Материалы ректорского совещания

№ 90
от 21.01.2013

Повестка совещания

    О встрече ректора СПбГУ с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил о результатах своей встречи с Президентом РФ В. В. Путиным. Он отметил, что основные обсуждаемые вопросы касались результатов выполнения Университетом первого этапа Программы развития СПбГУ. И при рассказе о достижениях коллектива СПбГУ ректор основывался на материалах заседания Ученого совета СПбГУ от 24.12.2012, на докладах, своем (см. текст доклада «Путь в конкуренцию») и И. А. Горлинского. Президент проявил живой интерес к деятельности родного вуза.

    Ректор от имени Университета подарил президенту уникальные издания, подготовленные и выпущенные специалистами СПбГУ: «Комплексный нормативный словарь современного русского языка» и «Геоморфологический атлас Антарктиды». Работа над словарем продемонстрировала единство Университета: в подготовке словаря приняли участие не только филологи, но также и другие ученые СПбГУ (юристы, экономисты, психологи и др.). Исследования ученых в лаборатории «Геоморфологические и палеогеографические исследования полярных регионов и Мирового океана» , возглавляемой профессором Й. Тиде, очень важны для развития современной России, сейчас решается вопрос о продолжении финансирования этой лаборатории.

    Н. М. Кропачев сообщил также, что накануне состоялась очередная встреча, которую проводит полпред президента в СЗФО с ректором СПБГУ и губернаторами региона. В этот день состоялась встреча с губернатором Санкт-Петербурга — и это позволило ректору во время встречи с президентом более аргументировано поставить вопросы дальнейшего территориального развития Университета. Были обсуждены и вопросы финансирования, в том числе финансирования научных исследований. Президент дал соответствующие поручения руководителям Минэкономразвития, Минфина и губернатору Санкт-Петербурга.

    О встрече ректора СПбГУ с полномочным представителем президента РФ в СЗФО Н. А. Винниченко и губернатором Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко

    Ректор сообщил, что 17 января состоялась встреча с полномочным представителем президента РФ в СЗФО Н. А. Винниченко и губернатором Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко. На встрече обсуждались вопросы территориального развития Университета, использования экспертного потенциала Университета, развития медицины в Санкт-Петербурге и СПбГУ.

    Ректором дано поручение И. А. Дементьеву до 31 января 2013 года подготовить перечень конкретных предложений в правительство Санкт-Петербурга. После подготовки этих вопросов состоится их очередное обсуждение с губернатором Санкт-Петербурга.

    Н. М. Кропачев сообщил также, что планируется его встреча с полномочным представителем президента РФ в ЦФО А. Д. Бегловым и губернатором Белгородской области Е. С. Савченко. Ректор напомнил, что в Белгородской области Университет имеет учебно-научную базу «Дубрава». И попросил деканов направлять свои предложения, касающиеся сотрудничества СПбГУ с этим регионом (оно должно быть интересно биологам, геологам, географам, историкам, экономистам, политологам, юристам, менеджерам и др. Речь идет прежде всего об использовании экспертного и научного потенциала Университета.

    Уровень зарплат в 2012 году

    Как известно, наш Университет — один из немногих, в котором регулярно публикуется информация о зарплате сотрудников (см. Материалы ректорского совещания от 03.04.2011, п. 5; от 11.04.2011, п. 6; от 18.04.2011, п. 11; от 25.04.2011, п. 5; от 23.05.2011, п. 3; от 20.06.2011, п. 5; от 27.06.2011, п. 4; от 18.07.2011, п. 1; от 08.08.2011, п. 7; от 29.08.2011, п. 6; от 19.09.2011, п. 1; от 26.09.2011, п. 4; от 31.10.2011, п. 2; от 07.11.2011, п. 7; от 21.11.2011, п. 3; от 12.12.2011, п. 10; от 19.12.2011, п. 7; от 26.12.2011, п. 7; от 16.01.2012, п. 1; от 23.01.2012, п. 1; от 30.01.2012, п. 3; от 06.02.2012, п. 4; от 20.02.2012, п. 11; от 12.03.2012, п. 9; от 19.03.2012, п. 8; от 24.09.2012, п. 2; от 15.10.2012, п. 1; от 22.10.2012, п. 4; от 26.11.2012, п. 5; от 17.12.2012, п. 5, а также: Ректор СПбГУ открыто рассказал о доходах). Проректор И. А. Дементьев сообщил, что был проанализирован уровень зарплат сотрудников Университета в 2012 году. В приведенном расчете используются два подхода:

    • расчет средних заработных плат научно-педагогических работников, работающих в Университете не менее, чем на полную ставку. В этот расчет входят средства, получаемые работником в Университете из всех источников до уплаты им подоходного налога;
    • расчет зарплат всех работников (включая научно-педагогических), работающих в Университете не менее, чем на 0,25 ставки.

