Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О встрече ректоров вузов России и Германии
5–6 октября в Бонне состоялось второе совещание ректоров вузов России и Германии, организованное Конференцией ректоров вузов Германии (HRK) и Ассоциацией ведущих университетов России (АВУР). Российскую делегацию ректоров ведущих вузов возглавлял ректор СПбГУ, руководитель Ассоциации ведущих университетов России профессор Н. М. Кропачев, немецкую — президент Конференции ректоров вузов Германии профессор Х. Хипплер. На совещании обсуждались следующие вопросы:
- Современное развитие вузовских систем Федеративной Республики Германия и Российской Федерации: научные исследования, обучение и инновации
- Двустороннее германо-российское сотрудничество в сфере научных исследований: цели, инструменты, результаты и совместные стратегии для будущего развития
- Сотрудничество вузов Германии и России в области обучения: цели, инструменты, результаты и будущее двойных дипломов
- Постановка стратегических целей в рамках германо-российских отношений в области высшего образования
Н. М. Кропачев выступил с докладом об изменениях в академической политике России и о совершенствовании инструментов для интенсификации взаимодействия в образовательной и научной среде двух стран (см. также: Материалы ректорского совещания от 19.10.2015, п. 4).
О решениях Ученого совета 28 сентября
Первый проректор И. А. Дементьев проинформировал о результатах конкурса «Молодой профессор», который состоялся на заседании Ученого совета СПбГУ 28 сентября. Голосование носило рейтинговый характер, победителями признаны четверо из девяти претендентов, которые получили наибольшее число голосов (А. Б. Прохоров, П. Е. Мусиенко, С. А. Рудых и М. В. Винарский). В ближайшее время с ними будут заключаться трудовые договоры. Таким образом, четыре из шести позиций заняты. Вопрос о возможности проведения другого конкурса будет решаться по результатам работы победителей первого этапа конкурса.
И. А. Дементьев также напомнил о решениях, которые были приняты по результатам обсуждения доклада проректора по учебно-методической работе об итогах государственной итоговой аттестации в 2014/2015 учебном году и о которых сообщил ректор на заседании Ученого совета СПбГУ:
- в следующем году все ГАК в Университете будут формироваться исключительно из работодателей (в число которых входят также ученые научных институтов РАН или СПбГУ, которые являются, например, руководителями грантов и имеют возможность привлекать на работу выпускников)
- тематика дипломных работ по общему правилу будет определяться работодателями
- будут приняты меры по исключению аффилированности членов ГАК с теми, кто проходит итоговую аттестацию (научных руководителей дипломных работ, рецензентов, оппонентов и пр.): они на время защиты будут исключаться из состава ГАК
- будет изменена форма диплома СПбГУ: кроме указания темы дипломной работы и оценки, в дипломе будут названы Ф. И. О. научного руководителя, Ф. И. О. членов ГАК, а также тот из работодателей, кто определил тему дипломной работы
- будет усилен контроль за исполнением решения о публикации в репозитории на портале СПбГУ всех ВКР до защиты
См. также: Материалы ректорского совещания от 26.10.2015, п. 5; Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13, 14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).
Об открытости образования
Советник ректора СПбГУ по вопросам развития учебной и научной коммуникации, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ И. И. Засурский представил проект «Востребованное образование», который вызвал живой интерес и подробно обсуждался участниками совещания. Свою презентацию докладчик начал со слов В. И. Вернадского о ноосфере и о том, что «ум человека становится огромной геологической планетной силой…». По его мнению, наука и образование в режиме открытого доступа — это большое строительство ноосферы планеты. Сегодня скорость распространения информации стала быстрее, чем скорость ее экспертизы. Этому негативному процессу можно противопоставить позитив — открытость образования и науки.
