Материалы ректорского совещания

№ 232
от 14.12.2015

Повестка совещания

    О необходимости учета профессиональных стандартов

    Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк проинформировала об изменениях в нормативно-правовом регулировании вопросов учета профессиональных стандартов в образовательной деятельности. В качестве примера был приведен приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2015 № 1224 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292», согласно которому с 1 июля 2016 года программы профессионального обучения должны разрабатываться на основании профессиональных стандартов. В связи с этим следует ожидать, что при принятии всех профессиональных стандартов аналогичные требования будут установлены и применительно к программам высшего образования.

    В настоящее время приняты уже больше 600 профессиональных стандартов, и по крайней мере треть из них имеет отношение к образовательным программам СПбГУ. В связи с этим необходимо пересмотреть все собственные образовательные стандарты Университета, учебные планы должны использовать те же термины, что и профессиональные стандарты. Это важно для выпускников СПбГУ: их компетенции, полученные в Университете, будут сравнивать с профстандартами. Мы руководствуемся своими представлениями о профессиональных компетенциях выпускников — и такое право у нас есть, отметила Е. Г. Бабелюк. Но оно будет ограничено профессиональными стандартами. Мы можем дать студентам знаний и навыков больше, но не меньше тех, которые предусмотрены профессиональными стандартами. Работодатели, работающие в УМК и ГЭК, подскажут, правильно ли мы понимаем профессиональные стандарты. К 1 сентября эта работа должна быть проведена, тогда новые студенты, поступившие в 2016 году, будут учиться уже по новым стандартам.

    Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова отметила, что по инициативе ректора в Университете вопрос об учете профессиональных стандартов обсуждается с председателями УМК уже неоднократно (см. Материалы ректорского совещания от 12.05.2015, с дополнением от 21.06.2015, п. 2; от 28.04.2014, п. 3; от 23.12.2013, п. 1). В стране наступил новый этап на пути сближения профессиональных и образовательных стандартов, работают советы по профессиональным квалификациям. В Университете недавно сформирована комиссия по учебно-методической работе Ученого совета СПбГУ, появилась идея методического семинара, в рамках которого будет продолжаться работа над новыми образовательными стандартами Университета.

    И. о. ректора Е. Г. Чернова напомнила, что специалисты центра социологических и интернет-исследований СПбГУ регулярно проводят опросы студентов об их удовлетворенности процессом обучения. Выясняется, что у студентов есть вопросы к содержанию учебных курсов и к организации образовательного процесса. Они довольны академической составляющей новых программ, но задают вопросы о том, что порой нет практической составляющей. Это мнение нужно учесть при разработке новых версий программ.

    См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13, 14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8)4 Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).

    Декан факультета социологии Н. Г. Скворцов сообщил, что профессиональный стандарт по социальной работе есть, а профстандарта по социологии пока нет. И спросил, что делать в таком случае. Е. Г. Бабелюк ответила, что пока можно ориентироваться на квалификационные требования по профессиям. М. Ю. Лаврикова добавила: сначала надо понять, куда идут работать выпускники каждой образовательной программы. И смотреть, какими профессиональными стандартами охватывается их деятельность. Кроме того, Университет выпускает исследователей, которые обладают набором универсальных компетенций (деловыми качествами в сфере поиска информации, ее анализа, навыков делового общения и пр.). Е. Г. Бабелюк продолжила: профстандарты готовятся профессиональными сообществами. И, например, Ассоциация социологов вполне может выступить разработчиком профстандартов, а социологи СПбГУ должны активно участвовать в этом процессе.

    О проведении конкурсов на должности научно-педагогических работников

    Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев напомнил, что в Положении «О порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ» предусмотрено расширение полномочий ученых советов институтов / факультетов, советов образовательных программ, кадровых квалификационных комиссий. Положение предусматривает, что коллегиальное рассмотрение кандидатур претендующих на замещение должностей младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ассистента, старшего преподавателя, доцента проводится на заседаниях ученых советов институтов / факультетов. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен в п. 1.10 Положения. В. В. Еремеев сообщил о начале проведения конкурсов на должности научно-педагогических работников на заседаниях ученых советов институтов и факультетов, советов образовательных программ, кадровых квалификационных комиссий.

    В ноябре на 12 заседаниях ученых советов институтов и факультетов были проведены конкурсные процедуры с итоговым голосованием по 67 кандидатурам. В том числе состоялись четыре конкурса на альтернативной основе. В. В. Еремеев отметил, что в ходе этих конкурсов продолжается прежняя практика голосования за «своих» претендентов (тех, кто раньше работал в Университете), хотя внешние кандидаты превосходят их по наукометрическим параметрам. Насущная задача сегодня — совершенствовать конкурсную процедуру. Цель: повысить качество отбора кандидатов и привлечь к участию в конкурсах на должности научно-педагогических работников СПбГУ ученых мирового уровня. Если нынешняя практика проведения конкурсов покажет свою неэффективность, придется менять правила проведения конкурсов.

    Важная роль в организации конкурсов на должности научно-педагогических работников СПбГУ отводится кадровым квалификационным комиссиям по областям знаний. Их функции — не только первичный анализ документов и характеристик претендентов, но также и поиск, подбор сильных и результативных ученых мирового уровня для привлечения в Университет, для участия в конкурсах. Сейчас действуют десять кадровых квалификационных комиссий. Отвечая на вопросы деканов о том, как формировать такие комиссии по областям знаний, В. В. Еремеев объяснил: кадровые квалификационные комиссии должны состоять из тех, кто может давать независимые суждения о кандидатах на должности. Из тех, кто реально заинтересован в продвижении Университета в рейтингах, кто готов включиться в поиск кадров. Кадровые квалификационные комиссии будут сформированы по всем областям знаний.

