Материалы ректорского совещания

№ 325
от 27.11.2017

Повестка дня

    Встреча председателя Правительства РФ с ректором СПбГУ

    22 ноября состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева и ректора Санкт-Петербургского университета Н. М. Кропачева, в ходе которой обсуждались успехи и перспективы развития Университета.

    Изменения, внесенные в Устав СПбГУ

    Постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1402 внесены изменения в Устав СПбГУ, благодаря которым Университет получил новые возможности.

    • Университет получил право на осуществление просветительской, научно-исследовательской деятельности, представление обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей. Для системного обеспечения этой работы Университет обязан вести учет и хранение, обеспечение безопасности и сохранности музейных предметов и музейных коллекций.
    • Расширен функционал комиссии по этике СПбГУ: теперь комиссия может давать оценку типичным ситуациям и принимать решения общего характера по вопросам соответствия отдельных фактов и событий нравственным и культурным традициям Санкт-Петербургского университета и общепринятым моральным и этическим нормам.
    • Университет получил право на осуществление деятельности по оказанию консультационных, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, маркетинговых, юридических, психологических услуг. Расширяются возможности по оказанию платных услуг, и в первую очередь это касается сопровождения малых инновационных предприятий в рамках проекта «Бизнес-инкубатор».

    После визита в Университет в сентябре этого года министра культуры РФ В. Р. Мединского сотрудниками министерства культуры была проведена оценка музейных ресурсов СПбГУ. Согласно результатам этой оценки, Университет обладает самыми большими вузовскими музейными коллекциями. Изменения в Уставе дают возможность правильным образом организовать учет и хранение этих коллекций, а также представить университетские музейные ресурсы всем желающим. В СПбГУ создан центр оцифровки, который позволит показать музейные коллекции пользователям интернет-пространства. Кроме того, музейные коллекции Университета будут шире использоваться в образовательной и научной деятельности вуза. СПбГУ также получил возможность запрашивать финансирование по линии Минкультуры России для обеспечения музейной деятельности (ранее многие университетские музеи существовали только в виде вывески, но официально такого статуса не имели).

    Изменения, внесенные в Программу развития СПбГУ

    Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2583-р внесены изменения в Программу развития СПбГУ, изменены плановые значения одиннадцати показателей, отражающих эффективность деятельности Университета. Увеличение плановых значений в первую очередь связано с ростом уровня конкуренции, как на мировом, так и на российском пространстве. В том числе должны увеличиться:

    • доля научно-педагогических работников, имеющих ученые степени, в общей численности научно-педагогических работников с 75 % в настоящее время до 77 % к 2020 году (в руках у директоров и деканов есть инструмент для такой работы — повышение требований к кандидатам на должности научно-педагогических работников, расчет стимулирующих фондов коллективов институтов и факультетов производится на основе динамических показателей)
    • количество объектов интеллектуальной собственности, правообладателем которых является Санкт-Петербургский университет, до 401 к 2020 году, то есть на 50 %
    • количество образовательных программ, получивших международную аккредитацию, до 20 к 2020 году, то есть в 1,5 раза (эта деятельность будет включаться в трудовые договоры руководителей образовательных программ)

    Также в Программу развития СПбГУ внесены изменения в части определения объемов финансирования из средств федерального бюджета до 2019 года включительно (в том числе: в 2017 году — 846,45 млн рублей, в 2018 году — 819,72 млн рублей, в 2019 году — 801,9 млн рублей). Эти средства имеют целевой характер и будут расходоваться на развитие онлайн-образования, на оборудование Научного парка, на приобретение оборудования для успешных научных групп и др.

