Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

С днем защитника Отечества

На ректорском совещании 30 января рассматривались следующие вопросы:

  1. Какими принципами и правилами руководствуется декан факультета психологии при решении вопроса о премировании членов коллектива
  2. Как будет организовано участие универсантов в конкурсах на получение внешнего финансирования
  3. Классификатор видов контактной учебной работы
  4. Очередные 50 000 книг стали вновь доступны читателям
  5. О правилах пользования библиотечно-информационными ресурсами
  6. Доступ к электронным ресурсам
  7. Бессрочные трудовые договоры
  8. Универсанты — председатели ГЭК других вузов
  9. О поощрении универсантов

  1. Какими принципами и правилами руководствуется декан факультета психологии при решении вопроса о премировании членов коллектива

Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении объемов премиальных выплат (см. Материалы ректорского совещания от 12.12.2016, п. 2; Материалы ректорского совещания от 19.12.2016, п. 6). Декан факультета психологии А. В. Шаболтас рассказала о том, какими принципами и правилами она руководствуется при решении вопросов о премировании членов коллектива факультета и о влиянии этой системы на эффективность их научной, образовательной, экспертной работы.

По итогам каждого календарного года научно-педагогические работники заполняют анкету из 56 показателей, объединенных в 6 блоков. В этой анкете они представляют сведения о своей учебной, учебно-методической, экспертной, научной работе (в том числе о публикационной активности). Сведения о научной деятельности проверяются одним из научно-педагогических работников. При расчете показатели выполненных грантов, привлечения внешнего финансирования и числа публикаций в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, умножаются на 4. Затем строится рейтинг отдельно по каждой категории должностей. Общие объемы стимулирующих фондов также определяются для каждой категории научно-педагогических работников пропорционально объему фонда заработной платы данной категории. В зависимости от достигнутых успехов от 50 до 75 % работников каждой категории представляются деканом к премированию.

А. В. Шаболтас продемонстрировала эффективность применяемого подхода на примере динамики роста финансирования НИР в 2012–2016 гг., увеличения количества заявок на внешние гранты в 2014–2016 гг., и роста количества публикаций в 2014–2016 гг. Например, количество публикаций в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, выросло за три года с 13 до 44 (см. Презентация А. В. Шаболтас).

В ходе обсуждения презентации декан биологического факультета И. А. Тихонович предложил учитывать количественные показатели: не только число научных публикаций, но и импакт-фактор журналов, а при учете привлеченного внешнего финансирования ввести показатели его величины (например, 1 балл за каждые 100 тыс. рублей). А. В. Шаболтас ответила, что в будущем, видимо, так она и будет делать, но пока число публикаций и размеры привлеченного финансирования не очень велики.

Ректор предложил передать техническую работу по проверке сведений о наукометрических показателях сотрудникам кадровой службы Университета, а декану проводить только экспертную оценку вклада каждого. А. В. Шаболтас с этим согласилась.

  1. Как будет организовано участие универсантов в конкурсах на получение внешнего финансирования

Для дальнейшего развития возможностей участия научно-педагогических работников в конкурсах на получение финансирования на проведение НИР из внешних источников:

  • планируется создать перечень источников информации о проведении конкурсов на финансирование НИР и НИОКР, сведения о которых будут направляться научно-педагогическим работникам в соответствии с картой компетенций;
  • планируется создать карту компетенций руководителей исследовательских коллективов СПбГУ для определения приоритетов поиска и направления информации об объявленных конкурсах.

Перечень источников информации о научных конкурсах (федеральные и региональные органы власти; российские и зарубежные научные фонды; крупные корпорации и др.) будет актуализироваться ежеквартально.

В карте компетенций руководителей исследовательских коллективов СПбГУ будут учитываться: ключевые направления исследований, проводимых коллективом, а также наличие у руководителя исследовательского коллектива достаточной квалификации для участия в конкурсах внешних и внутренних грантов; количество заявок, направленных руководителем каждого коллектива на участие в конкурсах грантов за два года, и количество грантов, полученных в этих конкурсах,

Директорам и деканам дано поручение: до 6 февраля представить предложения по формулировкам круга обязанностей руководителя исследовательского коллектива по участию в российских и зарубежных научных конкурсах.

