Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Актуальные цифры и факты об Университете
Возрастающее количество российских и международных мероприятий, в которых принимают участие работники Университета, предопределяет и потребность в материалах для представления Университета на таких мероприятиях. В связи с обращениями работников Университета подготовлена сводная информация об СПбГУ в формате презентации «Университет: цифры и факты». Именно этой презентацией (полностью или частично, в зависимости от формата и целей мероприятия) необходимо пользоваться для целей публичного представления Университета. Она дает полное представление об Университете: показателях основной деятельности СПбГУ, образовательных программах, научно-исследовательских проектах, тематике исследований, позициях в основных рейтингах вузов мира, публикациях научно-педагогических работников СПбГУ в сравнении с данными о публикациях ученых других вузов, о Научном парке СПбГУ, цифрах бюджетного финансирования деятельности вуза, имущественном комплексе Университета и др.
Презентация доступна на сайте Университета для скачивания и содержит актуализированную информацию, которая будет регулярно дополняться. Ссылка на дату предоставления сведений (она размещена на титульном листе презентации) обязательна при использовании сведений.
О создании Центра прикладных проблем труда
В Университете создается Центр прикладных проблем труда. Задача центра — развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в этой области, выход на мировой уровень научно-исследовательских проектов, поскольку мировая наука и практика в вопросах труда (занятости, безработицы) свидетельствуют о высокой потребности в методологических и практических вариантах решения проблем сегодняшнего и завтрашнего дня. Это будут междисциплинарные проекты с привлечением специалистов Университета, которые занимаются вопросами труда: экономистов, социологов, юристов, психологов и др.
Анализ результатов исследований, проводимых в области данной проблематики, показывает, что требуется формирование нового подхода, и организуемая в Университете комплексная работа над ним может стать именно таким прорывом. На базе центра планируется создание новых методологических разработок, открывающих возможность целого спектра различных практических решений. Результат должен быть востребован, как на уровне России (в том числе на уровне регионов, крупных корпораций), так и международным сообществом.
Работа центра будет иметь и внутриуниверситетское применение. В современных условиях необходимо формировать образовательный стандарт СПбГУ, образовательные программы не только с учетом нашего видения компетенций будущего, но и с учетом профессиональных стандартов. Специалисты центра будут исследовать и эти вопросы.
Руководить центром будет председатель комитета по труду и занятости населения правительства Санкт-Петербурга Д. С. Чернейко. В марте 2017 года Правительство Санкт-Петербурга и СПбГУ планируют проведение первого Петербургского международного форума, посвященного исследованиям вопросов труда. Идея проведения такого форума уже поддержана Правительством РФ.
Организация защит на соискание ученых степеней СПбГУ
Среди тех, кто выразил готовность защищаться в СПбГУ по новым правилам, трое уже представили свои диссертации. Предлагаемые составы двух диссертационных советов уже опубликованы на портале СПбГУ: по специальности «Всеобщая история»; по специальности «Литература народов стран зарубежья (литература Европы, Америки и Австралии)»).
Через два месяца после издания приказов об организации защит будут проведены первые защиты по новым правилам. Сейчас в СПбГУ планируют свои защиты психологи, математики, физики, юристы, политологи. Ученый секретарь одного из диссоветов, действующих на базе СПбГУ по правилам Минобрнауки, планирует защищать докторскую диссертацию на соискание ученой степени СПбГУ по новым правилам.
Общение с аспирантами показывает, что, несмотря на проводимую информационную работу по объяснению процедуры собственных защит в Университете, многие аспиранты и их научные руководители все еще не знают этих правил. Более того, уже сформировались обычные для таких ситуаций мифы, которые не имеют никакого отношения к реальности.
Чтобы развеять эти мифы и прояснить некоторые вопросы, руководитель Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветкова обратила внимание универсантов на следующее:
- заседание диссертационного совета может проходить как на английском, так и на русском языке
- не существует специальных требований о том, что все члены совета обязательно должны в совершенстве владеть английским языком
- аспирант может и не иметь публикаций в журналах, индексируемых в WoS CC и Scopus
См. также: Прием граждан директором центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветковой от 08.09.2016; Нужна ли повторная защита?; Доктор наук СПбГУ (Doctor of Science SPbSU) — диссертация
О присуждении премии Правительства РФ в области туризма
Присуждены премии Правительства Российской Федерации 2016 года в области туризма. Премия за создание научной историко-этнографической карты приоритетного национального маршрута «Великий шелковый путь» присуждена коллективу под руководством В. М. Грусмана, директора Российского этнографического музея. В составе этого коллектива — профессор СПбГУ Д. Г. Савинов. В Университет поступила правительственная телеграмма министра культуры РФ В. Р. Мединского с поздравлениями в связи с вручением премии профессору СПбГУ Д. Г. Савинову.
