Материалы ректорского совещания

№ 40
от 19.12.2011

Повестка совещания

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев — «Человек года» в номинации «Образование»

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что ректор СПбГУ Н. М. Кропачев находится в командировке в Москве на заседании в Минюсте и на церемонии вручения премии Федерации еврейских общин России. Позже стало известно, что эта федерация наградила Н. М. Кропачева премией «Человек года» в номинации «Образование».

    О результатах трехдневного выезда студенческого актива в оздоровительном комплексе «Университетский»

    Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила о том, что с пятницы по воскресенье по инициативе студентов был организован трехдневный выезд студенческого актива в оздоровительном комплексе «Университетский». В выезде приняли участие председатели и представители 15 студсоветов и пять факультетских профбюро. Все три дня ребята активно работали. В пятницу состоялась встреча с проректором И. А. Дементьевым, прошли также мастер-классы по теории студенческого самоуправления и по информационному обеспечению деятельности некоммерческих организаций. В субботу студенты приняли участие в специальной тренинговой программе для лидеров (тренинг вел преподаватель Факультета психологии СПбГУ). А в воскресенье — защищали социальные проекты, которые накануне их команды выдвинули и обосновали.

    Все пять социальных проектов, по оценке Е. Г. Бабелюк, интересны, актуальны и вполне могут быть реализованы в Университете, не требуют больших финансовых вложений. Например, проект «Культурный абонемент»: студенты предложили создать специальный раздел сайта, где они будут аккумулировать информацию о жизни культурной столицы России — спектаклях, кинопремьерах, встречах с деятелями литературы и искусства. Авторы проекта «Академическая горизонтальная мобильность» предлагают расширить перечень дисциплин по выбору, которые могли бы изучать студенты разных факультетов. Были также предложены проекты «Факультетские комиссии по трудоустройству», «Студенческий благотворительный союз», «МОСТ — Межфакультетские открытые семинары и тренинги», названия которых говорят сами за себя.

    Выезд, по мнению Е. Г. Бабелюк, показал, что студенты разных факультетов могут работать командой. И Студсоветы — это серьезная поддержка в жизни Университета.

    О постановке на баланс недвижимого имущества СПбГУ

    Проректор по экономическому развитию М. Н. Кудилинский сообщил, что в настоящее время на балансе СПбГУ не стоят 36 объектов недвижимого имущества. Среди них — два здания в Павловске и Петродворце, а также 14 объектов на Морской биологической станции в Белом море и еще 14 объектов — в поселке Трудолюбовка Бахчисарайского района, в Представительстве СПбГУ в автономной республике Крым (раньше оно называлось Крымской базой практик ЛГУ). Многие объекты недвижимости были возведены методами ударных комсомольских строек силами студентов и хозслужб. Никаких документальных подтверждений строительства не сохранилось либо вовсе не было, даже расходов на их возведение не зарегистрировано.

    Работа по постановке этих объектов на баланс технически сложная, трудоемкая, ведется не первый год. Планируется, что к началу следующего учебного года она будет завершена в значительной степени. После этого Университет сможет распоряжаться этими объектами: ремонтировать, реконструировать, оформлять земельные участки и пр. (см. также: Материалы ректорского совещания от 07.10.2013, п. 4; от 01.07.2013, п. 1).

    О результатах проведения конкурсных процедур на приобретение работ и услуг, а также на приобретение оборудования

    Проректор М. Н. Кудилинский признал, что 2011-й был самым трудным годом со времени принятия 94–ФЗ. Трудности были связаны со значительным увеличением финансирования на закупку оборудования в рамках Программы развития СПбГУ. Всего за 2011 год размещено заказов на 6,5 млрд рублей: рост более, чем в четыре раза — в денежном выражении, и в 2,5 раза — по количеству закупок. Раньше аукцион на 10 млн рублей был редкостью, а теперь тендеры на 30–50 млн рублей стали обыденностью.

