Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

На ректорском совещании 7 ноября рассматривались следующие вопросы:

  1. О процессуальном нарушении мирового судьи А. В. Никитиной
  2. О работе университетской медицинской клиники КФУ
  3. Расширение возможностей Blackboard
  4. О разделении академических и административных полномочий
  5. Возвращенные книги
  6. О работе репозитория СПбГУ
  7. Усилены меры контроля
  8. Аудитория им. В. В. Мавродина будет
  9. Благодарность экспертам Университета
  10. Благодарность за отдых
  11. Особые права научно-педагогических работников СПбГУ

 

  1. О процессуальном нарушении мирового судьи А. В. Никитиной

СПбГУ обратился в квалификационную коллегию судей Республики Карелия с заявлением о нарушении в действиях мирового судьи судебного участка Лоухского района Республики Карелия А. В. Никитиной при вынесении решения по гражданскому делу. В 2012 году ассистент кафедры океанологии СПбГУ Р. Е. Смагин предъявил иск к Санкт-Петербургскому государственному университету о признании за Р. Е. Смагиным права собственности на имущество Университета (подробнее о возвращении имущества СПбГУ, находящегося на острове Средний в Белом море, см. Материалы ректорского совещания от 09.11.2015, п. 1). Тогда решением судьи университетское имущество было передано в собственность Р. Е. Смагину. В 2015 году Университет в ходе нового судебного разбирательства вернул свое имущество. Как следует из ответа квалификационной коллегии судей, материалы по обращению СПбГУ направлены председателю Лоухского районного суда Республики Карелия для обсуждения на совещании судей в целях недопущения в последующем подобных грубых процессуальных нарушений.

СПбГУ также обратился в следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Карелия с заявлением о проведении проверки в связи с возможным фактом вынесения заведомо неправосудного решения.

 

  1. О работе университетской медицинской клиники КФУ

Делегация СПбГУ посетила Казанский федеральный университет для знакомства с организацией работы университета в области lifescience. Коллеги познакомились с процессом создания и деятельностью медицинской клиники университета, образовательными программами в области медицины, а также научными исследованиями, которые проводятся в университете. Медицинская клиника КФУ создавалась на базе существовавших медицинских учреждений.

Медицинская клиника КФУ, как обособленное структурное подразделение с правомочиями юридического лица, имеет свой субсчет в рамках единого счета КФУ в федеральном казначействе. Руководитель клиники — главный врач действует на основании доверенности, выданной ректором КФУ. Бухгалтерия клиники — «двойного» подчинения (главврач и главный бухгалтер КФУ), планово-финансовый отдел — тоже «двойного» подчинения. Кадровая и юридическая службы, а также служба по организации закупок, напротив, являются службами централизованного подчинения. Все это возможно, поскольку, в отличие от СПбГУ, КФУ имеет статус автономного учреждения, которое осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положением о закупках, утвержденным наблюдательным советом автономного учреждения (без конкурсных процедур). По решению главврача закупается только то, что имеет отношение к лечебной деятельности; а все остальное, необходимое для осуществления жизнедеятельности клиники, закупается по решению профильных проректоров. Внебюджетные средства университетской клиники поступают на единый университетский счет с последующим переводом на субсчет (с удержанием части средств для обеспечения общих нужд КФУ). Исследовательская и образовательная деятельность имеют междисциплинарный характер, особенно ярко это проявляется на уровне магистратуры (медики и биологи работают вместе).

 

  1. Расширение возможностей Blackboard

От научно-педагогических работников поступили предложения по расширению использования электронной информационной системы обеспечения образовательного процесса Blackboard (см. Материалы ректорского совещания от 17.10.2016, п. 2).

Например, преподаватель спрашивает, можно ли все текущие практические занятия вести в Blackboard в интерактивном режиме, а в аудитории проводить только контрольные. Сейчас, если преподаватель не придет на занятие в назначенную аудиторию, — это нарушение трудового распорядка. Но нет необходимости решать все задачи в аудитории. И если в учебных планах будет указано, что такие-то занятия проводятся в Blackboard в интерактивном режиме, то сотрудник отдела планирования занятий диспетчер не будет назначать аудиторные занятия.

Другое предложение поступило от директора Института химии И. А. Баловой: внести в Blackboard информацию обо всех рабочих программах учебных дисциплин. Студенты порой обращаются с жалобами, что эти программы они не всегда могут найти ни в библиотеке, ни где-либо еще. Если информацию внести в Blackboard, то все будут знать, по каким правилам должна проходить промежуточная аттестация, и студенты, и преподаватели. Например, была жалоба: несмотря на то, что по рабочей программе дисциплины продолжительность промежуточной аттестации — 1,5 часа, преподаватель решил дать студентам лишь 40 минут... Директорам и деканам дано поручение: направить предложения по использованию Blackboard, чтобы эффективнее использовать возможности системы.

