BRICS: Из России с дипломом

Современный университет, как ведущий экспертный центр, является основой глобальной системы образования. Именно в университетах рождается и оттачивается новое знание, а также способы передачи этого знания другим. Именно новое знание есть основа того, что передается как на университетские, так и на предшест­вующие уровни образования, влияя тем самым на всю систему. Одним из трагических уроков ХХ века для российского образования стало отделение науки (рождения нового знания) от высшего образования, разделение на академические институты и университеты. Сейчас ситуация меняется, но она еще очень далека от идеальной.

Не секрет и не новость также и то, что успешность в современном мире определяется и способностью смены рода деятельности на основе серьезного фундамента базовых знаний и, главное, умения их применять, а именно этот фундамент и это умение формируются в высших учебных заведениях, на уровне уже университетского образования.

Рейтинги

Международное признание важно для университета, поскольку оно имеет прямое влияние на возможность обеспечения качества кадрового состава вуза. В современном глобальном мире только через международное признание появляются шансы привлечь на работу в конкретный вуз действительно ведущих мировых специалистов и, соответственно, на учебу — наиболее продвинутых и мотивированных студентов. Не менее важно международное признание для привлечения ресурсов для развития университетских программ, поскольку признание — отражение репутации.

Учитывая предназначение современного университета, как мы его видим, место в международных рейтингах важно в первую очередь для самого вуза — это хороший показатель того, на какие аспекты своей деятельности коллектив вуза должен обратить внимание.

С формальной точки зрения можно посмотреть на то, какие критерии оценки университетов лежат в основе ведущих мировых рейтингов. Собственно оценка этих параметров и приложение оных к конкретному вузу и может дать ответ на вопрос «что делать». А вот собственно инструменты оказываются у каждого свои. Мы в СПбГУ довольно ясно представляем себе, какие в условиях нашего вуза необходимы меры. Мы ведем соответствующую работу и уже видим, что она приносит положительные результаты: мы один из двух российских университетов, входящих во все три основных мировых рейтинга вузов, причем имеем там положительную динамику, мы первый российский вуз, вошедший в рейтинг Financial Times. Однако следует понимать, что сделать открытие можно за доли секунды, но чтобы подготовить его, требуются годы упорного труда. То же касается и международного признания, репутации в целом.

Профессура

Безусловно, роль профессуры в международной репутации является определяющей. Эффективность и качество работы профессорско-преподавательского состава — основа существования современного университета. Связи в профессиональном сообществе, сотрудничество и взаимодействие являются слагаемыми успеха как в части получения объективных результатов, так и в субъективной личностной оценке. Отсюда и требования к профессуре: быть ведущими специалистами в своей области, открытыми к сотрудничеству и преданными задачам научной работы.

Наука

В моем представлении научные исследования (в широком смысле) — рождение нового знания — есть основная характеристика университета. Исходя из этого посыла, работа в области научных исследований является определяющей во всем, и в том числе — в части обеспечения своего международного признания и профессиональной репутации.