    Трудность еще и в том, что для размещения заказа был маленький промежуток времени — деканы и руководители групп слишком долго решали, какое научное оборудование надо приобретать. Поэтому в июне-июле был значительный пик закупок. М. Н. Кудилинский попросил деканов тщательнее составлять техническое задание на оборудование и четче соблюдать сроки по представлению заявок на оборудование ресурсных центров. Это позволит совершать закупки более ритмично и каждую закупку отработать в индивидуальном режиме, а не конвейерным способом, — чтобы десяток закупок не шел параллельно. Сгладить пики заказов позволит и система планирования закупок. Она введена приказом первого проректора по экономике И. П. Бойко № 4061/1 о планировании размещения заказов и равномерном исполнении бюджета Университета по расходам от 11 ноября, и на 2012 год будет составлен сводный план-график размещения заказа СПбГУ.

    М. Н. Кудилинский отметил большую работу по стандартизации закупаемого оборудования, которую провел весной С. П. Туник, проректор по обеспечению работы «петергофских» факультетов. Закупки большими партиями позволили разместить заказы быстрее и снизить цены. Тем, кто закупал индивидуально, оборудование пришло только осенью. А тем, кто работал по стандартам, — уже весной. Это крайне важно: ведь оборудование стареет быстро, и полгода — это большой срок.

    По университетским конкурсным процедурам часто снижается цена закупок — в среднем на 8,67 %, но есть и весьма серьезные снижения. Например, один аукцион дал экономию в 92 %! Это редкий случай, но экономия в 50–60% была достаточно часто. Она связана с тем, что больше 90 % тендеров проходят в виде открытого конкурса в электронной форме. Такие торги позволяют расширить потенциальное число участников, но, пока аукцион не состоится, даже неизвестно, кто в нем участвует. От специалистов Университета зависит только техническое задание, А тендерные комиссии фиксируют то, что происходит на сайте. И потом заключают контракт с тем, кто выиграл аукцион.

    Декан Биолого-почвенного факультета А. Д. Харазова спросила: что делать, если тендер выиграла недобросовестная фирма, которая не может выполнить контракт? М. Н. Кудилинский объяснил, что возможна судебная процедура: внесение в реестр недобросовестных поставщиков и пр. Если сроки позволяют, то можно договариваться с таким горе-победителем, чтобы другие фирмы выполнили часть контракта. Но это возможно только, если конкурс прошел в начале года. В конце года будет риск несвоевременного расходования средств.

    Советник ректора профессор Р. А. Эварестов напомнил, что часть закупок идет по грантам РФФИ. Деньги по ним приходят только в мае-июне, а то и в сентябре. И спросил, можно ли объявить конкурс заранее, до того, как пришли деньги, — если смета по гранту известна в марте-феврале. М. Н. Кудилинский ответил, что наведение порядка позволяет рассчитывать в 2012 году такие закупки производить уже весной. Средства на приобретение оборудования по грантам РФФИ выделяются не очень большие, так что в крайнем случае их можно будет компенсировать за счет внебюджетных средств.

    И. А. Горлинский подчеркнул, что при слабой проработке и подготовке технической документации к заключению договора вся упомянутая М. Н. Кудилинским экономия была бы невозможна. В этом году информация обо всех конкурсах открыта и легкодоступна для анализа. Это позволяет увидеть (хотя пока еще и не полном виде) аффилированность отдельных победителей и участников конкурса с теми или иными сотрудниками Университета (работниками ректората и преподавателями, инициирующими предложения о закупке оборудования или выполнении работ и услуг). Для противодействия использования такой аффилированности преподавателей и сотрудников СПбГУ в корыстных целях, ректор поручил включить соответствующий пункт в трудовые договоры с работниками.

    О приеме в аспирантуру в 2011 году

    Проректор И. А. Горлинский сообщил о том, что прием в аспирантуру в этом году завершился 16 декабря. Контрольные цифры приема по бюджету и внебюджету выполнены полностью: 632 человека стали аспирантами, из них 496 — по очной форме. Структура приема по 18 научным отраслям изменилась, по сравнению с 2010 годом: по девяти отраслям прием был уменьшен (по физико-математическим и другим естественным наукам), по 4 — увеличен (химия, медицина, биология, политология). В целом прием в аспирантуру, по сравнению с 2010 годом, уменьшился на 37 позиций.