    В тех случаях, когда это возможно, приведено сравнение с 2011 и 2010 годы. Аналогичных данных за более ранние годы по известным теперь всем причинам в Университете нет (см. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 6; от 09.07.2012, п. 2, от 17.10.2011, п. 3; от 24.10.2011, п. 6; от 14.11.2011, п. 3).

    И. А. Деменьев напомнил, что зарплата НПР складывается из базовых выплат (в 2012 году они индексировались правительством РФ на 1,5 % в годовом исчислении) и выплат из стимулирующих фондов (они были увеличены на 43 % в результате активной работы руководства Университета и поддержки со стороны президента и правительства РФ).

    На сегодняшний день для коллектива каждого факультета формируются два стимулирующих фонда. Объем одного из них пропорционален фонду заработной платы коллектива по штатному расписанию (с учетом сотрудников, работающих не менее, чем на полную ставку). Объем другого , формирование которого началось с апреля 2012 года (подробнее о критериях см. Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 5), зависит от выполнения коллективами факультетов критически важных показателей Программы развития (показатели 8, 9, 10, то есть:

    • от доли научно-педагогических работников, имеющих ученые степени
    • от доли кандидатов наук моложе 35 лет в общей численности кандидатов наук
    • от доли докторов наук моложе 40 лет в общей численности докторов наук

    В 2013 году, как это и планировалось ранее, объем той части фонда, которая зависит от выполнения показателей, будет возрастать, и будет рассчитываться с учетом всех тех показателей, выполнение которых напрямую связано с эффективностью научно-педагогических работников.

    1. Доля научно-педагогических работников, публикующих статьи в журналах, входящих в наукометрические базы Web of Science, Scopus и Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), в общей численности научно-педагогических работников (требуемые значения показателей: 18 % — в 2012 году, 19 % — в 2013 году, 20 %  — в 2014 году).
    2. Доля научно-педагогических работников, ведущих научную работу в рамках финансирования по федеральным целевым научно-техническим программам, грантам российских и зарубежных фондов, в общей численности научно-педагогических работников (требуемые значения показателей — соответственно: 60 %, 65 % и 70 %).
    3. Доля научно-педагогических работников, имеющих ученые степени (75 %, 75 % и 75 %).
    4. Доля кандидатов наук моложе 35 лет в общей численности кандидатов наук (24 %, 25 % и 25 %).
    5. Доля докторов наук моложе 40 лет в общей численности докторов наук (4 %, 4 % и 5 %).
    6. Доля научных публикаций на иностранных языках в общем количестве научных публикаций научно-педагогических работников (31 %, 33 % и 36 %).
    7. Доля сотрудников сторонних организаций в общей численности лиц, принимающих участие в научных исследованиях СПбГУ (5 %, 6 % и 6 %).
    8. Количество научных публикаций научно-педагогических работников в журналах списка Web of Science (1,4 тыс., 1,55 тыс. и 1,7 тыс.).
    9. Количество образовательных программ на иностранных языках (14, 16 и 18).
    10. Количество образовательных программ, получивших международную аккредитацию (5, 7 и 9).
    11. Общая численность научно-педагогических работников, участвовавших в научных конференциях (2,35 тыс., 2,42 тыс. и 2,53 тыс.).

    И. А. Дементьев сообщил, что средний уровень заработной платы в 2012 году по сравнению с 2011 увеличился на 21 % (на 9,6 тыс. рублей) и составил 55 340 рублей. Увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 было 17 % (6,7 тыс. рублей). Из указанных 55 тыс. рублей средней заработной платы примерно 22 тыс. рублей — базовые выплаты, а около 33 тыс. рублей — стимулирующие (не только в виде премий, но и в виде установленных доплат, долей ставок и т. д.).

