Материалы приема граждан
По традиции, очередной прием граждан во вторник, 13 марта, прошел в здании Двенадцати коллегий. Обязанности ректора во время приема исполнял И. А. Горлинский, первый проректор по учебной и научной работе СПбГУ. Некоторые из вопросов имеют и общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.
Защитник прав студентов. Вопрос о выплате стипендии студентам Факультета прикладной математики — процессов управления и не только об этом
В феврале стипендию студентам Факультета прикладной математики — процессов управления в срок не выплатили. Студенты спрашивали на факультете — им объяснили, что документы на выплату стипендии в сроки, установленные приказом первого проректора, не были оформлены. И вместо того, чтобы быстро оформить документы в ближайшие дни после установленного срока, решили просто... отложить выплату на месяц (Материалы ректорского совещания от 12.03.2012, п. 1). Об этом грубом нарушении университетских правил ректор сообщил на деканском совещании 12 марта. К тому времени вопрос с выплатой стипендии был уже решен — стипендия была перечислена на карточки студентов. Это произошло оперативно, потому что одна из студенток-первокурсниц написала в «Виртуальную приемную СПбГУ», чтобы узнать, когда же будет стипендия. По поручению ректора, студентка была приглашена на прием к ректору.
Когда эта студентка с подругой пришли на прием, и. о. ректора И. А. Горлинский поблагодарил за сообщение о задержке с выплатой стипендии — ведь это была реальная помощь и студентам, которые в противном случае, были бы вынуждены ждать стипендии еще две недели, и руководителям, которые смогли не только быстро решить проблему, но и устранить саму причину возникновения подобных ситуаций.
И. А. Горлинский рассказал студентке, что после того, как в «Виртуальную приемную» поступил ее вопрос о задержке выплаты стипендии (перед 8 марта), информация была тут же проверена. Были подготовлены все необходимые документы и заявки на кассовый расход были направлены в казначейство, чтобы студентам Факультета прикладной математики — процессов управления перечислить деньги на карточки. (Студентки подтвердили, что накануне деньги на карточки поступили.) Но разбирательство продолжается. Виновные должностные лица будут наказаны. Квалификация работников, обслуживающих учебный процесс, разное — и реакция, которая последовала в ответ на нарушение прав студентов, будет такой и впредь. И. А. Горлинский отметил, что действия студентки имеют огромную пользу. Она выступила в роли защитника не только своих прав, но и прав других студентов.
И. А. Горлинский процитировал слова ректора и просил посетительниц передать другим студентам: руководство Университета реально нуждается в обратной связи для того, чтобы оперативно получать информацию о возможных сбоях в системе управления. Можно использовать разные средства связи: письменное обращение к ректору и проректорам, в «Виртуальную приемную СПбГУ», сообщения по электронным адресам руководителям, а также личные обращения во время приемов граждан, которые проводят ректор, проректоры, деканы. Проблемных вопросов немало, но они решаются.
Студентка призналась: когда стипендию им не начислили, то какое-то время они надеялись, что ситуация сама собой восстановится, разрешится... И. А. Горлинский объяснил: в Университете существуют четкие правила — студенты должны получать стипендию в определенные дни. И если бы она сообщила о задержке раньше, было бы лучше — быстрее бы решили этот вопрос.
Так стоит поступать и в других случаях. Например, девушки живут в общежитии, где тоже могут быть свои проблемы. И. А. Горлинский посоветовал: если у студента возникло ощущение, что какая-то проблема связана с нарушением его прав, он может обратиться, например, с вопросом: случилось то-то, прошу объяснить мои права в этой ситуации. Среди студентов СПбГУ больше опыта в защите своих прав у студентов-юристов, которые еще с конца
Принимая участие в приемах ректора, хорошо знаю, что ректор всегда с удовлетворением приводит примеры успешной защиты студентами-юристами своих прав. Например, он с улыбкой вспоминает, как один из студентов-юристов убедительно доказал необходимость отмены приказа декана о промежуточной аттестации, и декан это сделал. Был случай, когда студент-юрист доказал в суде необходимость отмены приказа декана об отчислении (несколько лет назад он защитил выпускную работу и успешно работает практикующим юристом).
В этой сфере у наших студентов-юристов большой опыт: в Университете больше десяти лет работает «Правовая клиника» — юридическая консультация для всех желающих. Недавно по инициативе ректора на сайте СПбГУ открыт раздел психологической помощи. И студенты, посоветовал И. А. Горлинский, могут воспользоваться этими каналами связи.
Студентка поблагодарила И. А. Горлинского за создание «Виртуальной приемной». Осенью были проблемы с размещением родственников в общежитии. Когда приезжала ее мама, то она жила за 250 рублей в сутки (а в другом общежитии стоимость была еще выше — до 550). Такие суммы, по словам студентки, «назначила бухгалтерия». Позже ее мама написала в «Виртуальную приемную» — и проректор Г. С. Васильев ответил, что есть приказ первого проректора по экономике № 3145/1 от 25.08.2011, в котором устанавливалась стоимость проживания значительно меньшая (из расчета 1000 рублей в месяц). И до бухгалтерии этот приказ был доведен.
И. А. Горлинский одобрил такие действия матери: она помогла проректору Г. С. Васильеву, обратив внимание на непорядок, который создали подчиненные ему должностные лица. И. А. Горлинский рассказал студенткам, что поселение в общежития с лета 2011 года происходит с учетом решений студенческих советов факультетов, а не так, как было ранее — по решению комендантов общежитий. Директором студгородка стал недавний выпускник физфака, он сам живет в общежитии и понимает нужды студентов.
