполнение обязательств в предыдущие годы, сохранение прежнего руководителя и его обязательств.

    См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 1–3, 6, 7); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 8–9).

    С.П.Туник отметил, что конкурсы грантов могут стать одним из основных источников внешнего финансирования научных исследований, но пока активность в подаче заявок на конкурсы не очень высока. Ректор добавил: видимо, информация о конкурсах не доходит до научно-педагогических работников. Директора и деканы должны стимулировать работников к поиску, определяя минимальные требования на должности, условия трудовых контрактов. И еще раз подчеркнул необходимость искать победителей грантов в других вузах и приглашать их на работу в СПбГУ.

    О заочном голосовании членов Ученого совета СПбГУ

    Заместитель председателя Ученого совета СПбГУ И. А. Горлинский напомнил, что 20 ноября заканчивается срок принятия заявок на гранты Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ РФ. Он сообщил о проведении заочного голосования с помощью корпоративной электронной почты членов Ученого совета СПбГУ. На сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет» были опубликованы материалы к вопросу «О рекомендациях к участию в конкурсе на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации». Этот вопрос рассматривался в режиме открытого голосования. Опросный лист был разослан членам Ученого совета СПбГУ 13 ноября. Голосование заканчивается 17 ноября в 18:00.

    И. А. Горлинский сообщил также, что заранее было проведено пробное голосование (см. Материалы ректорского совещания от 09.11.2015, п. 7). Из 130 членов Ученого совета были получены ответы от 122, а для кворума достаточно 88 голосов. По данным на 12:00 понедельника, 16 ноября, проголосовало 58 членов Ученого совета. Таким образом СПбГУ стал первым вузом России, где проводится заочное голосование… А очередное заседание Ученого совета СПбГУ состоится 30 ноября в кампусе «Михайловская дача».

    Об Ассоциации выпускников СПбГУ

    Ректор представил исполнительного директора Ассоциации выпускников Марию Горизонтову, которая сообщила о планах сотрудничества ассоциации с Университетом (в том числе о подготовке предложений по участию выпускников в работе учебно-методических комиссий и ГЭК) (см. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 13–16); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3 и 22)).