  1. Классификатор видов контактной учебной работы

Утвержден классификатор видов контактной учебной работы для формирования реестра педагогических заданий научно-педагогическим работникам СПбГУ и для дальнейшего использования в информационных системах СПбГУ (см. Распоряжения от 26.01.2017 № 100). Например, в графу «Проведение занятий семинарского типа» (или просто «Семинар») попадают не только семинары, но и практические занятия, тренинги, мастер-классы, симуляционные курсы, занятия физической культурой, иные виды интерактивных занятий, самостоятельная работа в присутствии преподавателя. А в графу «Проведение мероприятий промежуточной аттестации» (или «Промежуточная аттестация») включены экзамен, зачет, аттестационное испытание и т. п. в любой форме, в том числе с применением дистанционных технологий, а также предаттестационные консультации и показ работ, проводимые по особому расписанию. Каждая из работ отнесена к одному из 7 видов работ классификатора.

Директорам и деканам поручено представить предложения и замечания по тексту приказа.

  1. Очередные 50 000 книг стали вновь доступны читателям

В Университете продолжается работа по возвращению в прямой доступ всем читателям книжных собраний, выявленных в зданиях Университета (см. Злой умысел или преступная халатность?; Нам удалось остановить беспредел; Материалы ректорского совещания от 18.07.2016, п. 2). В 2016 году в различных помещениях СПбГУ выявлено, обработано, оформлено документально и поставлено на библиотечный и бухгалтерский учет 53 441 издание. Они введены в учебный и научный оборот и подготовлены к выдаче читателям.

В здании по адресу: Университетская наб., д. 11 (здание дворца Петра II) в ходе инвентаризации выявлено, оформлено документально и поставлено на библиотечный и бухгалтерский учет 20 200 экземпляров изданий для организации хранения:

  • 86 изданий — в фонде отдела редких книг и рукописей (в том числе второе издание перевода трактата Боэция «Утешение философией» на венгерский язык иезуита Яноша Иллеи 1773 года издания, которое ранее не хранилось, а просто лежало на кафедре финно-угорской филологии);
  • 829 — в основном фонде библиотеки СПбГУ;
  • 3 495 — в фонде отраслевого отдела по направлению «Филология»;
  • 15 790 — в помещениях здания дворца Петра II.

В процессе работы инвентаризационных комиссий выяснилось, что какое-то количество выявленных изданий регулярно используется в учебном процессе непосредственно в помещениях кафедр. В связи с этим было принято решение организовать хранение таких изданий в помещениях здания по адресу: Университетская, д. 11. В целях обеспечения сохранности фонда, размещенного вне помещений отраслевого отдела по направлению «Филология», были назначены материально ответственные лица из числа лаборантов.

В ходе плановой работы по постановке на учет книжных собраний СПбГУ, ранее не состоявших на библиотечном и бухгалтерском учете, в 2016 году обработано:

  • в здании по адресу: Менделеевская линия, д. 5 — хранение 3 502 экз. изданий организовано в помещениях, выделенных для нужд отраслевого отдела «Библиотека общественных наук»;
  • в здании по адресу: Университетская наб., д. 7—9—11ц: 4 999 экз. — из так называемого книжного собрания Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей и 24 740 экз. — из библиотеки Российского химического общества.

Работа по выявлению и постановке на учет книжных собраний СПбГУ будет продолжена в 2017 году.

  1. О правилах пользования библиотечно-информационными ресурсами

1 февраля будут введены в действие изменения в приказ о правилах пользования библиотечно-информационными ресурсами (см. приказ «О внесении изменений в приказ от 26.10.2015 № 8009/1 «О правилах пользования библиотечно-информационными ресурсами» (с изменениями, внесенными приказом от 13.10.2016 № 8253/1). В читальных залах для должников будет доступен текущий репертуар книг и журналов, а вот брать книги на дом и пользоваться электронным ресурсом не получится до погашения долга.