    Денежные средства, выделенные СПбГУ

    Начиная с 2009 года и по настоящее время СПбГУ регулярно направляет в Министерство образования и науки, Министерство экономического развития и Министерство финансов РФ в установленном порядке запросы на предоставление дополнительных средств по различным направлениям: заработная плата мониторируемых категорий работников, стипендиальные выплаты, социальное обеспечение детей-сирот, исполнение предписаний контролирующих органов (Кто и как проверяет финансово-хозяйственную работу Университета: прошлое и настоящее), содержание и обслуживание имущества (Почему до сих пор не оформлены права СПбГУ на объекты недвижимости?), капитальный ремонт общежитий (Студгородок: прошлое и настоящее) и прочих объектов и т. д. Например, только на 2017 год в ходе второго этапа бюджетных проектировок СПбГУ представил ответственным исполнителям государственных программ «Развитие образования» на период 2013–2020 годов (Министерство образования и науки РФ) и «Социальная поддержка граждан» (Министерство труда и социальной защиты РФ) обоснованных потребностей на сумму свыше 14,5 млрд рублей. Продолжающееся увеличение объемов предписаний, устранение которых невозможно в отсутствие целевого финансирования, привело к росту суммы запроса на 2018 год до 16,4 млрд рублей.

    К сожалению, направляемые с 2015 года запросы, несмотря на наличие надлежащих обоснований в виде приказов отдельных министерств, распоряжений правительства, поручений и указов президента, не поддерживаются на заседаниях специальной бюджетной комиссии. На ряд писем, направленных СПбГУ в течение последних трех лет в адрес Министерства образования и науки РФ и Правительства РФ, положительных ответов также не получено. В основном СПбГУ рекомендуется расширять привлечение внебюджетных поступлений. Поэтому работа над повышением интенсивности этой деятельности является серьезной задачей, стоящей перед коллективом Университета.

    В результате активной работы руководства Университета на период 2018–2020 годов СПбГУ было дополнительно предоставлено по 201 млн рублей ежегодно на проведение капитального ремонта зданий и сооружений. А также в 2017 году были предоставлены средства на повышение оплаты труда мониторируемых категорий работников в целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 (около 50 млн рублей).

    По количеству работников СПбГУ занимает примерно 10–15 % от численности сотрудников всех остальных вузов и научных организаций в нашем регионе, а по уровню результативности научных исследований Университет сопоставим с ними. И при этом объемы финансирования Университета в шесть раз меньше, чем у всех научно-образовательных организаций Петербурга вместе взятых.

    Финансирование строительства общежитий кампуса «Михайловская дача» и отклонение ряда других заявок СПбГУ

    В связи с потребностями в финансировании по многим ключевым направлениям деятельности СПбГУ направил в Министерство финансов РФ и Минобрнауки РФ заявки на предоставление дополнительных бюджетных средств на общую сумму 16,4 млрд рублей — на 2018 год, 19,4 млрд рублей — на 2019 год и 15,1 млрд рублей — на 2020 год. В состав запроса вошли такие приоритетные позиции, как ассигнования на заработную плату работников мониторируемых категорий в целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, на исполнение предписаний контролирующих органов, на стипендиальное обеспечение, на содержание имущества, на капитальный ремонт федерального имущества (в том числе зданий Первого кадетского корпуса) и на обеспечение детей-сирот.

    Кроме того, по итогам заседаний Межведомственной комиссии по подготовке предложений по формированию и повышению эффективности расходов инвестиционного характера за счет средств федерального бюджета от 24 и 29 мая 2017 года в состав запроса была включена потребность на корректировку проектной документации и проведение технологического и ценового аудита проекта объекта капитального строительства «Реконструкция (приспособление) комплекса дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" и строительство объектов для размещения бизнес-школы — Высшей школы менеджмента федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", расположенных по адресу: Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109» (Строительные работы: прошлое и настоящее) на сумму 187,1 млн рублей на 2018 год. Заявки на прочие потребности СПбГУ инвестиционного характера комиссией были отклонены.