И. И. Засурский перечислил цели проекта:
- обеспечение окрытости всех дипломных работ выпускников СПбГУ (их публикация в интернете на условиях открытого доступа — до защиты)
- обеспечение возможности выбора работодателем лучших выпускников Университета
- улучшение качества дипломных работ (в условиях конкурсного трудоустройства)
Он привлек внимание участников совещания к тексту приказа Минобрнауки РФ № 636 от 29.06.2015 о порядке проведения государственной итоговой аттестации, в котором говорится, что начиная с этого учебного года, каждый вуз обязан сохранять все дипломные работы выпускников в открытом доступе. Публикация дипломных работ, считает И. И. Засурский, лучше воздействует на повышение их качества, чем проверка с помощью системы антиплагиата. Единственный способ сохранить права на работу — ее опубликовать. Кроме того, необходимо поднять уровень требовательности к работе студентов и внедрять систему их мотивации. Студенты должны понять, что качественная ВКР — это трамплин для их трудоустройства и дальнейшего карьерного роста.
Докладчик назвал недостатки прежнего подхода: тема дипломной работы чаще всего выбирается случайно; дипломная работа не публикуется; практика студентов никак не связана с трудоустройством выпускников; работодатели несут огромные затраты на поиск работников. А также перечислил преимущества решения, которое будет реализовываться в СПбГУ —
- для студентов: знакомство с принципами научной коммуникации; работа с новыми научными источниками; обеспечение возможности трудоустройства; повышение репутации
- для вуза: способ систематизации проверки дипломных работ
- для работодателей: сокращение затрат на поиск квалифицированных выпускников; возможность выбрать и получить лучших выпускников, которых не нужно переучивать; возможность получить качественные результаты полевых исследований по тематике компании
Говоря о том, что работодатели теперь будут определять темы дипломных исследований выпускников, И. И. Засурский предложил также перечень условий, наличие которых позволяет студенту самостоятельно выбирать тему своей дипломной работы:
- общая хорошая успеваемость студента за время обучения в вузе
- интерес к данной теме (студент успешно выполнил две-три курсовых работы или написал два-три реферата по близкой тематике)
- наличие серьезных научных источников (студент доказал актуальность темы)
В заключение докладчик подчеркнул важность публикации на сайте отзывов научного руководителя выпускника и оппонентов, а также рецензий других студентов на работу. Процедура защиты должна быть открыта всем — следует найти эффективный способ транслировать защиты выпускников.
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев напомнил, что по некоторым образовательным программам (менеджмент, юриспруденция) тематика дипломной работы уже многие годы определяется работодателем, да и ГАКи состоят главным образом из работодателей (а по некоторым программам — только из работодателей). Так что определенный опыт в организации такой работы по подготовке и защите выпускных работ в Университете уже накоплен. Есть и положительный опыт организации трансляции защит, заседаний докторских и кандидатских диссертационных советов, а также опыт публикации на портале текстов диссертаций и текстов отзывов на диссертации и авторефераты диссертаций, которые рассматриваются в диссертационных советах других организаций.
Напомним, что с 2010 года Университет транслирует в Интернете заседания диссертационных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций, и эта мера действенным образом повлияла на повышение качества защит в диссоветах, созданных на базе СПбГУ. С 2013 года в СПбГУ создаются собственные диссертационные советы (не ВАКовские). По результатам защиты присваиваются собственные университетские (не ВАКовские) ученые степени. Процедура таких защит предусматривает, что текст диссертации и отзывы на диссертации (отзывы должны написать все члены совета) выставляются на портале СПбГУ задолго до защиты, заседание совета транслируется в Интернете на портале СПбГУ. Причем отзыв на диссертацию, заранее выставленную в Интернете на портале СПбГУ, может прислать любой желающий. Все эти материалы (текст диссертации, отзывы членов совета и все другие отзывы, а также запись заседания диссертационного совета) архивируются и хранятся на портале СПбГУ в свободном доступе для всех желающих познакомиться с этими материалами.
