Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О Стратегии научно-технологического развития России
23 ноября под председательством В. В. Путина состоялось заседание Совета при Президенте по науке и образованию, в ходе которого обсуждался проект Стратегии научно-технологического развития России до 2030 года. На заседании совета выступили ректор СПбГУ, деканы Л. А. Вербицкая, А. Л. Кудрин.
В своем выступлении Н. М. Кропачев отметил необходимость повышения отдачи от каждого рубля, который выделяется для создания научной инфраструктуры или проведения научных исследований. И предложил зафиксировать в тексте документа задачу повышения эффективности вложенных средств. Ректор Университета также обратил внимание членов совета на целесообразность объединения ресурсов, финансирование науки из разных бюджетов (в том числе бюджетов региональных). Ректор подчеркнул тот факт, что в тексте представленного проекта Стратегии отсутствуют и такие понятия, как культура, социальные науки, гуманитарные науки. Отмечая взаимопроникающее воздействие культуры и науки, ректор говорил и о самостоятельной роли социального и гуманитарного знания в общей стратегии научных исследований, и о значении этих знаний как элемента комплексного междисциплинарного подхода (в том числе для противодействия угрозе, связанной с деформированием нравственных основ общества). Он предложил отразить значение гуманитарных и социальных наук в перечне приоритетных направлений развития науки. Через несколько дней после заседания совета Стратегия научно-технологического развития России была утверждена указом Президента РФ.
На совещании ректор подчеркнул ряд особенностей новой Стратегии научно-технологического развития России (которые уже не первый год успешно используются в СПбГУ):
- вводится понятие квалифицированного заказчика научных исследований
- особо важными становятся вопросы нравственности в науке, в дополнение к административным нормам появляются этические нормы
- повышается роль конкурсных процедур при распределении финансирования (среди научных групп нет заранее определенных, назначенных лидеров, пользующихся ранее завоеванным статусом; успешность определяется только в результате конкурса и конкуренции)
- повышается значение центров коллективного пользования для обеспечения эффективной работы
- все большее значение для обеспечения эффективной работы приобретает разграничение административных и академических полномочий
Снова о правах универсантов, занимающих научно-педагогические должности
От директоров и деканов все еще не поступили конкретные предложения о расширении перечня прав научно-педагогических работников СПбГУ. На совещании отмечалось, что для выполнения разнообразных задач, которые стоят перед научно-педагогическими работниками в области учебной, учебно-методической, внеучебной, экспертной, научной работы, им предоставлены самые широкие права, многие из которых просто отсутствуют у научно-педагогических работников других вузов России. А те права, которые предусмотрены федеральным законодательством, а потому ими обладают научно-педагогические работники всех вузов России, в нашем Университете почти всегда содержательно более наполнены, чем в других вузах. К сожалению, универсанты очень часто не знают и о своих конкретных правах, и об их реальном объеме.
См. также: Материалы ректорского совещания от 07.11.2016; Основные права научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета
По решению ректора продлен срок представления директорами и деканами предложений по совершенствованию системы прав универсантов, занимающих научно-педагогические должности.
Развитие периодических изданий СПбГУ
Подготовлен проект приказа об утверждении планов развития периодических изданий СПбГУ на 2017 год. Еще в марте 2016 года был издан приказ проректора по научной работе, в соответствии с которым были реорганизованы редакционные советы и редколлегии журналов, издаваемых Университетом. Но темпы движения и успехи развития изданий были разными. В настоящее время выделены три группы изданий по уровню соответствия требованиям, предъявляемым к журналам, индексируемым в WoS и Scopus. В первую группу вошли девять изданий (в том числе шесть серий «Вестника СПбГУ»), во вторую — 11 изданий (в том числе девять серий «Вестника СПбГУ»), в третью — пять изданий. Журналы первой группы отвечают формальным критериям WoS и Scopus, часть редколлегий уже подали заявки о включении их в эти базы данных, остальные до марта подадут заявки. Редколлегии журналов второй группы проделали большую работу, однако скорость их движения к цели меньше, но через какое-то время эти издания смогут перейти в первую группу. Редколлегии журналов третьей группы не учли многие замечания проректора по научной работе и первого проректора по экономике и пока имеют мало шансов достичь цели. Для каждой группы изданий будет организовано финансирование, но в разных объемах (Материалы ректорского совещания от 18.12.2017, п. 8).
