Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

На ректорском совещании 13 февраля рассматривались следующие вопросы:

  1. Ежегодная глобальная встреча выпускников «Реюнион–2017»
  2. Какими будут дипломы кандидата и доктора наук СПбГУ?
  3. Какими принципами и правилами руководствуется директор Института истории при решении вопроса о премировании членов коллектива
  4. Публикация ВКР выпускников СПбГУ на ресурсе «Научный корреспондент»


1. Ежегодная глобальная встреча выпускников «Реюнион–2017»

Ежегодная глобальная встреча выпускников первого университета России «Реюнион–2017» состоялась 11 февраля. В ней приняли участие 1,5 тыс. выпускников и гостей СПбГУ (см. «Реюнион-2017» собрал выпускников СПбГУ из разных стран). Это вторая встреча, организованная Ассоциацией выпускников СПбГУ, которая была основана 2,5 года назад. Сегодня более 20 тысяч выпускников стали активными участниками различных проектов и мероприятий ассоциации. В рамках встречи «Реюнион–2017» целый день проходили тематические сессии, на которых выпускники прошлых лет обсуждали вопросы будущего: будущего науки, общества, литературы, технологий, экономики и будущего Университета.

В ходе обсуждения на ректорском совещании были отмечены проблемные вопросы организации традиционной для любого университета мира работы с выпускниками. В собрании Ассоциации выпускников приняли участие далеко не все директора институтов и деканы факультетов. Между тем, это прекрасная возможность организовать взаимодействие с наиболее активными выпускниками, привлечь их к сотрудничеству с Университетом в качестве спонсоров, заказчиков, членов ГЭК, учебно-методических и научных комиссий.

Одно из наиболее интересных мероприятий «Реюнион–2017» было посвящено вопросам будущего развития Университета. Секция «Будущее Университета» прошла с участием президента Ассоциации выпускников СПбГУ Андрея Якунина, представителя Центра стратегических разработок Марины Липецкой, председателя комитета по труду и занятости населения администрации Санкт-Петербурга Дмитрия Чернейко, ведущих архитекторов Санкт-Петербурга Никиты Явейна и Евгения Герасимова, первого проректора СПбГУ Ильи Дементьева. На секции обсуждались вопросы стратегического видения университетов в мире и в России, участия университетов (и как работодателей, и как образовательных организаций) в формировании рынка труда, а также вопросы влияния качества и места расположения университетской инфраструктуры на эффективность работы университетов.

См. также:

 

2. Какими будут дипломы кандидата и доктора наук СПбГУ?

В Университете начались защиты диссертаций на соискание ученой степени СПбГУ по новым правилам. Нашему Университету предоставлено право не только присуждать ученые степени по собственным правилам, но и утверждать локальными актами СПбГУ формы дипломов доктора наук и кандидата наук и технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи.

По результатам общественного обсуждения на портале СПбГУ (см. Открытое общественное обсуждение проектов локальных актов СПбГУ, регламентирующих порядок присуждениях ученых степеней СПбГУ) разрабатывается форма и содержание будущих дипломов кандидата и доктора наук СПбГУ. Минимальный состав информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в документах об ученых степенях, определен приказом Минобрнауки от 19.08.2016 г. № 1078 (как и в обычных дипломах кандидата и доктора наук, выдаваемых ВАК): ФИО диссертанта, полное наименование вуза, полное официальное наименование диссертационного совета, наименование отрасли науки согласно перечню Минобрнауки РФ, дата и номер решения о присуждении ученой степени кандидата / доктора наук, дата и номер решения о выдаче документа об ученой степени.

Обладателю ученой степени СПбГУ планируется выдавать защищенный бланк (привычные нам «корочки»), поздравительный бланк для личного архива и личного портфолио. На портале СПбГУ будет размещено электронное портфолио с полной информацией о диссертации и ее защите. В связи с этим обсуждалось соотношение объемов информации в «бумажной» версии диплома и в электронном портфолио на портале СПбГУ. В соответствии с современными возможностями планируется уменьшить объем информации на бумажном носителе до минимально необходимого и расширить электронное портфолио защитившихся на портале СПбГУ. С помощью QR-code, указанного в дипломе, можно будет напрямую выйти на соответствующий раздел портала СПбГУ и ознакомиться с текстом диссертации, составом диссовета, отзывами на работу членов диссовета, видео-записью процедуры защиты, заключением диссовета по диссертации, отзывами на диссертацию во время ее общественного обсуждения на портале СПбГУ, другими материалами защиты.

