На ректорском совещании 14 ноября рассматривались следующие вопросы:

 

  1. Как улучшить процедуры ГИА?
  2. Организация работы с кураторами
  3. Больше заявок — больше выигрышей
  4. Что изменилось в системе организации международной деятельности СПбГУ
  5. Использование книжных и электронных ресурсов
  6. Дисциплинарные меры
  7. Об образовательной программе «Теология»

 

  1. Как улучшить процедуры ГИА?

Подведены итоги общественного обсуждения вопроса о совершенствовании процедур государственной итоговой аттестации в 2017 году (см. Обсуждение предложений по совершенствованию процедур государственной итоговой аттестации в 2017 году).

Эти мнения будут учтены при подготовке ГИА-2017. В частности, от универсантов поступили предложения:

  • в составы ГЭК включать более 50 % представителей работодателей
  • предоставление доступа всем членам ГЭК к электронным версиям ВКР
  • рекомендовать научным руководителям ВКР присутствовать на защитах выпускников
  • привлекать представителей организаций-работодателей в качестве консультантов при подготовке ВКР
  • подготовить методические рекомендации по порядку и процедуре проведения государственных аттестационных испытаний

Также проанализированы предложения по этому вопросу от директоров и деканов, председателей учебно-методических комиссий.

Предложения, связанные с составом ГЭК:

  • включить в составы ГЭК по соответствующим образовательным программам более 50 % представителей работодателей: больше 70 % (декан факультета международных отношений И. Н. Новикова), две трети ГЭК (директор Института истории А. Х. Даудов), 50–70 % (директор Института философии С. И. Дудник)
  • установить требования к представителям работодателей: профильное высшее образование; по отдельным программам в качестве работодателей в составах ГЭК по соответствующим образовательным программам рассматривать представителей высшей школы (директор Института философии С. И. Дудник, декан филологического факультета Л. А. Вербицкая), руководителей научных институтов и руководителей мегагрантов (директор Института химии И. А. Балова)

Предложения, связанные с процедурой проведения ГЭК:

  • по форме ИГА: предложено исключить экзамен и проводить только защиту ВКР (декан медицинского факультета П. К. Яблонский);
  • письменного экзамена недостаточно, предлагают вернуться к устному экзамену (декан экономического факультета);
  • предлагают усовершенствовать систему регистрации ВКР в системе Blackboard.

На этой неделе на портале СПбГУ размещены программы, методики, системы оценивания ИГА (см. Государственная итоговая аттестация).

 

  1. Организация работы с кураторами

Институт кураторов возрожден в Университете по всем образовательным программам бакалавриата, магистратуры в 2014 году (см. Тьюторы будут: прием граждан В. П. Журавлевым от 26.12.2013; Материалы ректорского совещания от 30.12.2013, п. 4; Материалы ректорского совещания от 20.01.2014, п. 6). Сейчас кураторами студентов первого курса являются преподаватели. Институт кураторства необходим для того, чтобы повысить уровень адаптации первокурсников в СПбГУ, их информированности о мероприятиях, структуре Университета, а также, чтобы разнообразить и совершенствовать внеучебную деятельность (см. Материалы ректорского совещания от 26.09.2016, п. 5; Студентам помогают кураторы​; Первокурсникам важно знать всё: как с недавними абитуриентами работают кураторы). Некоторые директора и деканы считают сложившуюся систему достаточно эффективной и предложений по совершенствованию у них нет (декан факультета искусств В. А. Гергиев, декан факультета политологии С. Г. Еремеев, декан экономического факультета О. Л. Маргания, декан восточного факультета М. Б. Пиотровский, декан факультета стоматологии и медицинских технологий Ю. А. Щербук, декан медицинского факультета П. К. Яблонский, директор института ВШЖиМК А. С. Пую).