    Для того, чтобы начислить работнику зарплату 55 тыс. рублей, Университет потратил 72 053 рублей (с учетом выплат во внебюджетные фонды). А на руки работник получит 48 146 рублей. Если приводить детальный расчет всей совокупности выплат (с учетом выплат во внебюджетные фонды и подоходного налога), то получится следующая картина в разрезе должностей:

     

    Количество работающих на полную ставку по основному месту работы

    Сколько Университет тратит, с учетом выплат во внебюджетные фонды

    Начисленная зарплата, с подоходным налогом

    Сколько работник получает на руки

    Заведующий кафедрой

    87

    154 052

    118 319

    102 938

    Профессор

    721

    104 650

    80 377

    69 928

    Доцент

    1456

    68 934

    52 945

    46 062

    Старший преподаватель

    606

    44 162

    33 918

    29 509

    Ассистент

    212

    51 619

    39 646

    34 492

    Главный научный сотрудник

    8

    435 468

    334 461

    290 981

    Ведущий научный сотрудник

    22

    58 579

    44 992

    39 143

    Старший научный сотрудник

    108

    41 481

    31 859

    27 718

    Научный сотрудник

    63

    37 269

    28 625

    24 903

    Младший научный сотрудник

    49

    31 627

    24 291

    21 133

     

    3332

    72053

    55 340

    48 146

    Наибольший рост средней заработной платы (выше среднего значения 21 %) был достигнут в коллективах: химиков — 50 %, физиков — 45 %, историков — 42 %, биологов — 39 %, социологов — 32 %, философов — 31 %, географов — 31 %, геологов — 25 %, политологов — 23 %, прикладников — 23 %.

    Средняя зарплата 10 % наименее оплачиваемых работников выросла также на 21 % (на 3,6 тыс. руб.), а средняя зарплата 10 % наиболее высокооплачиваемых — на 24 % (на 25,5 тыс. рублей). При этом среднее значение децильного коэффициента в коллективах факультетов практически не изменилось (6,4 против 6,3). Самый высокий (выше среднего значения 21 %) рост средней зарплаты у наименее оплачиваемых научно-педагогических работников составил в коллективах: химиков — 74 %, социологов — 53 %, историков — 48 %, физиков — 40 %, географов — 37 %, философов — 33 %, математиков — 31 %, геологов — 25 %.

    При этом средняя зарплата составила (в скобках даны значения 2011 года и увеличение за 2012 год в %): ассистента — 39,6 тыс. рублей (29,8 — плюс 33 %), младшего научного сотрудника — 24,3 тыс. рублей (13,3 — плюс 83 %), старшего преподавателя — 33,6 тыс. рублей (26,9 — плюс 25 %), научного сотрудника — 28,6 тыс. рублей (19,6 — плюс 46 %), доцента — 52,5 тыс. рублей (43,4 — плюс 21 %), старшего научного сотрудника — 31,8 тыс. рублей (28,3 — плюс 12 %), профессора — 79,9 тыс. рублей (58,7 — плюс 36 %), ведущего научного сотрудника — 44,9 тыс. рублей (30,7 — плюс 46 %), заведующего кафедрой — 118,1 тыс. рублей (97,6 — плюс 21 %), главного научного сотрудника — 334,5 тыс. рублей (73,5 — плюс 355 %).

    В 2012 году средняя заработная плата деканов факультетов составила 151,0 тыс. рублей — против 147,3 тыс. рублей в 2011 году (рост — 3 %). При этом средняя зарплата 10 % наименее оплачиваемых — 30,3 тыс. рублей (в 2011 – 25,4), а 10 % наиболее оплачиваемых — 409,5 тыс. рублей (в 2011 – 405,6), децильный коэффициент стал 14 (в 2011 году — 16).

