Материалы ректорского совещания

№283
от 19.12.2016

Повестка совещания

    Стратегия научно-технологического развития России как руководство к действию

    Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года была утверждена Стратегия научно-технологического развития России, которая определяет основные направления развития образовательных и научно-исследовательских учреждений. Предложения, которые ректор СПбГУ Н. М. Кропачев высказал на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию, включены в итоговый текст стратегии:

    • в соответствии с указом органы государственной власти субъектов РФ должны применять положения стратегии при разработке своих региональных нормативных актов; соответствующие положения включены в п. 5, 6, 7, 42, 44, 48 стратегии; в п. 31е, 32а стратегии учтено предложение о создании жилищной и иной инфраструктуры за счет региональных бюджетов
    • появился отдельный пункт о необходимости обеспечения эффективности расходов на исследования и разработки (п. 27)
    • сделан акцент на роли государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием (п. 7)
    • в стратегии появились слова про гуманитарные и социальные науки (п. 20д и 20ж); также о вопросах развития социальных и гуманитарных наук говорится в п. 15б, 15е, 34з и особенно в п. 36е
    • об этических и социальных проблемах говорится в п. 22

    См. также: Стратегия научно-технологического развития России; Заседание Совета по науке и образованиюМатериалы ректорского совещания от 28.11.2016

    Работа по реализации Стратегии научно-технологического развития РФ будет оказывать влияние не только на деятельность органов власти и научных фондов. Новая политика государства в этой области не может не оказать существенного влияния и на деятельность Университета, в том числе на Программу развития СПбГУ, на показатели эффективности деятельности Университета. Директорам институтов и деканам факультетов было поручено: на ближайших заседаниях ученых советов учебно-научных подразделений проанализировать принятую стратегию и представить предложения по корректировке научно-образовательной политики СПбГУ в связи с ее принятием.

    Изменения в Уставе СПбГУ

    В связи с присоединением к СПбГУ Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса (который осуществляет медицинскую и фармацевтическую деятельность, а также связанные с ними виды деятельности, требующие лицензирования) постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1337 в Устав Университета внесены изменения. Теперь (после присоединения) данные виды деятельности будет реализовывать СПбГУ, поэтому Правительство включило указанные виды деятельности в Устав СПбГУ, и Университет сможет получить лицензии на эти виды деятельности.

    Изменения в Уставе СПбГУ структурированы следующим образом:

    • в п. 12 (цели, задачи и предмет деятельности СПбГУ) добавлены
      • осуществление деятельности в области здравоохранения в части оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи
      • изучение, обобщение и распространение опыта медицинских организаций в области хирургии и смежных с ней областях медицины
    • в п. 13 (виды деятельности СПбГУ в пределах государственного задания) расширен подпункт «н»
      • ранее было: «осуществление медицинской и фармацевтической деятельности»
      • стало сейчас: «осуществление медицинской деятельности по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также осуществление фармацевтической деятельности»
    • уточнен п. 13.1 (виды деятельности, которые СПбГУ вправе выполнять сверх установленного государственного задания оказывать услуги)
    • в п. 14 (виды приносящей доход деятельности) расширен подпункт «л»: «осуществление медицинской деятельности в части оказания населению первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, осуществление фармацевтической деятельности и деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, а также техническое обслуживание медицинской техники»
    • устав дополнен п. 14.2, в котором отдельно предусмотрены виды деятельности, которыми СПбГУ вправе заниматься на основании полученных лицензий (деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; заготовка донорской крови и ее компонентов, гемопоэтических (стволовых) и других клеток; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельность, связанная с проведением клинических исследований лекарственных средств; деятельность, связанная с источниками ионизирующих излучений и радиоизотопов короткого действия и т. д.)
    • в п. 93, в котором перечисляются работники СПбГУ, добавлены должности медицинских работников
    • в п. 129 (финансовое обеспечение СПбГУ осуществляется за счет) добавлен такой вид дохода, как средства, поступающие от обязательного медицинского страхования

    Изменения в уставе распространяются не только на сотрудников, занимающихся медицинскими видами деятельности. Они расширяют пространство многодисциплинарной деятельности всего Университета, всех его коллективов (физиков, химиков, психологов, юристов и др.). Расширение сфер деятельности Университета полностью соответствует Программе развития СПбГУ, в которой одним из приоритетных направлений развития Университета является «Биомедицина и здоровье человека». Новыми возможностями Университета для реализации научного и образовательного потенциала теперь может воспользоваться каждый.

