Материалы ректорского совещания

№ 247
от 11.04.2016

Повестка совещания

    О взаимоотношениях России и Германии спросили студентов СПбГУ

    В рамках форума гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог» 9 апреля в Сочи прошло заседание круглого стола «Германо-российский диалог: на пути к доверию и глобальной безопасности». С основными докладами выступили президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов и депутат Бундестага Тобиас Цех.

    Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Екатерина Бабелюк представила участникам заседания круглого стола мнение студентов и сотрудников Университета о перспективах развития российско-германских отношений. Опрос был проведен Центром социологических и интернет-исследований СПбГУ. Интересно, что в ответах на вопрос: «С какой страной, на Ваш взгляд, у России дружеские отношения?» универсанты поставили Германию на четвертое место (после Беларуси, Китая и Финляндии). А в ответах на вопрос: «С гражданами какой страны Вы хотите установить дружественные, деловые, семейные отношения?» — на второе (после Беларуси). В ближайшее время планируется провести аналогичное исследование в Германии, чтобы узнать мнение немецких граждан о нынешнем состоянии российско-германских отношений.

    Свою позицию о России высказал недавно и Кнут Рихтер — доктор физико-математических наук, профессор СПбГУ, который с 2012 года заведует кафедрой экономики предприятия и предпринимательства (см. К. Рихтер: в Россию едешь либо потому, что любишь страну, либо за пачкой денег).

    Напомним, что ректор СПбГУ Николай Кропачев является заместителем председателя российского координационного комитета форума гражданских обществ «Петербургский диалог». Дирекция форума, возглавляемая Аленой Ясинской, располагается в СПбГУ. Для подготовки очередного форума, который планируется в 2016 году провести в Петербурге, ведется обширная аналитическая работа с немецкими вузами, организациями и фондами. В координационном комитете ждут предложений от сотрудников СПбГУ о развитии совместных образовательных программ и научных исследований.

    Кто сможет попасть на целевые места для обучающихся?

    В СПбГУ поступает большое количество обращений от руководителей регионов с просьбами выделить целевые места для приема абитуриентов.

    Анализ показывает, что в 2013–2015 годы было принято 1,12 % «целевиков» от общего числа зачисленных на бюджетные места программ бакалавриата и специалитета. По некоторым направлениям подготовки количество зачисленных «целевиков» достигало 20 %.

    Поступившие по целевому приему абитуриенты значительно слабее остальных. Средняя сумма баллов ЕГЭ «целевиков» была существенно ниже, чем у зачисленных в рамках общего конкурса (примерно на 20–40 баллов).

    Вопрос о выделении целевых мест будет рассматриваться Приемной комиссией Университета, перед которой стоит задача — обеспечить высокий уровень поступающих в СПбГУ абитуриентов.

    См. также: За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 11–14); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 4); Общество все больше не понимает друг друга (Коммерсант FM, 16 апреля 2016, ответ 2).

    Напомним, что с 2010 года заседания Приемной комиссии СПбГУ являются открытыми.

    Студенты тоже станут экспертами

    Издан приказ от 04.04.2016 № 2238/1 «О привлечении обучающихся к экспертной деятельности СПбГУ». С осени 2016 года студенты смогут участвовать в подготовке экспертных заключений.

    Студенты будут участвовать в подготовке экспертных заключений в рамках аудиторных занятий; при выполнении курсовых и выпускных работ; во время прохождения практик; в рамках научных исследований (в том числе, при их участии в исследовательских грантах, проведении социологических исследований); при проведении отборочных конкурсов, олимпиад, турниров и конференций.

    Обширная практика привлечения студентов к экспертной деятельности СПбГУ имеется, например, у юристов. В начале 2000-х годов Европейский суд по правам человека рассматривал обращение гражданина России о законности действий Правительства России во время дефолта 1998 года. Позицию Российской Федерации формулировали несколько авторитетных специалистов — профессоров СПбГУ, а им помогали студенты, которые искали решения международных судов по аналогичным вопросам. Хорошо известны примеры обращения студентов (будущих юристов) в суды по вопросам структуры органов государственной власти Санкт-Петербурга, о законности решений губернатора Санкт-Петербурга о создании администрации и о порядке приватизации мансард, о соответствии федеральному законодательству постановления Правительства РФ об утверждении положения о Комиссии по ценным бумагам.

    Системное развитие экспертной деятельности является одним из приоритетных направлений Программы развития СПбГУ. Вопрос о ее совершенствовании обсуждался не раз на ректорских совещаниях (см. Материалы ректорских совещаний от 20.07.2015, п. 1от 29.06.2015, п. 5от 22.06.2015, п. 8от 20.04.2015, п. 6). Советник ректора СПбГУ по вопросам развития учебной и научной коммуникации, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ Иван Засурский предлагал способы включения студентов в эту деятельность, например через подготовку ВКР по заказу работодателей (см. Материалы ректорских совещаний от 12.10.2015, п. 3от 30.11.2015, п. 5).

    Предложения по развитию форм участия обучающихся все универсанты могут направлять по адресу: v.ekabson@spbu.ru.