О доплатах за публикационную активность
После многочисленных обсуждений с научно-педагогическими работниками (в том числе с профессорами В. М. Шабаевым, Р. А. Эварестовым, академиком РАН С. Г. Инге-Вечтомовым) доработана и принята новая редакция Положения о доплатах за публикационную активность.
Порядок формирования и расходования средств благотворительного фонда ВШМ СПбГУ
Благотворительный фонд Высшей школы менеджмента СПбГУ был создан как самостоятельное юридическое лицо четырьмя сотрудниками (включая тогдашнего декана факультета ВШМ В. С. Катькало). Фонд формируется из пожертвований компаний, руководители которых входят в состав Попечительского совета ВШМ СПбГУ. Примерный ежегодный объем средств фонда составляет около 100 млн рублей. До 2013 года руководство этого фонда никак не согласовывало свои действия по расходованию средств фонда с руководством Университета. К чему это приводило? Например, в 2012 году из средств фонда было оплачено обучение около 70 магистрантов договорной основы обучения. Причем это были не те магистранты, которые демонстрировали наивысшие достижения в учебе. После смены руководства Высшей школы менеджмента все средства фонда теперь расходуются только для решения задач развития образовательных и научных проектов в СПбГУ в области менеджмента.
С 2013 года фонд расходует средства только по поручениям первого проректора по экономике (после одобрения директором института). Это позволяет эффективно их расходовать, согласовывая расходы на развитие образовательных и научных проектов в области менеджмента из всех источников финансирования (федеральный бюджет, внебюджетные средства, средства эндаумент-фонда СПбГУ и средства благотворительного фонда).
Собраны средства для помощи профессору В. Н. Белозёрову
Председатель профкома сотрудников СПбГУ Л. О. Иванов выразил благодарность универсантам, откликнувшимся на просьбу помочь материально из личных средств в оплате лечения профессору В. Н. Белозёрову. На заседании президиума профкома 5 октября сыну профессора Сергею Валентиновичу Белозёрову было передано 300 тысяч рублей.
О предоставлении жилых помещений сотрудникам Университета
В связи с продолжающейся работой по содействию в решении жилищных проблем работникам СПбГУ, в настоящее время проживающим в общежитиях на местах, предназначенных для проживания студентов, Университет обратился к главе Петродворцового района с просьбой предоставить жилые помещения коммерческого использования (находящиеся в собственности Санкт-Петербурга) для проживания сотрудников Университета на период действия заключенных с ними трудовых договоров. Получен ответ, что количество жилых помещений, которые могут быть предоставлены юридическим лицам, на 2016 год исчерпано. В 2017 году, после того как правительством Санкт-Петербурга будут установлены квоты районам, Университет вновь обратится с аналогичной просьбой.
Результаты направления научно-педагогических работников в командировки
Последние полгода при направлении в командировки за счет средств Университета либо за счет принимающей стороны, но на длительный срок (в том числе, когда принимающая сторона готова оплачивать расходы по командированию и проживанию) научно-педагогическим работникам СПбГУ (пока выборочно) предлагается выполнить определенные служебные задания. Например, использовать университетский шаблон презентаций, пропагандировать услуги Научного парка СПбГУ, получить контакты лиц, которых можно рассматривать в качестве кандидатов на работу в Университете или в качестве получателей услуг Научного парка. Например, в отчете профессора-социолога А. В. Петрова содержались контакты около десяти иностранных ученых, с которыми сотрудниками кадровой службы уже ведется работа по привлечению их в Университет. В отчете доцента П. А. Зыкина были указаны контакты ученых МГУ, с которыми планируется проводить совместные исследования в Научном парке СПбГУ.
По возвращении информация вместе с отчетом передается работнику Управления кадров, который оформлял приказ о командировании. Далее этой информацией пользуются сотрудники Управления по работе с персоналом, работники Научного парка. Следует отметить, что база данных еще мала. В целях продвижения информации об Университете, расширения сети академических межуниверситетских контактов и повышения академической мобильности эту практику необходимо поддерживать активнее.
Качество выполнения таких поручений будет учитываться при распределении стимулирующих выплат и при определении возможностей использования ресурсов СПбГУ. Директорам и деканам дано поручение: направить предложения о том, как выстраивать такую информационную работу, сформулировать, какие задания можно включать научно-педагогическим работникам перед отправкой их в командировку.
Об изменениях в Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ
Поступило предложение о дополнении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ, утвержденного приказом от 27.08.2015 № 6281/1. Предложено к списку лиц, на основании заявлений которых ректором может приниматься решение о проведении итогового голосования по кандидатам на должности научно-педагогических работников Университета на заседании Ученого совета СПбГУ, добавить руководителя совета образовательной программы. Директорам и деканам дано поручение: сформулировать свое отношение к этому предложению.
