Материалы ректорского совещания

№ 119
от 19.08.2013

Повестка совещания

    О постановлениях Правительства РФ

    Как сообщил исполняющий обязанности ректора СПбГУ Илья Александрович Дементьев, в соответствии с постановлениями «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» и «Об утверждении перечня организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации» постановка задач перед Университетом осуществляется Правительством РФ. В части наименования должностей работа по приведению их в соответствие с утвержденной номенклатурой в штатном расписании СПбГУ будет проделана в ближайшее время.

    Взаимодействие с Правительством Санкт-Петербурга о выделении объектов, необходимых для обеспечения деятельности СПбГУ

    Санкт-Петербург планирует развивать инфраструктуру в Петродворцовом районе. Также Университет взаимодействует с Правительством Санкт-Петербурга в целях получения объектов в черте города (в частности, для размещения общежитий). И. о. ректора И. А. Дементьев напомнил деканам, что было поручение о подготовке предложений о том, какие объекты городской инфраструктуры целесообразно получить в непосредственной близости от зданий Университета.

    См. также: Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 7); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 11); Честность и открытость, (ответ 10).

    Приказ о выделении средств для премирования научно-педагогических работников

    И. о. ректора И. А. Дементьев сообщил о том, что проект соответствующего приказа подготовлен и будет направлен деканам для определения объемов стимулирования сотрудников по итогам 2012–2013 учебного года. И. А. Дементьев также указал на необходимость строго следовать принципам стимулирования, разработанным в каждом из направлений. (подробнее Материалы ректорского совещания от 14.08.2017, п.1)

    См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты», Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2, 3, 6); Он был первым (ответ 13); Правила жизни Университета (ответы 4–5).

    Приказ об утверждении Порядка признания СПбГУ ученых степеней и ученых званий

    Первый проректор СПбГУ Игорь Алексеевич Горлинский обратил внимание деканов на факт утверждения порядка признания собственных степеней и ученых званий (см. Приказ № 2981/1 от 19.08.2013 «Об утверждении Порядка признания Санкт-Петербургским университетом ученых степеней и ученых званий»).

    Позиции Университета в международных рейтингах

    И. А. Горлинский отметил, что на сайте Шанхайского академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities) опубликован рейтинг вузов 2013 года. Только два  вуза РФ традиционно представлены в этом рейтинге: СПбГУ и МГУ.

    В 2013 году СПбГУ занимает позицию в интервале 301–400, что существенно превосходит результаты прошлого периода (401–500 в 2012 году). Важно, что по количеству статей в журналах Nature и Science СПбГУ значительно продвинулся (6,8 баллов по сравнению с 4,5 в прошлом году).

    См. также: Материалы ректорского совещания от 10.11.2014, п. 4; Честность и открытость (ответы 1–5); Из России с дипломом (ответ 2); Правила жизни Университета (ответы 1 и 18); Университету кризис не страшен (ответы 1 и 6).

    СПбГУ по-прежнему в числе топ-200 вузов в предметном рейтинге (математика). Более того, по количеству статей по математике, индексируемых в SCIE (Science Citation Index-Expanded), показатели университета стали лучше по сравнению с прошлым годом: 45,5 против 42,6 в 2012 году. Также увеличилось количество статей в топ-20 журналов по математике.


    Шанхайский рейтинг вузов впервые опубликован в 2003 году и сегодня это один из авторитетных международных академических рейтингов. Учитываются несколько показателей: количество выпускников, которые являются Нобелевскими лауреатами или лауреатами премии Филдса; число сотрудников вуза, получивших Нобелевскую премию или премию Филдса; число часто цитируемых исследователей (в 21 предметной области); количество статей, опубликованных в журналах Nature и Science; число статей вуза, индексируемых SCIE (Science Citation Index-Expanded) и SSCI (Social Science Citation Index) и нормирование всех этих показателей на численность научно-педагогических работников вуза.

    Непосредственно места распределяются с 1 по 100 позиции; далее вузы ранжируются в интервале 101–150; 151–200; 201–300; 301–400 и 401–500.

    Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин рассказал о рейтинге Webometrics, который публикуется два раза в год и отражает результаты анализа веб-ресурсов вузов. Это оценка состояния сайта как ресурса, представляющего сетевую активность вуза, присутствии в интернете его преподавателей, сотрудников, студентов. Рейтинг не оценивает образовательную и научную деятельность вуза. В самой методике составления рейтинга регулярно происходят изменения, меняются также и оцениваемые параметры. Однако они объединены в несколько крупных групп.

    • Присутствие («вес» параметра — 16,6 %) — общее количество веб-страниц сайта университета (со всеми доменами, директориями,  поддоменами и т. п.). СПбГУ занимает 38 место в России и 780 в мире по этой группе параметров
    • Открытость: (16,6 %) — доступность данных в .pdf, .doc, .ppt за пять лет. СПбГУ — шестой в России, 436 в мире
    • Импакт: (50 %) — качество содержимого страниц в домене на основании подсчета всех внешних ссылок на домен вуза от третьих сторон. СПбГУ — восьмой в России, 610 в мире

    Превосходство: (16,6 %) — учитываются публикации, входящие в топ–10 наиболее цитируемых в соответствующих областях науки. СПбГУ второй в России, 895 в мире.

    А. А. Заварзин отметил также значимость репутационного фактора: известность и репутация вуза в различных профессиональных сферах естественным образом увеличивает и интерес к интернет-ресурсам вуза, а следовательно, влияет и на показатели Webometrics.