    См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9).

    Проректор по научной работе С. П. Туник посоветовал: в поиске молодых эффективно работающих кадров может помочь Ассоциация выпускников СПбГУ (в том числе — привлечь выпускников, работающих за рубежом). И. о. ректора Е. Г. Чернова отметила, что пока прирост публикационной активности Университета обеспечивается не за счет повышения активности в работе наших постоянных сотрудников, а во многом за счет привлечения новых внешних ученых и постдоков.

    О подготовке выпускных квалификационных работ студентов СПбГУ на английском языке

    В Университете принято решение о публикации дипломных работ выпускников в открытом доступе (см. Материалы ректорского совещания от 12.10.2015, п. 3; от 30.11.2015, п. 5). В связи с этим студенты СПбГУ обращаются с просьбами о возможности подготовки выпускных квалификационных работ на двух языках, русском и английском. Е. Г. Бабелюк сообщила: студенты заинтересованы в том, чтобы результаты их выпускных работы были доступны более широкой аудитории. Такую возможность Университет готов им предоставить. В этом случае и защиты таких работ могут происходить на английском языке.

    Были высказаны мнения как за, так и против такой позиции. И. о. ректора Е. Г. Чернова приняла решение организовать общественное обсуждение этого вопроса (см. также: Материалы ректорского совещания от 29.02.2016, п. 3).

    О требованиях к языку локальных нормативных актов Университета

    И. о. ректора Е. Г. Чернова напомнила о том, что в СПбГУ проводится комплексное научное исследование соблюдения требований определенности и понятности нормативно-правовых актов.  По разработанной в СПбГУ методике был проанализирован массив из 36,5 тысяч нормативно-правовых актов (более 150 млн страниц текстов), изданных в 2014 году в девяти субъектах СЗФО. Выявлено множество случаев нарушений требований действующего законодательства о русском языке, которые могут иметь серьезные социальные последствия (см. В СПбГУ состоялось заседание Совета по русскому языку при Правительстве РоссииПредложения СПбГУ о тестировании и обучении чиновников приняты в работу на Совете по русскому языку при Правительстве РФЭксперты СПбГУ помогут чиновникам не нарушать законодательство о русском языке).

    Е. Г. Чернова проинформировала о приказе ректора СПбГУ от 26.11.2015 № 9066/1 «О реализации требований законодательства к языку локальных нормативных актов СПбГУ», в котором перечислены правила использования норм и правил русского языка при издании локальных нормативных актов СПбГУ.

    О подготовке к приему в аспирантуру СПбГУ

    Е. Г. Бабелюк сообщила, что госзадание по приему на образовательные программы аспирантуры СПбГУ в 2016 году на 10 % больше, чем в 2015 году (в соответствии с индикаторами Программы развития). Актуальная задача сегодня: сделать образовательные программы аспирантуры привлекательными для поступающих. В ходе подготовки к приему-2016 Е. Г. Бабелюк предложила расширить работу с региональными вузами, научными центрами, конструкторскими бюро и др.

    Е. Г. Чернова поручила директорам и деканам направить первому проректору по учебной и учебно-методической работе предложения о возможных партнерах СПбГУ и вариантах работы с ними в ходе подготовки к приему на образовательные программы аспирантуры СПбГУ.

    О советах образовательных программ

    В СПбГУ разработано Типовое положение о совете (попечительском совете) образовательной программы. Уже работают советы образовательных программ по направлениям «Математика», «Гуманитарные науки и искусства», «Клиническая психология». Е. Г. Бабелюк сформулировала некоторые требования к деятельности таких советов:

    • совет образовательной программы — это группа экспертов, которая определяет требования к абитуриентам, поступающим на эту программу
    • для продвижения образовательной программы совет решает вопросы ее актуальности и перспектив развития, формулирует характерные отличительные особенности образовательной программы СПбГУ (в сравнении с аналогичными программами вузов-конкурентов)
    • совет рассматривает кадровые вопросы, формулируя требования к претендентам и списки тех сильных ученых и преподавателей, которых администрации Университета необходимо приглашать к участию в конкурсах на должности научно-педагогических работников СПбГУ

    Декан Факультета международных отношений И. Н. Новикова сообщила, что с 1 сентября в СПбГУ открыта новая образовательная программа «Исследования БРИКС». И создается совет этой образовательной программы, который должен заниматься экспертизой учебных планов и программ со стороны работодателей. Возглавить совет предложили С. А. Рябкову, заместителю министра иностранных дел РФ в группе БРИКС. Он согласился стать председателем совета, проявил большой интерес к созданию новой образовательной программы в СПбГУ, высказал рекомендации по составу совета.

    См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 1); Правила жизни университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 9–11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 11–14).

    Совет образовательной программы «Исследования БРИКС» только начинает свою деятельность, но направление движения выбрано верное — в сторону работодателей, отметила Е. Г. Бабелюк. У каждой образовательной программы своя специфика. И в создании совета ключевой вопрос — поиск союзников, которые помогут совершенствовать программу вместе с нами.