Об эффективности использования научного оборудования
В процессе создания Научного парка СПбГУ было закуплено научное оборудование на 7 млрд рублей. Впервые в Российской Федерации создана эффективная система открытого доступа к этому оборудованию. Учет его использования налажен. Вместе с тем, большое количество научного оборудования до сих пор находится в «помещениях лабораторий, кафедр» и т. п. Часть этого оборудования устарела, другая часть не обслуживается из-за недостатка средств, третья часть используется мало и неэффективно. Например, освобождение комнат от ненужного оборудования на 5 этаже здания по адресу: Ульяновская ул., д. 1, позволило сделать десяток офисных помещений для работы преподавателей-физиков.
См. также: Научный парк: на пути в завтрашний день; Собрать разбросанное и использовать
От ряда директоров и деканов (К. В. Чистяков, И. А. Тихонович, И. А. Балова), а также заинтересованных научно-педагогических работников СПбГУ (В. М. Шабаев, Р. А. Эварестов) поступили предложения о проведении учета этого оборудования силами работников Научного парка для получения информации о его состоянии, о возможности использования, о необходимости закупки комплектующих и расходных материалов. Создана рабочая группа для организации и осуществления деятельности по учету научного оборудования СПбГУ за пределами Научного парка.
Увековечивание памяти универсантов
Еще одним важным проектом по увековечиванию памяти выдающихся деятелей Университета стал проект создания и размещения на городских зданиях мемориальных досок в их честь. Так, по обращению ректора СПбГУ мемориальную доску в честь выпускника и преподавателя Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ) нобелевского лауреата Л. В. Канторовича 28 октября открыли на стене дома 32 на Большом проспекте П. С., где жил и работал выдающийся математик и экономист . По предложению ректора СПбГУ губернатор города Г. С. Полтавченко и депутаты Законодательного Собрания Петербурга приняли решение об установке мемориальной доски на здании по адресу: ул. Наличная, д. 3, в честь академика К. Я. Кондратьева, руководившего Ленинградским государственным университетом с 1964 по 1970 год. На рассмотрение в городские органы поданы документы и на другие мемориальные доски. К сожалению, далеко не всегда решение принимается легко. Даже несмотря на то, что Университет берет на себя затраты на проектирование и производство мемориальных досок, а потом — заботы по их содержанию и реставрации, желание отразить в надписи факт принадлежности ученого к Санкт-Петербургскому университету далеко не всегда встречает понимание среди членов комиссий, ответственных за принятие решений. В 2009 году в Университете началась планомерная работа по сохранению памяти о выдающихся универсантах. Регулярно проводятся научные конференции, посвященные памяти известных ученых — профессоров СПбГУ («Ананьевские чтения», «Поляховские чтения», «Пашковские чтения» и др.), к памятным датам организуются экспозиции трудов исследователей в научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ, специальные выставки Музея истории СПбГУ. По инициативе ректора в СПбГУ организована программа поиска, восстановления и ухода за могилами знаменитых универсантов-предшественников, в реализации которой участвуют студенты, сотрудники и выпускники СПбГУ.
См. также: Университет сохраняет память о великих ученых и выпускниках
Несмотря на возникающие не по вине Университета задержки, в СПбГУ развивается программа, направленная на сохранение памяти об ученых, имена которых связаны с жизнью Университета и города. Подготовлен перспективный план увековечивания памяти об универсантах, и ведется сбор документов для оформления соответствующих запросов. Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по дополнению списка выдающихся выпускников.
Избраны новые члены РАН
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и участники совещания поздравили коллег-универсантов, избранных действительными членами и членами-корреспондентами РАН.
О сокращении должностей проректоров по направлениям
В 2010 году в рамках реформы управления Университета были учреждены временные должности проректоров по направлениям, в задачу которых входило наладить работу по объединению университетских ресурсов (помещений, оборудования, информационных ресурсов и пр.). Например, перед проректором по обеспечению реализации образовательных программ и осуществлению научной деятельности по направлениям «Медицина», «Медицинские технологии», «Стоматология» и «Юриспруденция» М. Ю. Лавриковой была поставлена задача: обеспечить доступ студентов-медиков и студентов-стоматологов к аудиториям, библиотечным ресурсам, столовым в зданиях Университета, где прежде велись занятия в основном со студентами-юристами.
См. Материалы ректорского совещания: от 12.09.2011, п. 5, от 10.12.2012, п. 5, от 17.09.2012, п. 3, от 17.10.2016, п. 10
Проректор по обеспечению реализации образовательных программ и осуществлению научной деятельности по направлениям «Международные отношения», «Политология», «Социология» и «Экономика» Е. Г. Чернова сумела «сломать барьеры», разделяющие коллективы факультетов, и в результате студенты — социологи, политологи и международники — смогли посещать лекции преподавателей «соседних» факультетов, пользоваться всеми отраслевыми отделами Научной библиотеки, учебными помещениями, оборудованием, столовыми и кафе и пр. Постепенно, по мере выполнения поставленных задач, эти должности были сокращены, в том числе и последняя, которую занимал проректор С. И. Богданов.