Финансирование практик обучающихся в 2017 году
Завершен анализ отчетов по практикам обучающихся, проведенным в 2016 году. Планирование объемов расходования бюджетных или внебюджетных средств на организацию практик в 2017 году будет осуществляться на основе критериев приоритетности практик по их видам. Раньше в Университете этот вопрос решался ситуативно: в зависимости от того, находилось ли внебюджетное финансирование тех или иных практик. В прошлом году с участием директоров институтов и деканов факультетов стали вырабатываться принципы формирования рейтинга практик на основе приоритетности их видов. Из бюджета были профинансированы, прежде всего, учебные практики бакалавров, затем — выездные практики бакалавров, только после этого — научно-исследовательские практики бакалавров и магистрантов (в зависимости от наличия софинансирования и связи практик с приоритетами научных исследований Университета). Часть практик, связанных, в том числе, с поездками за рубеж, финансировалась за счет внебюджетных источников. Директорам и деканам дано поручение: направить предложения о критериях определения приоритетности финансирования практик за счет федерального бюджета в следующем календарном году. Было предложено подумать о проведении части производственных практик (для IT-специалистов, журналистов, социологов, биологов и др.) в Университете, по примеру юридической, психологической, социальной, переводческой, экономической практик, которые уже предусмотрены в учебных планах студентов бакалавриата.
«Единое окно» электронных сервисов
На основе предложений универсантов, поступивших по итогам общественного обсуждения, предлагается создать «единое окно» электронных сервисов СПбГУ. На этой странице портала СПбГУ планируется собрать все электронные сервисы. Была отмечена логика появления и развития электронных сервисов в Университете: новые сервисы появляются по предложению универсантов; целесообразность их обсуждается; затем они вводятся, и универсанты имеют возможность оценить удобство пользования ресурсом и освоить технологии; после чего их использование становится обязательным. Так было с переходом с бумажного на электронный документооборот, так было с введением электронного расписания, личного кабинета обручающегося, так будет и с другими сервисами. Директорам и деканам дано поручение: на основе обсуждения в коллективах направить предложения по развитию и расширению «линейки» электронных сервисов.
Из системы Blackboard — в репозиторий
В настоящее время ВКР выпускников, которые дали согласие на размещение в репозитории, уже доступны в сети Интернет. На основе предложений директоров и деканов (И. А. Баловой, Л. А. Вербицкой, Г. А. Леонова, Л. А. Петросяна, Н. Ю. Рассказовой, К. В. Чистякова) разработан проект методических рекомендаций для работы экспертных комиссий по рассмотрению заявлений студентов и выпускников Университета о предоставлении отсрочки по перемещению текстов выпускных квалификационных работ из системы Blackboard в институциональный репозиторий СПбГУ. Экспертные комиссии приступят к работе 5 декабря.
Упрощена процедура реализации ДОП
Поступили предложения директоров, деканов, преподавателей по упрощению процедуры создания и реализации дополнительных образовательных программ, по совершенствованию алгоритма взаимодействия служб и подразделений.
В частности было предложено:
- оптимизировать число документов для открытия дополнительных образовательных программ (директор Института истории А. Х. Даудов, декан Факультета психологии А. В. Шаболтас, и. о. декана Юридического факультета Н. Ю. Рассказова)
- уточнить полномочия, обязанности и статус научного руководителя дополнительной образовательной программы (декан Факультета социологии Н. Г. Скворцов, Н. Ю. Рассказова)
- предоставлять места в общежитиях СПбГУ для слушателей дополнительных образовательных программ (профессор О. Ф. Вывенко)
Также внесены изменения, связанные с оформлением дополнительной работы сотрудников Университета по реализации дополнительных образовательных программ.