    ДМС в 2017 году

    Заместитель председателя профкома сотрудников СПбГУ Т. А. Трубинская рассказала о добровольном медицинском страховании универсантов в 2017 году. Как и в предыдущие годы, в ходе публичного обсуждения выбирались наиболее выгодные для коллектива условия ДМС. Преимущества коллективного договора: медицинская страховая компания, выигравшая в конкурсе, предоставляет для универсантов, которые приняли решение об участии в программе, пакет услуг ДМС гораздо больше, чем каждый получил бы по индивидуальному договору (из-за того что страхователей очень много), и страховое покрытие значительно больше. Кроме того, застрахованный имеет возможность попасть на прием к специалисту в ближайшие дни, а не через месяц (как это порой происходит в поликлинике по месту жительства).

    См. также: Обсуждение программ ДМС на 2013 год; Организация услуг по ДМС — 2014

    Победителем конкурса на предоставление услуг ДМС в прошедшем 2016 году была компания «Росгосстрах», сотрудничество с которой осуществляется достаточно успешно. В Университете работает комиссия по контролю за выполнением условий договора. За истекший период работы (с апреля 2016 года) на работу компании было около 30 жалоб. С каждой из этих жалоб разобрались и оперативно исправили ситуацию.

    Т. А. Трубинская сообщила, что в прошлом году профком сотрудников СПбГУ начал использование новой схемы ДМС, теперь страхователем является сам работник (он сам оплачивает страховку). Полис ДМС теперь является собственностью работника, его действие сохраняется и в случае увольнения работника (на весь период действия полиса). Профком предполагает и далее работать по этой схеме. Сейчас ведется работа по совершенствованию программы ДМС на 2017 год. Директорам и деканам предложено обсудить вопросы организации добровольного медицинского страхования сотрудников Университета с руководителями профбюро.

    Организация работы диспетчерской службы

    Создана единая диспетчерская служба СПбГУ. Оборудован диспетчерский пункт (г. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 31), организовано круглосуточное дежурство. Информация о работе диспетчерской службы размещена на портале СПбГУ. Выделены телефон: +7 (812) 428–47–47, +7 (812) 428–48–28, +7 (905) 257–80–00, есть электронная почта: 911@spbu.ru.

    См. Материалы ректорского совещания от 17.10.2016

    Аварийные бригады в центральной части города и в Петродворцовом районе работают в штатном режиме (круглосуточное дежурство электромонтеров и слесарей-ремонтников). Сформирован штат аварийных бригад по Петергофу, они приступили к дежурству (в рабочие дни с 18:00 до 9:00, в выходные с 9:00 до 9:00). Определены и оборудованы места размещения аварийных бригад: в Петергофе — в здании по адресу: ул. Ботаническая, д. 31; на Васильевском острове — в административном корпусе Главного городка (Филологический пер., д. 3, лит. П).

    Сотрудники службы имеют опыт диспетчерской работы, обладают хорошими навыками общения с людьми, вежливы и корректны. С целью обеспечения качества работы службы и своевременного реагирования на аварийные ситуации организована запись всех переговоров диспетчеров.

    Есть и нерешенные пока проблемы, в первую очередь со стороны заявителей. Не всегда заявитель представляется; не всегда сообщает свои контактные телефоны. Одна из проблем в работе аварийных бригад — когда заявитель не может назвать точный адрес объекта. Например, сообщает не адрес здания и номер помещения, а название кафедры или даже «бывшей кафедры», поэтому диспетчер не знает, куда направить аварийную бригаду. В связи с этим началась работа по созданию единой нумерации помещений в зданиях Университета. Сначала это будет сделано в зданиях по адресам: Волховский пер., д. 3–5; ул. Чайковского, д. 62 и 22-я линия, д. 7. Эта работа упростит также составление расписания занятий и сделает более эффективным использование помещений.

    Директорам и деканам дано поручение: до 30 декабря предложить варианты нумерации по каждому зданию Университета.

    Электронные сервисы ведущих вузов России

    В целях совершенствования электронных сервисов Университета проведен сравнительный анализ объема и порядка предоставления таких сервисов в других российских вузах, в том числе в МГУ и НИУ ВШЭ.

    См. Материалы ректорского совещания от 28.11.2016

    В СПбГУ представлены электронные сервисы, структурированные по функциональным областям.

    Реализация сервисов базируется на веб-интерфейсах информационных систем, осуществляющих обработку соответствующих данных. Доступ к сервисам централизуется по принципу «единого окна».

    Весь процесс прохождения и реализации заявки (например, на организацию закупки или на доступ к оборудованию Научного парка) в СПбГУ прозрачен в режиме онлайн, вплоть до организации конкурса и поставки продукции. В СПбГУ введена единая учетная запись каждого пользователя (и сотрудника, и обучающегося) для всех электронных сервисов. Создан единый портал Университета, где хранится централизованный реестр всех сервисов. Реализована автоматическая выгрузка информации из одного электронного сервиса в другой через информационную шину для обмена данными.