    Самый большой конкурс в аспирантуру был у юристов: 11,5 человек на место. Но план приема по юриспруденции в этом году, как и в последние 15 лет, был — всего 4 бюджетных места. Дальше по рейтингу идут психологи (2,5 человек на место), искусствоведы (2,3), экономисты (1,8), философы, социологи, биологи (по 1,6). По остальным естественным наука конкурс был всего 1,1–1,5.

    И.А. Горлинский сообщил, что ректор поручил ему за неделю провести коррекцию проекта плана приема в аспирантуру 2012 года. Он разослал деканам таблицу с данными приема 2010, 2011 годов и предложениями на 2012 год (три колонки: предложения деканов, корректировки с учетом конкурса прошлого года, отправленные в министерство осенью, и встречные предложения Минобрнауки). И.А. Горлинский предложил деканам обсудить последнюю версию корректировок плана приема 23 декабря.

    О внесении изменений в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

    Проректор И. А. Дементьев сообщил, что в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» внесены изменения, касающиеся развития студенческого спорта. Закон направлен на расширение участия студентов в спортивных и физкультурных мероприятиях. В частности, предусмотрена возможность создания студенческих спортклубов без образования юридического лица, а также предусмотрена возможность расходования средств, выделяемых вузам на культмассовую, физкультурную и оздоровительную работу с обучающимися, в том числе на спортивную деятельность.

    В Университете создана успешная сборная по академической гребле, которая достигла высоких результатов. Работа по расширению видов спорта будет продолжаться.

    О заработных платах работников СПбГУ

    Проректор И. А. Дементьев сообщил, что сведения о выплатах в декабре (то есть за ноябрь, декабрь, а также о премиях за квартал и за год) еще получены не все. Но информация о заработных платах работников за 10 месяцев известна, и можно рассказать об итогах ее анализа.

    Он напомнил, что Университет заработал в этом году на 350 млн рублей меньше, чем в 2010 году (значительно сократились доходы от обучения на платной основе и доходы от внешних, не университетских грантов). Из этих 350 млн рублей 243 млн рублей должны были пойти на выплаты заработной платы сотрудников университета. В то же время, в течение года, дважды Распоряжениями Правительства повышались размеры должностных окладов: с 01.06 на 6,5 %, и с 1 октября еще на 6,5 %, что дало дополнительно около чуть более 100 млн рублей в бюджет СПбГУ. Это позволило частично уменьшить падение зарплаты сотрудников университета. Таким образом, в среднем, зарплата должна была упасть почти на 5 %. Однако этого не произошло в результате активных действий администрации университета по поиску дополнительного финансирования, а также в результате повышения эффективности использования всех университетских ресурсов.

    Средняя зарплата ППС, работающих на полную ставку, за десять месяцев 2011 года уже превышает аналогичный показатель всего 2010 года (40,5 тысяч рублей и 39,8 тысяч рублей соответственно). А если учесть, что ректором выделены значительные средства для стимулирования и квартальные премии, то этот показатель будет еще выше. При этом средняя зарплата 10 % низкооплачиваемых работников ППС выросла, а средняя зарплата 10 % высокооплачиваемых практически не изменилась. Максимальная средняя заработная плата среди работников ППС составляет 473 тыс. руб. в месяц, причем число тех ППС, кто имеет заработную плату больше, чем зарплата ректора, продолжает расти из месяца в месяц, сейчас их уже 86 человек. И. А. Дементьев передал слова ректора: «Это хорошая тенденция и ректор готов работать так, чтобы число таких преподавателей и научных сотрудников продолжало расти.

    Но случаются и казусы: например, в одном из представлений к годовой премии руководитель подразделения попросил начислить себе премию в 20 раз большую, чем премии работников того же подразделения. Другой пример: 32 работника ректората получают среднюю зарплату выше зарплаты ректора. При этом только у некоторых эта зарплата установлена самим ректором. А о другой, большей части этих работников, ректору не было известно (они не подчинены непосредственно ректору!)

