Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
QR-код расскажет о должниках
На сайте Санкт-Петербургского государственного университета опубликованы имена выпускников Университета, которые не вернули книги в библиотеку или же не оплатили свое проживание в общежитии. Информация о выпускниках, которые не выполнили свои обязательства перед Университетом, размещенная на интернет-портале СПбГУ, будет доступна через QR-код в дипломе выпускника, воспользоваться которым смогут представители компаний-работодателей (Ректорский прием, ответы 5, 7 и 8, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 3, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 4).
О поселении выпускников, поступающих на следующий уровень обучения
24 и 25 июля из-за массового переоформления выпускников, поступающих на следующий уровень обучения, а также из-за того, что часть выпускников, выселяющихся из общежитий, заблаговременно не заказала квитанции на оплату проживания, в отделе поселения УРМ образовались очереди. Информация о проблеме поступила через Виртуальную приемную Университета и быстро помогла ее решить. В результате сверхурочной работы сотрудников ОП УРМ к 26 июля были обработаны все обращения, и очереди исчезли.
В данный момент ведется работа по автоматизации формирования и рассылки ежемесячных квитанций на адреса корпоративной электронной почты для того, чтобы обучающиеся могли заранее получать квитанции на оплату проживания и не иметь задолженности. Соответствующая информация по факту реализации подобной рассылки будет размещена на портале СПбГУ.
Оформление квитанций на оплату проживания в общежитии происходит по предварительному заказу обучающимися квитанций через электронный сервис либо по факту обращения в отдел поселения УРМ. К сожалению, многие обучающиеся (выпускники) оставляют вопрос оплаты общежития на последний день перед отъездом.
На сегодняшний день существует ежемесячная автоматическая рассылка квитанций в случае наличия у обучающегося задолженности по оплате проживания в общежитии. Вопрос об автоматизации формирования и рассылки ежемесячных квитанций на адреса корпоративной электронной почты, минуя сервис заказа квитанций, в данный момент активно решается (Ректорский прием, ответ 2, Сделать из хорошего — отличный, ответы 1 и 13).
Об автоматической записи телефонных консультаций
Каждый год во время проведения приема на первый курс повторяются ситуации, когда абитуриенты, получающие телефонную консультацию в Приемной комиссии СПбГУ, позже обращаются с жалобами о неправильном консультировании. Так, в этом году абитуриентка обратилась по телефону к сотрудникам Университета с вопросом: учитываются ли при поступлении в СПбГУ результаты Всеукраинской олимпиады школьников. В Комиссии по приему документов позвонившей сообщили, что подобная льгота предоставляется Университетом. А при подаче документов на поступление в предоставлении данной льготы абитуриентке было отказано, поскольку использовать результаты Всеукраинской олимпиады школьников при поступлении в СПбГУ могут только граждане Украины или России, которые проживают в Крыму. Абитуриентка, не являясь гражданкой Украины, проживала в Одессе и претендовать на льготы не имела права. Однако во время телефонной консультации об этих обстоятельствах обращавшаяся не упомянула.
Во избежание нарушения прав абитуриентов все телефонные переговоры сотрудников Комиссии по приему документов с абитуриентами, их родителями (законными представителями), касающиеся консультирования по вопросам приема в Санкт-Петербургский государственный университет, автоматически записываются.
Подобная практика также будет использоваться в работе сотрудников Управления по работе с молодежью и Учебного управления. Директорам и деканам предложено представить предложения по возможности использования автоматической записи в работе служб Университета.
Социальные права иностранных обучающихся СПбГУ
20 июля 2017 года издан приказ об утверждении Положения о порядке и условиях оформления Санкт-Петербургским государственным университетом ходатайств о выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию и о продлении срока действия виз для членов семей иностранных граждан. Приказ появился после соответствующего обращения иностранных обучающихся. Над текстом приказа работали, в том числе, и члены совета клуба иностранных обучающихся СПбГУ.
Теперь правом подачи подобного заявления обладают обучающиеся СПбГУ второго и последующих курсов по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также аспиранты с первого года обучения. Университет оформляет ходатайство при одновременном соблюдении обучающимся следующих условий: отсутствие академической задолженности и дисциплинарных взысканий, задолженности и отсрочки по оплате обучения, проживания в общежитии; наличие страхового полиса и договора найма жилого помещения для проживания приглашаемых членов семьи; а также отсутствие нарушений миграционного законодательства РФ (Сделать из хорошего — отличный, ответ 1, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4–6, 8).
О работе советов, созданных по правилам ВАК
Из-за того что информация о предстоящей дате заседания совета не была своевременно размещена, диссертационный совет, созданный по правилам ВАК, не успел в установленный срок рассмотреть заявление о лишении ученой степени доктора наук по запросу Министерства образования и науки РФ.
