Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
- Мониторинг качества приема в вузы в 2017 году
- Позиции СПбГУ в предметных рейтингах
- Как публиковаться в журналах Web of Science?
- Где же будет единый кампус Университета?
1. Мониторинг качества приема в вузы в 2017 году
Проанализированы результаты мониторинга приема в российские вузы на бюджетные места в 2017 году и показатели качества контингента обучающихся, поступивших на различные образовательные программы СПбГУ. Наш университет по-прежнему занимает первое место среди классических университетов по качеству приема: средний балл ЕГЭ первокурсников, зачисленных в этом году в СПбГУ на бюджетную основу обучения, — 90,7 (для сравнения: в МГУ — 88,5). СПбГУ входит в тройку лидеров по качеству приема по 26 укрупнённым группам направлений подготовки (УГН).
Первое место СПбГУ занимает по УГН: «Биология», «Здравоохранение», «Материалы», «Охрана памятников», «Почвоведение», «Религиоведение и теология», «Философия», «Химия».
Второе место по УГН: «География», «Государственное и муниципальное управление», «Журналистика и литературное творчество», «Информатика и вычислительная техника», «История», «Культурология», «Менеджмент», «Социальная работа», «Сфера обслуживания», «Филология», «Экология».
Третье место по УГН: «Бизнес-информатика», «Лингвистика и иностранные языки», «Международные отношения», «Политология», «Социология», «Юриспруденция».
По восьми укрупнённым группам направлений подготовки Университет не вошел в тройку лидеров: «Востоковедение и африканистика», «Математика» и «Экономика» — четвертое место; «Геология», «Физика» и «Психология» — пятое место; «Реклама и связи с общественностью» — шестое место.
В ходе обсуждения результатов мониторинга качества приема в вузы на совещании обращалось особое внимание не только на лидирующие позиции Университета, но и на те направления, по которым СПбГУ пока уступает первые места конкурентам. Анализировались причины и меры, необходимые для изменения ситуации. Директорам и деканам дано поручение: подготовить аннотации основных образовательных программ приема в СПбГУ в 2018 году («Общество все больше не понимает друг друга», ответ 2, Ректор СПбГУ Кропачев: «В России всего 5% населения понимает смысл нормативных актов», ответ 10, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 8)
2. Позиции СПбГУ в предметных рейтингах
Проведен анализ причин изменения позиций СПбГУ в предметных рейтингах THE и QS по отраслям наук в этом году, а также сравнение с позициями других российских вузов. Рассматривалась взаимосвязь различных критериев рейтингов (в том числе характеризующих исследовательскую и образовательную деятельность).
Проанализирован объем результатов исследований ученых СПбГУ по отраслям знаний, представленный в 2016 году в журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в том числе изменение количества публикаций, входящих в 1 % наиболее цитируемых. Была отмечена высокая научная активность постдоков и ученых, выигравших конкурсы на должности и перешедших на работу в Университет в последние четыре года.
Обсуждались возможные подходы к повышению эффективности исследовательской, образовательной и экспертной деятельности коллективов универсантов, в том числе повышение критериев к кандидатам на должности научно-педагогических работников СПбГУ и приглашение к участию в конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников успешных ученых из России и из-за рубежа. Отмечалась необходимость активной позиции каждого научно-педагогического работника, а не только руководителей коллективов и административных работников («Университету кризис не страшен», ответы 1 и 6, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 7).
3. Как публиковаться в журналах Web of Science?
С 25 октября по 2 ноября специалисты компании Clarivate Analytics проводят серию обучающих онлайн-семинаров, посвященных актуальным вопросам организации работы ученых на платформе международной наукометрической базы данных Web of Science. Семинары идут на русском языке, они разработаны специально для авторов, которые собираются публиковать результаты своих исследований в международных журналах. Специалисты рассказывают о том, к чему нужно готовиться, чего стоит опасаться и на какие лучшие международные практики необходимо ориентироваться для подготовки успешных публикаций.
Как найти самые актуальные и влиятельные публикации в своей предметной области? Как выглядит процесс публикации в международном журнале? Какие требования предъявляются к научным статьям? Как избежать публикации в недобросовестных изданиях? Какие функции информационных ресурсов базы Web of Science могут быть полезны на разных этапах подготовки статей и отчетов? Эти и другие актуальные вопросы обсуждаются на семинарах. Информация о семинарах была направлена на корпоративные электронные адреса научно-педагогических работников СПбГУ 23 октября 2017 года.
4. Где же будет единый кампус Университета?
16 октября в рамках проводимой Законодательным собранием Санкт-Петербурга работы по внесению изменений в «Генеральный план развития Санкт-Петербурга до 2030 года» состоялось рабочее совещание депутатов различных фракций ЗакСа по вопросу о возможных вариантах размещения единого кампуса СПбГУ на территории Санкт-Петербурга. На совещание был приглашен первый проректор Университета Илья Дементьев.
На встрече депутаты познакомились с общей структурой единого кампуса, которая была разработана межведомственной рабочей группой, созданной по поручению председателя правительства РФ под руководством министра экономического развития. В состав рабочей группы были включены представители Минэкономразвития, Минфина, Минобрнауки, Министерства здравоохранения, Государственной думы и Совета Федерации, правительства Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области.
Основные элементы будущего кампуса: научно-технологический медицинский комплекс, включающий университетскую клинику, на 700 коек (до 50 тысяч пациентов в год); научный парк (до 50 ресурсных центров) для инструментального обеспечения образовательных и научных проектов; исследовательские и учебные лаборатории; около 1,5 тысяч учебных аудиторий; Академическая гимназия; объекты спортивной инфраструктуры (стадион, бассейн, игровые и тренажерные залы); студенческие общежития на 20 тысяч проживающих и многое другое.
Депутаты обсудили проблемы, требующие решения при формировании крупных земельных участков для реализации такого проекта (Ректорский прием, ответы 2 и 3, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответы 9–14, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 6).