Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

По предложению ректора СПбГУ Н. М. Кропачева участники совещания почтили минутой молчания память о профессоре СПбГУ, академике РАН Л. Д. Фаддееве.

На ректорском совещании 27 февраля рассматривались следующие вопросы:

  1. Об опыте управления ресурсами СПбГУ
  2. Использование электронных ресурсов библиотеки в образовательном процессе
  3. Положение о Совете молодых ученых СПбГУ
  4. Новые конкурсы для приглашения постдоков в СПбГУ
  5. Какими принципами и правилами руководствуется первый заместитель декана экономического факультета при решении вопроса о премировании членов коллектива
  6. Об обращениях граждан
  7. О введении собственных ученых званий СПбГУ
  8. Награда профессора Т. В. Черниговской

  1. Об опыте управления ресурсами СПбГУ

16 февраля состоялась конференция Агентства стратегических инициатив, посвященная участию университетов в реализации Национальной технологической инициативы. По предложению директора направления «Молодые профессионалы» Д. Н. Пескова первый проректор СПбГУ И. А. Дементьев выступил с докладом об опыте СПбГУ по организации управления ресурсами (финансовыми, информационными, техническими...) для обеспечения научно-исследовательской и образовательной деятельности. Речь шла о создании и принципах работы Научного парка СПбГУ, об открытых конкурсах на финансирование научных исследований из средств Университета, о разделении административных и академических полномочий сотрудников (см. Материалы ректорского совещания от 23.11.2015, п. 3; Высвободим время — для развития; Прямые ответы на непростые вопросы), об организации и инструментах взаимодействия с работодателями и партнерами (см. Выпускники прошли серьезную «проверку на прочность»; Встреча с представителями бизнеса, членами ГЭК по образовательной программе «Экономика»).

Доклад вызвал активное обсуждение участников конференции. Они отмечали, насколько трудно реализовывать управленческие практики и как важно их реализовывать. В частности, В. Н. Княгинин, вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» (председателем совета которого является А. Л. Кудрин), подчеркнул, что без проводимых сегодня масштабных изменений (не всегда простых и безболезненных) в таких сложных организациях развития, как университеты, нет возможности обеспечить решение стоящих перед обществом задач.

  1. Использование электронных ресурсов библиотеки в образовательном процессе

По предложению директоров и деканов информация об электронных ресурсах СПбГУ, порядке и условиях их использования будет представлена на заседаниях учебно-методических комиссий институтов и факультетов. Составлен график участия сотрудников Научной библиотеки им. М. Горького в заседаниях УМК на февраль—июнь 2017 года. В заседаниях УМК могут принять участие все желающие универсанты. По предложению директоров и деканов подготовлена памятка об использовании электронных информационных ресурсов Научной библиотеки им. М. Горького в образовательном процессе, она разослана на корпоративные электронные адреса научно-педагогических работников и размещена на странице Научной библиотеки на портале СПбГУ.

Разработка и реализация рабочих программ учебных дисциплин предполагает работу преподавателя с электронными ресурсами (в том числе для уточнения списков обязательной и дополнительной литературы, а также перечня информационных источников, имеющихся в СПбГУ).

 

См. также:

  1. Положение о Совете молодых ученых СПбГУ

По инициативе председателя СМУ А. В. Красиковой разработано Положение о Совете молодых ученых СПбГУ. Членами совета могут быть молодые универсанты, участвующие в проведении научных исследований в любом коллективе Университета: в институте, на факультете, в лабораториях, в ресурсных центрах и пр. У директоров институтов и деканов есть возможность направить свои предложения по тексту в течение двух недель.

  1. Новые конкурсы для приглашения постдоков в СПбГУ

В СПбГУ объявлены новые конкурсы для приглашения постдоков. Конкурсы проводятся по приоритетным направлениям развития СПбГУ не реже двух раз в год. Сейчас конкурс объявлен по трём приоритетным направлениям Программы развития СПбГУ: «Нанотехнологии и материаловедение», «Биомедицина и здоровье человека», «Информационные системы и технологии».

Отбирать постдоков будут, как и в прежние годы, сами научные руководители постдоков. Но в отличие от предыдущих лет не будет специального конкурса на право стать научным руководителем постдока. Любой научно-педагогический работник, соответствующий квалификационным требованиям, которые установлены в приказе, будет иметь право провести отбор постдоков для работы в своем исследовательском коллективе.

Гражданство и возраст будущих постдоков не ограничены. Университет обеспечивает базовую заработную плату постдоков на уровне 60 тысяч рублей в месяц. При этом в случае участия в новых проектах или решения дополнительных задач постдоку могут устанавливаться дополнительные выплаты из средств грантов и договоров.

Помимо научной работы каждый постдок будет иметь педагогическую нагрузку до 100 часов в год (чтение лекций по оригинальным специальным дисциплинам, проведение семинаров, руководство ВКР студентов).

