Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Лауреаты премии Клэя
Высокий уровень математической школы Санкт-Петербургского университета в очередной раз подтвержден. Выпускникам СПбГУ Александру Логунову и Евгении Малинниковой присуждена премия Математического института Клэя (Clay Research Award) 2017 года, одна из самых престижных международных премий за работы в области теоретической математики (см. на сайте Clay Mathematics Institute). Высокую оценку получил их недавний цикл работ, лежащий на перекрестке анализа, теории дифференциальных уравнений в частных производных и геометрии (во всех работах А. Логунова, индексированных в Scopus, указана его аффилиация с СПбГУ).
Александр Логунов — постдок СПбГУ, получивший недавно приглашение на работу в Принстон, которую он решил совмещать с работой в СПбГУ, Евгения Малинникова — профессор Норвежского института науки и технологии (г. Трондхейм). Они оба — ученики профессора СПбГУ В. П. Хавина (как и профессор С. К. Смирнов, лауреат премии и медали Филдса, руководитель Междисциплинарной исследовательской лаборатории имени П. Л. Чебышёва СПбГУ, получивший премию Клэя в 2001 году и премию Филдса в 2010 году).
Итоги проверки Счетной палаты
Завершилось регулярное контрольное мероприятие Счетной палаты РФ по проверке исполнения закона о федеральном бюджете, ежегодно проводимое в СПбГУ как главном распорядителе бюджетных средств (см. Кто и как проверяет финансово-хозяйственную работу Университета: прошлое и настоящее). Был сделан анализ проведенных СПбГУ бюджетных финансовых операций и содержания предоставленной бухгалтерской отчетности, оценка выполнения государственного задания и соблюдения федерального законодательства в сфере госзакупок, ознакомление с выстроенной системой внутреннего финансового аудита и т. д. Вместе с тем, несмотря на фактическую схожесть программы проверки в сравнении с прошлыми годами, мероприятие текущего года отличалось широтой тематического охвата: в его ходе была оценена деятельность эксплуатационных служб СПбГУ, медицинских служб, работа диссертационных советов и научного блока в целом, проверена обоснованность осуществления расходов по внебюджетным поступлениям.
Основные темы, детально рассмотренные аудиторами Счетной палаты в ходе проверки, следующие:
- состав фактических расходов по субсидии на выполнение государственного задания и их соответствие нормативным затратам, установленным Министерством образования и науки РФ
- применяемые механизмы расчета объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и определения финансовых отклонений в его выполнении
- наличие требуемого для главного распорядителя бюджетных средств комплекта нормативных документов
- соблюдение процедур контрактации
- корректность обоснований бюджетных ассигнований
- достоверность предоставленных СПбГУ отчетно-аналитических материалов
- верификация целевого характера расходования СПбГУ субсидий на иные цели, в том числе на основе поэлементного анализа (например, по фамильному перечню получателей определенных видов стипендий)
- ведение СПбГУ федеральной адресной инвестиционной программы в части объекта общежития для бакалавров-менеджеров в кампусе «Михайловская дача»
- углубленный анализ качества проведения ремонтных работ (от составления трехлетнего плана до оценки итогов, включая опрос обучающихся)
- обоснованность расходов на проведение научных исследований и постановка на учет объектов интеллектуальной собственности
Существенных замечаний по итогам всестороннего ознакомления с работой СПбГУ Счетной палатой нет. Проверяющие особо отметили работу университета в сфере разделения административных и академических полномочий сотрудников СПбГУ.
Необходимо отметить радикальную смену парадигмы интерпретаций аудиторов, требовавших вещественных нормативно-методологических подтверждений для каждого типа финансовых операций СПбГУ. В этой ситуации используемые СПбГУ в настоящее время достаточно либеральные финансовые алгоритмы нуждаются в существенном ужесточении, прежде всего — в части контроля за использованием финансовых ресурсов независимо от источника их поступления.
По итогам проверки аудиторской группой, оценившей достигнутый СПбГУ за последние годы уровень финансового менеджмента, особенно в части разграничения академических и управленческих / административных полномочий, было предложено дополнительно проработать и расширить локальную нормативную базу в целях упорядочения учета в соответствии с новейшими изменениями федерального законодательства и усилить ответственность должностных лиц, наделенных полномочиями по использованию бюджетных и внебюджетных средств, за их эффективное и целевое использование. Кроме того, принимая во внимание целесообразность и удобство обособления разнородных видов деятельности, осуществляемых СПбГУ согласно уставу, а также возможности, которые предоставлены законом «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», аудиторами рекомендовано рассмотреть вопрос создания в едином учебно-научном комплексе СПбГУ отдельных юридических лиц для издательства СПбГУ и медицинской клиники с последующим формированием подведомственной СПбГУ, как главному распорядителю, сети этих учреждений.