Другие директора и деканы, их заместители высказали предложения по совершенствованию работы кураторов. В частности, поступили предложения по внесению изменений в полномочия кураторов:

  • активнее привлекать кураторов к участию в заседаниях учебно-методических комиссий (и. о. декана биологического факультета И. А. Тихонович, декан факультета международных отношений И. Н. Новикова, директор Института истории А. Х. Даудов)
  • предоставить кураторам право присутствовать на процедурах промежуточной аттестации, в том числе на заседаниях аттестационных комиссий (И. А. Тихонович)
  • предоставить кураторам доступ к персональным данным обучающихся, например, адрес проживания студента в общежитии (заместитель декана физического факультета С. Е. Горчаков)
  • возложить на кураторов функцию вовлечения обучающихся в организацию работы с абитуриентами: проведение олимпиад и интеллектуальных соревнований, работа с СОУ (И. А. Тихонович)
  • возложить на кураторов полномочия по проверке пунктов питания и качества пищи (декан математико-механического факультета Г. А. Леонов)
  • предоставить кураторам право проводить опросы на тему возникающих проблем в общении с преподавателями и административными работниками (заместитель декана юридического факультета А. В. Ильин; И. А. Тихонович)
  • проводить работу по освоению социально-культурной среды Санкт-Петербурга и СПбГУ (декан факультета социологии Н. Г. Скворцов). Нужна конкретизация этого предложения
  • распространить институт кураторства на второй и последующие курсы (директор Института философии С. И. Дудник; С. Е. Горчаков; первый заместитель декана факультета свободных искусств и наук Т. В. Черниговская; директор Института наук о Земле К. В. Чистяков)
  • четко прописать полномочия кураторов: например, непонятны полномочия в ситуации, когда студент обращается с просьбой помочь разрешить конфликт с преподавателем (Н. Г. Скворцов). Кураторы — не административные работники, поэтому не предполагалось, что нужны какие-то инструкции или регламенты их деятельности
  • уточнить перечень мероприятий, в которых куратор обязан принимать участие (И. А. Тихонович)
  • уточнить список должностных лиц, к которым куратор должен обращаться в первую очередь (И. А. Тихонович)

 

  1. Больше заявок — больше выигрышей

Проанализированы итоги участия обучающихся — студентов и аспирантов СПбГУ — в конкурсах по присуждению премий правительства Санкт-Петербурга в 2016 году в сравнении с результатами других вузов города. Приходится констатировать, что количество обучающихся СПбГУ среди участников конкурсов на премии правительства Санкт-Петербурга составляет только 8 % (среди студентов). При этом, например, доли участников из двух других вузов города составляют 24 % и 45 %. Аналогичным образом выглядит и ситуация с аспирантами: доля аспирантов СПбГУ среди участников конкурса составила только 9 %. Если обратить внимание на тот факт, что результаты конкурса, проводимого правительством Санкт-Петербурга, уже не первый год показывают жесткую корреляцию числа поданных заявок от вуза и числа выигрышей участников конкурса от этого вуза, то чем меньше количество поданных универсантами заявок, тем меньше количество выигранных ими грантов и премий. Директорам и деканам поручено представить предложения по увеличению количества заявок.

 

  1. Что изменилось в системе организации международной деятельности СПбГУ

Рассматривались изменения в системе организации международной деятельности СПбГУ за последние годы на примере сотрудничества с вузами, научными организациями, госучреждениями и частными корпорациями Японии (см. Презентация «Эволюция организации международной деятельности СПбГУ в 2010-2016 гг., на примере сотрудничества с японскими университетами и компаниями»).

До 2011 года:

  • В СПбГУ отсутствовали единые правила направления обучающихся и научно-педагогических работников на стажировки в зарубежные университеты-партнеры. Это приводило к тому, что деканы самостоятельно заключали соглашения с иностранными университетами на условиях, которые, как правило, ограничивали возможность поездок на стажировки в эти «приватизированные» университеты работников других специальностей и обучающихся других образовательных программ. Информация о таком сотрудничестве, как правило, не была доступна коллективам других факультетов.
  • Отбор обучающихся и научно-педагогических работников на поездки в университеты-партнеры осуществлялся вне конкурса и без утвержденных правил. В условиях отсутствия открытой и достоверной информации это приводило к тому, что за счет бюджетных средств на стажировки, как правило, ездили только те, кто был лично знаком с сотрудниками международных служб. А при финансировании поездок из внебюджетных средств, находящихся в распоряжении деканов, — те, кто пользовался расположением декана.
  • Прием иностранных студентов и научно-педагогических работников также ограничивался отдельным факультетом без предоставления информации обо всех возможностях Университета. Например, делегации из японских университетов в основном посещали восточный факультет, а информация об их визитах не распространялась среди коллективов других факультетов. В результате научное сотрудничество ограничивалось одной-двумя областями знаний.

