Материалы ректорского совещания

№ 274
от 17.10.2016

Повестка совещания

    Опрос обучающихся о качестве преподавания

    Для повышения качества преподавания важно своевременно получать обратную связь от студентов. Одним из объективных, хорошо зарекомендовавших себя способов во многих вузах мира является анкетирование (опрос) студентов. Последние два года при проведении анкетирования студентов Университет ищет оптимальную модель анкеты, сроков и формата проведения опросов студентов по всем программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Анкета разрабатывалась специалистами (социологами, психологами). Впервые опрос был проведен весной 2015 года. Предполагали охватить анкетированием преподавание всех дисциплин, поэтому распространили 300 тысяч анкет (получили 50 тысяч письменных ответов). Результаты опроса были направлены директорам и деканам. Весной 2016 года по предложению студентов опрос провели в форме онлайн-анкетирования через сайт. Активность студентов была гораздо ниже: получили только 10 тысяч ответов. Результаты опроса были направлены директорам и деканам, но они не были репрезентативны. Были высказаны предложения, которые касаются содержания анкеты, процедуры анкетирования и сроков ее проведения.

    Были также предложения по использованию результатов опросов обучающихся. Например, чтобы результаты анкетирования учитывать: при решении вопросов о премировании преподавателей по результатам учебного года (председатель Учебно-методической комиссии Экономического факультета), при распределении педагогических поручений на следующий год (директор Института химии И. А. Балова), при подведении результатов конкурса педагогического мастерства (декан Факультета политологии С. Г. Еремеев); в случае если результаты опросов показывают неудовлетворенность качеством работы конкретного преподавателя, то проводить соответствующую работу по совершенствованию методической документации и индивидуальную работу с преподавателем (декан Факультета социологии Н. Г. Скворцов), проводить разъясняющие беседы с преподавателями, которым были высказаны претензии в ходе опроса (директор Института истории А. Х. Даудов). Были также высказаны предложения: проводить опросы два раза в год (осенью и весной) и рассылать анкеты по электронным корпоративным адресам обучающихся.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 21.11.2016, п. 3

    Ближайшее анкетирование студентов СПбГУ о качестве обучения по всем программам бакалавриата, специалитета и магистратуры будет проведено осенью этого года. На основании предложений, поступивших от директоров институтов и деканов факультетов, председателей учебно-методических комиссий, будет усовершенствована анкета, процедура проведения опроса студентов о качестве обучения по конкретным дисциплинам.

    Организация работы преподавателей, студентов и сотрудников в Blackboard

    В СПбГУ, как во многих ведущих университетах мира, для обеспечения организации учебного процесса развернута электронная информационная система обеспечения образовательного процесса Blackboard. В нее сотрудниками УСИТ загружены сведения о предметах и преподавателях, которые внесены в расписание в осеннем семестре 2016/2017 учебного года. Были показаны преимущества Blackboard для организации взаимодействия преподавателей и студентов в любое время из любого места и на любом устройстве. С помощью этой системы возможно:

    • организация внеаудиторной работы (в том числе проведение контрольных работ, сдача курсовых работ, их проверка)
    • обмен файлами и доступ к хранилищам
    • использование средств коммуникации, размещение необходимых учебно-методических материалов
    • проведение тестов (и их оценка), опросов (и анализ их результатов)
    • рассылка объявлений, напоминаний, постановка задач
    • групповое взаимодействие

    С 2012 по 2016 год в СПбГУ зарегистрировано более 57 тысяч пользователей Blackboard, больше 16 тысяч учебных курсов. В Blackboard хорошо организована обратная связь. Преподаватель может контролировать качество образовательного процесса, можно проводить коррекцию материалов и сценария курса, анализ взаимодействия преподавателя и студентов (в том числе можно анализировать активность каждого студента), можно обеспечить анонимность опросов.

    Весной 2016 года был отмечен резкий рост числа пользователей, когда было решено выкладывать ВКР в Blackboard. Эта система также позволяет провести проверку текстовых совпадений на плагиат. Результат такой проверки с цветными пометками изучает преподаватель — являются ли выявленные совпадения плагиатом (или это прямые цитаты, например, текста законодательства).

