Материалы ректорского совещания

№235
от 18.01.2016

Повестка совещания

    Кадровые решения

    • заместителем ректора по безопасности назначен А. И. Вершицкий
    • исполняющим обязанности декана Биологического факультета (на период до проведения выборов декана в установленном порядке) назначен академик РАН, директор Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии, профессор кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ И. А. Тихонович
    • директором исследовательского центра энергетического права назначена доктор юридических наук В. В. Романова

    О конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников

    На десяти заседаниях ученых советов институтов и факультетов за месяц прошли 25 конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников (на 18 должностей доцента, четыре — ассистента, два — старшего преподавателя и один — старшего научного сотрудника), и только 1 конкурс был на альтернативной основе. Все рекомендации кадровых квалификационных комиссий поддержаны решениями ученых советов. Первый проректор И. А. Дементьев поручил директорам и деканам обсуждать на заседаниях ученых советов институтов и факультетов кандидатуры претендентов на должности научно-педагогических работников так же подробно, как это происходило на заседании Ученого совета СПбГУ 21 декабря (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 21.12.2015, раздел «Выборы»).

    См. также: Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9).

    О возможностях ученых, не являющихся сотрудниками СПбГУ, подавать заявки на научные гранты с целью их выполнения в Университете

    В Виртуальную приемную поступают вопросы о том, может ли ученый, не являясь сотрудником Университета, подавать заявки в научные фонды на гранты, которые будут реализованы в СПбГУ. Обратившийся с вопросом в Виртуальную приемную сообщил, что он готов обеспечить поступление в Университет благотворительного взноса, средства которого можно будет использовать для формирования должности научного сотрудника, позволяющей подавать заявки на гранты научных фондов в качестве представителя СПбГУ. Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев объяснил, что подать заявку на грант через Университет может любое лицо, для этого не обязательно состоять в трудовых отношениях с СПбГУ. При формировании таких заявок следует учитывать, что в СПбГУ проводится предварительная оценка их соответствия приоритетным направлениям развития Университета и наличия в СПбГУ ресурсов (оборудования, помещений, вспомогательного персонала), необходимых для выполнения этой работы. В случае если такая заявка будет поддержана грантодателем, с научно-педагогическим работником в Университете заключается договор на выполнение работ в рамках гранта.

    Обсуждение предложений профессора А. В. Майорова о мерах повышения эффективности НИР и международных рейтингов

    В ноябре 2015 года на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» были опубликованы предложения профессора А. В. Майорова о мерах по повышению эффективности научно-исследовательской работы и продвижению СПбГУ в международных рейтингах (см. Материалы ректорского совещания от 16.11.2015, п. 8; от 30.11.2015, п. 4). Участниками дискуссии высказан ряд предложений. Была подтверждена необходимость повышения квалификационных требований при выборах на должности профессоров и заведующих кафедрами. Предложено исключить из практики назначение стимулирующих выплат за достижения, не относящиеся к выполнению показателей Программы развития СПбГУ. Высказана идея включать в трудовые договоры с деканами и директорами требования исполнения показателей Программы развития СПбГУ.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 08.02.2016; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1–2, 10–11); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 15); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 1–4); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 4); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 7–8).

    Подводя итоги обсуждения, первый проректор И. А. Дементьев поручил директорам и деканам представить конкретные предложения по изменению действующих критериев распределения стимулирующих выплат, осуществляемых за счет средств, передаваемых в распоряжение директоров и деканов, ориентированные на выполнение научно-педагогическими работниками показателей Программы развития СПбГУ. А также предложения по повышению квалификационных требований при назначении на должности профессоров, заведующих кафедрами и деканов факультетов.

    О планировании контрольных цифр приема на 2017/2018 учебный год

    23 декабря 2015 года состоялось заседание коллегии Министерства образования и науки РФ, посвященное утверждению значений контрольных цифр приема (КЦП) на 2017/2018 учебный год. Общее количество мест для приема на программы бакалавриата и специалитета планируется сократить в 2017 году на 7,7 % (31 тыс. мест); на программы магистратуры — на 20,6 % (53,5 тыс. мест, в основном очно-заочной формы обучения); на программы аспирантуры — на 16,3 % (6,7 тыс. мест).