    В других вузах сервисы сформированы по подразделениям (то есть часть сервисов доступна только части, а не всем обучающимся и сотрудникам). Далеко не всегда у пользователя есть возможность получать информацию о том, что происходит с его заявкой. Иногда в крупных вузах нет единой структуры электронных сервисов, есть отдельные сайты факультетов, институтов, центров и перечень разрозненных интернет-ресурсов.

    Естественно, что в каждом крупном вузе представлен библиотечный электронный сервис, однако, судя по открытым данным, объемы информации и количество источников в них существенно ниже, чем в СПбГУ. В МГУ, например, по аналогии с СПбГУ открыт сервис «Электронная приемная МГУ» (спустя год после начала работы Виртуальной приемной СПбГУ).

    В нашем Университете разработана дорожная карта развития электронных сервисов. Выделено две линии развития. Первая линия включает базовые сервисы, реализуемые в электронном виде, без необходимости существенного изменения бизнес-процессов (до конца 2017 года). Вторая линия объединяет сервисы, требующие изменения бизнес-процессов и / или действующих внутренних нормативных актов. Кроме того, ключевым в развитии сервисов являются компоненты инфраструктуры, отвечающие за безопасность, поскольку растет объем предоставления персональных и иных, в той или иной мере конфиденциальных, данных. Это в свою очередь предполагает анализ требований к платформам реализации в ключевых точках развития.

    Какими принципами и правилами руководствуется первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» при решении вопроса о премировании членов коллектива института?

    Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении объемов премиальных выплат научно-педагогическим работникам. Первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ К. В. Кротов рассказал о том, какими принципами и правилами он руководствуется при решении вопросов о премировании членов коллектива института и о влиянии этой системы на публикационную активность и развитие программ на английском языке.

    Система вознаграждения разработана в соответствии с Программой развития СПбГУ и приоритетами в профессиональной сфере, которые определены попечительским советом Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. Задачи каждого научно-педагогического работника детально описаны в его контракте и плане работ на год. Суммарное денежное вознаграждение состоит из трех частей (оклад в соответствии с должностью и званием; вознаграждение за исполнение учебной нагрузки — в зависимости от уровня программы и языка, вне зависимости от должности и звания; вознаграждение за публикационную активность Института «Высшая школа менеджмента» — в зависимости от уровня публикаций).

    Приоритеты в образовательной сфере: развивать «сложные» программы, развивать программы на английском языке, мотивировать научно-педагогических работников к «переходу» на английский язык. Учебная нагрузка (за академический час) оплачивается исходя из типа нагрузки, уровня программы и языка преподавания. Например, в 2007–2008 годах стояла задача: осуществить масштабный переход на преподавание дисциплин на английском языке и образовательные программы на английском языке. Поэтому они оплачивались выше в 1,5 раза на любом уровне программ. Было организовано обучение преподавателей английскому языку — некоторые выучили язык чуть ли не с нуля и достигли успехов.

    Качество преподавания каждого оценивается регулярно, в том числе и по результатам анкетирования студентов. Если уровень преподавания не соответствует уровню программы, то уровень вознаграждения работнику снижается пропорционально.

    Полностью на английском языке реализуются: одна программа бакалавриата, две (из трех) программы магистратуры, аспирантура. За восемь лет произошел рост с 42 дисциплин, реализуемых на английском языке (27 %), до 147 дисциплин (61 %). Достигнуты ведущие позиции в рейтингах программы магистратуры. Кроме того, хорошим показателем уровня качества и востребованности программ (а значит, и показателем правильности выбранных принципов работы с коллективом) является возможность даже в современных условиях установить высокий (премиальный по отношению к рынку) уровень оплаты обучения на программах Executive Education (EdEx) и на образовательных программах, которые специально создаются по заказам крупных компаний.

    Приоритеты в научной сфере: стимулировать научно-педагогических работников публиковаться в журналах уровня A, B, C, D (по версии списка ABS престижных журналов в сфере менеджмента с высоким импакт-фактором), а также в журналах, индексируемых в WoS и Scopus. Стимулирование происходит за счет поощрения публикаций в ведущих журналах. Значимый «перевес» в объемах выплат — за статьи самого высокого уровня. Результат стимулирования: за последние пять лет опубликовано 25 статей в журналах уровня А, В (до этого было девять), более 110 статей в журналах, индексируемых в WoS, Scopus.

    См. Материалы ректорского совещания от 26.12.2016

    К. В. Кротов обозначил и перспективы развития системы стимулирования научно-педагогических работников. Например, отмечена тенденция: создается много международных научных связей, но, к сожалению, не так много связей между коллегами-универсантами. Поэтому будут новые приоритеты, будет разработана новая система премирования.