Руководство Университета создает действенные инструменты, чтобы получить максимальное число обратных связей от проживающих. И. А. Горлинский привел пример: Антон Ягельницкий, председатель студсовета Факультета прикладной математики — процессов управления, обратился к нему с вопросом насчет спортинвентаря. А затем прислал запрос в «Виртуальную приемную», чтобы проверить — и проректор как должностное лицо должен дать ему исчерпывающий ответ. Игорь Алексеевич сказал, что он воспринимает это как право студента получить подтверждение о выполнении договоренностей. И. А. Горлинский призвал студентов действовать активнее (Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 4, Сделать из хорошего – отличный, ответ 1).
Зачем вводить в заблуждение? Вопрос о лишении премии за декабрь 2011 года
В конце декабря 2011 года товаровед одного из складов управления складского хозяйства получила зарплату на несколько тысяч рублей меньше своих коллег. Она спросила у начальника управления складского хозяйства А.В.Кошкиной, почему ее наказали, — та объяснила, как рассказывает посетительница, что приказ о премировании двух-трех товароведов (ее в том числе) «заплутал где-то в кабинетах», и все они премию не получили. Начальник пообещала, что разберется и премию за декабрь ей выплатят через месяц. Но прошел январь — а премию не заплатили. Затем февраль — опять ничего...
Товаровед спрашивала у расчетчиц — говорили, что, вроде, приказ этот видели, но не подписанный еще Г. С. Васильевым, проректором по эксплуатации материально-технической базы СПбГУ. И только в марте, как рассказывает посетительница, начальник управления сказала, что премия за декабрь ей начислена не будет, можно не рассчитывать на эти деньги. Но причин лишения премии не объяснила. Отчаявшаяся товаровед пришла на прием к ректору, чтобы понять, что же происходит — потому что с зарплатой у нее «непонятно что творится».
Посетительница объяснила, что работает в Университете больше 20 лет. Замечаний по работе у нее не было, она выполняет свои обязанности. Не было таких случаев, чтобы она что-то напутала или не справилась с работой. Весь год премию ей платили каждый месяц. А что теперь? У коллег зарплата растет, а ее в декабре лишили трети зарплаты. Если бы кто-то из начальства сразу объяснил, за что наказали, было бы лучше, чем вводить в заблуждение. Тогда бы, как она сама считает, она не звонила бы и не требовала.
И. А. Горлинский объяснил посетительнице порядок назначения и выплаты заработной платы сотрудникам Университета. Зарплата складывается из нескольких частей. Первое — должностной оклад, который прописан в трудовом договоре (товаровед назвала сумму ), второе — надбавка к окладу ОЦО как работнику особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (обычно, при наличии финансирования, 50 % от оклада). Но зарплата может быть существенно больше оклада, потому что, кроме этого, есть еще другие доплаты и выплаты, которые назначаются индивидуально. Для научно-педагогических работников, это, например, надбавки за ученую степень и звание, выплаты за участие в научных проектах и грантах и т. д. А для служащих (к этой категории относится и товаровед), есть стимулирующие выплаты по итогам месяца, квартала, полугодия, года — то, что обычно называют премиями. Такие премиальные выплаты назначаются работникам и других категорий, по определенным критериям. И. А. Горлинский спросил посетительницу, рассказывала ли на общем собрании начальник управления А.В.Кошкина им, работникам складского хозяйства, о правилах назначения стимулирующих выплат. Товаровед ответила, что таких объяснений от начальника она ни разу не слышала.
Вместе с посетительницей И. А. Горлинский стал разбираться, каких денег ее лишили. Товаровед показала расчетный листок за декабрь: кроме оклада и ОЦО там была строка «премия года» — столько-то руб. Еще она вспомнила, что в расчетном отделе, когда говорили о представленном, но неподписанном приказе, и назвали конкретную сумму. Этих денег она не получала, и в расчетном листке тоже нет ежемесячной премии за декабрь. А в другие месяцы именно эту сумму платят ей как премию из внебюджетных средств.
Игорь Алексеевич попросил посетительницу написать заявление на имя ректора с подробным изложением ситуации, просьбой разобраться и объяснить причину невыплаты ей премии за декабрь 2011 года — чтобы ей дали письменный ответ. Он предположил две возможных причины: либо руководитель (начальник управления или проректор) решил не назначать ей премию по итогам месяца; либо произошла какая-то техническая ошибка и ей не начислили премию из-за сбоя в системе.
И. А. Горлинский позвонил Г. С. Васильеву, проректору по эксплуатации материально-технической базы СПбГУ, и рассказал о ситуации. Г. С. Васильев объяснил ему, что премию этому товароведу за декабрь он не утвердил. Геннадий Сергеевич готов встретиться с посетительницей и объяснить причины ей лично. Игорь Алексеевич сообщил об этом посетительнице и передал ей трубку. Они договорились с Г. С. Васильевым о том, что встреча произойдет незамедлительно (Он был первым, ответ 13, Правила жизни университета, ответы 4-5).
На приеме граждан ректором присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).
Статистика
13 марта на прием пришли три человека: студенты (2), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (0), сотрудники (1), не работающие в СПбГУ (0). Рассматривались два вопроса, в том числе по темам: образование (0), наука (0), студенческая жизнь (учеба (0), досуг (0), поселение (0), другие (1)), жилье, хозяйство, быт (0), трудовые отношения (1), отношения в коллективе (0), Университет и мир (0), прочие (0). Прием начался в 16:39, закончился в 19:22.