Материалы ректорского совещания

№ 295
от 03.04.2017

Повестка совещания

    Распространение информации о ВКР выпускников

    Проанализированы предложения директоров институтов и деканов факультетов по вопросу о способах распространения информации о ВКР выпускников Университета. Многие считают, поскольку репозиторий СПбГУ — это научный ресурс, то его недостаточно. Поэтому предлагают:

    • размещать информацию о ВКР на портале СПбГУ: ФИО выпускника, название ВКР, рецензии на нее с указанием ФИО, ученой степени и ученого звания рецензентов, заключения ГЭК (Л. А. Вербицкая, А. Х. Даудов, Л. А. Петросян, А. В. Шаболтас, П. К. Яблонский)
    • в разделе с информацией для работодателей на главной странице портала СПбГУ размещать сведения о ВКР с возможностью ознакомления с текстами работ, например, через ссылку на репозиторий (К. В. Чистяков)
    • использовать страницы соответствующих учебно-научных подразделений на портале СПбГУ со ссылкой на репозиторий (Н. Г. Скворцов, К. В. Чистяков, П. К. Яблонский)
    • по итогам защит ВКР можно оповещать широкую общественность о темах и содержании работ через пресс-службу и официальный сайт СПбГУ (И. Н. Новикова)
    • организовать так называемые «открытые защиты» в целях наилучшего их освещения в СМИ и привлечения заинтересованных лиц и внутриуниверситетских экспозиций лучших ВКР выпускников (И. Г. Уралов)
    • создавать видеоролики из фрагментов записей лучших работ выпускников, размещать их на сайте СПбГУ (П. К. Яблонский)
    • направлять сведения о ВКР на интернет-ресурсы профессиональных сообществ (И. А. Балова, П. К. Яблонский)
    • основные инструменты распространения информации о ВКР выпускников — это публикация научных статей и монографий, подготовленных на основе ВКР, и выступление с соответствующими докладами на научных конференциях (А. А. Родионов)

    О классификаторе видов контактной учебной работы

    Проанализированы предложения директоров и деканов по совершенствованию классификатора видов контактной учебной работы для формирования реестра педагогических заданий научно-педагогическим работникам СПбГУ и для дальнейшего использования в информационных системах СПбГУ. Отмечалось, что в этот классификатор внесены те виды работ, объемы которых исчисляемы и их выполнение можно проверить (например, либо через электронное расписание, либо через работу в системе Blackboard). Если удастся перевести иные виды учебной работы от среднего норматива к индивидуальному учету, то их тоже можно будет внести в классификатор. В Университете реализуется политика индивидуализации трудовых договоров, и возвращения к практике «усреднения», которая бытовала в прежние времена, не будет. (подробнее Материалы ректорского совещания от 30.01.2017, п.3, Материалы ректорского совещания от 14.08.2017, п.1)

    Открытость деятельности учебно-методических комиссий

    В учебно-методических комиссиях рассматриваются вопросы, касающиеся как обучающихся, так и преподавателей. Например, УМК дают экспертные заключения: об индивидуальных планах, о возможности изменении профиля обучения, о перезачете дисциплин, о темах ВКР. Есть поводы для обращений в УМК и у научно-педагогических работников Университета: как изменить учебные планы, каким должно быть содержание практики и др. В Университете работают учебно-методические комиссии, которые четко фиксируют обращения, рассматривают их на заседаниях и направляют ответы обратившимся универсантам. Но есть и другие комиссии, которые не всегда фиксируют обращения и не всегда дают ответы на них.

    Для удобства обращений обучающихся и работников Университета в учебно-методические комиссии, а также для гарантированного получения ответов на них предложено использовать Виртуальную приемную. Там могут быть открыты страницы председателей УМК. Их ответы в Виртуальной приемной смогут использовать в своей работе все преподаватели и студенты. Директорам и деканам поручено направлять проректору по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой предложения о возможности использования этого ресурса.

    Меры по увеличению числа заявок

    На совещании обсуждались предложения директоров и деканов, Совета молодых ученых СПбГУ об увеличении активности студентов, аспирантов и молодых ученых в конкурсах на различные гранты, стипендии и премии. Многолетний опыт участия в различных конкурсах показывает достаточно высокий уровень конкурентоспособности университетской молодежи. Однако главной проблемой является низкая активность. Зачастую сильные потенциальные претенденты на гранты и стипендии так и остаются потенциальными. Причины такой низкой активности могут быть и в недостаточном распространении информации о проводимых конкурсах, и в отсутствии достаточных стимулов у обучающихся и их руководителей.