См. также:

  1. Какими принципами и правилами руководствуется первый заместитель декана экономического факультета при решении вопроса о премировании членов коллектива

Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении объемов премиальных выплат (см. Материалы ректорского совещания от 13.02.2017, п. 3). Первый заместитель декана экономического факультета А. В. Белов рассказал о том, какими принципами и правилами он руководствуется при решении вопроса о премировании членов коллектива факультета, и о влиянии этой системы на эффективность их научной, образовательной, экспертной работы.

Он сообщил, что анкетирование научно-педагогических работников о результатах их работы проводится ежеквартально, начиная с 2014 года. Анкета включает 46 показателей, разделенных на 7 групп:

  • учебная работа,
  • развитие кадрового потенциала,
  • организационная деятельность,
  • публикационная активность,
  • учебно-методическая деятельность,
  • научная работа,
  • прочая деятельность.

Например, за преподавание курса на английском языке можно получить 4 балла; за руководство студентами, одержавшими победу на международных конкурсах, — 3 балла; за заявку на грант — 1 балл. Все баллы каждого суммируются, затем научно-педагогических работников ранжируют по количеству набранных баллов. Премиальные выплаты назначаются работникам, попавшим в верхнюю часть ранжированного списка (не более 50 % от общего количества). Объем премиальных выплат пропорционален количеству набранных баллов. Распределение 10 % премиального фонда осуществляется деканом (см. Презентация А. В. Белова).

Результативность системы стимулирующих выплат членам коллектива факультета можно оценить на следующих примерах:

  • количество научных статей в журналах, индексируемых в WoS CC и Scopus, возросло с 16 (в 2014 году) до 48 (в 2016);
  • привлеченное (внешние гранты) финансирование — до 8 млн руб. (которых в 2014 году не было);
  • количество научно-педагогических работников, участвующих в конкурсах на внешние гранты, — с 22 % до 44 %.

В ходе обсуждения участники совещания отмечали невысокие средние показатели коллектива и предлагали пересмотреть «вес» некоторых критериев для улучшения системы стимулирования. Например, за заявку на грант дают 1 балл, а за выигранный конкурс на внешний грант — только 2 балла (в результате работники стали подавать больше заявок, но число выигранных грантов пока почти не растет). А. В. Белов согласился с тем, что систему стимулирования стоит пересмотреть.

См. также:

  1. Об обращениях граждан

В адрес ректора СПбГУ продолжают приходить письма не только с конструктивными предложениями, но и письма, далекие от реальной жизни (см., например: Материалы ректорского совещания от 23.01.2017, п. 10).

От В. М. Хабибулиной только за последние полгода поступило 17 различных заявлений, в которых она обвиняет во всех грехах руководителей и членов диссертационных советов, членов аттестационных комиссий по медицинским специальностям, работающих на базе СПбГУ (в конфликте интересов, предвзятости при определении оппонентов, ангажированности при вынесении решений и т. д.). И по каждому заявлению приходится проводить тщательную проверку с соблюдением всех формальных процедур. В последнем заявлении В. М. Хабибулина требовала обеспечить ее личное участие в рассмотрении апелляционной жалобы (перевести деньги на оплату проезда из Москвы в Санкт-Петербург, покупку зимней верхней одежды и зимних сапог, а также организацию питания, трансфера из аэропорта, проживания в Петербурге). Для разбора ее апелляции на работы двух соискателей 15 февраля было проведено специальное заседание диссертационного совета, на котором принято единогласное решение об отклонении апелляции.

Для справки: В. М. Хабибулина избрана членом международной комиссии при Центральном совете Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность».

  1. О введении собственных ученых званий СПбГУ

По инициативе директора Института химии И. А. Баловой и декана биологического факультета И. А. Тихоновича обсуждались предложения директоров и деканов о введении собственных ученых званий СПбГУ. Подчеркивалась необходимость установления высоких критериев к лицам, претендующим на звания «профессор СПбГУ» и «доцент СПбГУ». Эти критерии могут быть разными для разных специальностей и областей наук. Но, по мнению авторов инициативы, автоматическое присвоение таких званий происходить не должно. Научно-педагогический работник, избранный на должность доцента или профессора, должен подтвердить свой научный и преподавательский авторитет, если он претендует на ученое звание. Причем требования к ученому званию (например, «профессор СПбГУ») будут выше, чем требования к соответствующей должности.

См. также:

  1. Награда профессора Т. В. Черниговской

Лауреатом Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации «Науки о жизни» признана профессор СПбГУ Т. В. Черниговская, руководитель лаборатории когнитивных исследований СПбГУ и кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ —- за телепроект и публичные лекции на тему «Мозг, язык, сознание» (см. Золотая медаль РАН «Научные достижения России» — Церемония награждения).

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.