В итоге академическая мобильность между СПбГУ и, например, японскими университетами-партнерами была узкопрофильной и незначительной. До 95 % научно-педагогических работников, участвующих в обменах, представляли гуманитарные направления (в основном «Востоковедение»). Совместные публикации появлялись редко и ограничивались одной-двумя областями знаний («Востоковедение», «Филология»). При этом ведущие японские университеты в плане сотрудничества интересны, прежде всего, в тех областях знаний, где они имеют высокие показатели.

Начиная с 2011 года, в Университете проходила реорганизация системы управления международной деятельностью СПбГУ, в результате которой удалось качественно изменить ситуацию:

  • организация визитов иностранных делегаций осуществляется на общеуниверситетском уровне с приглашением специалистов по различным направлениям и публикацией сообщений о результатах переговоров на портале СПбГУ
  • соглашения с вузами-партнерами заключаются с учетом потребностей и предложений всего Университета
  • создана и опубликована на портале Университета база соглашений с зарубежными партнерами (см. Реестр международных соглашений)
  • организовано открытое информирование обучающихся и работников о возможностях научных и образовательных обменов (см. Студенческая мобильность; Международные программы академической мобильности; Сотрудникам СПбГУ)
  • утверждены регламенты организации обменов научно-педагогических работников и обучающихся (см. Обмен по линии межуниверситетского сотрудничества)
  • с 2011 года работает система открытых конкурсов на участие в программах обмена и конференциях для обучающихся и научно-педагогических работников СПбГУ
  • обеспечена транспарентность системы финансирования международных проектов
  • в результате достигнутых ректором договоренностей установлены долгосрочные партнерские отношения с некоторыми ведущими мировыми компаниями, вследствие чего возросло финансирование программ обмена и других проектов

Открытость конкурсов способствовала расширению спектра направлений (с 6 до 16 за пять лет) и увеличению в 5 раз числа научно-педагогических работников СПбГУ, принимающих участие в обменах с японскими организациями. Количество обучающихся СПбГУ, принимающих участие в обменах, возросло многократно (с нуля до 35). Увеличилось количество партнеров СПбГУ в Японии (с 4 в 2009 году до 21 в 2016 году). Среди партнеров крупнейшие компании — Mitsui&Co., JTI, Panasonic, Shimadzu. В результате переговоров ректора с руководителями японских компаний увеличился совокупный объем финансирования со стороны японских компаний-партнеров в 10 раз (с 3 млн до 30 млн рублей). В 4–5 раз возросло количество совместных публикаций (269 публикаций с 2011 по 2016 год с учеными 53 научных центров и университетов Японии) в сравнении с аналогичным периодом до 2011 года. Увеличилось число образовательных программ с японским компонентом («Международные отношения», «Политология», «Туризм», с 2017 года — «Экономика» и «Менеджмент»). Заметим, что схожая динамика развития международного сотрудничества СПбГУ наблюдается и с другими странами, среди которых стоит особо выделить КНР, Германию и Венгрию.