    И. А. Дементьев привел также сведения о средних заработных платах работников разных категорий. В этом случае данные были представлены для лиц, работающих в Университете не менее, чем на 0,25 ставки, без учета доли ставки. То есть в расчете использовались ровно те деньги, которые человек, работающий, например, на долю ставки, реально получает на карточку до уплаты подоходного налога (в скобках даны значения 2011 года и увеличение в процентах). В целом по Университету — 37,1 тыс. рублей (31,1 — плюс 19 %), НПР — 47,5 тыс. рублей (37,3 — плюс 27 %), ректораты по направлениям  26,6 тыс. рублей (22,9 — плюс 14 %), централизованные службы  31,6 тыс. рублей (29,1 — плюс 8 %).

    Интересен также анализ ситуации с источниками выплат (бюджет — образование и наука; внебюджетные — образование и наука). При этом видно, что ППС получают зарплату, которая примерно на 15 % финансируется из «научных» денег, а зарплата научных сотрудников на 30–40 % финансируется из денег, выделенных на образование.

    На развитие научных исследований Университет получает из бюджета около 300 млн рублей в год, зарабатывает из внебюджетных источников за счет научной деятельности — около 700 млн в год (практически все эти средства расходуются на выплату заработной платы). Но при этом целевые бюджетные затраты на обеспечение научный исследований (с учетом Программы развития) — более 4 млрд рублей, то есть в пять раз больше!

    И. А. Дементьев продемонстрировал график, который показывает долю «научных» денег в формировании зарплаты в коллективах факультетов.

    Ректор отметил два важных момента. Первое: в СПбГУ — по сравнению с конкурентами — уровень зарплат высок. При этом Университет в несколько раз отстает от МГУ в привлечении внешних грантов и заказов. И поэтому он не поднимал вопрос об увеличении зарплаты из бюджета во время встречи с президентом РФ. И не собирается поднимать этот вопрос. Если не будет большей активности НПР в привлечении внешних грантов и заказов, то заплата работников Университета в этом году не вырастет.

    Второе: зарплата работников Университета сегодня формируется в основном из бюджетных средств. Например, в средней зарплате 83 % — из бюджета, 17 % — из внебюджетных средств (7 % — образование и 10 % — наука). Стоит задача увеличить долю внебюджетных средств, используя научный потенциал Университета. Общее удивление вызвала таблица. Оказывается, что среди всех коллективов факультетов больше всех в зарплате доля внебюджетных научных (в том числе экспертных) денег не у естественников, а у наших менеджеров (62 %) и юристов (42 %). То есть интеллектуальный потенциал наших менеджеров и юристов не только востребован, но они умеют и эффективно реализовать этот научный потенциал. Ученые СПбГУ, подчеркнул Н. М. Кропачев, должны ставить перед собой только самую высокую цель и уметь достигать ее. Условия для этого есть! (см. также: Материалы ректорского совещания от 01.07.2013, п. 1; от 10.06.2013, п. 3).

    Объявление конкурса на замещение должности начальника Управления научных исследований

    Ректор сообщил, что должность начальника Управления научных исследований вакантна. И объявил о требованиях к кандидатуре претендента на эту должность:

    • наличие ученой степени (или Ph. D. )
    • опыт научной работы (не менее пяти лет), в том числе в качестве исполнителя / руководителя грантов научных фондов
    • опыт руководящей работы в научно-образовательной сфере (не менее пяти лет)
    • опыт организации работы по привлечению учеными и научными коллективами, работающими в организации, инвестиций на проведение фундаментальных и прикладных исследований
    • наличие публикации в научных журналах, индексируемых WoS и Scopus

    Ректор также сформулировал требования к этой должности (какие задачи должен решать начальник Управления научных исследований):

    • формулировать и аргументировать организационные и управленческие задачи в области развития научной деятельности СПбГУ
    • организовывать и контролировать информационно-аналитическую работу, деятельность по сбору и накоплению статистической информации
    • развивать и поддерживать информационные базы научных исследований и разработок, научно-педагогических работников, научного оборудования
    • организовывать деятельность по подготовке аналитических докладов, отчетов, информационных материалов для продвижения информации в России и за рубежом об университетской науке

    Ректор сообщил, что будет создана комиссия по отбору кандидатов, и попросил деканов до 25 января высказать свои предложения по требованиям и к должности, и к кандидатуре, а также предложения по составу комиссии по отбору кандидатов (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.07.2013, п. 2; от 15.07.2013, п. 6).

    Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2012/13 учебный год

    Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что приказом министерства образования и науки РФ от 14 ноября 2012 года № 916 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2012/13 учебный год» Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета включена в этот Перечень по 11 общеобразовательным предметам (комплексам предметов): математика, физика, химия, биология, география, медицина, обществознание, право, история, иностранные языки, филология. Олимпиада школьников СПбГУ в текущем учебном году проводится по 14 предметам, три из них не вошли в Перечень олимпиад — информатика, социология и экономика (заявка на включение этих предметов в Перечень олимпиад подавалась, но они не смогли успешно пройти экспертизу Российского совета олимпиад школьников).

    Помимо этого, СПбГУ является организатором или одним из основных соорганизаторов еще 8 олимпиад школьников, включенных в Перечень олимпиад школьников на 2012/13 учебный год.

    1. Городская открытая олимпиада школьников по физике.
    2. Интернет-олимпиада школьников по физике.
    3. Объединенная межвузовская математическая олимпиада.
    4. Олимпиада школьников «Ломоносов» (по психологии, по истории российской государственности).
    5. Олимпиада юношеской математической школы (впервые вошла в Перечень).
    6. Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада.
    7. Санкт-Петербургская олимпиада школьников по математике.
    8. Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии).

    Единственной олимпиадой школьников, которая проводится по большему числу предметов (22), чем Олимпиада школьников СПбГУ, является олимпиада школьников «Ломоносов», проводимая МГУ имени М. В. Ломоносова в партнерстве с 26 вузами России (в том числе по двум предметам — с СПбГУ).

    Число олимпиад СПбГУ в Перечне уменьшилось из-за того, что в 2012 году РСОШ изменил систему организации экспертиз олимпиад школьников: существенно возросли требования к уровню методического обеспечения, качеству заданий олимпиад, претендующих на включение в Перечень. Для создания дальнейших стимулов для организаторов олимпиад школьников к повышению качества интеллектуальных соревнований молодежи РСОШ было принято решение ввести новые параметры качества в отношении рекомендуемых к включению в Перечень олимпиад — теперь стали включать в проект Перечня олимпиады только уровня «хорошо» и «отлично». В результате, если в 2011/12 учебном году общее число олимпиад школьников, вошедших в Перечень, составляло 79, то в 2012/13 учебном году число олимпиад школьников, рекомендованных к включению в Перечень, сократилось до 53.

    М. Ю. Лаврикова назвала качественные критерии экспертизы олимпиад школьников РСОШ (и их долю влияния на общую оценку):

    • Творческий характер, практико-ориентированная компонента и новизна заданий олимпиады; их направленность на выявление интеллектуального потенциала, аналитических способностей и креативности мышления участника (50 %)
    • Уровень методического обеспечения проведения олимпиады, развитость форм непрерывной работы с талантливой молодежью (10 %)
    • Профессиональная квалификация и опыт работы по профилю олимпиады членов оргкомитета олимпиады, методической комиссии и жюри (10 %)
    • Соответствие олимпиадных заданий общеобразовательным программам основного профильного уровня (10 %)
    • Степень открытости информации и качество информационного обеспечения олимпиады (10 %)
    • Развитость инфраструктуры доступности олимпиад в части межрегионального представительства и дистанционных форм работы (10 %)

    Повышение критериев, используемых при проведении экспертизы олимпиад школьников РСОШ, должно, по мнению организаторов, привести к:

    • исключению из Перечня «слабых» олимпиад школьников, организуемых вузами с невысоким потенциалом, и усилению конкуренции внутри олимпиадного движения между сильными вузами
    • повышению уровня общественного доверия к институту олимпиад школьников как инструменту общенациональной системы поиска и поддержки талантливой молодежи
    • формированию межвузовских «консорциумов» вузов — организаторов олимпиад школьников
    • снижению уровня энтропии в олимпиадном движении

    Дальнейшее совершенствование методического уровня проведения олимпиад школьников, согласно предложениям РСОШ по реализации поручений Правительства РФ, направленных на реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (от 26.05.2012 № 2405п–П8), должно осуществляться в следующих направлениях (что будет сказываться на результатах экспертизы олимпиад школьников РСОШ):

