Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О новом рейтинге QS
Первый проректор И. А. Дементьев на основании данных рейтинга «QS University Rankings EECA: развивающаяся Европа и Центральная Азия 2015» проанализировал показатели СПбГУ и других российских вузов в этом рейтинге по каждому из критериев.
О кадровых решениях
За последние годы в Университете созданы условия для работы научно-педагогических работников: количество электронных ресурсов растет, открыт доступ к современному оборудованию Научного парка. Количество интеллектуального продукта увеличивается, а доход от его использования пока не очень-то растет. Регулярный анализ материалов СМИ показывает, что наши сотрудники вполне успешно материализуют в личных интересах или в интересах частных компаний продукты интеллектуального труда, которые созданы ими с использованием инфраструктурных возможностей СПбГУ: патентуют лекарства и программные продукты; используют имя Университета в своей коммерческой экспертной деятельности; предоставляют платные образовательные услуги… В результате утечки из вуза интеллектуальной собственности Университет теряет сотни миллионов рублей в год.
Еще недавно основной ущерб Университету наносили наши хозяйственники. Достаточно вспомнить крупные уголовные дела о хищениях, которые завершились обвинительными приговорами (см. Ряд сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета обвиняется в хищении денег, выделенных на ремонт здания (Система «Гарант», 16 декабря 2008; Бывший проректор СПбГУ может быть осужден на 6–8 лет тюремного заключения (Газета, 27 ноября 2008); Подельники бывшего проректора СПбГУ осуждены за хищение выделенных на ремонт средств (Закс, 15 февраля 2011)). В административно-хозяйственной работе удалость навести порядок: прекращена преступная сдача в аренду помещений на условиях, убыточных для СПбГУ (закрыты принадлежавшие нашим высоким руководителям рестораны, гостиницы, продуктовые магазины, сауны, ветеринарная клиники, поликлиника, рынок и многое другое. Например, для мебельного производства ООО «Вереск» была установлена ставка арендной платы в размере 39,0 рублей за 1 кв. м в месяц (при рыночной ставке 350,0 руб. за 1 кв. м в месяц), что принесло Университету ущерб в размере 1,7 млн руб. только за 2008 год, а всего с начала 1990-х годов за счет занижения арендных ставок Университету, по самым скромным подсчетам, причинен ущерб в размере 108 млн рублей, а ущерб от невзысканных с арендаторов коммунальных и эксплуатационных затрат — не менее 45 млн рублей. В результате предпринятых руководством Университета мер за период 2008–2011 годов. арендуемые площади уменьшились почти вдвое (с 11,8 тыс. кв. м. до 6,3 тыс. кв. м.), а для учебно-научной деятельности освободилось более 5 тыс. кв. м. В то же время суммы, получаемые в виде арендной платы, выросли с 14,4 млн. рублей в 2008 году до 39 млн. рублей в 2011 году — в 2,7 раза (см. Ректор СПбГУ открыто рассказал о доходах (Деловой Петербург, 29 апреля 2011); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015); Материалы ректорского совещания от 18.04.2011, п. 8; от 04.06.2012, п. 3). С целью экономии денежных средств Университета постоянно проводится мониторинг данных затрат на электро-, водо- и теплоснабжение. Анализ ситуации с 2008 по 2012 года показал, что в сфере электроснабжения Университет добился значительной экономии благодаря коллективным усилиям, ибо никаких специальных финансовых вложений в модернизацию системы электроснабжения до недавнего времени не производилось. Однако показатели электропотребления год от года снижались, и в 2012 году СПбГУ потреблял примерно на треть меньше, чем в 2008 году. Таким образом, с 2008 года Университет сэкономил примерно 270 млн рублей (см. Материалы ректорского совещания от 05.08.2013, п. 2.1).
Как известно, новому руководству Университета пришлось в 2008–2009 годы остановить все стройки, которые велись в Университете в середине 2000-х. Несколько лет ушло на то, чтобы навести порядок в их организации, и только после этого стройки были продолжены, а многие уже успешно завершены: ремонт общежития № 8 по адресу ул. Халтурина, д. 15, к. 1 и общежития № 6 по адресу пр. Солидарности, д. 27; первый этап строительства зданий для СПбГУ в «Михайловской даче»; ранее приостановленная и длившаяся десять лет реконструкция дворца графов Бобринских в 2011 году была завершена в кратчайшие сроки — менее чем за год, что позволило ввести в эксплуатацию и торжественно открыть этот объект уже 1 сентября 2011 года (Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 4; от 27.01.2014, с дополнением от 13.02.2015, п. 2). Параллельно активно шла работа по возвращению утраченных Университетом книг, а также по наведению порядка в библиотеке (В результате проверки книг становится больше). В результате такой работы Университет возвращает себе труды, «утраченное знание».