Необходимо отметить, что в рамках реализации проекта Программы развития СПбГУ «Открытый университет» на портале Университета обществу (работодателям, студентам, контрольным органам, СМИ) доступна широкая информация о жизни всего Университета и каждого универсанта в отдельности: публикуются отчеты о ректорских совещаниях, заседаниях Ученого совета СПбГУ, ученых советов институтов и факультетов (например, протоколы заседаний ученого совета института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», протоколы заседаний физического факультета), приемах граждан ректором, проректорами (например, Е. А. Бабелюк; Г. С. Васильевым), директорами и деканами (например, И. А. Баловой; И. Н. Новиковой), обращения к ректору; просьбы «Прошу нарушить правила», достижения студентов, информация о негативных поступках студентов, решения комиссии по этике, информация о финансово-хозяйственной деятельности Университета, обращения и ответы в Виртуальной приемной и многое другое. Принятые решения в отношении организации подготовки, проведения и результатов защит выпускных квалификационных работ являются естественным продолжением политики открытости и гласности, которая используется в Университете как эффективное средство решения содержательных вопросов жизни Университета. Ректор поручил директорам и деканам в двухнедельный срок представить предложения по формам реализации этих решений применительно к различным образовательным программам.
Участники совещания (Т. В. Черниговская, И. А. Балова, А. В. Шаболтас, Н. Г. Скворцов, Ю. А. Щербук и др.) поддержали идею публикации дипломных работ выпускников СПбГУ до защиты, предложили конкретные формы реализации этого решения применительно к разным образовательным программам. Ректор, первый проректор и советник ректора И. И. Засурский ответили на большую часть вопросов, а часть вопросов предложили вновь рассмотреть на ректорском совещании после обсуждения этих тем в коллективах институтов и факультетов.
Шеф-редактор по Северо-Западу информационного агентства «Регнум» О. А. Чернышева рассказала о своем опыте работы председателем ГАК по магистерской программе «журналистика», дала честную оценку организации и проведению защит выпускных квалификационных работ по программе «журналистика» (80 % выпускных работ опубликованы на портале, темы работ порой далеки от реальных проблем современной журналистики, а выпускники порой демонстрируют неготовность для реальной работы по своей профессии). О. А. Чернышева подчеркнула, что она прекрасно понимает: «сдвинуть» работодателей в сторону Университета будет ой как непросто. Но если это удастся, то качество подготовки студентов значительно возрастет, «новая волна» открытости Университета обществу обязательно приведет к повышению востребованности образования, получаемого в СПбГУ.
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 12); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 6); Материалы ректорского совещания от 30.11.2015, п. 5; от 14.12.2015, п. 3; от 11.04.2016, п. 3.
Ректор сообщил о принятых им решениях по итогам обсуждения. Вопрос трансляции и видеозаписи защит дипломных работ поручено проработать и решить проректору Г. С. Васильеву. Ректор сообщил, что теперь, если ученые Университета будут принимать участие в работе ГАК в других вузах, они будут обязаны представить в Университет письменный отзыв о работе ГАК (который будет опубликован на портале СПбГУ). Для решения вопроса о самостоятельном выборе студентом темы дипломной работы директора и деканы должны обсудить критерии допуска такого решения с учетом направления и уровня подготовки (в том числе на заседаниях ученых советов факультетов / институтов, студсоветов, учебно-методических комиссий). Первому проректору по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк поручено проинформировать Студсовет Университета о принятых ректором решениях и обсудить критерии, дающие право студенту на самостоятельное определение темы выпускной квалификационной работы.
О рейтинге лучших школ России
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин обратил внимание собравшихся на публикацию рейтинга «Лучшие школы России — 2015», подготовленного Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты», а также при содействии Министерства образования и науки РФ. В основу ранжирования российских школ положены результаты ОГЭ (основного государственного экзамена) учащихся каждой школы, а также достижения учеников в рамках Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам.
Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ заняла 12 место в топ–25 рейтинга «Лучшие школы России — 2015» и стала второй по оцениваемым показателям среди школ Санкт-Петербурга. Первое место в Петербурге и в России занял Санкт-Петербургский президентский физико-математический лицей № 239. Специализированный учебно-научный центр (факультет) МГУ школа-интернат имени А. Н. Колмогорова занял пятое место.