На основе этих предложений дорабатывается проект приказа о внесении изменений в приказ № 6372/1 от 22.08.2016 о регламенте создания и реализации дополнительных образовательных программ, по которому с 2017 года будет организована работа с дополнительными программами.
Сопровождение заявок на гранты
На портале СПбГУ продолжается общественное обсуждение сопровождения заявок на конкурсы научных проектов и грантов в СПбГУ. За два месяца зарегистрировано более 10 000 совокупных просмотров, поступило 36 комментариев. Поддержку универсантов получила инициатива о необходимости проведения совместных заседаний научных комиссий по различным направлениям для обсуждения приоритетов российских и зарубежных научных фондов, финансирующих мультидисциплинарные научные проекты. Эта инициатива уже реализуется, установлены новые контакты исследователей из разных предметных областей.
Участники обсуждения также высказали заинтересованность в новых электронных сервисах СПбГУ для оптимизации подготовки заявок на гранты, но с оговоркой о необходимости обеспечения работы информационных систем на должном уровне. Подготовительная работа в этом направлении в Университете уже ведется. Например, о возможностях информационной системы Pure можно узнать из презентации на портале СПбГУ — на странице Научной библиотеки.
Партнеры из различных российских университетов (МГУ, КФУ) задают актуальные вопросы о возможности совместной подачи заявок и выполнения грантов с учеными СПбГУ. Здесь важно отметить, что подать заявку на внешний грант или на университетский «внутренний» проект может любой ученый, для этого не обязательно состоять в трудовых отношениях с СПбГУ и даже быть гражданином России. При формировании таких заявок следует учитывать, что в СПбГУ проводится предварительная оценка их соответствия приоритетным направлениям развития Университета и наличия в СПбГУ ресурсов, необходимых для выполнения этой работы (научного оборудования, помещений, вспомогательного персонала). В случае если такая заявка будет поддержана экспертами, с победителем конкурса (сотрудником или не сотрудником Университета) заключается договор на выполнение работ в рамках гранта. Поступило несколько реплик о желании работать в СПбГУ на новых условиях под руководством ведущих ученых СПбГУ, в частности, профессора Т. В. Черниговской. Также есть предложения: публиковать на портале СПбГУ больше материалов об успешной работе грантодержателей.
Бессрочные трудовые договоры
Расширяется практика заключения бессрочных трудовых договоров (договоров на неопределенный срок) с универсантами, замещающими научно-педагогические должности. За последний месяц заключен договор с профессором Н. Ф. Морозовым, готовятся еще два новых договора.
Подобные соглашения, как отмечалось ранее, носят индивидуальный характер. В них зафиксированы высокие обязательства, которые берет на себя научно-педагогический работник, а также размер индивидуальной оплаты труда, рассчитанный, исходя из среднего размера выплат за предыдущий год, исключая выплаты за исполнение дополнительных обязанностей.
Могут ли учитываться иные результаты интеллектуальной деятельности при определении условий конкурсов и условий трудового договора?
В связи с вопросами универсантов о возможности при определении условий конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников и / или при определении условий трудового договора учитывать не только научные публикации, но и другие формы результатов интеллектуальной деятельности (например, патенты) по решению директоров институтов и по предложению деканов факультетов в трудовые договоры с универсантами, замещающими научно-педагогические должности, могут вноситься обязательства по созданию объектов интеллектуальной деятельности, приносящих доход Университету. Соответствующие положения по решению директоров и по предложению деканов могут включаться и в условия конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников СПбГУ. Важным обстоятельством является то, что такие патенты должны быть востребованы, то есть приносить доход Университету. Только тогда они будут учитываться.
Справиться с авариями
Представлена информация по устранению аварийных ситуаций в помещениях Университета и анализ их причин (нарушения техники безопасности при работе с ядовитыми веществами, которые приводят к необходимости повторной демеркуризации лабораторий; изношенность системы отопления; устаревшая инженерная инфраструктура, приводящая к частым поломкам лифтов).