 

  1. О разделении академических и административных полномочий

На примере конкретных кафедр СПбГУ продолжается анализ вопросов административного плана, с которыми универсанты обращаются к заведующим кафедрами (см. Высвободим время — для развития). Например, сотрудники обращаются к заведующим кафедрами с просьбой «дать согласие на то, чтобы выступить ведущей организацией». Но обладает ли заведующий кафедрой достаточным объемом информации для принятия такого решения? В полном объеме такой информацией обладают только централизованные службы. Поэтому этот вопрос находится в компетенции директора Центра экспертиз СПбГУ, а не заведующего кафедрой.

Также обращаются к заведующим кафедрами, чтобы завизировать авансовый отчет о командировке. Ясно, что он может это сделать, только если является грантополучателем и направлял сотрудника в командировку на средства гранта (может согласовать отчет о командировке со служебным заданием). В других случаях авансовый отчет о командировке подписывает тот руководитель, который от имени Университета направлял работника в командировку. И с этим вопросом следует обращаться к сотрудникам бухгалтерской службы Университета.

В связи с обращениями работников, прозвучавшими в ходе встречи первого проректора И. А. Дементьева с коллективом кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания (см. Прямые ответы на непростые вопросы), в Университете вводятся специальные бланки: «Отзыв на автореферат» и «Отзыв на диссертацию». На бланке будет прямо указано, какой именно документ на нем распечатан. Директорам и деканам дано поручение — направлять предложения по совершенствованию разделения академических и административных полномочий в адрес начальника Организационного управления С. В. Бегеза по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

  1. Возвращенные книги

Продолжается работа по возвращению собственнику (Российской Федерации) и читателям университетской библиотеки, а также по постановке на бухгалтерский и библиотечный учет десятков тысяч университетских книг, ранее находившихся в незаконном владении общественной организации «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей». В начале 1990-х годов книжное собрание, в основу которого была положена так называемая «Библиотека Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей», решением ректора было передано недавно созданной общественной организации «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей» на основании устного заявления ее учредителей о том, что она «является правопреемником» Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей. В результате вмешательства нового ректора СПбГУ Н. М. Кропачева, да и то лишь после долгих разбирательств, «Библиотека Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей» была возвращена Университету, включена в состав федерального имущества, закрепленного за СПбГУ (см. Нам удалось остановить беспредел, п. 1). Это собрание размещено на постоянное хранение в здании по адресу: Университетская наб., д. 7/9ц.

Проведена полная расстановка изданий на стеллажи, литература разобрана по видам изданий с разделением на отечественную и иностранную: монографии, периодические и продолжающиеся издания, оттиски и словари. Поставлено на библиотечный и бухгалтерский учет, введено в научный оборот и подготовлено к выдаче читателям уже более 30 тысяч экземпляров изданий. Российской Федерации, а следовательно, и всем универсантам возвращены книги (в том числе уникальные издания), которые ранее были незаконно перемещены из фондов нашей Научной библиотеки и находились в частном владении. Работа продолжается. К сожалению, вряд ли удастся вернуть все книги! Российской Федерации причинен значительный материальный ущерб.

 

  1. О работе репозитория СПбГУ

Подготовлен проект приказа «О размещении научно-образовательной информации в Архиве открытого доступа (репозитории) СПбГУ». В нем регламентируется порядок размещения в институциональном репозитории СПбГУ (см. Архив открытого доступа Санкт-Петербургского государственного университета; Материалы ректорского совещания от 03.10.2016, п. 6) монографий, научных статей, тезисов докладов, учебно-методических материалов, авторефератов и текстов диссертаций, книг универсантов, выпущенных в Издательстве СПбГУ, и других материалов. Этот порядок, в том числе, предусматривает заключение договора о праве Университета размещать материалы в репозитории при публикации учебников, монографий, статей и других работ универсантов в иных издательствах.

Будет утверждена процедура размещения учебно-методических материалов, подготовленных при реализации образовательных программ СПбГУ. Будет обеспечен импорт монографий из ИАС НИД в репозиторий. Размещение публикаций и рукописей универсантов (научно-педагогических работников и студентов) в репозитории СПбГУ не только сделает результаты наших научных исследований открытыми мировому научному сообществу, а также обеспечит дополнительную защиту авторских прав универсантов и имущественных прав Университета на эти публикации.

