Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О портале СПбГУ
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин напомнил, что на совещании недавно обсуждался вопрос о переводе страниц портала СПбГУ на иностранные языки (см. Материалы ректорского совещания от 03.02.2014, п. 4) и отметил, что у большинства страниц институтов и факультетов имеются англоязычные версии. Но некоторые директора институтов и деканы факультетов не создали такой версии: например, директор Института истории, деканы факультетов биологического, медицинского, международных отношений, социологии, стоматологии и медицинских технологий, юридического (правда, на странице Юридического факультета размещена информация для абитуриентов не только на русском, но и на китайском языке).
Во многих случаях англоязычные версии страниц институтов и факультетов не совпадают с русскоязычными:
- либо даются в усеченном виде (например, идет новостная лента, отстающая по времени от русскоязычной на месяц, а то и более)
- либо информация подается «кусками» (информация на английском языке сопровождается информацией на русском языке — иногда тут же, по периферии экрана монитора, что затрудняет восприятие)
В ряде случаев информация на английском языке не проверена и значительно устарела. А. А. Заварзин поручил директорам институтов и деканам факультетов проверить англоязычные версии соответствующих страниц, исправить и дополнить информацию об Университете на английском языке, а «отстающим» — создать англоязычные версии.
А. А. Заварзин сообщил о результатах сравнительного анализа подачи информации о приеме в СПбГУ на различных страницах университетского портала. Все страницы, в зависимости от объема информации, он разбил на три группы:
- на странице нет содержательной информации ни об образовательных программах и профилях, ни о правилах приема; из любого раздела страницы, где есть слова «прием», попадаешь на основную страницу портала «Прием в СПбГУ»
- в разделе «Поступающим» (или «Абитуриентам») есть содержательное описание образовательных программ и профилей, а для решения вопросов, связанных с приемом в Университет, имеются отсылки на основную страницу портала «Прием в СПбГУ»
- помимо содержательной информации об образовательных программах и профилях содержится подробная информация, в том числе и технического характера о правилах приема (например, перечень федеральных и локальных нормативных актов, вступительных испытаний, контрольные цифры приема и т. п.)
Первый вариант подачи информации неполон. Второй вариант он отметил как предпочтительный: абитуриент может узнать особенности образовательных программ и профилей, посещая страницу института или факультета. Третий вариант требует постоянного контроля со стороны директора института или декана факультета, который в этом случае лично отвечает за правильность всей этой информации. А. А. Заварзин отметил конкретные особенности некоторых страниц институтов и факультетов.
Первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ Ю. В. Федотов предложил сделать ссылки: не только со страниц институтов и факультетов на основную страницу портала «Прием в СПбГУ», но и обратно, с этой страницы — на страницы институтов и факультетов, если пользователь заинтересовался какой-то конкретной образовательной программой. А. А. Заварзин согласился с тем, что информация на портале СПбГУ должна быть представлена в полном объеме и формат таких ссылок необходимо использовать.
Декан Факультета журналистики Л. П. Громова попросила представить некую схему, позволяющую определить, какую информацию давать на страницах институтов и факультетов, а на какую — поставить ссылки. А. А. Заварзин ответил, что был проведен лишь первичный анализ страниц портала и что более подробная информация (с конкретными рекомендациями) будет разослана директорам институтов и деканам факультетов.
И. о. ректора И. А. Дементьев подвел итоги обсуждения, подчеркнув важность корректной и актуальной подачи информации на портале СПбГУ, имеющей в том числе и правовые последствия. Он отметил, что работа по упорядочению подачи информации на портале СПбГУ будет продолжена (см. также: Честность и открытость, ответ 10); За Нобелем, ответ 11).
Предложение о присвоении Академической гимназии СПбГУ имени Д. К. Фаддеева
А. А. Заварзин сообщил, что в адрес ректора поступило обращение от группы выпускников Академической гимназии СПбГУ о присвоении Академической гимназии СПбГУ имени Д. К. Фаддеева, выпускника и профессора ЛГУ, члена-корреспондента АН СССР. После обсуждения этого предложения участниками совещания и. о. ректора И. А. Дементьев принял решение, что этот вопрос будет выставлен на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение».
Аспирантура как образовательная программа
Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова рассказала о принципах и правилах реализации в СПбГУ образовательных программ по уровню «подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре». Она напомнила, что в этом учебном году изменился подход к организации обучения в аспирантуре в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре отнес к числу самостоятельных образовательных программ (к программам третьего уровня). Опубликован приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», который является основным нормативным актом в этой сфере. Но реализация этих программ происходит на основе государственного образовательного стандарта, который пока не принят.