 

  1. Использование книжных и электронных ресурсов

Во время встреч ректора со студентами — членами библиотечных советов (см. Встреча со студентами — членами библиотечных советов; Вторая встреча со студентами — членами библиотечных советов​) обсуждалась, в том числе, организация доступа обучающихся к электронным и библиотечным ресурсам Университета. Проведенный после этого опрос показал степень удовлетворенности студентов библиотечными сервисами: 82 % опрошенных полностью довольны библиотекой, а 6 % высказали критические замечания и пожелания, которые касаются времени работы библиотеки, обеспеченности учебной литературой. По учетным записям Научной библиотеки в первые два месяца этого учебного года исследовались уровни активности использования книжных и электронных ресурсов студентами разных образовательных программ. В расчете на одного обучающегося самыми активными оказались студенты:

  • по использованию электронных ресурсов (по направлениям «Юриспруденция», «Искусства и гуманитарные науки», «Химия»),
  • по посещению отраслевых отделов библиотеки (по направлениям «Юриспруденция», «Востоковедение», «Экономика»),
  • по книговыдаче (по направлениям «Юриспруденция», «Химия», «Медицина и стоматология», «Менеджмент»).

Директорам и деканам дано поручение: проанализировать, насколько рабочие программы учебных дисциплин предусматривают использование книжных и электронных ресурсов библиотеки, предусмотрено ли учебными планами обучение использованию электронных ресурсов, как организовано это обучение.

 

  1. Дисциплинарные меры

Решения комиссии по этике СПбГУ от 22 сентября и 5 октября были приняты после рассмотрения:

На основе этих решений начальником Главного управления по организации работы с персоналом приняты соответствующие меры дисциплинарного воздействия:

  • доценту П. А. Тараканову объявлено дисциплинарное взыскание (замечание), и принято решение: не привлекать его к работе в комиссии по приему документов летом 2017 года (см. Материалы ректорского совещания от 24.10.2016, п. 7)
  • старшему инспектору отдела поселения УРМ Н. П. Болюх объявлен выговор за неэтичное поведение в стенах Университета, а 10.10.2016 она уволена из Университета (см. Материалы ректорского совещания от 10.10.2016​, п. 8)
  • старшему преподавателю кафедры театрального искусства СПбГУ О. К. Румянцевой-Лобановой в приказе указано на недопустимость для преподавателя неэтичного поведения в отношении студентов
  • начальник РЭО № 11 Управления главного инженера СПбГУ С. Е. Парфёнов принес публичные извинения своим подчиненным, вопрос обсужден на общем собрании трудового коллектива, конфликт улажен
  • ведущему специалисту отдела договоров аренды Е. Д. Самсоновой указано на необходимость соблюдения этических норм взаимоотношений в коллективе

 

  1. Об образовательной программе «Теология»

Закончила работу комиссия по изучению вопроса об открытии в СПбГУ образовательной программы «Теология» (см. Материалы ректорского совещания от 06.06.2016​, п. 2). В своем заключении комиссия рассмотрела весь круг вопросов, связанных с созданием и реализаций образовательных программ в области теологии в светских университетах. Среди них: исторические аспекты взаимосвязи систем теологического и светского образования, вопросы взаимосвязи и противоречий в образовательных стандартах по направлениям «Теология» и «Религиоведение», вопросы востребованности таких образовательных программ в современном обществе. Особое внимание комиссия уделила проблемам реализации таких программ в многоконфессиональном обществе с учетом того, что образовательные программы по теологии имеют явно или скрыто, но исключительно моноконфессиональный характер, на что указывает и наличие конфессиональных профилей в стандарте по теологии.

Затронула комиссия и вопросы взаимодействия с религиозными организациями при создании и реализации программ в области теологии, а также проблемы кадрового обеспечения таких программ, которые потребуют привлечения в СПбГУ ведущих ученых в области теологии и развития научных исследований в этой области. В случае создания в СПбГУ образовательной программы по направлению «Теология» комиссия считает целесообразным рассмотреть вопрос об интеграции теологии, традиционной для религиозных организаций, в систему преподавания гуманитарных и социальных дисциплин высшего светского образования в СПбГУ.

В случае принятия решения об открытии в СПбГУ образовательной программы по направлению «Теология» наиболее благоприятной формой комиссия считает академически ориентированную магистерскую программу, которая в наибольшей степени может отвечать статусу СПбГУ. Вопрос о проработке концепции и создании такой программы будет вынесен на рассмотрение учебно-методической комиссии СПбГУ.

См. также:

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.