Правильная организация финансово-хозяйственной работы позволяет создать удобные условия для эффективного решения академических задач, стоящих перед Университетом. Ежедневно в стенах СПбГУ создаются новые объекты интеллектуальной собственности. Это патенты, изобретения, открытия, новые учебно-методические разработки, экспертные заключения, книги, статьи... И если реализованные в Университете ключевые управленческие решения Университет готов бесплатно тиражировать в масштабах всей страны, то созданные в Университете изобретения, открытия, промышленные модели должны приносить доход Университету и автору. Наступил новый этап: эти знания нужно научиться использовать во благо Университета, в максимальной степени точно закрепив за Университетом права на их использование. Безусловно, и автор должен получать доход от использования результатов своего творчества.
В заключение ректор сообщил о создании главного управления по использованию и защите интеллектуальной собственности (начальником управления назначен В. В. Лукьянов).
О конкурсах грантов Президента РФ для молодых ученых
Объявлены конкурсы 2016 года на право получения грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых — кандидатов и докторов наук. Грантов на проведение исследований выделено на 2016 год всего 150 (гораздо меньше, чем в прошлые годы). Они выделяются на два года для реализации по 11 приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники РФ. При рассмотрении заявок будут оцениваться наукометрические показатели руководителя научного коллектива и состав коллектива. Срок регистрации заявок — до 20 ноября. Директорам и деканам следует приложить максимум усилий, чтобы подать как можно больше заявок с учетом требований конкурса. Все победители конкурсов грантов получат дополнительное поощрение в Университете.
О подборе председателей ГЭК и членов экзаменационных комиссий
Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк проинформировала о том, что ведется работа по подбору представителей работодателей для их работы председателями ГЭК и членами экзаменационных комиссий. Директора и деканы представили кандидатуры работодателей, им направлены запросы: 11 из них работают в реальном секторе экономики, девять — в научных институтах РАН, 18 — в других вузах. В ходе рассмотрения этих кандидатур выяснилось, что среди них есть и работники СПбГУ (которые одновременно работают в вузах-конкурентах, в том числе на должности, например, декана факультета), а есть работники других вузов на уровне заведующего кафедрой, профессора, доцента. Разве их надо рассматривать в качестве главных работодателей для наших выпускников? Один из деканов прислал очень «большой» список возможных работодателей (целых две организации, одна в Москве, другая в Петербурге): каждый год эти работодатели берут на работу 1–3 наших выпускников. И сообщил, что других работодателей нет! Спрашивается, насколько востребованы наши выпускники и куда трудоустраиваются еще несколько сот выпускников СПбГУ этой образовательной программы?!
Е. Г. Бабелюк сформулировала ряд требований, которые необходимо соблюдать при привлечении работодателей:
- можно приглашать выпускников СПбГУ
- если у кандидата нет ученого звания, ученой степени, то должны быть другие признанные заслуги в профессиональной сфере
- можно приглашать членов и руководителей профессиональных ассоциаций и союзов (например, из Философского общества, Ассоциации юристов, Союза журналистов и др.)
Директор института химии И. А. Балова спросила, можно ли в качестве работодателей приглашать в ГЭК сотрудников Университета, которые являются руководителями крупных грантов. Ректор ответил положительно, сказав, что в данном случае работодатель — этот тот, кто может принять выпускников на работу. При этом важен не формальный критерий (может заключить трудовой договор), а реальный результат (сколько наших выпускников принято на работу). Идеальный вариант: когда заседание ГЭК превращается в своеобразное заседание «комиссии по распределению».
Об изменении информации в дипломе СПбГУ
Е. Г. Бабелюк сообщила, что на портале СПбГУ прошло обсуждение содержания вкладыша в диплом выпускника СПбГУ. И перечислила ряд новых предложений:
- в случае, если выпускник подготовил и защитил ВКР на иностранном языке, вносить эту информацию в диплом
- вносить информацию о месте прохождения практики
- включать информацию о деятельности студента во время учебы (о его победах в научных конкурсах и олимпиадах, о повышенных, именных и персональных стипендиях, о спортивных и общественных достижениях
- включать и негативную информацию о выпускнике (в виде ссылки на раздел портала СПбГУ «Информация для работодателя»: Внимание, важная информация для работодателей)
- предлагали также включать более подробную информацию об Университете, об истории Университета (но были и возражения: не стоит превращать диплом в досье)
Е. Г. Бабелюк напомнила о принятых ранее решениях, в соответствии с которыми кроме указания темы дипломной работы и оценки в дипломе будут названы Ф. И. О. научного руководителя, Ф. И. О. членов ГЭК, а также тот из работодателей, кто определил тему дипломной работы (см. Материалы ректорского совещания от 12.10.2015, п. 2). Она отметила, что часть информации может быть включена в диплом напрямую, а часть — ссылкой на соответствующий раздел портала СПбГУ (где можно разместить портфолио каждого студента в электронном виде). Она поручила директорам и деканам высказать предложения по вопросу разграничения информации (см. также: Материалы ректорского совещания от 29.02.2016, п. 2).