    Сколько будут работать преподаватели в 2016–2017 учебном году?

    Идет планирование объемов контактных видов нагрузки преподавателей в следующем учебном году. Проект приказа об определении средних объемов контактной работы одного преподавателя обсуждался на портале СПбГУ.

    Поступило около 100 предложений по совершенствованию классификатора видов контактных работ и методики определения средних показателей. Приказ доработан с учетом поступивших предложений и снова будет выставлен на общественное обсуждение.

    Предполагается, что уже в апреле начнется заполнение реестров педагогической нагрузки преподавателей в 2016–2017 учебном году.

    Пишите в Виртуальную приемную вежливо

    Студенты и преподаватели правильно требуют соблюдения этических норм со стороны должностных лиц СПбГУ. Именно для рассмотрения вопросов соблюдения высоких этических норм в коллективе Ученым советом СПбГУ создана комиссия по этике.

    В новейшей истории Университета есть ряд примеров, когда неэтичные действия должностных лиц приводили к их увольнению или снятию с занимаемых должностей (см. Материалы ректорских совещаний от 29.06.2015, п. 2от 06.07.2015, п. 3).

    Но требования о соблюдении этических норм распространяются не только на должностных лиц, но и на всех универсантов без исключения.

    К сожалению, множество примеров неэтичного поведения демонстрируют авторы обращений в Виртуальную приемную:

    • раздаются угрозы в адрес должностных лиц (например: «Если не ответите немедленно, я буду обращаться в ФСБ», «Вы что, хотите, чтобы я написал в ФСБ?» и т. д.)
    • даются хлесткие комментарии в отношении конкретных должностных лиц («такой-то массово нарушает законодательство», «такой-то распространяет лживые слухи»)
    • направляется заявление о проблемной ситуации, но заявитель отказывается от приглашения на прием к должностному лицу для разбора ситуации и решения проблемы
    • происходит «передергивание» фактов в изложении вопроса (например: «Университет не счел возможным оперативно отреагировать на мои неоднократные обращения…», а при проверке не раз выяснялось, что за такой подписью и с этого электронного адреса ни одного заявления в Университет не поступало
    • для вопроса используются данные реальных студентов, которые в ответ на запрос должностных лиц сообщают, что в Виртуальную приемную не обращались и претензий к преподавателю не имеют

    Применение двойных стандартов было показано на примере одного из заявителей, который направил запрос в Виртуальную приемную о том, могут ли должностные лица вести аудио- и видеозапись бесед с работниками без их согласия. Позже выяснилось, что сам этот работник записывает свои беседы с должностными лицами на диктофон, не предупреждая об этом собеседников.

    При этом согласно этическим нормам, аудиозапись разговора, видео- и фотосъемка могут вестись только с согласия собеседника.

    См. также: Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 11).

    Ректор напомнил, что еще в 1990-е годы, когда он был деканом Юридического факультета СПбГУ, там было введено правило: все беседы с посетителями проводить публично. Это правило действует и сегодня при организации приема граждан (см. Информация о приеме граждан ректором).

    О приглашении иностранных гостей

    Комфортное пребывание в России и успешная работа иностранных гостей Университета зависят от правильного указания в визе цели визита в СПбГУ. Чтобы избежать неприятностей для гостей и для себя, лучше заблаговременно и правильно оформлять все документы при организации и проведении международных конференций и других мероприятий в СПбГУ.

    Недавно из России депортировали двух гражданок Норвегии: суд признал их виновными в нарушении правил въезда в Россию, выразившемся в несоответствии заявленной цели въезда фактической. Они прибыли в нашу страну по обычной деловой визе, а выступали в качестве лекторов в Нижегородском государственном университете имени Лобачевского.

    Ученые Университета продолжают исследовать проблемы государственного русского языка

    В 2015 году СПбГУ реализовал проект по мониторингу соблюдения правовых требований к языку текстов нормативных правовых актов регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ. На заседании Совета по русскому языку при Президенте РФ в ноябре 2015 года была отмечена важность этого исследования, зафиксировано множество проблем в использовании государственного русского языка, в том числе проблемы нарушения требований к языку нормативных актов в части определенности, ясности и понятности используемых слов и словосочетаний, проблемы отсутствия актуальных и утвержденных в установленном порядке норм современного русского литературного языка, обязательных для соблюдения при использовании русского языка в качестве государственного (см. Материалы ректорского совещания от 28.12.2015, п. 1).

    См. также: Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 3); Граждане не понимают юристов и чиновников. Это может плохо кончиться (Регнум, 14 сентября 2015, ответы 9 и 10); Избыток запятых мешает правосудию (Санкт-Петербургские ведомости, 28 сентября 2015, ответ 9); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответы 1–3); Ректор СПбГУ: «Язык чиновников понимают только 5 % россиян (Российская газета, 17 апреля 2016, ответы 1–2); Общество все больше не понимает друг друга (Коммерсант FM, 16 апреля 2016, ответ 1).

