Балтинфо: Экспертный совет по любому вопросу

СПбГУ первым среди российских вузов включил в свою основную деятельность осуществление экспертно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти, организаций и иных учреждений. С этой целью в университете создан Центр экспертиз. Подробнее о новом подразделении «Балтинфо» рассказал ректор СПбГУ Николай Кропачев.

Какие экспертизы, проведенные за последнее время, Вам запомнились больше всего своей необычностью, неожиданностью выводов или еще чем-то?

Сегодня университет делает до шести экспертиз в день. К нам обращаются как представители государственной власти, так и частные лица, коммерческие организации. Запросы на экспертизы — самые разные. Мой любимый пример — обращение Минэкономразвития. Когда только началась подготовка к Олимпиаде в Сочи, потребовалось в короткие сроки подготовить экспертное заключение и определить — можно ли анапские пески использовать для производства цемента? Мы проанализировали, сделали вывод: нельзя по определенным правовым и технологическим основаниям.

Другой интересный и сложный запрос поступил к нам от Эрмитажа в мае 2013 года. Тогда в СМИ широко обсуждали инициативу Ирины Антоновой, президента ГМИИ им. А. С. Пушкина, которая ратовала за возрождение Музея нового западного искусства. Осуществление этой идеи потребовало бы перемещения из Петербурга в Москву части музейного фонда Эрмитажа — а именно легендарной коллекции Щукина и Морозова. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обратился к нам с запросом о проведении экспертизы. Я сразу предупредил Михаила Борисовича о том, что мы сделаем по запросу Эрмитажа экспертное заключение. Но вне зависимости от выводов, к которым придут эксперты, мы будем предоставлять это же заключение и в случае запроса от Министерства культуры или иных органов. В результате экспертиз законодательства специалисты СПбГУ пришли к выводу, что перемещение музейной коллекции, приводящее к нарушению ее целостности, в Российской Федерации запрещено. Директор Эрмитажа использовал экспертное заключение ученых университета — в результате Министерство культуры запретило перевозить коллекцию западноевропейской живописи в Москву.

Отмечу, что запросы на экспертизу бывают самыми разными — от вопросов про речевые конструкции до проектов законодательных актов, от анализа состава какого-то вещества до экономической стратегии региона. Возможность готовить независимые и качественные экспертные заключения появилась благодаря объединению интеллектуального потенциала специалистов самого разного профиля, работающих в СПбГУ, и существенному укреплению научно-исследовательской и информационной баз университета.

Кто чаще всего обращается к специалистам СПбГУ за проведением экспертизы — частные лица, организации, органы власти?

Чаще всего к нам обращаются представители органов власти, руководители различных организаций и предприятий. В 2013 году примерно 75 % всех обращений составили запросы именно от государственных структур и только 25 % поступили от физических лиц и компаний. Вероятно, такой «перекос», в первую очередь, обусловлен отсутствием традиции в России рассматривать вуз как экспертный центр (в отличие от других развитых стран, где именно университеты являются основными независимыми экспертными центрами). Но мы настойчиво меняем отношение в обществе к университету и видим постепенное увеличение доли заказов от юридических лиц и обычных граждан.

Сильно ли меняется состав экспертов и их количество в зависимости от специфики и сложности экспертизы?

Постоянного, «закостенелого» состава экспертов СПбГУ нет и быть не может. Каждый научно-педагогический работник университета — эксперт в своей сфере. Обычно мы привлекаем к экспертизе профильных специалистов — тех, чья научная деятельность непосредственно связана с тематикой запроса. Соответственно состав экспертной группы подбирается в зависимости от конкретного запроса на экспертизу и может быть любым — от одного человека до десятков экспертов.

Только в 2013 году к работе Центра экспертиз мы привлекли более 600 сотрудников СПбГУ! Что уж говорить о тех специалистах университета, которые являются постоянными экспертами при органах государственной власти, научных фондах, общественных объединениях и организациях. Таких в университете свыше 120 человек. Более того, несколько десятков наших сотрудников входят в состав экспертно-консультационных советов при администрации президента РФ, Совете Федерации, Государственной Думе, правительстве РФ, различных министерствах и ведомствах.

При университетском Центре экспертиз отдельными направлениями выделены Центры по защите прав абитуриентов и изучения проблем экстремизма и коррупции. Почему именно эти направления?

Нужно понимать, что направления экспертиз, которые осуществляет университет, и способ их организации — не одно и то же. Экспертизы в СПбГУ не подразделяются на важные, актуальные или второстепенные. Согласно нашему Уставу, университет проводит экспертизы учебников, учебно-методических пособий и иной учебной литературы, научных и образовательных проектов и программ по различным направлениям подготовки (то есть специальностям).

