Материалы ректорского совещания

№ 86
от 10.12.2012

Повестка совещания

    О заседании попечительского совета ВШМ

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил, что 5 декабря состоялось заседание попечительского совета ВШМ СПбГУ. Это произошло сразу после выборов на заседании Ученого совета СПбГУ 3 декабря декана Факультета ВШМ. Им стал президент — председатель правления ВТБ А. Л. Костин. Заседание Попечительского совета ВШМ проходило под председательством руководителя администрации Президента РФ С. Б. Иванова в штаб-квартире ВТБ в Москве. Выступая с приветственной речью ректор СПбГУ Н. М. Кропачев отметил, что избрание А. Л. Костина на пост декана ВШМ СПбГУ раскрывает новые возможности не только для СПбГУ, но и для кардинальных преобразований в бизнес-образовании России.

    Декан ВШМ СПбГУ А. Л. Костин четко обозначил в своем выступлении основные направления сотрудничества, по которым группа ВТБ намерена серьезно укрепить взаимодействие с СПбГУ (корпоративное обучение; экспертная деятельность; пополнение эндаумент-фонда СПбГУ; привлечение ученых СПбГУ к работе в различных органах группы ВТБ; приглашение мировых звезд (в том числе и нобелевских лауреатов) к чтению лекций в Университете; грантовая программа для студентов и преподавателей).

    Центральными темами обсуждения на заседании Попечительского совета ВШМ стало подведение итогов реализации стратегического плана развития ВШМ СПбГУ на 2008–2012 годы, подготовка программы развития ВШМ СПбГУ до 2020 года.

    Подготовка заявок на мегагранты

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что 6 декабря он и проректор И. А. Дементьев провели совещания с деканами факультетов, посвященные новому конкурсу мегагрантов (точнее, грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования). На совещаниях были высказаны первые предположения о возможных кандидатурах ведущих ученых, с которыми ведутся переговоры об участии в мегагрантах. Уже началась работа у экономистов (проведены переговоры с одним из потенциальных кандидатов). Прислали свои соображения декан Химического факультета И. А. Балова (о двух потенциальных кандидатах), первый заместитель декана Физического факультета С. Ф. Бурейко (о семи потенциальных кандидатах), декан Геологического факультета С. В. Аплонов (об одном кандидате). И. А. Горлинский назвал должности предполагаемых кандидатов на мегагранты, научные центры, где они работают, и их индексы Хирша. И. А. Горлинский подчеркнул, что ждет от деканов предложения (короткие справки о кандидатах, с которыми ведутся переговоры об участии в мегагрантах) в течение дня.

    Отдельно И. А. Горлинский остановился на ситуации, когда наши коллеги «стесняются» участвовать в конкурсах только потому, что, как они утверждают, «все гранты в гуманитарной сфере забирает Высшая школа экономики» (из выступления и. о. декана Факультета политологии В. А. Ачкасова на совещании 06.12.2012). И. А. Горлинский подчеркнул, что если не участвовать в конкурсе, то, естественно, грантов и не получишь. И нельзя подходить к вопросу с позиции проигрыша.

    Декан Химического факультета И. А. Балова дополнила информацию о том, что работает с большим количеством претендентов на гранты, а от двоих из них уже получила согласие. Декан Факультета ПМ — ПУ Л. А. Петросян сообщил о двух кандидатах, с которыми он ведет переговоры. Еще несколько деканов сказали, что пришлют свои предложения (см. также Материалы ректорского совещания от 23.07.2012, п. 4 и от 15.10.2012, п. 2; от 01.04.2013, п. 6; от 25.02.2013, п. 4).

    О выборах нового состава ученого совета Факультета психологии

    Ректор сообщил, что он согласился с предложением Ученого совета Факультета психологии о проведении в начале 2013 года досрочных выборов нового состава Ученого совета Факультета. Они будут организованы в соответствии с теми же университетскими правилами, которые были апробированы при проведении выборов Ученого совета Факультета ПМ — ПУ 8 ноября (см. Материалы ректорского совещания от 12.11.2012, п. 5). Н. М. Кропачев еще раз подчеркнул, что право выдвигать кандидатов в члены ученого совета факультета есть у каждого. В том числе, своих кандидатов в состав Ученого совета Факультета психологии могут выдвинуть, например, медики, биологи или другие наши коллеги.