 

  1. Усилены меры контроля

В связи с обращением Роскомнадзора о нарушении Университетом требований законодательства о рассылке обязательного экземпляра журнала «Вестник муз» проведена служебная проверка. Согласно информации, представленной Роскомнадзором, еще в 2002 году (т. е. во времена, когда в Университете существовали так называемые «обособленные структурные подразделения») решением декана факультета (ныне не работающего в Университете) от имени СПбГУ был учрежден журнал «Вестник муз».

Правильного учета документов в этом «обособленном структурном подразделении» налажено не было, а на уровне ректората в те годы какого-либо централизованного учета финансовых документов также не велось (см. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011г., п. 6). Поэтому выяснить что-либо о судьбе этого журнала в период до 2010 года не удалось. СПбГУ направил в Роскомнадзор информацию о закрытии журнала «Вестник муз» и о выполнении предписаний законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации (см. Приказ №11760/2 от 28.10.2016 «Об усилении мер контроля за исполнением предписаний законодательства»).

 

  1. Аудитория им. В. В. Мавродина будет

Работа по развитию мемориальной политики и информационно-экспозиционной системы СПбГУ в настоящее время получает новый импульс. На примере проектирования и создания аудитории им. профессора В. В. Мавродина в здании по адресу: Менделеевская линия В. О., д. 5, предложен для обсуждения алгоритм создания комплекса мемориальных аудиторий и информационных зон, посвященных выдающимся универсантам.

Выставка, посвященная выдающемуся российскому историку, профессору В. В. Мавродину, будет размещена в аудитории № 70 — в здании и помещении, где работал ученый. При этом будет сохранена основная функция этой аудитории — место для проведения учебных занятий, а также место проведения заседаний ученого совета Института истории и научных мероприятий. Но в то же время аудитория будет наполнена дополнительным содержанием, имеющим важное значение для универсантов. Так появится возможность рассказать и показать, в какой среде сформировался профессор В. В. Мавродин, с кем он работал, какое научное наследие оставил. Описание личности ученого будет гармонично вписано в контекст университетской среды (см. Презентация).

Время для разработки проекта и создания мемориальной аудитории — 2 года (ее открытие должно стать частью юбилейных мероприятий СПбГУ к 110-годовщине со дня рождения ученого в 2018 году). Специалисты отмечают: в настоящее время экспозиционных материалов нет. Поэтому задача сбора материалов может быть решена в результате поисковой научной работы, например, студентов-историков и студенческого научного общества. Намечены направления поиска и сбора материалов. По тому же алгоритму может проходить работа по созданию мемориальных аудиторий и кабинетов В. И. Вернадского, А. В. Венедиктова, А. А. Собчака и других выдающихся универсантов.

 

  1. Благодарность экспертам Университета

Начальник Главного управления МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области выразил благодарность сотрудникам СПбГУ, оказавшим существенную помощь следователям следственной части ГСУ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в расследовании организованной преступной деятельности: доценту кафедры коммерческого права СПбГУ О. А. Макаровой, доценту кафедры теории кредита и финансового менеджмента СПбГУ Г. В. Кальварскому, а также сотрудникам Центра экспертиз СПбГУ. Указанными специалистами были проведены правовое и математическое исследования по уголовному делу, имеющему большой общественный резонанс ввиду количества потерпевших, большинство из которых являются пожилыми людьми и им причинен значительный имущественный ущерб. Заключения экспертов помогли изобличить мошенническую деятельность на территории Санкт-Петербурга, Челябинска, Мурманска и Екатеринбурга потребительских кооперативов с использованием схемы «финансовой пирамиды».

 

  1. Благодарность за отдых

От работников Университета в адрес ректора поступила благодарность за отдых, организованный в ОК «Университетский». Напомним, что в связи с обращением председателя профкома СПбГУ оздоровительный комплекс «Университетский» передан в управление профсоюзной организации по договору между СПбГУ и профсоюзной организацией сотрудников СПбГУ на условиях полного возмещения затрат, которые несет Университет на содержание этого комплекса.

 

  1. Особые права научно-педагогических работников СПбГУ

В отличие от большинства научно-образовательных организаций России особые права научно-педагогических работников нашего Университета существуют не только в форме передаваемой «из уст в уста» информации. Эти права закреплены в Уставе СПбГУ, а также в локальных нормативных актах Университета (см. Презентация). Поэтому узнать об этих правах и ими воспользоваться может каждый работник Университета, а не только те, кому про это рассказали. В локальных нормативных актах СПбГУ определены также и механизмы реализации в Университете прав, предусмотренных федеральным законодательством (см. Основные права научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета).

Объемные публикации на эту тему на портале СПбГУ, презентации, а также специальная образовательная программа, которая реализуется в Университете, — все эти усилия направлены на то, чтобы работники Университета могли воспользоваться предоставленными им возможностями, сделать свое пребывание в Университете максимально комфортным и эффективным.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.