Особое внимание было уделено вопросу о целесообразности оформления диплома на английском языке. Были высказаны аргументы в защиту предложения о выдаче диплома СПбГУ только на русском языке: ученые степени в России существенно отличаются от зарубежных (между ними нет прямого соответствия); наименование «кандидат наук» латиницей будет непонятно за рубежом; для легализации диплома СПбГУ в других странах в любом случае необходим апостиль (и перевод диплома на другой язык в каждом конкретном случае) и др. Были также высказаны аргументы в защиту частичного перевода содержания диплома на английский язык — например, паспорта специальности (во вкладыше к диплому).

По результатам этого обсуждения будет утверждена форма диплома кандидата и доктора наук СПбГУ. Желающие могут направить свои предложения ученому секретарю СПбГУ А. В. Гнётову.

3. Какими принципами и правилами руководствуется директор Института истории при решении вопроса о премировании членов коллектива

Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении объемов премиальных выплат научно-педагогическим работникам (см. материалы ректорского совещания от 19.12.2016, п. 6). Напомним, что треть всего университетского фонда оплаты труда находится в распоряжении директоров институтов, деканов факультетов и руководителей грантов. Директор Института истории А. Х. Даудов рассказал о том, какими принципами и правилами он руководствуется при решении вопросов о премировании членов коллектива и о влиянии этой системы на решение задач, стоящих перед коллективом института.

Он отметил, что, как минимум, два раза в год организует в коллективе Института истории обсуждение этих принципов и правил балльно-рейтинговой системы. Баллы назначаются за достижения в научной, учебной и учебно-методической, а также прочей деятельности. Количество баллов, назначаемых за каждое достижение, изменяется в соответствии с задачами, стоящими перед коллективом института. Например, число баллов, даваемых за публикацию статьи в журнале, индексируемом в WoS и Scopus, увеличилось с 10 (в 2014 году) до 15 в русскоязычном издании и до 30 в англоязычном издании (в 2016 году). А за публикацию монографии — с 1 балла (в 2014 году) до 30 или 50 в зависимости от языка издания (в 2016 году). Дифференциацию критериев предполагается развивать и дальше (см. Презентация А. Х. Даудова).

Затем составляется рейтинг, и научно-педагогическим работникам в верхней части рейтинга (не более 50 % коллектива) назначаются стимулирующие выплаты. Система стимулирующих выплат членам коллектива института результативна — за последние 3 года выросли:

  • число научных статей в журналах, индексируемых в WoS CC и Scopus, — с 28 до 62;
  • количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук — с 2 до 6;
  • привлеченное финансирование — с 8 до 12 (в том числе гранты РНФ и Президента РФ, которых раньше не было).

См. также:

 

4. Публикация ВКР выпускников СПбГУ на ресурсе «Научный корреспондент»

Значительная часть работ выпускников Университета (тех, что дали согласие на размещение своих ВКР), уже размещена на ресурсе «Научный корреспондент» (http://nauchkor.ru/), агрегаторе учебных и дипломных работ студентов всех образовательных учреждений РФ, в рамках соглашения между СПбГУ и некоммерческим партнерством «Ассоциация интернет-издателей» о публикации выпускных работ обучающихся Университета на некоммерческой основе. На ресурсе «Научный корреспондент» можно посмотреть, сколько пользователей прочитали текст каждой ВКР. Эти работы выпускников содержат ссылки на СПбГУ, они имеются и в репозитории СПбГУ.

И. И. Заcурский, советник ректора СПбГУ по вопросам развития учебной и научной коммуникации, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ, рассказал о преимуществах публикации ВКР выпускников СПбГУ на ресурсе «Научный корреспондент». Открытая публикация работ позволяет эффективно защитить права авторов на интеллектуальную собственность: «никто не может украсть то, что открыто», отметил И. И. Засурский, потому что легко доказать авторство этих работ. Он отметил, что СПбГУ является лидером по открытости информации в сфере образования в России и что студенты, аспиранты и преподаватели СПбГУ защищены сильнее, чем в любом другом вузе.

Напомним, что с прошлого года все тексты ВКР размещаются в локальной университетской сети (Blackboard), в том числе и работы тех выпускников, которые не дали согласие на размещение их в репозитории СПбГУ. Это сделано для того, чтобы обеспечить доступ к электронным версиям работ выпускников научному руководителю, рецензенту, членам ГЭК (см. материалы ректорского совещания от 23.01.2017, п. 3). В ходе обсуждения этого вопроса на совещании было принято решение: открыть также доступ к этим работам всем обучающимся СПбГУ.

См. также:

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.