    • обеспечение обязательного участия в олимпиадах школьников и других творческих соревнованиях учащихся младших классов, в особенности из отдаленных регионов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • обеспечение территориального охвата олимпиадами школьников и другими творческими соревнованиями на уровне от 10 до 40 субъектов Российской Федерации, при минимальном представительстве — пять человек от субъекта
    • обеспечение максимального уровня доли победителей заключительного этапа олимпиад школьников и других творческих соревнований в пределах 5% от числа участников этапа
    • организация онлайн-трансляций очных туров олимпиад школьников

    В связи с этим М. Ю. Лаврикова назвала направления совершенствования Олимпиады школьников СПбГУ. Предметы (комплексы предметов) Олимпиады школьников СПбГУ, не вошедшие в Перечень в 2012/13 учебном году, но включенные в Перечень в предыдущем учебном году, — экономика и социология — относятся к комплексным олимпиадам для школьников, выполняющим важную профориентационную функцию. Поскольку Олимпиада школьников СПбГУ по обоим комплексам предметов в 2012/13 учебном году проводится вне зависимости от непопадания указанных комплексов предметов в Перечень, представляется необходимым усилить методическую работу именно по этим предметам, в особенности при подготовке заключительного этапа Олимпиады в 2012/13 учебном году. Данное решение представляется целесообразным, в том числе с позиций возможности использования профориентационной функции Олимпиады школьников СПбГУ и организации отбора через Олимпиаду наиболее подготовленных к обучению в СПбГУ кандидатов на обучение из числа иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе и для обучения за счет средств федерального бюджета Российской Федерации («гослиния»).

    Для расширения территориального охвата и уровня проникновения Олимпиады школьников СПбГУ в субъектах Федерации и иностранных государствах, в которых она уже проводится, необходимо усиление и координация информационной политики СПбГУ и повышение привлекательности участия в отборочном этапе в дистанционном режиме через Интернет. Для этого в настоящее время в СПбГУ проводится работа по переходу на использование унифицированной общеуниверситетской платформы проведения интеллектуальных соревнований для молодежи с использованием дистанционных образовательных технологий и, в частности, платформы Blackboard (издано распоряжение первого проректора по учебной и научной работе от 12.12.2012 № 550 «Об организации работы по совершенствованию систем проведения интеллектуальных соревнований для молодежи с использованием дистанционных образовательных технологий»).

    Эти же меры направлены на решение задачи развития непрерывных форм работы с талантливой молодежью, уровень развития которых является одним из критериев оценивания олимпиад школьников РСОШ. Для усиления позиций Олимпиады школьников СПбГУ, в том числе при прохождении экспертизы заявок на включение в Перечень, необходимо внедрение и развитие таких форм межтуровой работы с талантливыми детьми как разбор заданий олимпиад разных лет, бесплатные дистанционные курсы и кружки для талантливых детей, проведение лагерей и школ для наиболее подготовленных к участию в интеллектуальных соревнованиях для молодежи школьников.

    Дальнейшее совершенствование методического обеспечения проведения Олимпиады школьников СПбГУ также должно быть связано с повышением относительной «доступности» и привлекательности заданий Олимпиады школьников СПбГУ для учащихся невыпускных классов. Для этого по большинству общеобразовательных предметов и комплексов предметов необходимо будет формировать задания этапов олимпиады, ориентированные на учащихся определенных параллелей (например, задания для 10–11 классов, задания для 8–9 классов, задания для 6–7 классов) с учетом общеобразовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

    В связи с решением РСОШ о том, что три олимпиады СПбГУ не вошли в Перечень, ректор заметил, что никому не звонил по этому поводу. Универсанты должны побеждать в честной борьбе. Если кто-либо не согласен с экспертными заключениями, то надо бороться с ними путем открытой борьбы, в том числе в средствах массовой информации (см. также: Материалы ректорского совещания от 29.04.2013, п. 5).

    Доступ к сети Интернет, подключение к информационным ресурсам

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что еще совсем недавно коллектив каждого отдельного подразделения Университета самостоятельно решал задачу подключение к сети Интернет. И был платный интернет-трафик, например, в Петергофе. В последнее время работа по предоставлению интернет-услуг была централизована, строится по единому плану и охватывает весь Университет. Сегодня больше 8000 университетских компьютеров (а всего их больше 9 000) подключены к Интернету бесплатно. В Университете около 100 зон WiFi (а два года назад их было не больше десяти).