Освоение программ аспирантуры предполагает учебные занятия по дисциплинам, прохождение практик, научно-исследовательскую работу, текущий и итоговый контроль качества освоения образовательной программы. В Университете подготовлены учебные и индивидуальные планы аспирантов. В ближайшее время будет издан приказ о проведении промежуточной аттестации аспирантов.
М. Ю. Лаврикова подчеркнула, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре и защита диссертации — это два разных процесса. Можно успешно закончить аспирантуру, получить соответствующий документ об окончании, но диссертации не подготовить и/или не защитить.
По мнению Ю. В. Федотова, аспиранты обеспокоены предстоящей промежуточной аттестацией. Особенно аспиранты, поступившие ранее 2013 года: они планировали пройти предзащиту в сентябре, а теперь, похоже, должны будут сдавать экзамены в июне. Он спросил, насколько жесткими будут требования к аспирантам. М. Ю. Лаврикова ответила, что условия промежуточной аттестации аспирантов, поступивших в 2013 году, будут не жесткими или мягкими, а такими, которые предусмотрены действующим законодательством. И. А. Дементьев добавил, что вопросы требований к аспирантам, контроля за их обучением обсуждались на ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 11.03.2014, п. 6; от 07.04.2014, п. 1), и предложил еще раз вернуться к этому вопросу на ректорском совещании.
Декан Факультета социологии Н. Г. Скворцов высказал сомнения в том, что нынешние аспиранты знают новые правила обучения (например, то, что защита диссертации не обязательна), какая у них будет квалификация. Он спросил, как соотносится направление обучения в аспирантуре и специальность, получаемая при последующей защите диссертации. М. Ю. Лаврикова еще раз подчеркнула, что она уже говорила об этом директорам институтов и деканам факультетов, а также отвечала на этот вопрос в Виртуальной приемной, и вновь повторила, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре и защита диссертации — это два разных процесса. И что к соисканию ученой степени кандидата наук допускаются не только лица, освоившие программы аспирантуры по направлению подготовки, соответствующему научной специальности, по которой подготовлена диссертация, но и лица, освоившие программы по направлению подготовки, не соответствующему научной специальности, по которой подготовлена диссертация (см. Материалы ректорского совещания от 16.09.2013, п. 5; от 11.03.2014, п. 6; от 07.04.2014, п. 1). А квалификация после обучения аспиранта зависит от учебного плана. Как правило, это либо исследователь, либо преподаватель-исследователь.
О планировании работы учебно-методических комиссий
М. Ю. Лаврикова еще раз обратила внимание собравшихся на организацию работы учебно-методических комиссий институтов и факультетов, а также на необходимость обеспечения гласности в работе комиссий. Она отметила необходимость планирования деятельности и постоянную равномерную загруженность комиссий. В настоящее время необходимо подготовить рабочие планы учебных дисциплин на новый 2014/15 учебный год.
Средства для выплаты повышенной академической стипендии
И. о. ректора И. А. Дементьев сообщил, что средства для выплаты повышенной академической стипендии обучающимся поступили на счет СПбГУ в Федеральном казначействе (см. ответ Е. Г. Черновой в Виртуальной приемной: Сроки выплаты повышенной академической стипендии в весеннем семестре: с дополнениями от 25.04.2014, 30.04.2014 и 07.05.2014). Ожидается, что стипендии на банковские карточки студентов будут перечислены с 6 по 8 мая.
О средней заработной плате научно-педагогических работников и об изменении структуры кадров в СПбГУ
В связи с принятыми решениями о постепенном переходе на поквартальные выплаты из стимулирующих фондов (в тех случаях, когда это возможно и целесообразно) И. А. Дементьев сообщил о размере средней заработной платы научно-педагогических работников в первом квартале 2014 года (в сравнении с тем же периодом 2013 года). Средняя зарплата научно-педагогических работников, работающих не менее, чем на полную ставку в I квартале 2014 года, — 50 200 рублей (в 2013 — 46 800 рублей).
Позитивная динамика наблюдается во всех коллективах институтов и факультетов, кроме:
- Математико-механического факультета — снижение на 1 471 рублей (средняя зарплата — 51 870 рублей)
- Медицинского — 1 872 (средняя — 41 595)
- Социологии — 2 090 (средняя — 51 627)
- Юридический — 725 (средняя — 89 354)
Как и ранее, всем директорам институтов и деканам факультетов доступны данные по каждому работнику.