    В процессе распределения КЦП должна серьезно усилиться конкуренция между вузами. С 2013 года проводится ежегодный конкурс, по итогам которого осуществляется распределение мест для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Распределение мест происходит в зависимости от значений 14 показателей потенциала образовательных организаций по соответствующей специальности или направлению подготовки (или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки), рассчитываемых в соответствии с методикой проведения конкурсного отбора и критериями принятия решения о распределении КЦП:

    • средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета
    • доля контингента обучающихся из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в общей численности обучающихся
    • структура контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по областям образования
    • трудоустройство выпускников образовательной организации за календарный год, следующий за годом выпуска и предшествующий году, в котором проводится конкурс
    • объем доходов образовательной организации от использования результатов интеллектуальной деятельности в расчете на 100 научно-педагогических работников
    • количество публикаций в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 научно-педагогических работников
    • количество цитирований статей по соответствующей области науки, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых РИНЦ, в расчете на 100 научно-педагогических работников
    • среднее количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к численности выпускников аспирантуры за два года, предшествующих году, в котором проводится конкурс
    • доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника
    • доходы образовательной организации от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного научно-педагогического работника
    • внутренние затраты образовательной организации на научные исследования и разработки по соответствующим областям наук, в том числе фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, экспериментальные разработки, в расчете на одного научно-педагогического работника
    • отношение средней заработной платы научно-педагогических работников в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта РФ
    • возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям и направлениям подготовки
    • наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема

    Показатели деятельности вузов (за исключением указанных особо случаев) берутся за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс. Распределение КЦП в ходе конкурса на 2017/18 учебный год будет происходить в зависимости от значений показателей вузов по итогам 2015 года.

    При приеме 2017 года на очную форму обучения планируются следующие изменения КЦП по Российской Федерации в целом.

    Программы бакалавриата и специалитета
    • По укрупненной группе «Математические и естественные науки» количество мест для обучения в бакалавриате незначительно возрастет (на 1,5 % или 441 место), как ожидается, за счет группы направлений «Математика и механика», что связано с реализацией Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В то же время количество мест на программы специалитета уменьшится на 4,9 % (93 места).
    • В укрупненной группе «Инженерное дело, технологии и технические науки» (к ней относятся реализуемые в СПбГУ образовательные программы по группам направлений «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия») произойдет сокращение КЦП на 3 %.
    • Количество мест на специальностях, связанных с медициной, а также с гуманитарными науками, практически не изменится.
    • Радикально будет сокращен прием на группу общественных наук (по всем уровням образования). В бакалавриате количество мест уменьшится на 30,4 % (10815 мест), в специалитете на 20,8 % (560 мест). Главным образом, сокращение будет происходить за счет укрупненных групп «Экономика и управление» и «Юриспруденция».
    • По направлениям, связанным с искусством и культурой, КЦП также будут сокращены, но не столь существенно — на 10,9 % (756 мест) в бакалавриате и на 6 % (181 место) в специалитете.
    • По двум укрупненным группам произойдёт увеличение КЦП («Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» и «Образование и педагогические науки»), но они не представлены в портфеле образовательных программ бакалавриата и специалитета СПбГУ.
    Программы магистратуры
    • Количество мест по математическим, естественным и гуманитарным наукам не изменится. Незначительно увеличится прием по укрупненной группе «Инженерное дело, технологии и технические науки» (0,5 % или 488 мест).
    • Основные сокращения произойдут в укрупненной группе «Науки об обществе», где КЦП будут уменьшены на 23,8 % (6537 мест). Это означает, во-первых, что количество бюджетных мест для приема в магистратуру СПбГУ в 2017 г. будет, скорее всего, сокращено, а во-вторых, что эти места будут распределены между наиболее востребованными при приеме 2015 и 2016 гг. программами магистратуры.
    • Произойдет сокращение мест в укрупненной группе «Искусство и культура» — на 8,6 % (231 место).
    • Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
      • Сокращение коснется всех укрупненных групп. В наименьшей степени будут сокращены места по укрупненной группе «Математические и естественные науки» — на 0,8 % (34 места).
      • По трем укрупненным группам сокращение составит 9–11 %. Это «Инженерное дело, технологии и технические науки» (10,1 % или 569 мест), «Здравоохранение и медицинские науки» (9,1 % или 140 мест), «Искусство и культура» (10,6 % или 24 места).
      • Существенно сокращены будут места по укрупненным группам «Гуманитарные науки» (22,9 % или 344 места) и «Образование и педагогические науки» (33,1 % или 194 места).
      • Прием в аспирантуру по общественным наукам уменьшится почти вдвое — на 1340 мест (46,4 %).

    См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 1); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 1); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 9–11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 11–14).

    Количество мест в ординатуре будет существенно увеличено — на 24 % (1952 места).