    См. Список основных конкурсов и грантов для молодых ученых

    Среди обсуждавшихся предложений — способ направления информации о конкурсах. Участники совещания говорили об отсутствии культуры пользования корпоративной электронной почтой и о постоянно возникающих просьбах: использовать для рассылки информации иные адреса электронной почты, находящиеся на известных публичных серверах. Вместе с тем с 2016 года вся служебная переписка, в том числе и рассылка информации по электронной почте, осуществляется только по университетским адресам. Каждый сотрудник и обучающийся в обязательном порядке получает корпоративный адрес электронной почты и именно на этот адрес и осуществляется рассылка, которая не генерирует оплачиваемый трафик. Этот принцип будет применяться и далее!

    Еще одно странно прозвучавшее предложение — предварительная фильтрация информации для того чтобы «гуманитариев не загружать информацией для естественников и наоборот». И это в условиях стремительной конвергенции наук, междисциплинарных подходов и конкурсов! Такие ограничения (а это именно ограничения!), наоборот, приведут к снижению активности! Руководители коллективов должны вести активную работу по привлечению внимания именно к междисциплинарным исследованиям и снятию такого рода барьеров. Каждый студент и ученый в направляемой ему информации может «разглядеть» свою роль и реализовать свои возможности.

    Обсуждались на совещании и предложения о том, чтобы требования — участвовать в конкурсах и привлекать к участию студентов — были зафиксированы в трудовых договорах научно-педагогических работников и учитывались при назначении стимулирующих выплат.

    По итогам анализа предложений даны поручения должностным лицам СПбГУ:

    • В. В. Еремееву: при оценке эффективности работы директоров и деканов учитывать процент работников возглавляемого ими коллектива, соответствующих требованиям, предъявляемым к участникам конкурсов РНФ и открытых конкурсов СПбГУ
    • С. В. Аплонову: организовать персональное информирование обучающихся и молодых ученых СПбГУ об объявленных конкурсах путем отправки сообщений на корпоративные адреса электронной почты
    • консультантам проректора по научной работе: регулярно анализировать результаты прошедших конкурсов на предмет числа поданных кандидатами от СПбГУ заявок, числа выигранных грантов (в сравнении с другими вузами)

    Научные конкурсы в 2017 году

    В Виртуальную приемную поступают вопросы: будут ли в текущем году объявлены новые конкурсы по Мероприятиям 1 и 2? Анализ выполнения НИР по Мероприятию 1 (выполнение НИР по приоритетным направлениям и междисциплинарной тематике) и Мероприятию 2 (выполнение фундаментальных НИР по областям знаний) показывает, что часть исследовательских коллективов добилась качественных результатов. Это позволило им привлечь внешнее финансирование и выйти на устойчивое обеспечение работы исследовательских групп. В этом и была главная цель этих Мероприятий в прошлые годы. Вместе с тем такой формат конкурсов не является абсолютно эффективным: имеются случаи невыполнения обязательств, в том числе по количеству публикаций. Одной из возможных причин такого положения дел стала невозможность отчитываться одними и теми же статьями по разным грантам. Стоит отметить, что финансирование из собственных средств СПбГУ — далеко не единственный источник обеспечения научно-исследовательских работ. Нужно привлекать новые гранты, чтобы как можно большее число научно-педагогических работников включалось в активную научную работу.

    В 2017 году планируется объявить конкурсы:

    • на финансирование НИР по приоритетным направлениям Программы развития СПбГУ с обязательным софинансированием со стороны организаций — потенциальных «потребителей» результатов таких НИР
    • на создание новых лабораторий в области трансляционных наук

    Все конкурсы СПбГУ традиционно будут открытыми, в них смогут участвовать, как универсанты, так и ученые других университетов и научных центров, российских и зарубежных.

    Участие общественности в приемке работ

    С октября 2016 года научно-педагогические работники и студенты в обязательном порядке включаются в состав комиссий по приемке работ по договорам с внешними подрядчиками, заключенным по результатам конкурсных процедур и затрагивающим интересы работников или обучающихся СПбГУ, на суммы свыше 1 млн рублей. За прошедшие шесть месяцев было заключено десять таких договоров, по девяти из них изданы приказы о приемке, по четырем договорам — в приемке работ участвовали научно-педагогические работники и обучающиеся. Еще 57 комиссий было создано по договорам на суммы менее 1 млн рублей — и в них к приемке работ тоже привлекаются научно-педагогические работники и обучающиеся.

    См. Материалы ректорского совещания от 26.09.2016

    Для обеспечения еще большей открытости финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ в адрес профкома сотрудников и Студсовета СПбГУ направляются письма с приглашениями. Из профкома приходят ответы, и там назначают представителей, а из студсовета пока ответов не поступает (даже для приемки работ по ремонту общежития). Но и представители профкома часто тоже фактически не участвуют в приемке. В некоторых случаях, несмотря на не участие в работе комиссии, для представителей профкома и студсовета организуют выезды на объекты.