Организация планирования педагогической нагрузки
Обсуждался вопрос направления научно-педагогическими работниками через сервис «Личный кабинет преподавателя» их пожеланий относительно учебных дисциплин (лекций и семинаров), которые бы они хотели бы преподавать в следующем учебном году. Эти сведения будут использоваться службами университета для составления педагогических поручений. Директорам и деканам поручено в течение недели направить пожелания о новом электронном сервисе и о назначении педпоручений.
Планируется, что научно-педагогические работники других вузов и научных организаций, практические работники, которые совмещают эту работу с преподавательской деятельностью, также смогут зарегистрироваться на портале СПбГУ и, каждый через свой «Личный кабинет преподавателя», высказать пожелания относительно учебных дисциплин, которые они хотели бы преподавать в СПбГУ. Эта информация будет использоваться для приглашения на работу в СПбГУ на условиях, например, почасовой оплаты, гражданско-правового договора и пр.
Необходимость хранения письменных работ
Обучающийся третьего курса основной образовательной программы бакалавриата «Политология» Дмитрий Чулков не согласен с оценкой «хорошо» на экзамене по дисциплине «Политическая регионалистика» и требует повторного проведения экзамена по данной дисциплине перед аттестационной комиссией (см. Как студенту доказать факт нарушений). По этому заявлению студента проводится проверка.
К сожалению, результаты подобных проверок каждый раз оказываются почти одинаковыми: организация хранения письменных работ на кафедрах имеет множество недостатков. На устных экзаменах и зачетах фактически имеет место ситуация: слова студентов против слов преподавателя — что исключает возможность получить объективные доказательства. В связи с этим обсуждались вопросы о необходимости организации хранения письменных работ в системе BlackBoard и о переходе на письменные экзамены при проведении промежуточной аттестации — по тем предметам, где это возможно. В том числе участники совещания вспоминали и другие жалобы на нарушение процедуры экзаменов и зачетов, из-за чего приходилось отменять некоторые результаты промежуточной аттестации. Директорам и деканам поручено до 15 мая направить предложения по переходу на хранение работ в системе Blackboard и о постепенном переходе на письменные экзамены (или устно-письменные) при проведении промежуточной аттестации.
О принципах и правилах, которыми руководствуются директора и деканы при использовании стимулирующего фонда оплаты труда научно-педагогических работников
После получения предложений директоров и деканов, проректоров и начальников управлений был доработан шаблон презентации о принципах и результатах работы руководителей коллективов по стимулированию труда научно-педагогических работников и об общих показателях коллективов институтов и факультетов (см. Материалы ректорского совещания от 10.04.2017, п. 7).
Информация, которую руководители коллективов будут обсуждать на ректорских совещаниях: показатели для назначения премий (особенно важны первые пять по объемам осуществленных выплат, с динамикой по годам); общую структуру показателей для назначения премиальных выплат; сравнительный анализ объемов выплат за научную, учебную, учебно-методическую, экспертную деятельность и показателей коллектива, достигнутых в каждом направлении работы (в динамике за три года). Кроме того, будут представлены сведения о членах коллектива, наиболее результативных по наукометрическим показателям (по областям знаний) в сравнении с показателями ученых всей России в данной области знаний, и сведения о лидерах коллектива — и по объемам премирования, и по показателям в соответствующих видах деятельности.
Большая часть информации будет предоставлена руководителям коллективов централизованными службами университета. Задача директоров и деканов — сделать подробный анализ этих сведений и выводы о мерах по совершенствованию стимулирования членов коллективов. (подробнее Материалы ректорского совещания от 25.07.2017, п.6, Материалы ректорского совещания от 21.08.2017, п.4)
Какой должна быть персональная страница преподавателя СПбГУ?
В «Виртуальную приемную» поступают вопросы, в том числе от выпускников университета, ныне работающих за рубежом и привыкших к открытости информации о научно-педагогических работниках на сайтах зарубежных университетов. Например, выпускник университета, филолог, пишет: «С удивлением и досадой отмечаю, как беззаботно факультет относится к презентации своих сотрудников... Возникает такое ощущение (судя по веб-сайту), что сотрудников нет вообще... В чем причина такой закрытости на факультете, который славится своими международными связями?»