  1. Доступ к электронным ресурсам

СПбГУ является одним из признанных лидеров среди российских университетов по объему подписки и продуктивности использования электронных ресурсов (см. Научная библиотека им. М.Горького СПбГУ). Подписка Университета насчитывает более 80 тыс. научных журналов ведущих издательств мира, более 200 тыс. научных монографий, более 18 тыс. российских учебников и около 2 млн диссертаций, а также других источников информации (включая, материалы научных конференций, патенты, экономические отчеты, газеты и др.). Наряду с полнотекстовыми ресурсами в доступе Университета находятся авторитетные индексы научного цитирования (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования, Russian Science Citation Index), позволяющие отслеживать тенденции развития различных отраслей науки, а также оценить вклад авторов СПбГУ в мировую науку. Доступ ко всем ресурсам открыт со всех компьютеров сети СПбГУ и более пяти лет также возможен для пользователей Университета из любой точки мира.

В 2016 году на оплату доступа к электронным ресурсам было выделено 116 757 826 рублей из средств Программы развития СПбГУ.

Активность использования электронных информационных ресурсов в СПбГУ ежегодно увеличивается. В 2015 года пользователями СПбГУ впервые прочитано более 1 млн документов (статей и глав книг) только из полнотекстовых ресурсов. Для сравнения: в 2012 году данный показатель впервые превысил 500 тысяч документов за 12 месяцев. То есть за три года эффективность использования увеличилась вдвое. Сравнительная статистика по использованию полнотекстовых электронных ресурсов российскими организациями — участниками конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации «Обеспечение лицензионного доступа к международным базам данных научных электронных ресурсов», представленная на сайте Государственной научно-технической библиотеки России, также показывает ведущую позицию СПбГУ.

  1. Бессрочные трудовые договоры

В Университете заключено уже 12 бессрочных трудовых договоров (договоров на неопределенный срок) с универсантами, замещающими научно-педагогические должности (см. Материалы ректорского совещания от 28.11.2016, п. 9). Недавно такой контракт заключен с профессором С. П. Туником.

  1. Универсанты — председатели ГЭК других вузов

Министерство образования и науки РФ утвердило председателей Государственных экзаменационных комиссий для подведомственных вузов, среди которых 105 научно-педагогических работников СПбГУ. В ответ на обращения ректоров соответствующих вузов все эти кандидатуры были предварительно согласованы в Университете (см. Материалы ректорского совещания от 05.12.2016, п. 10). Директорам и деканам дано поручение: направить предложения В. В. Еремееву о том, как следует правильно выстраивать эту экспертную работу, сделать ее результаты более открытыми для всех универсантов.

  1. О поощрении универсантов

Созданные в 2015 году федеральные учебно-методические объединения (см. Материалы ректорского совещания от 13.07.2015, п. 1) ведут в настоящее время активную работу по созданию проектов федеральных государственных образовательных стандартов. Научно-педагогические работники СПбГУ активно работают в составе 31 федерального УМО, причем в трех из них наши сотрудники являются председателями (А. В. Шаболтас, Г. А. Леонов, Л. А. Вербицкая). Опыт Санкт-Петербургского университета по созданию и реализации собственных образовательных стандартов (см. Материалы ректорского совещания от 06.04.2015, п. 5) активно используется в данной работе.

По ходатайству председателя федерального учебно-методического объединения по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки «Математика и механика» А. В. Булинского подготовлен проект приказа об объявлении благодарности профессору СПбГУ А. И. Разову и его коллегам.

Обращение председателя ФУМО представляет собой внешнюю оценку результатов профессиональной деятельности. Именно такие оценки профессиональной деятельности и составляют основу для подготовки представлений к ведомственным и государственным наградам, принятия кадровых решений в Университете.

Это не значит, что нет возможности для внутренней (положительной или отрицательной) оценки качества работы университетских сотрудников. Такие оценки используются для определения объемов стимулирующих выплат. Причем такая оценка может поступать не только от непосредственных руководителей, но и от всех сотрудников или студентов. Например, председатель одного из студенческих советов Университета направил положительную оценку работы ряда должностных лиц Университета. Данная информация принята к учету для проведения кадровой работы.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.