Прямые ответы на непростые вопросы

Здание СПбГУ. Университетская наб., д. 11

6 сентября на заседании кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания состоялось обсуждение кандидатуры, выдвинутой на заведование кафедрой. В результате тайного голосования (55 — за, 2 — против) был вновь рекомендован к избранию профессор В. П. Казаков. В ходе заседания первый проректор И. А. Дементьев, проводивший заседание кафедры, ответил на вопросы членов коллектива кафедры. Эти ответы наверняка будут интересны и другим универсантам, поскольку коллектив кафедры РКИ известен как один из лидеров — например, в решении проблем разделения академических и административных полномочий.

На вопрос о целесообразности разделения кафедры на две (чтобы одна часть коллектива обеспечивала основные образовательные программы, а другая — дополнительные) И. А. Дементьев объяснил, что в Университете есть механизм обсуждения и решения подобных вопросов. Любой работник Университета или кафедра может инициировать процесс обсуждения (приведя соответствующие аргументы). Это предложение рассматривается на заседании ученого совета факультета, в комиссиях Ученого совета СПбГУ, а затем — на заседании Ученого совета СПбГУ. Будет ли вопрос решен положительно, покажет обсуждение.

Еще вопрос: для проведения занятий в учебных группах (по 20–23 студента) иногда предоставляются аудитории, рассчитанные на 12 человек. И. А. Дементьев ответил, что диспетчер в этих случаях распределил аудитории неверно. Вполне возможно, что в здании на Университетской набережной, д. 11, аудитории в данный момент действительно заняты. Но аудиторный фонд есть и в соседних зданиях, там тоже можно проводить занятия. И тогда диспетчеры должны это учитывать. Второй вариант решения — сократить количество студентов в группе — возможен, если для этого имеется достаточное внебюджетное финансирование и необходимое число преподавателей.

Следующий вопрос: не хватает ставок доцента, хотя есть преподаватели, которые хотели бы работать именно доцентами. И. А. Дементьев сообщил, что есть квалификационные требования к доценту. Преподаватели (причем не только сотрудники Университета), претендующие на должность доцента, могут участвовать в конкурсах, объявляемых в Университете, если их квалификация соответствует требованиям конкурса.

Был также вопрос о «социальном портрете доцента-практика». Какие виды работ вменяются ему в обязанности? И. А. Дементьев объяснил, что основная трудовая функция доцента-практика — образовательная деятельность. Написание научных статей и выполнение других наукометрических показателей от него не требуется. Поэтому требования по объемам педагогической работы более высокие (в рамках нормативов педагогической нагрузки), чем у доцента, который сочетает научную работу с учебной.

Преподаватели также предлагали рассмотреть вопрос о замене для студентов из КНР защиту магистерской диссертации на сдачу экзамена. Причиной такого вопроса они назвали то, что сейчас научные руководители исправляют и переписывают слабые выпускные квалификационные работы студентов. И. А. Дементьев заметил, что эта мера не решит основную проблему и причину таких действий преподавателей — низкий уровень подготовки выпускников. Тогда вопрос преподавателями был поставлен по-другому: может, не стоит принимать в СПбГУ слабых студентов, плохо владеющих русским языком? Если раньше по гослинии приезжали в Университет сильные студенты из-за рубежа, то теперь они гораздо слабее. И. А. Дементьев отметил, что в Университете есть возможность для студентов с различным уровнем владения русским языком строить разные траектории обучения. Да, это потребует пересмотра учебных планов и подходов к их реализации, но надо пройти этот путь и попробовать справиться своими силами. А для того, чтобы высказать претензии к тем, кто набирает для Университета таких студентов по гослинии, нужно провести анализ уровня поступивших иностранных студентов. И «планку на входе» для иностранных студентов надо поднимать — так же как в СПбГУ в последние годы поднимают уровень минимальных требований к баллам ЕГЭ абитуриентов, поступающих на все образовательные программы бакалавриата.

Задавался вопрос об упрощении «процедуры внешних научных контактов». Один из преподавателей говорил о том, что для заверения отзыва на диссертацию перед отпуском ей нужно было пройти 4–5 инстанций, чтобы получить документ с печатью, удостоверяющей ее подпись. И. А. Дементьев ответил, что теперь процедура проста. Если работник пишет, например, отзыв на монографию по поручению работодателя, то его подпись и должность просто заверяются сотрудником кадровой службы. Если работник подготовил отзыв по собственной инициативе, то заверение подписи (с указанием об отсутствии служебного задания) происходит при условии согласия работника на размещение этого отзыва в репозитории Университета. Если же кто-то из сотрудников ректората действует неправильно, заверяя подпись, если происходят сбои в работе, то следует разобраться по горячим следам. Это и будет сделано — по заявлению преподавателей.

Сотрудники кафедры с гордостью сообщили, что по их учебным пособиям и методикам ведется обучение русскому языку в 89 странах мира. И тем самым они формируют имидж Университета за рубежом. Благодаря этим учебникам их приглашают с лекциями и мастер-классами в другие университеты страны и мира. Но, по их словам, для того, чтобы поехать для чтения лекций, они должны оформить отпуск за свой счет. И. А. Дементьев заметил: сейчас информацию о том, что учебники являются университетскими, на этих изданиях найти невозможно. Они изданы в других издательствах, права на них принадлежат не Университету. Поэтому формирование университетского имиджа происходит лишь отчасти, пока сотрудники рассказывают про это своим коллегам. Вместе с тем, будь эти книги изданы в Университете, даже их внешний вид работал бы на университетский имидж, а продажи приносили бы Университету и работникам определенный доход. Сейчас этот доход достается третьим лицам. Говоря о поездках, первый проректор отметил, что если между университетами заключен договор о проведении лекций или мастер-классов, то тогда СПбГУ вправе и должен послать работника в командировку. Поэтому нужно информировать наших партнеров о наличии такой возможности. В Университете существуют типовые формы таких договоров, и их заключение не должно занимать много времени.

Вопросов было много, и на каждый из них преподаватели получили подробный ответ. В заключение встречи первый проректор И. А. Дементьев поблагодарил коллектив кафедры за содержательный разговор, интересный и важный для обеих сторон.

12 сентября кандидатура профессора В. П. Казакова была единогласно поддержана на заседании ученого совета филологического факультета. Выборы заведующего кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания состоятся на заседании Ученого совета СПбГУ 26 сентября.