    Доля количества обучающихся, принятых на обучение по программам подготовки разных уровней (бакалавриат и специалитет, магистратура, аспирантура), в общей численности обучающихся, принятых по программам высшего образования, является одним из существенных показателей Программы развития СПбГУ до 2020 года. В сложившихся условиях соотношение КЦП по отдельным направлениям подготовки и специальностям в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, а также между укрупненными группами может быть скорректировано в процессе подготовки заявки СПбГУ для участия в конкурсе по распределению контрольных цифр приема на основании анализа данных о приеме 2013–2015 годов.

    Об олимпиадах СПбГУ

    В средствах массовой информации появляются статьи, в которых описаны случаи недобросовестного проведения олимпиад школьников отдельными вузами-организаторами. В Университет обращаются участники Олимпиады школьников СПбГУ с вопросами о качестве заданий, предлагаемых лицам, участвующим в олимпиаде. Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк отметила, что не во всех случаях коллективы научно-педагогических работников ответственно относятся к подготовке олимпиадных заданий, что в конечном счете приводит к понижению уровня Олимпиады школьников СПбГУ по соответствующему предмету (комплексу предметов) по результатам оценки методических материалов экспертами Российского совета олимпиад школьников.

    Вместе с тем оргкомитет Олимпиады школьников СПбГУ принимает меры для повышения объективности в проверке заданий, повышения качества методического обеспечения Олимпиады школьников СПбГУ.

    • При проведении Олимпиады школьников СПбГУ все задания проверяются только в обезличенном виде, что обеспечивается за счет шифрования работ, выполненных участниками олимпиады (члены жюри не знают, работу какого участника они проверяют).
    • В случае установления низкого качества методического обеспечения Олимпиады школьников СПбГУ по конкретному предмету (комплексу предметов) оргкомитет принимает решение о смене всего состава методической комиссии по данному предмету (комплексу предметов). Например, в прошлом году оргкомитет принял решение о смене состава методической комиссии по комплексу предметов «Социология», и в итоге уровень этой олимпиады по результатам экспертизы РСОШ повысился с III до II.
    • Оргкомитет принимает решения о проведении Олимпиады школьников СПбГУ по новым предметам (комплексам предметов). В 2015/2016 учебном году впервые началось проведение Олимпиады школьников СПбГУ по комплексу предметов «Инженерные системы».
    • Оргкомитет всё в большей степени ориентирует олимпиадные задания на привлечение учащихся младших классов (начиная с пятого).
    • Оргкомитет устанавливает весьма высокие требования при определении победителей и призеров Олимпиады школьников СПбГУ. Поэтому количество победителей и призеров Олимпиады школьников СПбГУ (в процентах от числа участников) значительно ниже, чем в других вузах.

    Следует также обратить внимание на взаимодействие с юридическими лицами, которые выступают в качестве партнеров Университета по профориентационной работе (организации олимпиад и конкурсов, учебных семинаров для старшеклассников и учителей, лагерей для школьников и т. п.), в особенности когда такие организации учреждены действующими сотрудниками Университета. Отсутствие закрепленного распределения обязанностей и ответственности между СПбГУ и таким партнером чаще всего приводит к расходованию средств и ресурсов Университета, использованию имени СПбГУ и его товарного знака, тогда как для СПбГУ результаты выгодны далеко не всегда.

    В частности, анализ совместной деятельности СПбГУ и Международного благотворительного фонда поддержки математики им. Леонарда Эйлера (Фонда Эйлера) выявил, что фондом (!) в СПбГУ и под эгидой СПбГУ проводились летние полевые лагеря для школьников, конкурсы для школьников, учебные семинары для учителей и старшеклассников и ряд иных мероприятий. В ряде случаев фонд расходовал на мероприятия меньше средств, чем СПбГУ, а анализ результативности проведенных «совместных» мероприятий показал, что их участники не стремятся поступить в СПбГУ на образовательные программы в области математики. Выяснилось, что отношения между СПбГУ и Фондом Эйлера никак не оформлены — единственный договор об организации учебно-научного семинара для учителей математики Ленинградской области и старшеклассников был подписан в 2013 году со стороны Фонда Эйлера (президентом Фонда Эйлера профессором СПбГУ С. В. Востоковым) и со стороны СПбГУ (проректором В. В. Еремеевым), а вот третья сторона договора — правительство Ленинградской области — так договор и не подписала, что сейчас является основанием для выхода из договора и Университета (соответствующее уведомление уже направлено руководству Фонда Эйлера). Дальнейшее взаимодействие с Фондом Эйлера возможно, но при условии заключения конкретных соглашений и договоров по каждой инициативе, причем задача фонда должна состоять в привлечении финансирования для мероприятий Университета, а не в использовании ресурса Университета для проведения собственных мероприятий.