Согласно правилам ВАК, информация о заседании диссертационного совета должна быть размещена заблаговременно — за 15 дней до даты проведения. Однако в данной ситуации это требование не могло быть соблюдено, поэтому, чтобы заседание прошло по всем правилам, было принято решение о переносе даты заседания, и необходимая Министерству образования и науки РФ информация поступила с опозданием.
Причиной сложившейся ситуации послужило отсутствие согласованности действий отдельных должностных лиц. Также необходимая информация не была направлена по системе электронного документооборота и делопроизводства «Дело» Санкт-Петербургского государственного университета. В результате чего своевременно не была размещена информация на интернет-портале.
Напомним, что деятельность диссертационных советов, созданных по правилам ВАК, закончится в СПбГУ в сентябре 2018 года (Материалы ректорского совещания от 10.07.2017, п. 3). По истечении этого срока в Университете будут работать только диссертационные советы, создаваемые по собственным правилам (Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 4, Ректорский прием, ответы 11 и 12, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 2).
О востребованности цифровых научных ресурсов
В Министерстве образования и науки постепенно формируется новый подход к правилам национальной подписки на цифровые научные информационные ресурсы. Прежде всего, этот подход связан с анализом эффективности использования данных ресурсов как всеми организациями по стране в целом, так и конкретными учреждениями, так как правом подписки на национальные ресурсы будут обладать не все. Поскольку в СПбГУ уже существует необходимый аналитический инструмент, эта работа в Университете уже началась. С 1 сентября 2017 года будет введена в опытную эксплуатацию система сопровождения исследовательских проектов научно-педагогических работников Университета PURE.
И поскольку система обеспечивает автоматическую синхронизацию сведений о научных публикациях сотрудников СПбГУ, перенос из других информационных систем, появится возможность детализированной оценки того, какими научными ресурсами пользуются ученые. Информация, которая будет получена благодаря работе PURE, позволит принимать решения в части оптимизации усилий по совершенствованию системы использования цифровых научных информационных ресурсов в Университете.
Данные за 2016 год показали, что только 40 % НПР СПбГУ используют цифровые информационные научные ресурсы СПбГУ. Активно используют цифровые ресурсы 30 % обучающихся. При этом среди постдоков — 100 %.
Как организовать и провести конференцию в СПбГУ?
По результатам деятельности рабочей группы, в состав которой вошли академики РАН А. И. Русанов, С. Г. Инге-Вечтомов, профессора Р. А. Эварестов и В. М. Шабаев (Материалы ректорского совещания от 23.01.2017, п. 9), в Санкт-Петербургском государственном университете был утвержден Порядок действий при организации публичных научных мероприятий (ПНМ) СПбГУ. В настоящем приказе не только подробно описывается вся процедура реализации конкурса СПбГУ на проведение конференций и конгрессов, но также отдельно выделяются публичные научные мероприятия, которые проходят в Университете вне конкурса. Каждый год проректор по научной работе СПбГУ по согласованию с первым проректором по экономике будет издавать приказ в срок не позднее 1 июня года, предшествующего году проведения ПНМ, в котором будут утверждены все конференции, конгрессы и форумы, проходящие в Университете вне конкурса. Затем по итогам конкурса СПбГУ на проведения ПНМ, подводимым не позднее 1 августа года проведения конкурса, проректор по научной работе дополняет ранее утвержденный список ПНМ.
В приказе прописаны все этапы организации и проведения ПНМ: от принятия решения до подготовки отчета о прошедшем событии. В приложениях к документу можно детально познакомиться с формами заявки-задания на организацию ПНМ, содержательным отчетом о проведении мероприятий, а также сводной финансовой справкой по средствам на проведение ПНМ в СПбГУ (Сделать из хорошего — отличный, ответ 2–4, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 1).
Одаренным школьникам — особый подход
Завершила свою деятельность группа по совершенствованию программ общего образования СПбГУ. Ее участники предложили создать в Университете образовательные программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогика». Санкт-Петербургский государственный университет готовит специалистов, которые обладают передовыми знаниями в самых разных областях, что позволяет работать именно с одаренными детьми. Однако пока выпускникам СПбГУ не хватает некоторых педагогических компетенций. Поэтому один из возможных вариантов решения данной проблемы — открытие магистратуры СПбГУ в области педагогики, где универсанты, которые хотят посвятить свою жизнь педагогике, могут получить необходимые навыки по работе со школьниками.
В связи с этим под руководством Л. А. Вербицкой, которая является президентом Российской академии образования, будет создана рабочая группа, в состав которой войдут научно-педагогические работники, представители администрации и внешние по отношению к Университету лица. Директорам и деканам направлено поручение: предложить наиболее подходящие кандидатуры для включения в рабочую группу.