    И. А. Дементьев напомнил, что в Университете уже не первый год ведется информатизация процесса расчета заработной платы и работы с персоналом в целом. Но сведение информации воедино происходит очень тяжело. Можно даже сказать, что оно происходит при жестком нежелании многих руководителей среднего звена. Не исключено, что одной из причин является нежелание сделать открытыми фактические данные о их заработной плате. Но теперь появилась возможность видеть все данные о зарплатах всех сотрудников. В результате анализа этой информации даже за первые 10 месяцев этого года ректором были приняты некоторые знаковые решения.

    Проректор И. А. Горлинский рассказал о решении ректора сократить годовые выплаты административно-управленческому персоналу и направить эти средства на повышение зарплаты ППС и научных сотрудников. В том числе, и на «компенсацию» разницы между оплатой труда научных сотрудников, работающих на ставках по разделу 0706, и преподавателей, работающих на соответствующих должностях (например, старший научный сотрудник — доцент и т. п.). Кроме того, по поручению ректора первый проректор по экономике И. П. Бойко подготовил и подписал приказ об ограничении премий руководителям подразделений № 4534/1 издан 13 декабря. В нем указано, что размер премии, назначаемый по итогам работы руководителю подразделения не может быть более трехкратного среднего размера премий работников соответствующего подразделения за тот же период времени (а премия заместителей руководителя не может превышать среднюю по подразделению более чем в 2,7 раза).

    И. А. Горлинский напомнил о том, что ректор уже несколько раз обращался к деканам факультетов с просьбой представить предложения о критериях оплаты труда начальников управлений и проректоров. Такое же поручение сформулировано и проректорам. Кроме того, ректор предлагает начать обсуждение этого вопроса (принципов оплаты труда ректора, проректоров, деканов, заведующих кафедрами, начальников управлений и отделов) на сайте СПбГУ. Начальнику управления по связям с общественностью М. В. Максимовой дано соответствующее поручение.

    Председатель профсоюзной организации сотрудников СПбГУ Л. О. Иванов напомнил о том, что в этом году вышло несколько очень полезных приказов о минимальной заработной плате ППС, УВП и научных сотрудников. Они были хорошо восприняты универсантами. Но срок действия приказов был ограничен из-за того, что источники были разовые (возврат долгов по суду и пр.). Он спросил, будут ли эти приказы действовать в следующем году? И. А. Горлинский сообщил, что срок действия этих приказов будет продлен.

    Декан Физического факультета С. Ф. Бурейко сообщил, что образовалась «каста черной кости» — работников, которые, по его мнению, не могут получать никаких премий. Это научные сотрудники, которые работают по темплану. Для их вознаграждения надо выделять деньги из темплана, но некоторые руководители не предусмотрели средств на это, как требовалось — в размере 30 % от общего объема финансирования работ. Что же делать? Как поощрять таких работников?

    И. А. Горлинский сказал, что задающий вопрос сам ответил на него. Правила были известны с самого начала, и научный руководитель темы прекрасно понимал, на что он идет. По его мнению, надо менять такого руководителя, если тот не предусмотрел средства для поощрения подчиненных.

    О возможном использовании новых помещений Университета для организации занятий по программе подготовке офицеров запаса, физкультуре и проведения общеуниверситетских мероприятий

    И.А. Горлинский поблагодарил деканов факультетов: Математико-механического, Физического, Химического и ПМ — ПУ, которые наконец представили письменные предложения об использовании помещений бывшей Академии тыла и транспорта. Кроме того, от начальника Факультета военного обучения В. И. Короткова и проректора Н. В. Каледина поступили предложения об использовании помещений для обеспечения реализации образовательной программы военного обучения, занятия по которой в настоящее время проходят по адресу Средний пр., д. 41. Это предложение будет рассматриваться, но в рамках общей концепции: не нужно выделять специальных помещений для занятий по программе подготовке офицеров запаса, если эти помещения не отличаются от других. Речь может идти только о специализированных помещениях для нужд ФВО. Вопрос этот важен еще и потому, что СПбГУ — один из немногих вузов (если не единственный), у кого осталось право вести обучение по ВУС гуманитарного профиля. И эти действия позволят сохранить такое право за СПбГУ.