    Об обращении к губернатору Санкт-Петербурга

    Летом и осенью родители гимназистов, обучающихся в СПбГУ по программам среднего общего образования, не раз обращались к руководству Университета с вопросами о компенсации платы, вносимой ими за оказание Университетом услуг по организации питания и содержания школьников (см. Материалы с приема граждан 04.08.2015). Такую компенсацию получают родители детей, обучающихся в школах Петербурга, подведомственных комитету по образованию администрации Санкт-Петербурга (а СПбГУ — вуз федерального подчинения). На запросы, направленные руководством Университета в Минобрнауки РФ, в комитет по образованию и в комитет по социальной политике администрации Санкт-Петербурга, были получены ответы, которые не привели к решению проблемы.

    23 декабря 2015 года состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования. По итогам заседания Президентом РФ были даны поручения в адрес министра образования и науки, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В том числе было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России «обеспечить предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации единых социальных гарантий учащимся образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, вне зависимости от формы собственности таких организаций» (п. 3 в). Губернатору Санкт-Петербурга направлено обращение с дополнительными аргументами о необходимости поддержки (из средств городского бюджета) родителей лиц, обучающихся в СПбГУ по программам среднего общего образования (см. также: Материалы ректорского совещания от 09.03.2016, п. 2).

    О системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    Издан приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2015 № 1536 «Об определении ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» оператором единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения». Теперь единая государственная информационная система учета (ЕГИСУ) будет источником информации по всем научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам (НИР и НИОКР) в вузах РФ, а Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС) будет единственным оператором этой системы. В рамках выполнения этого приказа в Университете разрабатываются соответствующие локальные акты, которые отрегулируют отношения грантодержателей с ЦИТиС, в них будут определены сроки и порядок регистрации и учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов.

    О некоторых результатах проверки Счетной палатой финансирования вузов, участвующих в программе «5 — 100»

    Опубликованы результаты проверки Счетной палатой финансирования деятельности вузов, участвующих в программе «5 — 100». Эффективность расходования государственных средств оценивалась через достижение поставленных задач. Несмотря на существенную поддержку, ни один из вузов, получивших субсидию в 2013–2015 годах, не занял места в первой сотне ведущих мировых университетов (см. Вузы из программы «5 — 100» не вошли в первую сотню мировых рейтингов (РИА, 13 января 2016); Счетная палата не оценила рейтинги вузов (Коммерсант, 14 января 2016); «Единая Россия» проконтролирует ситуацию с реализацией проекта «5 — 100» (партия «Единая Россия», 5 декабря 2014); Счетная палата раскритиковала реализацию программы «5 — 100» (Русский мир, 13 января 2016). По аналогии с анализом Счетной палаты (с учетом того, что СПбГУ не участвует в этой программе) проведена внутренняя проверка и оценка хода реализации Программы развития СПбГУ по аналогичным критериям. Одна из задач, поставленных в Программе развития СПбГУ, — занять конкретные позиции по некоторым областям знаний в конкретных мировых рейтингах. В связи с этим показатели Программы развития будут пересматриваться, будет повышаться требовательность к расходованию государственных средств, изучаться структура расходов СПбГУ.

    См. также: «Нас ждут первые строчки мировых рейтингов», Невское время, 27 февраля 2014, ответ 3); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность – сейчас наши основные приоритеты», Эксперт Северо-Запад, №16, 14 апреля 2014, ответ 4); Повышение профессиональных компетенций, Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); Н. Кропачев, СПбГУ: Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета, РБК, 25.03.2015, ответ 7); «Университету кризис не страшен», Невское время, 26.06.2015, ответ 3 и 7).

    Основная статья расходования предоставляемых субсидий вузами, участвующими в программе «5 — 100», — заработная плата, на которую вузы потратили почти 60 % полученных средств (СПбГУ расходует средства на закупку оборудования, ремонт, повышение квалификации научно-педагогических работников, поддержку программы постдоков). Счетная палата настаивает на включении в критерии программы «5 — 100» новых показателей, отражающих эффективность вложенных средств: количества отечественных научных исследований и разработок, результатов интеллектуальной деятельности, патентов. Эти показатели есть и в нашей Программе развития, и требуется их выполнение. Эффективность использования финансовых ресурсов, предоставляемых Университету, будет оцениваться так же строго, как и у других вузов. Руководством Университета проводится анализ ситуации в СПбГУ в конкретных областях науки (в том числе рассматриваются кадровые вопросы, расходование стимулирующих фондов, использование средств Программы развития).