    О ликвидации последствий протечки

    Проректор И. А. Дементьев сообщил, что 3 декабря в здании по адресу: Петродворец, ул. Ботаническая, д. 17 была протечка (как показала проверка, протечка произошла вследствие заводского брака в гибкой подводке холодного водоснабжения, установленной более года назад). Последствия устранены. Оборудование ресурсного центра и мебель не пострадали.

    И. А. Дементьев отметил не хозяйственную, а организационную сторону проблемы. Необходимо, чтобы руководители принимали правильные управленческие решения, в том числе и при возникновении аварийных ситуаций. Например, обращались непосредственно к тем должностным лицам, в чью компетенцию входит решение данного вопроса. Иначе теряется важное в таких случаях время. И важно, чтобы комментарии и оценки, даваемые работниками Университета, базировались на информации, полученной от компетентных должностных лиц. Иначе возникает недостоверная информация, которая искажает и суть, и реальные последствия произошедшего.

    Заключительный этап реформирования системы управления Университетом

    Ректор сообщил деканам о продолжении работы по развитию системы управления в Университете. В частности, речь шла о созданных в 2010 году в связи с изменениями, произошедшими в законодательстве (исключение из закона Положения о факультете как обособленном структурном подразделении с правомочиями юридического лица), должностях проректоров по направлениям. Эти должности создавалась как временные для того, чтобы наладить работу по объединению университетских ресурсов для эффективного обеспечения образовательных программ и научных исследований независимо от того, о сотрудниках коллектива какого факультета идет речь. Перед проректорами по направлениям были поставлены задачи по применению единых правил и требований, обеспечению эффективности расходования средств, освобождению научно-педагогических работников от несвойственной им административной работы.

    Временный характер работы проректоров по направлениям был известен им с самого начала. С каждым из них обсуждались и перспективы (возможности) дальнейшего трудоустройства в Университете. Кто-то с этими предложениями согласился, кто-то нет… Например, когда год назад (в сентябре 2011 года) ректор представлял деканам нового проректора по направлениям М. Ю. Лаврикову (см. Материалы ректорского совещания от 12.09.2011, п. 5), то сообщил, что перед Мариной Юрьевной стоит задача в течение года подготовить ситуацию по переходу подразделений к иной системе управления ресурсами, уже без проректора по направлению.

    Результаты работы, проделанной в этом направлении М. Ю. Лавриковой, В. С. Катькало и соответствующими проректорами по видам деятельности, дают возможность в ближайшее время организовать работу по сокращению должностей двух проректоров по обеспечению реализации образовательных программ и осуществлению научной деятельности по направлениям, а также организовать работу должностных лиц служб (учебной, научной, хозяйственных и т. п.), напрямую подчиненных проректорам по видам деятельности. Эта работа будет организована в течении декабря-марта и будет осуществляться по мере готовности ситуации в конкретных подразделениях. Фактически, в ходе этих преобразований будет происходить и окончательная отладка новых механизмов взаимодействия.

    Марина Юрьевна Лаврикова временно переходит на должность проректора по учебной работе (на период декретного отпуска Е. Г. Бабелюк). После возвращения Екатерины Геннадьевны из отпуска М. Ю. Лаврикова сосредоточится на работе в блоке И. А. Горлинского. Валерий Сергеевич Катькало больше не будет заниматься административной работой в Университете и переходит на работу в должности профессора, заведующего кафедрой стратегического и международного менеджмента, что соответствует его личному желанию.

    Исполнять обязанности этих проректоров пока будут те, кто и ранее это делал в случае временного отсутствия соответствующего проректора по направлениям. Однако, заметил Н. М. Кропачев, это будет происходить не в обычном режиме. Перед теми проректорами по направлениям, которые будут временно исполнять обязанности своих коллег (это будут делать Е. Г. Чернова, Л. А. Цветкова, А. А. Заварзин) поставлены задачи не по технической замене коллег, а по налаживанию новых схем взаимодействия деканов и сотрудников ректората.

    Фактически речь должна идти о том, что во взаимоотношениях деканов, проректоров по видам деятельности и служб, им подчиненных, должен постепенно исчезнуть механизм посредников. Отработка новых административных схем займет, скорее всего, несколько месяцев. В это время будут происходить регулярные встречи первых проректоров с деканами соответствующих факультетов и проректорами для того, чтобы работа прошла без сбоев.

    После того, как взаимодействие в новом формате будет налажено, все должности проректоров по направлениям будут сокращены.