    Университет уже три года проводит дистанционный этап Олимпиады СПбГУ с помощью системы Blackboard. Сократилось количество выездов организаторов олимпиады в регионы, а число участников, наоборот, увеличилось. В этом году было 24 тысячи работ в онлайн-туре. Blackboard позволяет дополнять варианты заданий (по мере появления новых пользователей). При этом варианты можно создавать по-разному, по заданным критериям, и они никогда не совпадут.

    В СПбГУ разработан онлайн-курс освоения Blackboard (45 занятий). Уже более 5 тысяч пользователей входили в этот курс. Но итоговое тестирование прошли только 304 человека. Сегодня лишь 15 % преподавателей работает в этой системе. Директорам и деканам было поручено направить проректору по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой предложения о том, как можно помочь преподавателям освоить Blackboard.

    Правила регистрации в индексах цитирования WoS CC, Scopus и РИНЦ

    Проведена презентация о правилах работы с авторскими профилями в индексах цитирования WoS CC, Scopus, РИНЦ и в различных системах регистрации авторов. Показаны преимущества регистрации научно-педагогических работников СПбГУ в этих индексах и необходимость корректировки своих профилей, как для самих работников, так и для администрации вуза.

    Для ученого эти индексы и системы регистрации авторов обеспечивают видимость результатов научной деятельности в сети Интернет, возможность поиска информации о потенциальном сотрудничестве, возможность быстрого получения информации о публикациях и иных исследовательских результатах для составления заявок на гранты, резюме и т. д. Для оформления заявок на ряд грантов требуется просто указание идентификатора, а не приведение списка публикаций. Для администрации вуза эти индексы и системы регистрации авторов дают возможность безошибочного поиска публикаций и определения библиометрических показателей конкретного сотрудника для различных административных целей, получение актуальной информации о публикациях в индексах цитирования Web of Science, Scopus и РИНЦ для составления различных отчетов. Без регистрации научно-педагогического работника в этих индексах (и их постоянной корректировки автором) Университет не видит его публикационную активность (или видит не полностью), недооценивает ее.

    Необходима самостоятельная регистрация авторов в индексах ResearcherID (который идентифицирует автора в публикациях, индексируемых в базах данных на платформе Web of Science) и SPIN-код (который формирует авторский профиль в Российском индексе научного цитирования, РИНЦ). Здесь публикации автоматически в профиль автора не добавляются, необходима корректировка списков публикаций и цитирований конкретного автора, отделение от публикаций и цитирований однофамильцев. Индекс Scopus AuthorID формируется автоматически при появлении публикаций в базе данных Scopus. Но возможно возникновение множественных профилей при разном написании фамилии или изменении аффилиации автора, поэтому необходима корректировка со стороны автора.

    Имеются также дополнительные системы регистрации авторов (Google Scholar, ResearchGate, Academia.edu, Microsoft Academic search) и системы регистрации исследователей: ORCID (Open Research Contributor ID), Карта Российской науки.

    Сравним базовые оклады

    Подписан приказ об увеличении объемов фиксированных выплат научно-педагогическим работникам СПбГУ. Минимальный размер фиксированных выплат в СПбГУ (в отличие от других вузов) более чем вдвое превышает прожиточный минимум, установленный в Санкт-Петербурге.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 03.10.2016, п. 2; от 29.08.2016, п. 1; Прежняя «система оплаты труда». Оплата труда преподавателей и сотрудников ректората

    Задача — поднять уровень зарплат низкооплачиваемых категорий работников — была поставлена в Университете еще три года назад. Об этом же шла речь на встрече с председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 26 августа в Петербурге во время первого российского форума «Развитие высшего образования». Руководство СПбГУ эту задачу выполнило.

    Какова результативность критериев премирования работников коллективов институтов и факультетов?

    Годовой объем стимулирующих фондов, которые расходуются для премирования научно-педагогических работников по представлению деканов факультетов и решению директоров институтов, в 2015 году составил более 680 млн рублей. Вопросы о справедливости и эффективности использования этих средств являются предметом постоянного обсуждения в коллективах и в Виртуальной приемной. В соответствии с поручением директора институтов и деканы факультетов представили анализ результативности используемых ими критериев определения размеров стимулирующих выплат за учебную и учебно-методическую работу сотрудникам различных коллективов. Отчеты получены, но, как оказалось, материалов для анализа мало. Не представлена информация о том, каких результатов руководители планировали достичь с использованием тех или иных критериев, нет оценок того, какие результаты фактически достигнуты. Директорам и деканам поручено представить количественные показатели результативности этой деятельности (динамику финансовых затрат и результатов).(подробнее Прежняя «система оплаты труда». Оплата труда преподавателей и сотрудников ректоратаМатериалы ректорского совещания от 30.05.2016, п. 4, Материалы ректорского совещания от 14.08.2017, п.5)

    Кто изначально соответствует требованиям, которые предъявляются к кандидатам на должности?

    Подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ, утвержденное приказом от 27.08.2015 № 6281/1».

    См. Материалы ректорского совещания от 29.08.2016, п. 10

    Учтены предложения директоров и деканов по перечню тех научно-педагогических работников, кто должен наравне с Почетными профессорами Университета считаться лицами, изначально соответствующими требованиям, которые предъявляются к кандидатам на замещение должностей научно-педагогических работников СПбГУ. Было отмечено, что этот приказ общий для всех областей знаний. В него можно внести дополнения по отдельным областям знаний (с учетом оценки профессионального сообщества — например, премия и медаль Филдса в области математики).

    Помещения для свободного доступа к электронным базам

    По поручению ректора подготовлен перечень помещений в более чем 30 зданиях СПбГУ для организации рабочих мест для обеспечения свободного доступа научно-педагогических работников к электронным базам СПбГУ. Утвержден план оборудования этих мест (он должен быть реализован до конца 2017 года), определены ответственные, источники финансирования, очередность ввода. Пока оборудована только часть зданий, где ведется образовательный процесс. При этом уже оборудованные классы и места свободного доступа (например, в зданиях: на 22-я линии, д. 7, на ул. Чайковского, д. 62 и др.) открыты для всех научно-педагогических работников Университета. Степень готовности остальных зданий — разная (некоторые помещения требуют ремонта, а не только оснащения оборудованием). В первую очередь рабочие места будут организованы в тех зданиях, где пока нет никакого доступа. Запланировано начать эту работу со здания по адресу: 10-я линия, д. 33–35.

    Заявки онлайн

    При обнаружении неполадок и поломок в помещениях СПбГУ сотрудник или обучающийся, обнаруживший неисправность, может позвонить в диспетчерскую службу СПбГУ, оставить заявку на портале СПбГУ или в журнале заявок, который хранится у коменданта здания. При этом нет никакой необходимости обращаться к деканам, директорам или их заместителям, заведующим кафедрами. Диспетчерской службой, которая создана в конце 2014 года, заявки принимаются круглосуточно.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 19.12.2016, п. 4

    В 2015 году в диспетчерскую службу было подано 5 825 заявок (из них 2 525 были связаны с проблемами в общежитиях и 3 230 — с неполадками в учебных, научных и административных зданиях Университета). Больше заявок поступает в зимний период. Активность универсантов (и количество заявок) растет: за девять месяцев 2016 года в диспетчерскую службу уже подано 4 925 заявок. Например, в 2016 году было подано 276 заявок о неполадках в зданиях по адресу: Смольный пр., д. 1/3; 185 — в здании по адресу: 6-я линия, д. 15; 216 — в здании по адресу: 9-я линия, д. 2/11. До 90 % нарушений устраняется в первые 3–4 дня, для исправления остальных неполадок (10 % заявок) требуется закупка деталей для ремонта или организация системного ремонта, который сразу же планируется.

    Открытость финансово-хозяйственной деятельности

    Издан приказ № 8016/1 от 04.10.2016 «Об обеспечении открытости финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ при осуществлении приемки работ по договорам (контрактам), затрагивающим интересы работников или обучающихся СПбГУ». В состав комиссий по приемке работ по контрактам свыше 1 млн рублей обязательно будут включаться представители общественности.

    См. также: Об обеспечении открытости финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ при осуществлении приемки работ по договорам (контрактам), затрагивающим интересы работников или обучающихся СПбГУ; Материалы ректорского совещания от 12.09.2016, п. 5

    О назначение С. И. Богданова

    Проректор С. И. Богданов назначен исполняющим обязанности ректора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (см. также: Материалы ректорского совещания от 31.10.2016, п .14; Приказ Минобрнауки РФ № 12-07-03/174 от 13.10.2016 «О назначении исполняющим обязанности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена"»).