    Начальник Факультета военного обучения В. И. Коротков дополнил: согласно нормативам, ФВО должен располагаться в отдельном помещении. При этом большинство аудиторий могут быть использованы и для обучения по другим образовательным программам, но треть или половина должны быть оборудованы специальным образом, хотя и их тоже, как правило, можно использовать и для обучения студентов по другим образовательным программам.

    И. А. Горлинский напомнил: осталось еще три дня для того, чтобы деканы могли представить конкретные и содержательные предложения о возможном использовании бывших помещений ВАТТ — с привязкой к этапам освоения комплекса.

    Об оказании помощи студентам

    И.А. Горлинский напомнил о том, что на ректорском совещании 12 декабря (см. Материалы ректорского совещания от 12.12.2011, п. 9) обсуждался вопрос об оказании юридической, а если нужно и психологической помощи студентам (а также см. в Виртуальной приемной в ответе от 10.12.2011). На прошлой неделе таким студентам юридическая помощь была оказана преподавателями Юридического факультета СПбГУ.

    С. А. Белов, доцент кафедры государственного и административного права, председатель научной комиссии — заместитель декана по научной работе Юридического факультета СПбГУ, сообщил, что за прошедшую неделю за юридической помощью обратились менее десяти человек (из них — три студента Университета). Все они были задержаны за участие в несанкционированных митингах. Большинство из них обратились за помощью в Общественный совет при ГУВД, и им была оказана квалифицированная юридическая помощь . Если потребуется, то помощь будет оказываться и дальше, в том числе при рассмотрении дел в суде.

    О результатах пожарно-технической экспертизы зданий СПбГУ

    Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев сообщил о том, что с 2009 года ведется напряженная работа, направленная на улучшение пожарной безопасности в зданиях СПбГУ, с одной стороны, и выполнение требований КГИОП, с другой. В этом году было три пожарно-технических экспертизы зданий СПбГУ, одна из них закончилась на днях. Многие здания Университета исторические, построены еще в XVIII–XIX веках, и поэтому не могут отвечать некоторым современным пожарно-техническим требованиям. И есть документ, что требования КГИОП имеют приоритет перед требованиями пожарных. Кроме того, удалось некоторые требования снять как незаконные — например, требование установить ограждения на кровле или заменить напольные покрытия. В итоге последняя пожарно-техническая экспертиза закончилась положительно.

    О возможности запроса через Интернет справок об отсутствии судимости

    И. А. Горлинский сообщил, что МВД России регламентировало порядок выдачи справок о наличии / отсутствии судимости, которые с февраля 2011 года гражданам надо было получать при заключении трудовых договоров. Подписанный министром Рашидом Нургалиевым приказ прошел регистрацию в Минюсте 5 декабря и может вступить в силу до конца этого года.

    Ранее заявление для получения справки гражданин мог подать через районные, городские, областные управления и отделы полиции. Утвержденный регламент позволяет получать информацию и из единой базы — теперь запрос можно подавать как непосредственно, так и через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Также заявление можно отправить по электронной почте.

    В запросе необходимо указать общие данные (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, паспортные реквизиты, адрес), а также регионы, в которых проживал заявитель. Срок выдачи справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления, но «при необходимости» может быть продлен еще на месяц.

    Справка в двух подлинных экземплярах, в том числе запрошенная через Интернет-портал, выдается только лично заявителю или его представителю, предъявившему доверенность. Отправка документа по электронной почте или иным способом не предусматривается.

    Новый административный регламент вступит в силу через десять дней после официального опубликования, которое может состояться в ближайшие дни. В то же время на Едином портале госуслуг функция запроса справки через Интернет пока не реализована.

    В начале учебного года к ректору поступали вопросы универсантов, озабоченных необходимостью стоять в многодневных очередях за такими справками (см. Материалы ректорского совещания от 05.09.2011, п. 8; Материалы приема граждан от 16.09.2011, п. 1). И. А. Горлинский выразил надежду, что новый регламент облегчит жизнь нашим коллегам.