    Министерством финансов РФ для проведения предварительного аудита заявок на финансирование были подготовлены особые требования, которые предусматривают первоочередное выделение бюджетных ассигнований на завершение объектов, строящихся в 2017 году. В связи с этим заявка СПбГУ была поддержана правительственной бюджетной комиссией лишь в малой части. В проект закона о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов вошли только ассигнования на строительство общежития бакалавров ДПА «Михайловская дача» в размере:

    • 482 млн рублей — на 2018 год
    • 481,1 млн рублей — на 2019 год 
    • 173 млн рублей — на 2020 год

    Учитывая отсутствие бюджетной поддержки по вышеуказанным направлениям, перед СПбГУ в настоящее время стоит задача повышения эффективности расходования внебюджетных ресурсов и максимально возможного увеличения поступлений от приносящей доход деятельности посредством интенсификации привлечения грантовых средств и экспертной деятельности, разработки востребованных инновационных образовательных программ и т. д.

    Открыта междисциплинарная образовательная программа в области наноматериалов

    Вопросы создания междисциплинарных образовательных программ обсуждались на примере магистерской образовательной программы «Фундаментальные и прикладные аспекты наноматериалов и нанотехнологий». Для ее создания и реализации привлечены ведущие ученые СПбГУ из разных областей науки, связанных с изучением наноматериалов и технологий: химии, физики, механики, лазерной химии и материаловедения, а также экономисты, менеджеры, юристы. При ее разработке были определены области профессиональной деятельности выпускников, учтены шесть профессиональных стандартов. Активное участие в создании этой междисциплинарной программы принимают представители работодателей (ГОИ имени С. И. Вавилова, НИЦ «Курчатовский институт» — Петербургский институт ядерной физики имени Б. П. Константинова, Институт экспериментальной медицины, Институт химии силикатов РАН).

    Новая программа нацелена на подготовку специалистов, не только имеющих глубокие фундаментальные знания, но и способных к маркетинговым исследованиям, анализу и разработке технологий получения и производства функциональных композитных наноматериалов, углеродных нанобиоматериалов и продукции на их основе, а также владеющих навыками проектной деятельности. Всё это позволит в будущем выпускникам программы применять полученные знания в разнообразных инновационных областях экономики: от медицины и химической промышленности до робототехники и электроники, а также в научных институтах и центрах. Объявлен набор на эту программу в 2018/19 учебном году.

    Конкурс на подготовку онлайн-курсов

    Уже открыты 31 онлайн-курс СПбГУ на платформе «Открытое образование» и 26 онлайн-курсов СПбГУ на платформе Coursera. На них обучается более 200 тысяч человек. А, например, «Китайский язык для начинающих» входит в число самых популярных русскоязычных курсов в мире. На основе опыта подготовки онлайн-курсов в Университете выработан общий алгоритм, который используется для помощи новым разработчикам. К концу года будет доступно более 75 онлайн-курсов СПбГУ. В ближайшее время в Университете будет объявлен конкурс среди научно-педагогических работников на подготовку новых онлайн-курсов. Запланирована процедура приема заявок и оценки их экспертами.

    Защита интеллектуальной собственности

    В адрес ректора СПбГУ поступило обращение преподавателя о защите его авторских прав на идею, название и содержание проекта одной из государственных программ. В результате проверки выяснилось, что в свое время преподавателем не была проведена предварительная работа по уведомлению соответствующих служб Университета о проводимой работе и ожидаемых результатах ее исполнения, что привело к невозможности со стороны Университета принять участие в решении проблем, указанных в обращении. Для получения поддержки Университета в проявленной работником инициативе по созданию результатов интеллектуальной деятельности он должен был сообщить руководству Университета об имеющейся у него идее и планируемом создании охраноспособных результатов до начала работы над проектом. Несвоевременное же уведомление Университета в данном случае (с учетом, в том числе, специфики разработки и утверждения государственных программ) привело к невозможности со стороны Университета оказать какое-либо содействие преподавателю по защите его авторских прав, а также к отсутствию возможности преподавателя подтвердить свое авторство на созданный объект.

    В среднем приходит одно-два подобных обращения каждый месяц. На совещании обсуждалась необходимость организации работы по созданию удобного и эффективного инструмента защиты авторских прав универсантов. Директорам и деканам поручено представить свои предложения до 26.12.17.