    В декабре в СПбГУ был создан Научно-исследовательский институт изучения проблем государственного русского языка, который возглавил Сергей Белов (см. Материалы ректорского совещания от 28.12.2015, п. 2). Специалисты института ведут комплексный анализ использования русского языка в качестве государственного в различных сферах жизни (см. Материалы ректорского совещания от 28.12.2015, п. 1).

    Нарушителей знают в лицо

    Проведен анализ наиболее распространенных зафиксированных нарушений правил внутреннего трудового распорядка, правил обучения, положения о контрольно-пропускном режиме, фактов несоблюдения условий трудового договора и т. д.

    Самым распространенным нарушением является несоблюдение порядка хранения и получения ключей от помещений. Имеются факты посещения аудиторий с использованием личных дубликатов ключей, а также случаи, когда ключи на вахту не сдавались.

    Имеются нарушения в проведении учебной работы: срывы занятий, не соблюдается порядок проведения аттестационных испытаний. По-прежнему распространено некорректное консультирование обучающихся и работников, выходящее за рамки компетенций того, кто дает такие консультации. Имеются выступления научно-педагогических работников в СМИ от имени Университета по вопросам, по которым работник не является экспертом, и он не получал задания от работодателя на такое выступление. К сожалению, имеют место и такие нарушения, как употребление спиртных напитков в рабочее время. А вот нарушений правил парковки на территории Университета стало меньше (за последние три месяца не зафиксировано ни одного!).

    Универсанты предупреждены о последствиях нарушений (дисциплинарных взысканиях и других мерах воздействия). Факты нарушений правил внутреннего распорядка обязательно учитываются при рассмотрении кадровой службой предложений руководителей коллективов по денежному стимулированию работников. Эти факты также принимаются во внимание при решении вопросов представления к наградам, почетным званиям, премиям и др.

    Достижения познаются в сравнении

    Достижения тех, кто планирует участвовать в конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников Университета, должны обязательно рассматриваться только в сравнении с достижениями их коллег в других вузах, как это происходит при рассмотрении конкурсных дел на заседаниях Ученого совета Университета (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 29.02.2016, раздел «Выборы»). Пока такой анализ не происходит на заседаниях ученых советов институтов и факультетов. На минувшей неделе прошло 4 заседания, на которых было рассмотрено 19 конкурсных дел (см. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9)).

    Зачем нужна единая система учета обучающихся?

    Вместо локальных систем по учету обучающихся, которые существовали на каждом направлении, началось опытное внедрение единой информационной системы «Обучение». Она должна объединить информацию об учебных планах, дисциплинах и обучающихся. Эта система имеет возможность обмена данными с другими информационными системами Университета (библиотечной, бухгалтерской, поселение в общежитиях Студгородка, системой контроля доступа и др.) и с электронным расписанием.

    Единая система учета обучающихся позволит обеспечить безопасность данных (это закрытая система, вход в нее строго ограничен, условия доступа для каждого должностного лица определены его полномочиями), масштабируемость и интеграцию с новыми подсистемами, целостность данных (возможность поддерживать актуальность и качество данных, единый источник для статистики и анализа). После зимней сессии в ИС «Обучение» было внесено и обработано больше 140 тысяч оценок, и все ведомости (больше 18 тысяч) печатались из этой системы, формировались вкладыши в личную карточку студента. ИС «Обучение» интегрирована с электронным расписанием, оттуда брались данные о дисциплинах, вынесенных на сессию.

    Через сервис «Личный кабинет обучающегося» каждый студент будет иметь возможность просмотреть свои персональные данные о результатах обучения, сформировать и напечатать справку о статусе обучающегося и др. Этот сервис будет служить также механизмом обратной связи с обучающимися.

    Для совершенствования новой информационной системы на портале СПбГУ будет организовано общественное обсуждение.

    Работа над концепцией единого кампуса СПбГУ продолжается

    Межведомственная рабочая группа, сформированная по решению председателя Правительства России для проработки предложений по созданию и размещению единого кампуса СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 24.02.2016, п. 6; от 09.03.2016, п. 6), провела очередное заседание. Члены группы обсудили «плюсы» и «минусы» предложенных участков земли.

    Из примерно двадцати вариантов размещения, которые рассматривались первоначально, обсуждение постепенно сконцентрировалось на двух, наиболее подходящих территориях. Прежде всего, по условиям транспортной доступности, наличия необходимых площадей для размещения всех необходимых объектов: медицинской клиники, студенческих общежитий, научных лабораторий, спортивной инфраструктуры и соответствующего окружения — технологической долины. Это участки — около станции Горская в Курортном районе и в Гатчинском районе, недалеко от места, где планируется строительство города-спутника Южный.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 25.07.2016​, п. 5; Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10); Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответы 1–2); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 15); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 11).

    При обсуждении также учитывались задачи создания рядом с Университетом технологической долины (с учетом законопроекта «О технологической долине» — см. Материалы ректорского совещания от 14.03.2016, п. 4), и коттеджей для сотрудников Университета.

    Концепция единого кампуса СПбГУ будет в ближайшее время представлена заместителю председателя Правительства РФ. О. Ю. Голодец.