Кроме того, университет выполняет функции экспертного учреждения. Мы готовим заключения для администрации президента Российской Федерации, правительства, федеральных органов государственной власти и различных субъектов страны. Эта деятельность ведется в соответствии с российским законодательством. А Центры по защите прав абитуриентов и изучению проблем экстремизма и коррупции — это структуры, которые работают на постоянной основе. Они помогают решать вопросы конкретной группе лиц — например, абитуриентам. Или связаны с определенной областью исследований — в данном случае, с изучением методов борьбы с экстремизмом и коррупцией. Задача таких центров — обеспечить подготовку экспертных заключений с привлечением широкого спектра специалистов СПбГУ.

Каким образом проводится повышение квалификации экспертов, отстраняются ли они на этот период от проведения исследований?

Подготовка экспертных заключений — это не привилегия сотрудников университета, а обязанность. Уже второй год подряд экспертная деятельность включена в государственное задание, выдаваемое Санкт-Петербургскому университету правительством. Это означает, что часть выделяемых государством бюджетных средств направляется на обеспечение экспертной деятельности — то есть, заработную плату, приобретение необходимых материалов и прочее. Таким образом, зарплата сотрудников университета включает и оплату их экспертной деятельности, осуществляемой в рабочее время. А качество ее исполнения является также и предметом для поощрения из стимулирующего фонда. Напомню, что по итогам 2013 года средняя заработная плата научно-педагогических работников в СПбГУ превысила 60 тысяч рублей в месяц.

Я рад тому, что, например, в 2013 году более 300 сотрудников университета имели возможность получать больше ректора, поскольку их средняя зарплата была выше 140 тысяч рублей в месяц. В том числе, и за счет премий, выплаченных за объемы и качество экспертной работы.

Что касается повышения квалификации, то согласно правилам, установленным в СПбГУ, сотрудники регулярно проходят повышение квалификации в рамках своей образовательной и научной деятельности. Ведь для наших специалистов это фундамент, на котором основывается и вся экспертная работа.

Одна из основных задач Центра экспертиз — продвижение имиджа СПбГУ. Каким образом это осуществляется помимо непосредственно работы и выполнения прямых обязанностей экспертов?

Имидж университета как экспертного учреждения, казалось бы, неоспорим. И все же общество, увы, пока не готово к такой открытой форме взаимодействия. Досконально изучить поставленный вопрос, открыто говорить о полученных результатах и нести ответственность за свою работу — вот наш основной постулат. В университете мы придерживаемся принципа открытости и гласности и готовы задействовать все свои ресурсы для проведения любых экспертиз — обращайтесь! Мы располагаем суперсовременным оборудованием, которое собрано в Научном парке СПбГУ. У нас аккумулируются огромные информационно-библиотечные ресурсы. Наш Центр экспертиз — это интеллектуальный капитал тысячи российских и зарубежных ученых. Все открыто! Главное, чтобы теперь общество и бизнес начали активно пользоваться нашим потенциалом.

Важно, что у нас уже есть позитивный опыт сотрудничества с правительством Петербурга, правительством Ленинградской области, МЧС России, крупнейшими банковскими структурами страны и другими организациями. Мы проводим для них экспертизы, и результаты работы наших специалистов часто публикуются в открытом доступе. Любой желающий может познакомиться с ними и оценить уровень нашей экспертной оценки. А результаты говорят сами за себя. Именно это, в конечном счете, и влияет на продвижение имиджа университета.

Довольны ли вы сами результатами экспертной деятельности и кто еще оценивает эту работу?

Работой Центра экспертиз должен быть доволен не я, а, в первую очередь, заказчики и потребители. Судя по тому, что за последние годы количество запросов на экспертизы значительно увеличилось, результаты нашей работы оценивают высоко. Если в 2012 году специалисты СПбГУ подготовили около 1000 экспертных заключений, то в прошлом году — на треть больше. Разве это не показатель? Впрочем, для широкой аудитории экспертный потенциал университета становится очевидным за счет высокой цитируемости наших специалистов в СМИ. Не секрет, что журналисты воспринимают университет, в первую очередь, как экспертное сообщество. Каждую неделю в пресс-службу СПбГУ поступают десятки запросов по различным темам. В университете работают тысячи высококлассных специалистов, поэтому мы можем удовлетворить запросы журналистов и оперативно предоставлять комментарии, предлагать действительно интересные экспертные мнения практически по любым вопросам — от образования и международной политики до эмбрионального развития. Именно поэтому количество комментариев наших экспертов, публикуемых в СМИ, постоянно растет.

Только за последний квартал 2013 года специалисты СПбГУ предоставили более 120 комментариев к актуальным событиям, которые освещались региональными и федеральными СМИ. Это очень высокий и значимый показатель.