О преподавании предметов на английском языке
В связи с обращениями студентов Е. Г. Бабелюк объявила о принятом ректором решении ввести в учебные планы каждой образовательной программы СПбГУ на старших курсах бакалавриата и магистратуры преподавание некоторых предметов на английском языке. Постепенно доля иностранного языка должна увеличиваться. Вначале как минимум один профильный предмет каждой образовательной программы СПбГУ на выпускных курсах будет преподаваться на английском языке. Учебно-методические комиссии должны представить свои предложения. Е. Г. Бабелюк пригласила студентов и студсоветы активно подключаться к этой работе. До 1 декабря будут приняты все необходимые решения о внесении изменений во все учебные планы.
О новых конкурсах постдоков
Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев напомнил, что в Университете прошли три очереди конкурсов грантов для кадровой поддержки под руководством ведущих ученых. Теперь в СПбГУ по решению ректора вводится новый порядок проведения конкурсов постдоков: их будут проводить сами научные руководители, сумевшие привлечь в СПбГУ достаточное внешнее финансирование. Как известно, общее правило предполагает большую свободу руководителя научного гранта в распоряжении средствами гранта. Эту свободу надо всячески поддерживать и поощрять. Если научный руководитель / руководитель гранта хочет привлечь постдока, он должен определить сроки проведения конкурса постдоков, требования и критерии отбора кандидатов и сам провести этот отбор (конкурс). Есть одно условие: размер привлеченного в СПбГУ гранта должен позволять ежемесячно выплачивать постдоку зарплату 35 тыс. рублей в месяц (тогда общая сумма выплат постдоку составит 70 тыс. рублей: вторая часть будет выплачиваться по решению проректора по научной работе). Новые конкурсы постдоков будут проводиться только для внешних кандидатов (тех, кто не работает в СПбГУ). Основные детали хода реализации проекта постдоков в СПбГУ обсуждались в тот день на заседании Ученого совета Университета (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 26.10.2015, раздел «Реализация программы постдоков»).
Об инвентаризации библиотечных фондов
Первый проректор по экономике Е. Г. Чернова сообщила о ходе инвентаризации библиотечных фондов Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ (см. Нам удалось остановить беспредел; Книги, возвращенные читателям; Материалы ректорского совещания от 27.04.2015, п. 10). Она напомнила о той важной роли, которую играют ресурсы библиотеки в образовательной и научной деятельности Университета. Назвала два основных способа формирования фондов: приобретение изданий и получение в дар коллекций ученых. Поэтому порой Университет теряет часть этих коллекций из-за отсутствия их учета и охраны.
Е. Г. Чернова сообщила, что будет и дальше проводиться сквозная инвентаризация библиотечных фондов, будет продолжена работа по постановке книжных собраний на бухгалтерский учет. Например, в здании по адресу Университетская наб., д. 11 хранится около 90 000 изданий по филологии и лингвистике в 15 аудиториях. Тематика разнообразная (например, изданий по славянской филологии — около 30 000, по финно-угорской филологии — около 11 000, по скандинавской филологии — около 10 000 и др.), хранятся по-разному (где-то есть учет и книговыдача, где-то их нет). После инвентаризации все издания будут переданы в фонд отраслевого отдела Научной библиотеки по направлению «Филология», их учет и книговыдачу будут вести по общим правилам библиотеки… Инвентаризация начнется 20 декабря, первые итоги можно будет подвести к 1 апреля 2016 года.
Е. Г. Чернова отметила также, что сотрудники Университета могут передать часть своих книжных коллекций в Научную библиотеку во временное пользование. Это позволит сохранить за собой право собственности на эти книги и дать коллегам и студентам возможность ими пользоваться. Например, ректор передал в библиотеку во временное пользование около сотни книг из своей коллекции. И эти книги востребованы, читатели берут их в библиотеке.
Если визуальный осмотр показывает, что книг в помещении около 10 000 (а по документам только 3 000), они все должны быть поставлены на учет. Ректор обратил внимание участников совещания на то, что ситуация в Университете не должна входить в противоречие со здравым смыслом: если в помещении Университета хранятся книги, то это помещение — библиотека. Если есть работник, чьей основной трудовой функцией является учет и выдача книг — то это сотрудник библиотеки, а не инженер. Тогда станет понятно, что работа в данном помещении с этими книгами и организована должна быть именно как работа библиотеки: в те же часы, с той же ответственностью и т. д. Только тогда у тех, ради кого эта работа организована (студентов, преподавателей и ученых), появится возможность в полной мере реализовать свой потенциал и выполнить свои обязанности.