Материалы ректорского совещания

№ 5
от 18.04.2011

Повестка совещания

    Новое в организации приемной компании в СПбГУ

    Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк еще раз обратила внимание на новые моменты в организации приемной кампании в этом году.

    • Произойдет сокращение числа дополнительных вступительных испытаний.
    • В этом году в составы предметных комиссий, принимающих дополнительные вступительные испытания, и аппеляционных комиссий еще более широко будут включены представители работодателей.
    • Аудио и видео будет производиться запись всех экзаменов, проводимых в устной и смешанной (устной и письменной) форме. Впервые такая запись письменного экзамена была произведена в 1999 году в одной из аудиторий юридического факультета сотрудниками IT службы факультета. На записи было четко видно, как во время вступительного экзамена (сочинения) на один из факультетов СПбГУ дежурный преподаватель вместо того, чтобы выполнять свои обязанности — контролировать соблюдения студентами порядка проведения экзамена (списывание, шпаргалки и т. п.), с первой минуты сам пишет сочинение, а потом передает им написанное сочинение одному из абитуриентов. Показ этой записи по телевидению вызвал болезненную реакцию руководства СПбГУ и попытку увольнения декана Юридического факультета. Отвечая на вопрос ведущего передачи, о чем свидетельствует эта запись, декан юридического факультета (а ныне ректор СПбГУ) ответил, что это, безусловно, пример коррупции, а запись экзамена  способ эффективной борьбы с ней. Теперь эта технология будет распространена на весь Университет.
    • Ранее комиссии по приему документов комплектовались в «добровольно-принудительном» порядке из преподавателей и работали в летнее, как правило, отпускное для преподавателей, время. С этого года в их работе будут принимать участие сотрудники учебно-вспомогательного персонала СПбГУ. В работе комиссии  по приему документов также могут принимать участие преподаватели, но только по их желанию. Работа в приемной комиссии будет оплачиваться.
    • Безусловно, как и в прошлом году, при проведении экзаменов независимо от их формы все экзаменационные документы будут шифроваться (см. Материалы ректорского совещания от 01.07.2013).

    Более подробно информация  об организации приемной кампании будет представлена на пресс-конференции по приему в СПбГУ на этой неделе.

    Обращения к ректору

    На сайте СПбГУ продолжаем размещать обращения к ректору, содержащие явно противозаконные требования, а также обращения сомнительного (с позиции морали) содержания. За прошлую неделю опубликовано два письма, в том числе, обращение из военкомата, содержащее требование не допускать до занятий студентов в случае, если они не встали на учет в военкомат.

    А 15 апреля  ректор получил очередное приглашение на «образовательный» Форум на этот раз, в Дубаи. Цитируем приглашение: «Программа Форума подготовлена таким образом, чтобы участники совместили и продуктивную работу, и великолепный отдых. В свободное время Вам будут предложены эксклюзивные, экзотические культурно-развлекательные программы и обзорные экскурсии по стране».

    Приглашение поступило от некой Европейской Организации Сотрудничества. Тема предполагаемого форума звучала как Международный проект Министерства образования и науки РФ — Мировой форум «Образование — 2011».

    Предварительный отчет директора Библиотеки СПбГУ 

    Поступил предварительный отчет директора библиотеки СПбГУ о результатах проверки специализированного книжного фонда, находящегося в помещениях ПУНКА (см. Доклад директора Научной библиотеки имени М. Горького Н. Г. Мацневой).

    См. также: Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 7; от 01.07.2013, п. 1.

    Поручения ректора:

    • заместителю ректора по безопасности Е. В. Пикину — принять меры в соответствии с требованиями действующего законодательства
    • Г. С. Васильеву — провести ремонт помещений
    • И. А. Горлинскому — выделить средства
    • И. П. Бойко — определить источники финансирования

    О приеме граждан

    Ректор сообщил, что на приеме граждан он столкнулся в очередной раз с фактом, когда сотрудники ректората вместо того, чтобы запросить имеющуюся в СПбГУ информацию в другом подразделении, требуют у самого работника бегать, искать, получать и предоставлять эту информацию. Например, для правильного определения размера отпускных сотруднику, который первую часть года проработал на одном факультете, а вторую в ректорате, в расчетном отделе централизованной бухгалтерии просят представить справку из бухгалтерии факультета. Другой пример: при поселении в общежитие у студента требуют справку из Учебного управления о том, что поселяющийся является студентом. Ректор попросил деканов информировать его и проректоров о таких фактах. Объективные причины таких действий, безусловно, есть. В университете все еще отсутствует и единая система учета кадров, и система учета зарплаты, и система учета студентов. Эти системы внедряются и скоро будут введены в промышленную эксплуатацию. Но и сейчас информацию, имеющуюся в других службах университета, должен запрашивать не преподаватель или студент, а соответствующий сотрудник ректората.

    Поручения ректора: В. П. Журавлеву поручено издать приказ, запрещающий запрашивать у работников документы, информацию и т. д., имеющуюся в подразделениях СПбГУ; вывесить приказ на информационных стендах в бухгалтериях и учебных управлениях.

    Письмо посла РФ в Королевстве Саудовской Аравии

    Письмо посла РФ в Королевстве Саудовской Аравии: «Визит декана Восточного факультета профессор Е. И. Зеленева... явился значимой вехой в развитии российско-саудовских отношений и открыл новые возможности по налаживанию тесного сотрудничества между нашими странами».

    Приятно слышать, что сотрудники Университета своим высоким профессионализмом способны оказывать влияние на международную политику, и на становление дружественных отношений между странами, отметил ректор, поблагодарив профессора Зеленева за работу.