    В соответствии с поручением ректора готовится приказ — теперь научно-педагогические работники и обучающиеся смогут принять участие в комиссиях по приемке работ и по договорам на суммы до 400 тысяч рублей.

    Совершенствование работы коллектива Научного парка СПбГУ

    Продолжается работа по совершенствованию и повышению эффективности работы коллектива Научного парка СПбГУ. В плановом порядке раз в год проводится организационный и экономический аудит деятельности Научного парка (в том числе анализ востребованности высокотехнологичного оборудования, его загруженности и создания условий для его максимально полного использования). Анализируется, в том числе, количество договоров, количество публикаций и заявок на гранты с использованием оборудования Научного парка. Изучаются возможности удаленного использования оборудования и уровень квалификации персонала.

    Происходит также анализ отзывов пользователей. К сожалению, 95 % из них пока носят формальный характер. А на основе анализа отзывов можно было бы увидеть проблемы, отклонения от заданной процедуры. Но для этого необходимо формирование культуры работы ученых. Директорам и деканам необходимо привлекать внимание научно-педагогических работников к этому вопросу и сообщить членам коллективов институтов и факультетов о необходимости оставлять содержательные отзывы.

    На основании проведенного анализа принимаются решения о совершенствовании организации работы и коллектива, и оборудования. Например, ранее разрозненное (находящееся в различных ресурсных центрах) оборудование объединяется, поскольку анализ показывает, что в одном из РЦ его загрузка в 10–15 раз ниже, чем в другом (как это, например, было в случае с РЦ «Методы анализа состава вещества» и РЦ «Обсерватория экологической безопасности»). Иногда вследствие недостаточной квалификации сотрудников РЦ оборудование подолгу простаивает, ожидая ввода в эксплуатацию или требуя ремонта после поломок. Каждый такой случай тщательно анализируется.

    Защита интеллектуальной собственности СПбГУ

    Университет сотрудничает с множеством организаций. В некоторых случаях это сотрудничество организовано на взаимовыгодной основе (есть договор, защищены права СПбГУ и сотрудников Университета, определены сроки, понятен результат и то, как он делится между участниками совместной работы). В других же случаях только считается, что «Университет сотрудничает». А в действительности сотрудники Университета «просто» принимают участие в деятельности сторонних организаций (например, сотрудник СПбГУ поехал в другой вуз, принял участие в совещании — и решил вопрос, в котором была заинтересована та организация). К сожалению, в большинстве случаев наши сотрудники думают, что делают это «для Университета», для «создания его имиджа». Но вот представители сторонних организаций вовсе не заблуждаются! Им такое сотрудничество выгодно — ведь со стороны той организации нет обязательств, нет оплаты, не надо делиться правами на результаты деятельности. Университет же фактически несет расходы (командировочные, работа оборудования, оплата рабочего времени, информационные ресурсы...) в интересах сторонних организаций.

    С другой стороны, нет ни одного примера, когда сотрудник иностранного (а во многих случаях — и российского) университета, приехавший работать в СПбГУ на время (психолог, экономист, химик...), не оговаривал бы, прежде всего, права своего университета. Причем очень часто сами они не берут на себя ответственность за ведение переговоров, поскольку правилами их работодателя установлено, что такие переговоры должны вести административные работники. А в СПбГУ от сотрудника иногда звучит утверждение: «Мы работаем на имидж Университета». Такое утверждение верно лишь отчасти. И следует определить, положительный это имидж или отрицательный, если мы раздаем свои ресурсы бесплатно? Или это просто «социальная помощь» тем, кто пользуется нашими ресурсами? Сотрудничество СПбГУ с другими организациями должно быть организовано на взаимовыгодной основе (с учетом защиты прав Университета и сотрудников Университета).

    Взаимодействие с коллегами

    В связи с созданием нового факультета иностранных языков на ректорском совещании обсуждался вопрос о целесообразности введения представителей Факультета иностранных языков в состав учебно-методических и научных комиссий, ученых советов других факультетов. Практически все директора и деканы считают необходимым реализовать это предложение. И. о. екана Юридического факультета и первый заместитель декана Восточного факультета поддержали предложение о включении представителей нового факультета в состав учебно-методической и научной комиссий факультетов, но не увидели целесообразности в участии представителей Факультета иностранных языков в работе ученых советов своих факультетов. По результатам обсуждения было принято решение: включать представителей Факультета иностранных языков в состав и комиссий, и ученых советов других факультетов и институтов (Материалы ректорского совещания от 02.10.2017, п. 3).