Важность публикации информации о научно-педагогическом персонале трудно переоценить — ведь это один из немногих каналов для привлечения магистрантов и аспирантов из других университетов, привлечения постдоков, организации сотрудничества с партнерами. Стоит напомнить, что результативность работы, например, привлеченных в университет постдоков в разы выше, чем действующих сотрудников! Но чтобы привлечь постдоков, потенциальному научному руководителю постдока надо дать информацию о своей работе, области своих научных интересов, своих партнерах и т. п. И поэтому размещение информации о наших научно-педагогических работниках даст возможность этим работникам повысить эффективность своей работы.
На совещании продолжилось обсуждение необходимой информации о персональном составе научно-педагогических работников СПбГУ, которая дает возможность показать будущим постдокам, аспирантам, магистрантам, студентам области научных исследований и широкие возможности университета (см. Материалы ректорского совещания от 13.03.2017, п. 4). Был представлен перечень информации, который будет необходимо публиковать на персональной странице научно-педагогического работника СПбГУ на портале СПбГУ (см. перечень). Директорам и деканам напомнили о необходимости представить предложения по составу информации. (подробнее Материалы ректорского совещания от 17.07.2017, п.1)
Предложения по стимулированию эффективности научно-исследовательских работ
Обсуждались предложения директоров и деканов о мерах повышения эффективности работы. Предложения были подготовлены по результатам обсуждения на заседании Ученого совета СПбГУ основных вызовов, стоящих перед университетом на текущем этапе развития (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 21.12.2015, раздел «Вызовы — 2017») и предложений профессора А. В. Майорова (см. Материалы ректорского совещания от 10.04.2017, п. 6):
- введение собственных ученых званий университета (профессора СПбГУ и доцента СПбГУ)
- создание в СПбГУ центра научно-технического развития школьников
- создание в СПбГУ центра работы с одаренными детьми (этот вопрос сейчас уже обсуждается с правительством Ленинградской области)
- разработка дополнительной образовательной программы по организации научных исследований для студентов
- возобновление организации конкурсов на замещение должности «Молодой профессор СПбГУ»
- реализация принципа «одного окна» для ученых и коллективов, реализующих крупные междисциплинарные проекты
- обращение к правительствам Санкт-Петербурга и Ленинградской области об организации совместной рабочей группы для развития социальной инфраструктуры (с привлечением региональных бюджетов)
- направление предложений главам регионов по проведению исследований и разработок в области новых технологий и рынков
- организация серии публичных обсуждений научно-исследовательских работ
- издание научно-популярного журнала СПбГУ
Эти и другие предложения сейчас рассматриваются. Любой желающий может также высказать свои предложения.
О сетях наружного уличного освещения
В университете в последние годы ведется планомерная работа по оформлению прав собственности СПбГУ на то имущество, которым университет должен пользоваться для решения стоящих перед ним задач (земельные участки, здания, книги, исследовательское и учебное оборудование...) (см. Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 7; от 09.11.2015, п. 1). При проведении этой работы обнаруживаются факты того, что на балансе университета с давних времен находится имущество, которое университету принадлежать не может и не должно. Например, дороги общего пользования, общие коммунальные сети (находящиеся за пределами университетских зданий и территорий), сети уличного освещения. Результатом такого положения дел является необоснованно возникшая обязанность университета по содержанию и ремонту этого имущества.
В настоящее время завершается работа по передаче на баланс города сетей наружного уличного освещения в Петродворцовом районе. По итогам инвентаризации в 2015/2016 годах первым проректором по экономике было поручено провести анализ всех выявленных расхождений в учете инженерных сетей в Петродворцовом районе (в том числе уличного освещения); проверка показала, что сети наружного уличного освещения были поставлены на бухгалтерский учет СПбГУ в 1997 году. Поставлены они на учет безосновательно, проверкой КРУ не обнаружено решения о закреплении сетей наружного уличного освещения. Но постановка на учет в СПбГУ повлекла за собой прямые финансовые последствия: необходимость как текущей эксплуатации, так и капитального ремонта за счет средств СПбГУ (что было сделано в 2007 году). По данным КРУ, за десять лет затраты университета на эксплуатацию сетей оцениваются в сумму более чем 1 млн долларов (оплата электроэнергии, закупка расходных материалов и т. п.), и еще 5,5 млн рублей на капитальный ремонт сетей.
Эти средства могли бы быть израсходованы на ремонт университетских аудиторий или исследовательских лабораторий, на приобретение учебного или научного оборудования!
Не всегда возможно привлечь к ответственности должностных лиц, которые принимали решения о расходовании средств СПбГУ на содержание неосновательно числящихся на учете сетей, но в настоящее время уволились из СПбГУ. В то же время в соответствии с требованиями законодательства необходима компенсация ущерба, поэтому материалы проверки будут направлены в правоохранительные органы.