Средняя зарплата 10 % наименее оплачиваемых работников выросла на 2 200 рублей (с 15 200 до 17 400), средняя зарплата 10 % наиболее оплачиваемых работников выросла на 6500 рублей (с 123 до 129,5 тыс. рублей). Максимальный абсолютный размер зарплаты НПР в I квартале 2014 года вырос по сравнению с I кварталом 2013 года на 121 тыс. рублей (с 312 до 433 тыс. рублей). Это существенно выше, чем зарплата и проректоров, и ректора.
Апрель — месяц предоставления основных статистических данных о деятельности Университета. И. А. Дементьев отметил также изменения в структуре категорий работников Университета в 2013 году (по сравнению с 2011 годом):
- количество высококвалифицированных работников (профессора и доценты) выросло на 13 (с 2627 до 2640)
- количество старших преподавателей и ассистентов сократилось на 97 на фоне введения в Университете позиции постдока и приема на работу уже 140 человек на эти должности
- количество работников из числа руководящего, а также административно-хозяйственного персонала сократилось на 83 и 65 человек соответственно
- на этом фоне количество научных сотрудников возросло на 130 человек
См. также: Материалы ректорского совещания от 16.11.2015, п. 6; Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (ответ 5); В кругу звездных друзей (ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2, 3 и 6); Он был первым (ответ 13); Правила жизни Университета (ответы 4–5).
Награда Scopus Award вручена СПбГУ
Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что СПбГУ удостоен Scopus Award за выдающиеся успехи в совместной научной деятельности с коллегами из ЕС в 2009–2013 годы. Международная премия Scopus Award — объективный показатель достижений ученых. Вклад отдельного автора или организации в развитие национальной науки измеряется количеством опубликованных научных статей и их цитированием в журналах международного уровня. СПбГУ был удостоен этой награды по результатам отбора, проведенного мировым лидером в области научной информации — компанией Elsevier и Министерством образования и науки РФ. С. П. Туник отметил, что в качестве критериев отбора организаций-победителей использовалось количество совместных научных публикаций с коллегами из ЕС и показатели их цитирования по данным базы Scopus. Кроме СПбГУ, в России подобную награду смогли получить только МГУ и Объединенный институт ядерных исследований.
С. П. Туник упомянул положительную рецензию экспертов на включение в список Scopus издаваемого СПбГУ журнала Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. Но добавил, что эксперты, отмечая высокий уровень публикаций и цитирования (для исторической области исследований), указывают главную слабость журнала, препятствующую включению его в список Scopus, — отсутствие двойного «слепого» рецензирования статей. Этот недостаток типичен для всех журналов социогуманитарного профиля, издаваемых СПбГУ. Именно на этом направлении предстоит основная работа.
О праздновании Дня Победы в СПбГУ
А. А. Заварзин рассказал о программе празднования 69-й годовщины Дня Победы в СПбГУ 7 и 8 мая, которая включает торжественные собрания ветеранов, сотрудников и студентов, легкоатлетические эстафеты, концерт и вечера встречи ветеранов. А. А. Заварзин выразил благодарность работникам профкома за организационную и финансовую поддержку отдельных мероприятий программы празднования.
О праздновании 290-летия СПбГУ
А. А. Заварзин сообщил о ближайших мероприятиях в рамках празднования 290-летия СПбГУ. В воскресенье, 18 мая 2014 года, в Государственном музее-заповеднике «Петергоф» состоится торжественное открытие фонтанов, посвященное годовщине Университета. А. А. Заварзин сообщил, что 2900 билетов, предоставленных руководством ГМЗ «Петергоф», переданы директорам институтов и деканам факультетов для распространения среди научно-педагогических работников коллективов институтов и факультетов СПбГУ, а также Студсовету СПбГУ — для распространения среди студентов. Часть билетов переданы руководителям служб ректората для распространения среди сотрудников административно-управленческих служб СПбГУ. Такой же порядок использовался при распространении билетов в Мариинский театр. Как известно, несколько деканов часть билетов, переданных им для распространения среди научно-педагогических работников, не передали научно-педагогическим работникам, а распространили среди сотрудников административно-управленческих служб ректората, обеспечивающих работу коллективов факультетов. В связи с заверением со стороны этих руководителей, им все же переданы билеты для распространения строго среди научно-педагогических работников коллективов институтов и факультетов. В случае, если интересы научно-педагогических работников не будут соблюдены, впредь в таких ситуациях решение о распределении билетов, например, в Константиновский дворец на сольный концерт В. Герелло будет доверено другим лицам. А. А. Заварзин выразил уверенность, что праздник в Петергофе доставит универсантам удовольствие, а климатологи СПбГУ обеспечат «правильный» прогноз погоды на 18 мая (см. также: Быть в тренде, ответ 5; Кризис образования — общая проблема глобализации, ответ 1; Он был первым, ответ 20).