    Работы на территории СПбГУ по организации каналов связи

    Первый проректор И. А. Горлинский сообщил, что 12 апреля 2011 года закончились работы на территории СПбГУ по организации каналов связи в целях подключения объектов СПбГУ к пилотной зоне национальной грид-системы высокопроизводительных вычислений (в соответствии с Решением Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 30.09.2009 ПР–2601.

    СПбГУ награжден грамотой Министра образования Республики Таджикистана 

    СПбГУ награжден грамотой Министра образования Республики Таджикистана А. Рахмонова за вклад в развитие и совершенствование методики преподавания русского языка и литературы в образовательном пространстве Таджикистана.

    Служебная записка проректора М. Н. Кудилинского 

    В связи со служебной запиской проректора М. Н. Кудилинского ректор снова возвратился к теме учета зданий и сооружений СПбГУ и их эффективного использования. Напоминаем, что за последние 20 лет городские власти передали по просьбе руководства университета не одно здание. К сожалению, часть из этих зданий использовалась далеко не под учебные или научные цели: в части этих зданий были открыты рестораны, кафе, рынки, сауны, ветеринарные клиники, продуктовые магазины и т. д., часть зданий после передачи их СПбГУ вовсе не использовалась. Закрепление здания, находящегося в собственности города за СПбГУ, только на первый взгляд является для СПбГУ большим достижением. Поскольку СПбГУ, как правило, получал здания, требующие капитального ремонта, то ремонт таких зданий возможен только из внебюджетных средств, при обязательной уплате налога на прибыль в размере 24 % до 1 января 2009 года и 20 % с 1 января 2009 года по 1 января 2011 года. Так например, капитальный ремонт здания для размещения Экономического факультета (Таврическая ул.) обошелся Университету, помимо прямых затрат на капитальный ремонт, дополнительно еще в 33,7 млн руб. налогов только потому, что лишь в 2009 году руководство Университета стало предпринимать действия, направленные на передачу  этого здания в федеральную собственность. Как уже говорилось на предыдущем ректорском совещании, по поручению ректора создается единая система учета всех зданий, их состояния и эффективности использования. Работу ведут службы проректоров М. Н. Кудилинского и И. А. Горлинского (см. также: Материалы ректорского совещания от 26.10.2015, п. 2; от 22.06.2015, п. 7; от 01.07.2013, п. 1).

    Обращение Министерства природных ресурсов и экологии РФ 

    С просьбой провести экспертизу материалов, связанных с возможностью проведения работ по добыче строительного песка на участке недр, расположенном в Черном море вдоль побережья Краснодарского края между г. Анапа и мысом Железный Рог. Была озвучена просьба привлечь к экспертизе профессора кафедры литологии и морской геологии С. М. Усенкова. Профессор Н. Г. Скворцову поручено организовать проведение экспертизы.

    «Рад констатировать, что наши эксперты так востребованы, и уверен, что по имеющему такой широкий социальный резонанс делу  наши специалисты смогут дать квалифицированное профессиональное заключение», — сказал ректор.

    ДМС

    Доклад проректора по экономическому развитию М. Н. Кудилинского касался уровня эффективности программы добровольного медицинского страхования в СПбГУ. Всего в 2010–2011 годах было застраховано в системе ДМС более 5500 человек. Программа ДМС эффективно дополняет общеустановленную систему ОМС, что подтверждают цифры. Так, работа системы ДМС позволила выявить на ранних стадиях у застрахованных 29 случаев онкологических заболеваний, более 100 случаев гипертонической болезни, 67 ишемической болезни сердца, 26 инсультов, 122 случаев катаракты, 29 язвенных случаев и 89 случаев глаукомы — заболевания, приводящего к слепоте в случае несвоевременно начатого лечения и др.

    О заработных платах сотрудников СПбГУ

    После обнародования решения по установлению надбавок для преподавателей, работающих на полную ставку на должностях ассистентов и старших преподавателей, поступили вопросы о возможности увеличения зарплат или надбавок сотрудникам УВП и другим категориям сотрудников, работающим на полную ставку. Ректор вынужден еще раз подчеркнуть: пока общее количество таких сотрудников неизвестно, как и неизвестна их зарплата, а лишь известна средняя зарплата по подразделениям (например, по Студгородку), принимать решение нельзя. Тем более, что только за последние два месяца в результате внедрения (пока опытного) программы SAP обнаружены более 50 «мертвых душ», среди них только в Студгородке более 20. Работа по внедрению SAP продолжается, как и работа по привлечению в СПбГУ дополнительного финансирования.

    В ходе совещания состоялся обмен мнениями об экономической эффективности ранее существовавшей системы принятия финансово-хозяйственных решений как на уровне деканов факультетов, так и «центральной власти». Приводились примеры, когда ремонтам помещений не предшествовали ремонты протекающих крыш; когда увеличивался прием «платных» студентов, а полученные средства не использовались для ремонта аудиторий и баз практик; когда до трети от фонда заработной платы, формируемого за счет внебюджетных средств, расходовался на зарплаты десяти сотрудников АУПа факультета, а оставшиеся 2/3 шли 200 и более преподавателям, научным сотрудникам, лаборантам и остальным сотрудникам факультета; когда стоимость обучения «платного студента» устанавливалась ниже реальной себестоимости в 2–3 раза.

    Сделанные выводы свидетельствуют о необходимости более четкого разделения полномочий между должностными лицами и учеными-преподавателями, когда каждый должен заниматься своим делом ответственно и профессионально (См. также: Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 7; Материалы приема граждан от 08.10.2013, п. 3).