    Если сравнивать с МГУ, то у них до сих пор система раздроблена: каждое подразделение самостоятельно, за свои внебюджетные деньги решает вопрос подключения к Интернету (см. ответ в Электронной приемной МГУ). А в нашем Университете средства вкладываются из общего бюджета СПбГУ. Например, 40 учебных компьютерных классов было создано или переоборудовано за счет средств Программы развития. Все компьютеры оснащены легальными версиями программного обеспечения.

    И. А. Горлинский сообщил также, что иногда спрашивают, участвует ли СПбГУ в программе Dream Spark. И объяснил, что Dream Spark — это программа Майкрософт по поддержке образования путем предоставления доступа к программному обеспечению Майкрософт для учебных, преподавательских и исследовательских целей. Программа Dream Spark для образовательных учреждений заменила (по маркетинговым соображениям — это новый бренд для прежнего продукта) ранее существовавшую программу MSDN Academic Alliance. Те вузы у которых существовала подписка на программу MSDN Academic Alliance, автоматически стали участниками программы Dream Spark. Подписка на MSDN Academic Alliance была оформлена СПбГУ на все направления на три года (в октябре 2011 года — до октября 2014 года). По условиям программы подписка оформляется на каждый факультет (так, например, происходит в МГУ, где Dream Spark используется «на факультетах, попадающих под правила этой программы» — см. ответ в Электронной приемной МГУ), но в случае с СПбГУ удалось договориться с сотрудниками Майкрософт о подписке на Университет в целом, что позволило сэкономить более 500 тыс. рублей. Таким образом, СПбГУ является участником программы Dream Spark, и продление участия в которой предстоит обсуждать в 2014 году… Сегодня спектр сервисов, получаемых СПбГУ, соответствует высшей категории участия в программе Dream Spark — версии «премиум» (и разумеется, для всего Университета). МГУ в этом случае отстает от СПбГУ — они решают вопрос о подключении своих подразделений к более низшей версии «стандарт» (см. ответ в Электронной приемной МГУ).

    И. А. Горлинский отметил также, что важны не только компьютеры и софт, но и состояние сетей, в обеспечение которых Университет тоже вкладывает средства, закупает необходимое оборудование.

    Сегодня студенты Университета вместе с читательским билетом получают логин и пароль для доступа к электронным библиотечным ресурсам, которые заслуженно считаются лучшими в России. Многие из них были закуплены благодаря Программе развития.

    И. А. Горлинский заключил: в настоящее время завершается этап основных инвестиций в базовое развитие сети Интернет в Университете. Начинается этап эксплуатации ресурса и плановое развитие доступа к сети Интернет. Заканчивается подготовка программы развития Wi-Fi в Университете, которая формулировалась по представлениям проректоров по направлениям. И. А. Горлинский попросил деканов направлять свои предложения по развитию сети Интернет.

    О завершении процесса подготовки договора с преподавателями-практиками

    И. А. Дементьев напомнил, что по предложению ученого совета и декана Филологического факультета Л. А. Вербицкой были проработаны формулировки договора с преподавателями Университета, основная функция которых — преподавательская (с так называемыми преподавателями-практиками). Форма договора с каждым будет индивидуальна, но основные подходы — едины. Методические наработки есть у работников управления кадров. И. А. Дементьев попросил деканов довести эту информацию до преподавателей (см. также: Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 8).

    Публикация курсовых, дипломных и других

    И. А. Горлинский сообщил, что министр образования и науки РФ, как пишут СМИ, намерен в течение двух лет ввести за правило публикацию выпускных квалификационных работ на сайтах вузов. Он напомнил также, что работа в этом направлении по инициативе ректора СПбГУ была начата в Университете еще в марте 2011 года (тогда был издан соответствующий приказ проректора по учебно-методической работе Н. В. Каледина). На сайте СПбГУ стали публиковать аннотации магистерских диссертаций, рецензии и отзывы. И ректор в прошлом году предупреждал, что следующим этапом будет публикация на сайте текстов выпускных работ. Это правило будет введено в нашем Университете, начиная с этого учебного года. Будет введено как продолжение политики открытости Университета.